НЛП-модель грамотного правописания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЛП-модель грамотного правописания



Путем моделирования стратегий грамотно пишущих людей (орфография) была выявлена используемая ими стратегия.
1. Визуальное вспоминание образа слова.
2. Кинестетическая проверка правильности этого образа.
Наиболее часто встречающиеся неэффективные стратегии — аудиальная, путем проговаривания слов, и визуальное конструирование слов.
В процессе диагностико-коррекционной работы с детьми нами выделены следующие группы детей с трудностями правописания.
1. Правополушарные визуалы, хорошо запоминающие образную информацию, но имеющие трудности с визуальным запоминанием знаков (слов).
2. Визуалы, одинаково хорошо запоминающие как образную, так и знаковую информацию, но не использующие визуальную стратегию при письме.
3. «Крайние» кинестетики, имеющие трудности с запоминанием как зрительной, так и аудиальной информации.
Характерной особенностью всех этих детей является слабо развитый аудиальный канал восприятия и обработки информации. Многие из этих детей имеют логопедические нарушения.
Учитывая, что в школе принят фонематический подход (А, Д) при обучении чтению и письму, нетрудно предположить, что такие дети будут иметь большие трудности в освоении правописания.
4. Дети с достаточно развитыми всеми модальностями, но у которых или отсутствует система проверки (референтная система) правильности вспоминаемых слов, или эта проверка осуществляется в аудиальном канале.

Диагностические методы,
применяемые в работе с детьми,
имеющими трудности при письме

1. Путем экспертной оценки учителем и родителем отнести ребенка в соответствии с характерологической таблицей к соответствующему модальному типу (визуал, аудиал, кинестетик, смешанный тип).
2. Задавая вопросы типа:
— Какой урок у вас в понедельник третий по счету?
— Что ты помнишь из сегодняшнего (вчерашнего) урока русского языка, что учитель говорил на уроке, что он писал на доске, что ты писал в тетради?
— Что ты помнишь из вчерашнего дня, просмотренного фильма, прослушанной радиопередачи? — определить его основную и ведущую модальности.
3. Дать следующее задание:
— Прочитай предложение и посчитай, сколько раз ты увидишь в нем букву «з»:

Паровоз тянул тяжелый груз и звонко стучал колесами.

Если ученик определил 1 или 2 буквы «з», то он проговаривал слова «про себя», полагаясь на звучание буквы, что говорит о слабой работе визуального канала (в тексте три буквы «з»).
4. Стандартными методами диагностики определить уровень развития визуальной и аудиальной памяти.
5. Путем «фотографирования» словарных слов различной длины и воспроизведения их по буквам в обратном порядке определить уровень возможного зрительного запоминания слов.
Предварительно надо выяснить, знает ли ученик, что такое фотоаппарат, при необходимости объяснить ему, что значит слово «сфотографировать».
6. Используя методику запоминания слов (значений) с помощью создания полимодального фильма, определить уровень развития образной памяти и наличие ассоциативной связи их с внутренней речью. Методика описана далее в тексте (упражнение 17).
7. Выявить стратегию правописания. Для этого попросить ученика произнести по буквам словарное слово. Наблюдая за движениями глаз, сделать заключение — визуальное или аудиальное запоминание использовалось.
Задавая вопросы типа: «Точно ли, что после такой-то буквы стоит такая-то буква?», «Мне кажется, что надо писать в слове такую-то букву», определить, задействована ли референтная кинестетическая система проверки правильности написанного.

Алгоритм формирования
В-К-стратегии правописания

1. «Сфотографировать» словарное слово.
2. Направив движение глаз влево вверх (для правши), постараться его зрительно вспомнить (психологу при необходимости сделать движение рукой в соответствующем направлении).
3. Сверить вспомненный образ слова со словарем, внести в него необходимые изменения.
Выполнить пункты 2 и 3 столько раз, пока слово не будет зрительно запомнено.
4. Записать запомненное слово, сделав перед этим движение глаз влево вверх (для правши). Психологу при необходимости нужно сделать движение рукой в соответствующем направлении.
5. Спросить ученика: «Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что все правильно, может, что-то надо исправить? Вспомни еще раз картинку слова и сверь ее с написанной». Слова «смотришь», «чувствуешь», «картинку» необходимо выделить интонацией и громкостью.
6. Написать это же слово (самому психологу) рядом с ошибками. Сказать ученику: «Посмотри на написанное слово. Когда ты смотришь на него, чувствуешь ли ты, что что-то не так?» (При этом можно сделать соответствующее движение телом.) Попросить отметить ошибки.
Выполнить пункты 1–6 на нескольких коротких словах.
7. Выполнить пункты 1–6 на длинных словах, разбивая их при необходимости на части и «фотографируя» отдельно эти части, а также все слово целиком.
8. В течение 3–5 минут выполнять следующее. Психолог произносит какое-то слово, а ученик делает движение глаз в направлении визуальной памяти, затем в направлении кинестетики и возвращает глаза в исходное положение. Этот пункт необходим для создания физиологического навыка движения глаз при письме.
9. Попросить ученика произнести по буквам, как пишется какое-либо слово. Если движения глаз при этом будут соответствовать необходимому направлению, то процедуру можно закончить. В противном случае повторить ее вновь, возможно, в другой день.
Данная процедура формирования В-К-стратегии проводится с учеником индивидуально. Желательно, чтобы при этом присутствовал кто-либо из родителей.

Система упражнений,
используемых для тренировки
психологических функций
грамотного правописания

Последовательность упражнений составлена в соответствии с принципом постепенного перехода от использования правого полушария (образного) к использованию левого (знакового), а затем одновременного их использования, и направлена на формирование навыка оперирования визуальными образами в умственном плане действий.

Упражнения на развитие
визуального внимания и памяти

1. Расположить несколько предметов (4–5) на столе. Попросить ученика их «сфотографировать» (4–6 секунд). Затем отвернуться и назвать их сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Спросить, какой предмет находится между такими-то предметами. При необходимости напоминать ученику, куда нужно направить глаза. Помочь сделать необходимое движение глаз движением своей руки.
2. Расположить несколько предметов на столе. Ученик их «фотографирует» и отворачивается. Психолог меняет местами некоторые предметы и просит ученика вновь посмотреть на них и определить, что изменилось. При затруднении попросить ученика вспомнить картинку предыдущего расположения предметов (помогать движением руки).
Упражнения 1 и 2 можно делать и с картинками каких-либо предметов.
3. В течение нескольких секунд психолог показывает ученикам картинку с различными геометрическими фигурами разных цветов. Ученики их «фотографируют». Психолог убирает картинку и просит учеников ее вспомнить. Вновь показывает картинку, а ученики вносят необходимые изменения в умственную картинку. Так можно делать несколько раз. Затем ученики, вспоминая картинку с фигурами, делают ее рисунок в тетради.
4. «Муха». Используется рисунок на доске или большом листе бумаги. Психолог говорит: «Ребята, представьте, что на клетке с номером 5 сидит муха. Она может летать на одну клетку вверх, вниз, влево, вправо. Сейчас я буду указывать, куда полетела муха, а вы внимательно следите за ее движением, а затем в тетради напишите, где она оказалась (можно описать и весь путь)».
Далее задаются различные направления движения мухи. Можно в процессе работы задавать различные исходные положения мухи (не только 5).

     
     
     

5. Дети зрительно запоминают («фотографируют») поле из упр. 4 и выполняют то же, что и в упр. 4, но следят за направлением движения умственным взором.
То же, что и в упр. 4 и 5, но вместо цифр использовать буквы, а также знаки, которые трудно назвать

7. Запоминание строчной последовательности знаков, например, строчной последовательности цифр и букв, цифр, букв и знаков; например, Б 6 У 2 Ф, $ 4 К 8 * и т.д.
8. Зрительное запоминание коротких слов (из 4–5 букв).
При выполнении этих упражнений напоминать ученикам о направлении движения глаз при вспоминании. При необходимости помогать движением своей руки вверх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.022 с.)