Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глубинные и поверхностные структуры
Известно, что человеческий мозг перерабатывает информацию двумя сигнальными системами. Первая — доречевая, или (в терминах НЛП) модальная (визуальная, аудиальная, кинестетическая), и вторая — посредством слов, речи, символов и знаков того или иного языка (разговорного, научного, художественного и т.д.). Обычное речевое мышление человека, выполняемое с помощью логических рассуждений, подготавливается деятельностью подсознательных, доречевых механизмов переработки информации. Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы работы первой сигнальной системы, ближайшего проводника действительности. В НЛП лингвистический уровень (вторая сигнальная система) назван поверхностной структурой, а уровень сенсорных репрезентаций (первая сигнальная система) — глубинной структурой. Согласно Н. Хомскому, основателю трансформационной грамматики, глубинные структуры не являются неразрывно связанными с каким-либо конкретным языком, но могут быть выражены различными лингвистическими средствами (поверхностными структурами). Именно на этом положении основана работа переводчика-синхрониста. Он преобразует поверхностные структуры иностранного языка в свою глубинную структуру, а уже из нее строит поверхностную структуру родного языка (и наоборот — родного в иностранный язык). Совокупность глубинных и поверхностных структур человека как сложная иерархическая система составляет его модель мира, или его репрезентацию, которая хранится в мозге человека в виде сложной иерархической нейронной системы. В процессе развития мышления человека, начиная с младенчества происходит формирование системы связей между поверхностными структурами (речь) и соответствующими им глубинными структурами, которые есть результат переработки сенсорного опыта восприятия и деятельности человека в окружающем мире. Процесс соотнесения поверхностной структуры с соответствующей ей глубинной структурой в НЛП называется трансдеривационным поиском. Этот процесс возвращает человека от слов и знаков в недра своей модели мира с целью прочувствования опыта. Когда мы видим сочетание букв собака, мы осуществляем трансдеривационный поиск своего прошлого опыта, который связан с сочетанием букв (словом) собака. Если мы сумеем извлечь из модели мира картины, звуки, ощущения и запахи в ответ на это слово, мы узнаем, что означает собака. Если не сумеем, то мы не поймем этого слова. Наоборот, если мы хотим что-то высказать, мы начинаем со своих глубинных структур (картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов), находим соответствующие им слова и строим нужное предложение.
В, А, К, Д — совокупность визуальных, аудиальных и кинестетических образов каких-то реальных собак, на которых мы обращали внимание в процессе своей жизни. В дальнейшем такое множество визуальных, аудиальных и кинестетических образов мы будем называть полимодальным В, А, К, Д-фильмом. Когда ребенок только начинает формировать понятие «собака», он совершает обратный процесс, процесс связывания своего сенсорного опыта со словом собака (вначале как набором звуков, а в дальнейшем и с набором картинок-букв). Для понятий высокого уровня обобщенности этот процесс трансдеривационного поиска может оказаться намного сложнее. Так, для слова растение он может иметь следующий вид (схема дана в частичном виде):
По всей видимости, информация об этом понятии хранится в памяти человека в виде иерархической древовидной структуры (дерево — одна из форм представления информации в математике и теории информации). Эта структура имеет несколько уровней, на самом низшем, или глубинном, уровне она представлена полимодальным фильмом нашего сенсорного опыта восприятия множества различных видов растений. В дальнейшем мы будем различать следующие информационные уровни: а) уровень родного языка (речи письменной и устной); б) уровень символов и знаков той или иной области; в) уровень сенсорного опыта В, А, К, Д — глубинная структура. Уровни а и б тесно связаны с работой левого полушария мозга человека, уровень в — правого полушария. Часто уровни а и б называют синтаксическим уровнем, а уровень в — семантическим. Обучение ребенка должно опираться на установление прочных связей между поверхностными структурами изучаемого предмета и глубинными структурами, иначе говоря, на реальный жизненный опыт ребенка (сенсорный и деятельностный). По моему мнению, в обучении детей сейчас преобладает акцент на овладение поверхностными структурами (синтаксис, левое полушарие), а не на формирование глубинных структур (семантика, правое полушарие), что приводит к поверхностному, механическому овладению предметом. Остановимся еще на одном важном моменте. До настоящего времени в отечественной психологии господствовала идея, что мышление человека — это в первую очередь процесс функционирования его внутренней речи. Поэтому большинство методов обучения детей основано на вербализации информации, зачастую игнорируя процесс формирования глубинных структур, лежащих в основе этой вербализации. В новой парадигме обучения, которая уже начинает пробивать себе дорогу, я думаю, будет значительно усилена работа с глубинными структурами мозга ученика, иными словами, будет сделан шаг в направлении гармонизации работы обоих полушарий головного мозга. Традиционный подход к формированию навыка действий в умственном плане (например, теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина) в большей степени ориентирован на формирование поверхностных структур путем «комментирования» внешних действий вначале вслух, а затем про себя. При этом предполагается, что глубинные структуры возникнут сами по себе (функция сознания — отражение!). Но это происходит не всегда и не у всех детей. Поэтому в нашей системе этапу перехода внешних действий и восприятий во внутренний план отводится особая роль. Делается это следующим образом. Перед началом выполнения тех или иных действий во внешнем плане детям дается установка, что их глаза и мозг будут работать как фотоаппарат или видеокамера, и они могут как бы снимать свои (или других людей) действия на пленку. Причем в фильм должны заноситься не только зрительные, но и аудиальные и кинестетические образы. Фильм может комментироваться вслух и/или про себя. После выполнения действий детей просят вспомнить весь фильм и только через него давать вербальные формулировки. Таким образом, особый акцент делается на сознательном формировании вначале глубинных структур знаний, а уже через них на «связывании» этих структур с поверхностными структурами (речью). Такой подход неизбежно приводит к повышению уровня осознанности, улучшению внимания школьника, формирует навык самоконтроля, развивает различные виды памяти, гармонизирует работу обоих полушарий головного мозга.
Линии времени
Одной из важнейших функций нашего мышления является упорядочивание событий и процессов во времени. Можно сказать, что время есть один из важнейших системообразующих факторов целостной системы мышления человека. И от того, насколько хорошо сформирована эта функция мышления, во многом зависит его эффективная работа. НЛП уделяет большое внимание способам, которыми наш мозг кодирует субъективное восприятие времени. В НЛП выяснено, что, каким бы на самом деле ни было время, наше субъективное восприятие его, оказывается, имеет пространственную структуру. Мы используем метафоры «предвидеть будущие события», «вернуться в прошлое», «отдаленное будущее», «незаметно пролетело время» и т.д. Кажется, мы думаем о времени как о линии. И на самом деле — выявление способов кодирования субъективного восприятия времени большого числа людей показало, что наш мозг кодирует это восприятие в виде пространственной линии. Временные линии можно разделить на две большие категории. Первая называется «вдоль времени», или «включенное время». У людей с такой линией времени она начинается сзади и, пройдя сквозь них, уходит вперед, так что прошлое оказывается в буквальном смысле слова сзади, а будущее впереди. Они живут в той части своей временной линии, которая связана с настоящим, и поэтому обычно не осознают течение времени. Эти люди, как правило, находятся в ассоциированном состоянии сознания. Вторая категория — линия типа «поперек времени», или «сквозное время». У людей с такой линией времени прошлое, настоящее и будущее находятся перед ними. Обычно прошлое находится слева, будущее уходит вправо (для левши может быть наоборот). Люди с такой временной линией обычно хорошо планируют, умеют ставить цели, бывают организованными и пунктуальными. Они чаще всего находятся в диссоциированном состоянии сознания, как бы наблюдая за собой со стороны. Многие жизненные проблемы людей имеют корни в способах кодирования своей линии времени. Об этом достаточно полно сказано в литературе по НЛП. Анализ первых результатов, полученных нами при работе над темой, показал, что некоторые способы кодирования времени детьми (или отсутствие такого кодирования) резко снижают их мыслительные способности. Так, в частности, если ученик не может отстраниться от своей линии времени (находится во включенном времени), то это может создать определенные трудности в установлении причинно-следственных связей, решении обратных задач, понимании функциональных процессов, последовательном и связном воспроизведении материала по тому или иному предмету. Изучение способов кодирования детьми своей линии времени и связи этих способов с их успеваемостью, уровнем развития интеллекта представляется мне очень перспективным.
Информационные позиции
В НЛП считается важным умение сочетать различные точки зрения на одно и то же событие. Это называется тактикой множественного описания. В НЛП различают три основные точки зрения, или три описания. Первая позиция — это наша собственная реальность, наша собственная позиция, с которой мы воспринимаем событие. Вторая позиция — это переход на точку зрения другого человека, восприятие ситуации с его позиции. Третья, или метапозиция, — это способность стать на внешнюю, отстраненную точку зрения или позицию не вовлеченного в ситуацию наблюдателя. Сочетание всех трех позиций, трех точек зрения на ситуацию называется тройным описанием. Умение переходить из одной позиции в другую характерно для лучших коммуникаторов, лидеров, гибких и творческих людей — всех тех, кто обычно добивается успеха. Множественное описание можно сравнить со стереограммой, построенной из большого количества мелких цветных деталей, в совокупности дающих возможность увидеть объемный образ. Существует также четвертая позиция восприятия, которая подразумевает рассмотрение ситуации с точки зрения целой системы. Четвертая позиция предполагает своего рода интуитивный синтез всех трех ракурсов с целью получить полный «гештальт», или голографический образ. Умение интегрировать множественное описание в единый голографический образ является необходимым элементом так называемого системного мышления. На важность умения ребенка децентрироваться, входить в ситуацию другого человека для развития его интеллекта указывал французский психолог Пиаже, и это положение принято в настоящее время практически всеми психологическими школами.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
|