Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Основные положения транспортной стратегии РФ↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Основные положения транспортной стратегии РФ
Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии и анализ современного состояния и проблем его развития, задачи Министерства транспорта РФ В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 году - 27 процентов), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 году - 8 процентов), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2006 году - 10,4 процента) и в численности занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны. Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания. Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей. Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение. Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы. Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели. Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона. Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов. Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций. Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать. Морские транспортные коммуникации обслуживают в России 40 портов (11 наиболее крупных, из которых самый крупный СПб – 11 млн. т груза в год). Под флагом РФ в настоящее время плавает около 500 судов (из 4000) общим тоннажем в 10 млн. регистровых т. Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования, парк легковых автомобилей составил 29,4 млн. единиц, грузовых 4,9 млн. единиц, автобусов 825 тыс. единиц), 102 тыс. км внутренних водных путей (4500 судов дедвейтом 16 млн. т), 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс (315 аэропортов, 2700 самолетов эксплуатируется из 5900), из которых более 150 тыс. км являются международными. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10 процентов населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения до 2 млн. жителей (в том числе 7,5 процента общего числа районных центров и 6,7 процента центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. На начало 2007 года износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций составил: на морском - 51,2 процента, на железнодорожном транспорте - 58,6 процента, на внутреннем водном - 69,7 процента, на автомобильном (без дорожного хозяйства) - 49,6 процента, на воздушном - 50,3 процента. Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта. Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. Она включает в себя 3 наиболее важных составляющих. Первая - это диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. Наиболее яркий пример - значительное отставание развития внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации. Вторая - это недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в резком сокращении числа региональных и местных аэропортов, а также в наличии многочисленных "узких мест" на стыках отдельных видов транспорта. Третья - это территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. Особенно это касается Восточной Сибири и Дальнего Востока. Все перечисленное выше породило основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации: наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры; недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов; недостаточное качество транспортных услуг; низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала; недостаточный уровень транспортной безопасности; усиление негативного влияния транспорта на экологию. Федеральным органом отвечающим за транспорт в Российской федерации является Министерство транспорта Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве транспорта РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. N 501 его основными задачами являются: 1) формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках; 2) разработка совместно с Минэкономики, МПС, Федеральной службой воздушного транспорта России стратегии развития транспорта в России; 3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по координации совместной деятельности в целях формирования и реализации государственной транспортной политики, формирования единого транспортного пространства страны; 4) государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса; 5) проведение экономических реформ, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям; 6) формирование и проведение экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики; 7) формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса; 8) содействие повышению эффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортного комплекса на международном рынке транспортных услуг; 9) осуществление государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей с другими государствами и международными организациями. В соответствии с этими задачами в 2008 г. Минтрансом была разработана Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года утвержденная Правительством РФ от 22 ноября 2008 г. №1734-р. Основные положения ее мы и рассматриваем.
Общие положения Морского права, государственное регулирование В Российской Федерации Морское право регулируются Кодексом Торгового Мореплавания (КТМ), принятым 30 апреля 1999 года под N 81 -ФЗ. Наряду с КТМ РФ это право регулируются также издаваемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. КТМ определяет торговое мореплавание как деятельность, связанную с использованием судов для определенных целей: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; и т.п.. Этот перечень не является исчерпывающим, и использование судов может осуществляться для любых иных целей, прямо в нем не предусмотренных. Другого рода деятельность регулируется международными договорами Российской Федерации и российским законодательством, не получившими отражения в КТМ. И прежде всего Конвенцией ООН 1982 г. и российскими законами. Вопрос о сфере применения правил КТМ приобрел особое значение после того, когда суда внутреннего плавания стали широко участвовать в перевозках грузов и пассажиров морем, и после начала строительства судов, специально предназначенных для перевозок как по внутренним водным путям, так и по морю (суда смешанного плавания река - море). Следует обратить внимание на то, что речь идет не о морских и иных пространствах, а именно о морских путях и внутренних водных путях. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г., морские пути пролегают в открытом море, исключительной экономической зоне (как части открытого моря), территориальном море (обычно 12 миль в открытое море от максимальной точки отлива) и внутренних морских водах. Статьей 1 Закона о внутренних морских водах установлено, что к внутренним морским водам относятся: воды портов; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России. При плавании во всех указанных пространствах на морские суда и суда внутреннего плавания (включая суда смешанного плавания) распространяются правила КТМ. Существенным является распространение на спасательные операции, осуществляемые на внутренних водных путях, правил КТМ независимо от того, выполняются ли они морскими судами или судами внутреннего плавания. При столкновении, правила КТМ будут применяться лишь в том случае, когда судно внутреннего плавания столкнется с морским судном. Военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые только для правительственной некоммерческой службы, а также некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства, обладают так называемым суверенным иммунитетом, т.е. иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (уголовной, гражданской, административной); к ним не могут быть применены арест или задержание, другие принудительные меры (например, принудительная продажа). В КТМ предусмотрено два случая, когда его правила распространяются на корабли и суда указанной категории: 1) при столкновении; 2) при спасании кораблей и других судов указанной категории и некоммерческих грузов. Судно Понятие “судно” двумя критериями. Первый критерий отбора плавучего сооружения в категорию “судно” является способность данного сооружения плавать независимо от того, является ли оно самоходным или нет. Второй критерий отбора плавучего сооружения в категорию “судно” – предназначений, то есть использование его в целях торгового мореплавания. В отношении судов, используемых для перевозки грузов и пассажиров, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых и спасательных операций, научных исследований и т.п., применение к ним этого понятия вообще сомнений не вызывает. Промысел водных биологических ресурсов также является традиционной деятельностью, связанной с использованием судов. Это сделано для того, чтобы точнее разграничить функции государственного надзора за торговым мореплаванием, осуществляемые Минтрансом и Госкомрыболовством. Вместимость или так называемый тоннаж судов используется для различных целей, в том числе в качестве дополнительного показателя для вступления в силу международных конвенций. Исходя из тоннажа устанавливаются различные портовые сборы, канальные сборы, разграничение надзора и т.д. Во многих странах обмер судов основан на системе Британского совета по торговле 1854 г., в которой за единицу принято регистровая тонна равная 100 куб. футов (2.83 м3). Идея установления вместимости (объема), а не веса была направлена на то, чтобы определить общее количество груза, которое судно может перевезти. Согласно международной Конвенции по обмеру судов 1969 г. определение валовой (общий объем судна) и чистой вместимости (полезный объем) осуществляется правительством соответствующего государства, которое может поручить провести такое определение отдельным лицам или организациям. В любом случае правительство несет полную ответственность за определение валовой и чистой вместимости. В соответствии с Уставом государственного учреждения “Российский Морской Регистр Судоходства” 1997г. Регистр осуществляет обмер морских судов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы. Валовой тоннаж (валовая вместимость) является реалистическим отражением размеров судна, а чистый тоннаж (чистая вместимость) - отражением его вместимости и не может быть меньше 30% валовой вместимости. Для торговых судов применяется и такой показатель вместимости как “ дедвейт ” судна, как разница между полным водоизмещением судна и водоизмещением порожнем. Однако в юридических документах эта весовая вместимость применяется в страховании. Брутто-регистровый тоннаж - вместимость судна, которая устанавливается на основе: данных обмера: - внутреннего объем судна под верхней палубой (за исключением балластных междудонных цистерн); а также - надпалубных надстроек. Нетто-регистровый тоннаж - объем судовых помещений для груза и пассажиров. Он является базой при исчислении портовых и канальных сборов. Часто для судов не связанных с перевозкой груза и пассажиров применяют тоннаж в метрических или английских тоннах (то есть берется судостроительный тоннаж). Английская тонна – 2240 торговых фунтов или 1016 кг. Во многих штрафах и залогах связанных с судами применяется Расчетная единица - Единица специального права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда является валютной корзиной, состоящей из валют трех государств и ЕЭС. Удельный вес валюты в корзине определяется с учетом доли страны в международной торговле. Пересмотр удельного веса валют осуществляется каждые пять лет. Последний раз он был осуществлен в 2011 г., и валютная корзина выглядит следующим образом: доллар США 41,9%; ЕВРО – 37,4%; японская иена – 9,4%; фунт стерлингов – 11,3%. Исчисление курса СПЗ по отношению к доллару США производится МВФ ежедневно путем суммирования стоимости валют в долларах, основываясь на рыночной стоимости валют, входящих в корзину. Перевод СПЗ в рубли осуществляется на различные даты в связи с тем, что они по-разному определены в международных договорах. Судовладельцем считается, лицо которое должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании. Например, от своего имени судно эксплуатируется фрахтователем по договору. Весьма распространенной в настоящее время является передача судна в доверительное управление для его эксплуатации за вознаграждение в интересах собственника по договору доверительного управления. Одним из законных оснований является административный акт соответствующего государственного органа (Госкомимущества). В большинстве случаев, говоря о лице, эксплуатирующем судно, КТМ употребляет термин “судовладелец”. Вместе с тем в определенных случаях КТМ прямо говорит о правах и обязанностях “собственника” судна. Например только собственник присваивает название судну и он же обязан осуществить подъем затонувшего судна. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ несет собственник судна. Субъекты права собственности на судно в РФ: граждан и юридических лиц независимо от того, имеет ли гражданин российское гражданство и является ли юридическое лицо таковым по законодательству РФ (однако есть исключения - они не могут зарегистрировать приобретенное ими судно на свое имя в Государственном судовом реестре); РФ и субъектов РФ; муниципальных образований, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; Законом могут быть установлены особенности осуществления права собственности в зависимости от субъекта права собственности. Так, суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Права собственника реализуются посредством правомочий по владению (реальному обладанию судном), пользованию (извлечению пользы, выгоды) и распоряжению (продаже, дарению, передаче в доверительное управление) принадлежащим ему судном и описаны в ГК. Право собственности на судно удостоверяется специальным документом - Свидетельством о праве собственности на судно, выдаваемым государством в лице КАПИТАНА ПОРТА при внесении судна в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУДОВОЙ РЕЕСТР. Доверительное управление основывается на общих правилах гражданского законодательства РФ и здесь комментироваться не будет. В КТМ доверительному управлению судном посвящена только одна статья. В соответствии с правилами, установленными КТМ, к доверительному управляющему судном не может быть предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения нефтью и иск о возмещении ущерба от загрязнения в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Такие иски могут быть предъявлены к собственнику судна и только в соответствии с правилами, установленными КТМ. Эти правила не затрагивают право регресса собственника судна к любому третьему лицу, в том числе к доверительному управляющему. Государственная регистрация судов, прав на них и сделок с ними - это юридический акт признания государством: право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с КТМ, а также ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на суда, находящиеся в собственности граждан Российской Федерации и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Российской Федерации и субъектов Федерации, муниципальных образований; право временно плавать под Государственным флагом Российской Федерации в отношении иностранных судов зафрахтованных по бербоут-чартеру (фрахт судна без экипажа). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии с КТМ судно подлежит регистрации в одном из следующих реестров судов РФ: - Государственном судовом реестре; - cудовой книге; - бербоут-чартерном реестре; - Российском международном реестре судов. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется правилами технического надзора и классификации судов например Минтрансом. Суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами (например, ГИМС из МЧС и Яхтенный регистр из Министерсто РФ по физической культуре, спорту и туризму), регистрируются в судовых книгах. Иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру, которому временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ, должно быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре. В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг. Регистрацию судов осуществляет КАПИТАН МОРСКОГО ПОРТА, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется КАПИТАНОМ МОРСКОГО РЫБНОГО ПОРТА. Регистрация иных судов, осуществляется органами технического надзора за такими судами. Согласно правилам регистрации капитан порта несет ответственность за своевременность и точность записи о праве на судно и сделок с ним в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и реестре строящихся судов, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на судно и сделок с ним. Технический надзор. Технический надзор за пассажирскими (число пассажиров более 12), грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн осуществляют Российский Морской Регистр Судоходства (далее - Морской Регистр) и Российский Речной Регистр (далее - Речной Регистр) в соответствии с их компетенцией. Морской Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Устава, утвержденного в 1997 г. (действует с 1913 г.). Деятельность Морского Регистра направлена на: - обеспечение условий безопасного мореплавания морских судов в соответствии с их назначением, - охраны человеческой жизни на море, - сохранности перевозимых грузов, - экологической безопасности морских судов. В этих целях Морской Регистр издает Правила, устанавливающие технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни на море и перевозки грузов на море и на внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, осуществляет технический надзор за выполнением этих требований, производит классификацию и реклассификацию судов, удостоверяет валовую и чистую вместимости морских судов и обмерные характеристики находящихся под надзором Морского Регистра судов внутреннего плавания. Морской Регистрведет учет судов, находящихся под его надзором и издает Регистровую книгу судов. Он имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств (при этом Морской Регистр приостанавливает или изымает выданные им документы, разрешающие эксплуатацию). Речной Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Положения о нем, утвержденного в 1995 г. (действует с 1913 г. в рамках Морского регистра, а самостоятельно с 1939 г.). Основными задачами Речного Регистра являются: - классификация судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания; - классификация внутренних водных путей по условиям плавания судов; - установление границ районов морского плавания поднадзорных судов и условий, которым должны отвечать эти суда и др. Для выполнения возложенных на него функций Речной Регистр издает Правила, осуществляет технический надзор за всеми судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания независимо от их принадлежности и форм собственности и предназначенными для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и в морских районах. Остальные функции Речного Регистра схожи с Морским регистром. Технический надзор за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также за иными судами, к которым не применяются правила, осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) МЧС и Федеральным яхтенным регистром Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (далее Яхтенный регистр). Судовые документы. Судовые документы - документы, которые должно иметь судно для подтверждения права плавания под флагом какого-либо государства, удостоверения национальной принадлежности этому государству, технического состояния судна и его назначения. Виды и количество документов, которые должно иметь судно, зависят от эксплуатационного назначения судна, района плавания и т.п. и определяются КТМ и международными договорами РФ в области торгового мореплавания. 1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации является документом, удостоверяющим национальность судна. Свидетельство выдается органом, осуществляющим регистрацию судна, после внесения судна в соответствующий реестр. В Свидетельстве, составленном на русском и английском языках, содержится разрешение на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и указываются технические и другие данные о судне. 2. Свидетельство о праве собственности на судно является специальным документом, удостоверяющим право собственности на судно, выдаваемым одновременно со Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации после внесения судна в соответствующий реестр. 3. Свидетельство о годности к плаванию является специальным документом, удостоверяющим должное мореходное состояние судна для безопасного плавания в определенном районе и в соответствии с назначением судна. Оно определяет общее техническое состояние судна с точки зрения мореходности и выдается органом технического надзора, осуществляющим надзор за этим судном. 4. Судовой журнал является основным официальным судовым документом, в котором отражается непрерывная жизнь судна. Судовой журнал ведется на каждом судне с момента подъема на нем Государственного флага. Судовой журнал заполняется в процессе вахты в момент совершения события или после него вахтенным помощником капитана. Все листы в Судовом журнале должны быть прошнурованы и пронумерованы. Журнал регистрируется морской администрацией порта в лице капитана порта и скрепляется его подписью и печатью. 5. Машинный журнал является дополнением к Судовому журналу и отражает работу силовых и Вспомогательных установок, скорости хода, наличие и расход топлива и т.п. Журнал ведет вахтенный механик, а главный механик ежесуточно проверяет эти записи и заверяет своей подписью. Машинный журнал является одним из основных документов при анализе действий машинной команды, выявления причин поломок и т.п. 6. Лицензия судовой радиостанции и судовой радиожурнал (регистрируется капитаном порта) предусмотрены в целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СОЛАС 74/78. 7. Судовая роль - документ, удостоверяющий наличие на борту судна членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна, что является одним из условий мореходности судна. Судовая роль составляется на судне, подписывается капитаном или уполномоченным им лицом и скрепляется судовой печатью. Имеется еще достаточно много журналов в основном отвечающих требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78, а также отвечающие пассажирскому судну, санитарным вопросам, обмером судна и т.д. Наконец согласно КТМ судно, перевозящее более 2000 тонн нефти наливом в качестве груза или любое судно перевозящее опасные и вредные вещества, должно иметь Свидетельство о страховании или ином обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, предусмотренное Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и вредных веществ 1996 г. Суда уходящие в загранплавание, кроме документов, указанных в КТМ, должны иметь документы предусмотренные международными договорами Российской Федерации. При этом все суда должны иметь Свидетельство об изъятии (выдается Регистром РФ о том, что судно не полностью соответствует Конвенцией СОЛАС 74/78).
Экипаж судна, капитан судна В соответствии с КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана судна (старший, второй, третий и четвертый), механики (старший, второй, третий и четвертый), электромеханики (старший и второй), радиоспециалисты (обычно - начальник рации и второй радист) и врачи. В зависимости от назначения и особенностей судна, его размеров, района плавания и других факторов численность командного состава может варьироваться в широких пределах, но не должна быть ниже указанного в судовом свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Обычно лиц судовой команды называют рядовым составом. Возглавляет ее боцман. В состав команды, как правило, входят матросы, мотористы, обслуживающий персонал (повара, буфетчики и т. д.) и другие лица в зависимости от назначения судна. Согласно КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских торговых и капитанами морских рыбных портов. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов, а также в целях предотвращения обмана. Согласно КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Международные требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны в первую очередь на нормах Международной конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправкам 1995 г. К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность по состоянию здоровья. Требования к морякам относительно их здоровья определены рядом международно-правовых актов. В соответствии с международными медико-санитарными правилами 1969 г. (с последующими изменениями) у моряков необходимо обязательное наличие двух международных свидетельств о вакцинации против желтой лихорадки и холеры. 1. Правовое отношение экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа на судне определяются законом государства флага судна. 2. Отношение между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются законом государства флага судна если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами являющимися иностранными гражданами. Капитан судна. Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его КАПИТАНА. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, подчи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.33 (0.013 с.) |