Флаг и национальность судна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Флаг и национальность судна.



Согласно Положению о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2126, Государственный флаг поднимается на морских судах, внесенных в Государственный судовой реестр РФ, на которые выдано соответствующее судовое свидетельство или судовой билет. Судно, плавающее под флагом иностранного государства, при прохождении территориального моря и внутренних морских вод России либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу должно поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), которым в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 г. каждое государство определяет условия предоставления права плавания под его флагом и обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, в административных, технических и социальных вопросах.

Суда могут плавать под флагом только одного государства и не могут менять свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

При временном предоставлении иностранному судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации название судна, право собственности и иные вещные права на него продолжают быть зарегистрированными по месту основной регистрации.

Под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна, выдачей судну соответствующих документов, предоставлением судну права плавания под флагом этого государства. Национальность судна указывает, законам какого государства судно подчиняется. Флаг является внешним выражением национальности судна.

КТМ определены три случая, при наступлении которых судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации:

если оно перестает находиться в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с законодательством РФ;

если истек срок, на который судну по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), было предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ;

в случае аннулирования Минтрансом или Госкомрыболовством России решения о предоставлении судну такого права в связи с нарушением условий, при удовлетворении которых такое решение принималось.

Название судна является одним из основных данных, идентифицирующих судно, а также условием для его регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами КТМ.

Название судна имеет важное значение. По КТМ при вынесении решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, Минтранс и Госкомрыболовство определяют, каким должно быть название судна. Название указывается практически во всех судовых, страховых и товарораспорядительных документах и договарах.

Присвоение названия судну осуществляется собственником в соответствии с порядком, который устанавливает Минтранс России по согласованию с Госкомрыболовством и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Порядок присвоения названий судам рыбопромыслового флота в данное время регламентируется Инструкцией о порядке присвоения названий судам флота рыбной промышленности, утвержденной приказом Госкомрыболовства России от 6 сентября 1996 г. N 167.

Каждой радиостанции морской подвижной службы, то есть судну, присваивается позывной сигнал морской радиосвязи, по которому можно определить ее национальность. В настоящее время действуют Руководство по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы (1991 г.) и Правила радиосвязи морской подвижной службы (1980 г.). Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается Госкомитетом России по телекоммуникациям.

Российские морские и смешанного (река -море) плавания грузовые суда валовой вместимостью 300 тонн и более, совершающие международные рейсы в морских районах А1, А2, A3, А4, устанавливаемых в связи с введением ГМССБ (Глобальной морской системе связи при бедствии), а также морские пассажирские суда подлежат оснащению оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ.

Радиожурнал ГМССБ обязателен для морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, оснащенных оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, совершающих рейсы в морских районах A3, А4. Радиожурнал ГМССБ подлежит регистрации КАПИТАНАМИ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ И КАПИТАНАМИ РЕЧНЫХ ПОРТОВ. В этом же приказе установлено, что на морских судах и судах смешанного (река - море) плавания, оснащенных оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, совершающих рейсы исключительно в морских районах Al, A2, записи, касающиеся радиосвязи, ведутся в Судовом журнале.

 

Технический надзор.

Технический надзор за пассажирскими (число пассажиров более 12), грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн осуществляют Российский Морской Регистр Судоходства (далее - Морской Регистр) и Российский Речной Регистр (далее - Речной Регистр) в соответствии с их компетенцией.

Морской Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Устава, утвержденного в 1997 г. (действует с 1913 г.).

Деятельность Морского Регистра направлена на:

- обеспечение условий безопасного мореплавания морских судов в соответствии с их назначением,

- охраны человеческой жизни на море,

- сохранности перевозимых грузов,

- экологической безопасности морских судов.

В этих целях Морской Регистр издает Правила, устанавливающие технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни на море и перевозки грузов на море и на внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, осуществляет технический надзор за выполнением этих требований, производит классификацию и реклассификацию судов, удостоверяет валовую и чистую вместимости морских судов и обмерные характеристики находящихся под надзором Морского Регистра судов внутреннего плавания.

Морской Регистрведет учет судов, находящихся под его надзором и издает Регистровую книгу судов. Он имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств (при этом Морской Регистр приостанавливает или изымает выданные им документы, разрешающие эксплуатацию).

Речной Регистр - государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании Положения о нем, утвержденного в 1995 г. (действует с 1913 г. в рамках Морского регистра, а самостоятельно с 1939 г.).

Основными задачами Речного Регистра являются:

- классификация судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания;

- классификация внутренних водных путей по условиям плавания судов;

- установление границ районов морского плавания поднадзорных судов и условий, которым должны отвечать эти суда и др.

Для выполнения возложенных на него функций Речной Регистр издает Правила, осуществляет технический надзор за всеми судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания независимо от их принадлежности и форм собственности и предназначенными для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и в морских районах. Остальные функции Речного Регистра схожи с Морским регистром.

Технический надзор за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также за иными судами, к которым не применяются правила, осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) МЧС и Федеральным яхтенным регистром Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (далее Яхтенный регистр).

Судовые документы.

Судовые документы - документы, которые должно иметь судно для подтверждения права плавания под флагом какого-либо государства, удостоверения национальной принадлежности этому государству, технического состояния судна и его назначения. Виды и количество документов, которые должно иметь судно, зависят от эксплуатационного назначения судна, района плавания и т.п. и определяются КТМ и международными договорами РФ в области торгового мореплавания.

1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации является документом, удостоверяющим национальность судна. Свидетельство выдается органом, осуществляющим регистрацию судна, после внесения судна в соответствующий реестр. В Свидетельстве, составленном на русском и английском языках, содержится разрешение на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и указываются технические и другие данные о судне.

2. Свидетельство о праве собственности на судно является специальным документом, удостоверяющим право собственности на судно, выдаваемым одновременно со Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации после внесения судна в соответствующий реестр.

3. Свидетельство о годности к плаванию является специальным документом, удостоверяющим должное мореходное состояние судна для безопасного плавания в определенном районе и в соответствии с назначением судна. Оно определяет общее техническое состояние судна с точки зрения мореходности и выдается органом технического надзора, осуществляющим надзор за этим судном.

4. Судовой журнал является основным официальным судовым документом, в котором отражается непрерывная жизнь судна. Судовой журнал ведется на каждом судне с момента подъема на нем Государственного флага. Судовой журнал заполняется в процессе вахты в момент совершения события или после него вахтенным помощником капитана. Все листы в Судовом журнале должны быть прошнурованы и пронумерованы. Журнал регистрируется морской администрацией порта в лице капитана порта и скрепляется его подписью и печатью.

5. Машинный журнал является дополнением к Судовому журналу и отражает работу силовых и Вспомогательных установок, скорости хода, наличие и расход топлива и т.п. Журнал ведет вахтенный механик, а главный механик ежесуточно проверяет эти записи и заверяет своей подписью. Машинный журнал является одним из основных документов при анализе действий машинной команды, выявления причин поломок и т.п.

6. Лицензия судовой радиостанции и судовой радиожурнал (регистрируется капитаном порта) предусмотрены в целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СОЛАС 74/78.

7. Судовая роль - документ, удостоверяющий наличие на борту судна членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна, что является одним из условий мореходности судна. Судовая роль составляется на судне, подписывается капитаном или уполномоченным им лицом и скрепляется судовой печатью.

Имеется еще достаточно много журналов в основном отвечающих требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78, а также отвечающие пассажирскому судну, санитарным вопросам, обмером судна и т.д.

Наконец согласно КТМ судно, перевозящее более 2000 тонн нефти наливом в качестве груза или любое судно перевозящее опасные и вредные вещества, должно иметь Свидетельство о страховании или ином обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, предусмотренное Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и вредных веществ 1996 г.

Суда уходящие в загранплавание, кроме документов, указанных в КТМ, должны иметь документы предусмотренные международными договорами Российской Федерации. При этом все суда должны иметь Свидетельство об изъятии (выдается Регистром РФ о том, что судно не полностью соответствует Конвенцией СОЛАС 74/78).

 

Экипаж судна, капитан судна

В соответствии с КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана судна (старший, второй, третий и четвертый), механики (старший, второй, третий и четвертый), электромеханики (старший и второй), радиоспециалисты (обычно - начальник рации и второй радист) и врачи. В зависимости от назначения и особенностей судна, его размеров, района плавания и других факторов численность командного состава может варьироваться в широких пределах, но не должна быть ниже указанного в судовом свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.

Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Обычно лиц судовой команды называют рядовым составом. Возглавляет ее боцман. В состав команды, как правило, входят матросы, мотористы, обслуживающий персонал (повара, буфетчики и т. д.) и другие лица в зависимости от назначения судна.

Согласно КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности.

К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских торговых и капитанами морских рыбных портов.

Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов, а также в целях предотвращения обмана.

Согласно КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Международные требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны в первую очередь на нормах Международной конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправкам 1995 г.

К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность по состоянию здоровья. Требования к морякам относительно их здоровья определены рядом международно-правовых актов.

В соответствии с международными медико-санитарными правилами 1969 г. (с последующими изменениями) у моряков необходимо обязательное наличие двух международных свидетельств о вакцинации против желтой лихорадки и холеры.

1. Правовое отношение экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа на судне определяются законом государства флага судна.

2. Отношение между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются законом государства флага судна если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами являющимися иностранными гражданами.

Капитан судна.

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его КАПИТАНА. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, подчиняется непосредственно ему. Однако согласно КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с грузовыми операциями и условия плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества как единственному представителю судовладельца или грузовладельца.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющегося необходимым для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, они возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.

С другой стороны – при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляющего функции свойственные только государственным органам.

1. Капитан выступает как орган дознания на судне.

Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящих в территориальных водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют случаи когда юрисдикция все же осуществляется (например за тяжкое преступление и торговлю наркотиками).

2. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Согласно КТМ РФ завещание приравнивается к нотариально удостоверенному.

3. Захоронение. В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю с составлением соответствующего акта.

4. Капитану предоставляется право налагать административные взыскания, когда наступает ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту в соответствии с КОАП РФ.

Трудовые отношения.

Основу правового регулирования труда на морском транспорте России составляет Трудовой кодекс РФ 2001 г. (ТК), уставами службы на судах и уставами о дисциплине.

Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно - принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ, которое предусматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна. Капитан судна отвечает за поддержание порядка на судне. Его распоряжения в пределах полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и, если это требуется, репатриировать его с соблюдением установленных норм; изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

Постановлением Министерства труда РФ от 20 февраля 1996 г. № 11 было утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, согласованное с Министерством транспорта РФ и ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) по крайней мере один непрерывный 8-часовой отдых

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (для членов экипажей атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю).

На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.

Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.211 (0.033 с.)