ТОП 10:

Организация транспортного хозяйства предприятия.



Работа современного машиностроительного предприятия, а также предприятия радиоэлектронной промышленности связана с перемещением значительного числа разнообразна грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовы­ми и участками, с одного участка на другой, а на участках - между рабочими местами

В соответствии с этим различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов, последняя подразделяется на меж цеховую и внутрицеховую.

Внутризаводская и частично внешняя транспортировка гру­зов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство за­вода включает в себя все транспортные средства завода, осу­ществляющие внешние и внутренние перевозки, и все устрой­ства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастер­ские и т. д.).

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедици­онные операции являются основными функциями транспорт­ного хозяйства.

Функции транспортного хозяйства завода не ограничива­ются только перемещением грузов. Организация внутризавод­ского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса, и на себесто­имость выпускаемой продукции. От работы транспорта зави­сят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, зат­рачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влия­ет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых заводах составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспор­тных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые на заводах транспортные средства класси­фицируются следующим образом:

• по способу действия - прерывные и непрерывные;

• по видам транспорта - рельсовые, безрельсовые, вод­ные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

• по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые;

· по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры).

Структура транспортного хозяйства завода зависит от ха­рактера выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са); состава цехов; типа и масштаба производства.

На крупных и средних предприятиях создается транспорт­ный отдел, подчиненный непосредственно заместителю ди­ректора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снаб­жение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрас­четных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): плано­во-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производ­ственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определя­ет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных ра­бот, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-раз­грузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производ­ственное планирование работы транспорта, которое сводит­ся к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро проводит техническую подготовку произ­водства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разраба­тывает транспортно-технологмческие схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ,

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность рабо­ты транспортного хозяйства.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцехо­вых и внешних перевозок грузов.

Для внешних перевозок используется, как правило, автомо­бильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т. д.

Для внутрицеховых перевозок применяют конвейеры раз­личной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответ­ствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последую­щей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период вре­мени (год, квартал, месяц, сутки, смену).

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выг­рузки. Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузо­вых потоков.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таб­лицы указываются пункты, наименование и количество груза.

Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ве­домости, которая дает наглядную картину грузооборота и слу­жит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза.

Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них.

 

27. Организация складского хозяйства предприятия.

Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Подавляющее большин­ство материальных ценностей предприятий проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской

территории.

К основным задачам складского хозяйства относятся:

• организация постоянного и бесперебойного снабжения производства соответствующими материальными ресурсами;

• обеспечение их количественной и качественной сохранности;

• максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением складских операций;

• комплектование деталей и других материальных ценностей, подбор, дозировка и прочие операции подготовительного или заключительного характера.

Как правило, на складах выполняется большой объем погрузочно-разгрузочных работ и работ по перемещению мате­риальных ценностей. Поэтому основным направлением в развитии складского хозяйства являются комплексная механизация и автоматизация работ, улучшение использования склад­ских помещений, а также организация материально-технического снабжения на основе оптовой торговли, внедрения систем материально-технического снабжения типа "точно вовремя" (в США, это называется "джит", в Японии - "канбан"), ко­торые значительно сокращают объем складских запасов. Складское хозяйство предприятия состоит из различных скла­дов и кладовых, которые можно классифицировать по следу­ющим признакам.

1. По назначению и подчиненности:

• материальные - подчиняются отделу материально-техни­ческого снабжения; принимают и хранят используемые в производстве материалы и выдают их в производство;

• сбытовые - подчиняются отделу сбыта; принимают, хра­нят и отпускают готовую продукцию завода для ее реали­зации;

• производственные - подчиняются производственно-дис­петчерскому отделу это разного рода цеховые кладовые и об­щезаводские склады, обеспечивающие производственный процесс предметами и средствами труда;

• склады запасных частей - подчиняются отделу главного механика; принимают, хранят и отпускают детали и другие материальные ценности для проведения всех видов ремонтов оборудования и других видов производственных фондов;

• инструментальные склады - подчиняются инструменталь­ному отделу; принимают, хранят и отпускают цехам все виды инструментов и приспособлений;

• склады отдела главного энергетика, отдела автоматиза­ции и механизации, отдела главного метролога, отходов и утиля.

2. По масштабу работы центральные, общезаводские, прицеховые и цеховые. Центральные и общезаводские склады обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (непроизводственную). Прицеховые склады находятся при каких-либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодеж­ды, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей). Цехо­вые склады являются цеховыми подразделениями, обслужи­вают определенный цех и занимают его производственную площадь. Они подразделяются на склады материалов, заго­товок, полуфабрикатов, инструмента и т. п.

3. По роду и назначению хранимых материалов различают склады универсальные ( для хранения разнообразных мате­риальных ценностей) и специальные (для хранения однород­ных материалов, например черных металлов, цветных метал­лов, горючих материалов и др.)

4. По техническому устройству и в зависимости от свойств материалов различают склады открытые (оборудованные пло­щадки), полузакрытые (площадки с навесами) и закрытые (отапливаемые и неотапливаемые).

Склады оснащаются различными стеллажами и унифици­рованной тарой, мостовыми кранами, кран-балками, моно­рельсами и тельферами, конвейерами, штабелерами, авто- и электрокарами, робоэлектрокарами. В гибких производствен­ных системах используются специальные стеллажи, предназ­наченные для размещения плоских и ящичных поддонов. Та­кие стеллажи представляют собой систему ячеек по вертика­ли и горизонтали, которая позволяет применять кодовую шиф­ровку и средства автоматизации погрузочно-разгрузочных работ Склады с этими стеллажами являются неотъемлемой частью автоматизированно-транспортной системы гибкого автоматизированного производства.

Склады также должны быть оснащены измерительным обо­рудованием: весами, кружками, мерниками, счетчиками, линейными мерами для измерения длины, высоты и диаметров (метрами, рулетками, штангенциркулями и т. п.).

Техническое оснащение складов зависит от рода, формы и количества хранимых материалов; типа, характера и расположения складских помещений, а также от существующей си­стемы внескладской транспортировки материалов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.008 с.)