Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции таможни РФ.

Поиск

Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции. В общем положении перечислено 65 её основных функций. Перечислим те из них, которые отражают

специфику деятельности таможни РФ.

 

  • . По вопросам реализации таможенной политики;
  • . По вопросам таможенного контроля;
  • . По вопросам таможенных платежей;
  • . По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере
  • таможенного дела;
  • . По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;
  • . По вопросам развития материально-технической и социальной базы своей

деятельности;

  • . По вопросам работы с кадрами.

 

Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни РФ.

 

 

  1. Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве со странами дальнего зарубежья.

 

В настоящее время к основным международным орга­низациям, занимающимся вопросами таможенно-тарифного регулирования мировой торговли относятся:

ВТО — Всемирная торговая организация (ранее — ГАТ: Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и разви­тию;

Всемирная таможенная организация (ранее — СТС: Совет таможенного сотрудничества).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле суще­ствует с 1948 г. и занимает ключевое положение в систе­ме современных международных торговых связей. За вре­мя его существования число государств-участников воз­росло с 22 до 132.

Вплоть до начала 1995 г. аббревиатура «ГАТТ» означа­ла одновременно и многосторонне межправительственное торговое соглашение как совокупность правовых норм, фор­мирующих общие принципы и правила мировой торгов­ли, и международную организацию как регулятор взаи­моотношений в торговой сфере между странами - участ­никами ГАТТ. С 1995 г. ГАТТ был переименован в ВТО -Всемирную торговую организацию.

К основным органам ГАТТ относятся Сессия, Совет и Секретариат. Из них только Секретариат является посто­янно действующим органом (расположен в Женеве).

За период существования ГАТТ с 1948 по 1994 г. в общей сложности было проведено восемь туров (раундов) многосторонних переговоров (шесть раундов в период с 1948 по 1973 г. седьмой (Токийский) в период с 1973 по 1973 г., восьмой (Уругвайский) — с 1986 по 1994 г.), каждый из которых завершался принятием итоговых до­кументов по вопросам регулирования мировой торговли.

В ходе Уругвайского раунда переговоров (на ее 50-й сессии) была учреждена Всемирная торговая организация — правопреемница ГАТТ, в компетенцию которой вошло не только регулирования вопросов международного обмена товарами, но и международное регулирование сельскохо­зяйственных рынков, рынков услуг и объектов интеллек­туальной собственности.

Структура ВТО несколько иная: ее учредители отказа­лись от модели периодических раундов и поставили про­цесс переговоров, входящих в компетенцию ВТО, на по­стоянную основу.

Подотчетны и подконтрольны Генеральному совету ВТО Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности и три комите­та: Комитет по торговле и развитию. Комитет по нацио­нальным защитным мерам по устранению диспропорций в соответствующих платежных балансах и Комитет по бюджету, финансам и управлению ВТО.

Как постоянный орган в рамках ООН действует с 1964 г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой также имеет непосредственное от­ношение к таможенной сфере. Как и ГАТТ/ВТО учрежде­на эта организация была с целью решения актуальных проблем международных торгово-экономических отноше­ний. Но в отличие от первой, ЮНКТАД акцентирует свое внимание на решении возникающих проблем по созда­нию равных условий для участия в мировой торговле на­ряду с промышленно развитыми странами также и разви­вающихся стран, на решении конфликтов между промыш­ленно развитыми странами и их бывшими колониями и иным образом зависимыми землями.

Высшим органом ЮНКТАД является его Сессия, созы­ваемая не реже одного раза в четыре года в г. Женеве. Постоянно действующим органом является Совет по тор­говле и развитию и Постоянный секретариат, в рамках которого действуют следующие комитеты: Комитет по сы­рьевым товарам, Комитет по готовым изделиям, Комитет по морским перевозкам. Комитет по финансированию тор­говых операций, Комитет по передаче технологий и Спе­циальный комитет по преференциям.

В 1980 г. под эгидой ЮНТКАД с целью придания большей устойчивости мировой торговле сырь­евыми товарами посредством объединения финансовых средств экспортеров был создан Общий фонд сырьевых товаров, благодаря деятельности которого удалось добиться отмены либо снижению в развитых странах ввозных та­моженных пошлин на сырьевые товары.

Специализированной международной организацией, за­нимающейся исключительно вопросами таможенно-правового регулирования, является Всемирная таможенная организация (ранее именуемая Советом таможенного со­трудничества — сокращенно СТС). СТС был создан 15 де­кабря 1950 г. в г. Брюсселе специально с целью урегулирования таможенных вопросов на международном уров­не. Его появление было обусловлено теми же причинами, что и ВТО — обусловленной глобализацией мировой тор­говли необходимостью гармонизации и унификации ми­ровой торговли и ее таможенного регулирования не на уровне существовавших до этого торговых обычаях и обыкновениях, а на уровне многосторонних международных межправительственных соглашений.

В своей деятельности СТС руководствуется принципом невмешательства в национальную экономическую полити­ку государств — его участников под лозунгом о том, разра­ботанные на основе его деятельности международные дого­воры должны быть призваны всячески облегчать условия мировой торговли за счет формирования единообразной практики осуществления операций по таможенному офор­млению и контролю во всех странах - участниках СТС.

Участником Всемирной таможенной организации (СТС) с января 1992 г. является и Российская Федерация как правопреемница СССР, который вступил в СТС незадолго до своего распада — в июле г. 1991

К числу важнейших международных соглашений в рам­ках СТС, участниками которых является и Российская Федерация, относятся:

1. Таможенная конвенция о карнете АТА для времен­ного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. (ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.);

2. Конвенция о временном ввозе (стамбульская) от 26 июня 1990 г. (также ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.);

3. Конвенция о гармонизированной системе описания, классификации и кодирования товаров;

4. Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;

5. Конвенция о взаимном административном содей­ствии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (именуется еще Конвенци­ей Найроби);

6. Международная конвенция (Конвенция Киото) об уп­рощении и гармонизации таможенных процедур.

Россия и государства — члены Европейского Союза от­носятся ко второму — европейскому региону, который в рамках СТС является самым большим и включает в себя 40 стран.

Участие в современной международной торговле без членства в ВТО в значительной степени снижает конку­рентноспособность государств на мировом рынке, посколь­ку пользования режимом наибольшего благоприятствова­ния вне членства в ВТО требуется заключение отдельных соглашений об этом с государством-партнером. В этой связи еще в 1992 г. Правительство России начало переговоры со странами — членами Европейского Союза о предоставле­нии ей возможностей свободного экспорта своих товаров в страны так называемого «общего рынка».

Присоединение России к ВТО — это на сегодняшний день одна из важнейших внешнеэкономических и внеш­неполитических задач нашей страны, поскольку это по­зволит полностью устранить существующие барьеры для экспорта российских товаров и как следствие — избавить­ся от потерь в торговле в десятки (а то и сотни) милли­онов долларов ежегодно. Серьезным препятствием на пути к этому является непризнание России странами Запада в качестве государства с рыночной экономикой, хотя неко­торые официальные представители этих стран пытаются свести этот вопрос к чисто техническому, лишенному вся­ческой политической подоплеки. Помимо этого, России предлагается ускоренными темпами снизить средневзве­шенную ставку импортного таможенного тарифа до уров­ня 10 % (средневзвешенный уровень для стран-участниц ВТО), что для государства с переходной экономикой прак­тически невыполнимо (в настоящий момент этот показа­тель у на колеблется около 15 %-й отметки). В то же вре­мя, решив эти проблемы и вступив в ВТО, Россия полу­чит как и все страны-участники Соглашения возможность использовать все его правовое пространство для решения и защиты своих внешнеторговых интересов, позволит ей разумно сбалансировать государственные экономические интересы и интересы ряда экономических отраслей, охва­тывая целиком как круг производителей, так и круг по­требителей российских товаров.

 

 

  1. Таможенная политика, ее цели.

 

«Разворот» таможенной политики в подобном направлении находится в соответствии с целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2). Этими целями являются:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки экономики;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и решение других задач экономической политики.

Таким образом, существуют благоприятные предпосылки для согласования целей проводимой в России таможенной политики с приоритетами промышленной политики. Такое согласование необходимо проводить с учетом ведущихся Российской Федерацией переговоров о присоединении ко Всемирной торговой организации, правила которой накладывают жесткие ограничения на использование инструментов таможенной политики для достижения целей государства в экономической сфере.

Таможенная политика -часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

 

 

  1. Методы осуществления таможенной политики.

 

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государ­ства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования

внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутрен­него рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощре­ние ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регули­рование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, раз­личные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внеш­неторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административ­ное, регулирование).

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

 

 

  1. Таможенное регулирование в рамках СНГ.

 

Страны современного мира стремятся к интеграции, ко­торая облегчает движение товаров и капиталов, способ­ствуя тем самым развитию экономики. Одним из элемен­тов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функ­ций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Современная практика осуществления такого сотрудни­чества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

• международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях;

• международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заме­нившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (со­глашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной прин­цип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благопри­ятствования во взаимной торговле (что означает — предо­ставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому друго­му государству-участнику ВТО);

• международно-правовое сотрудничество с иными го­сударствами.

В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:

• создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой та­моженных барьеров во взаимной торговле;

• создание таможенных союзов, обязательным усло­вием которого является отмена таможенных пошлин и все­возможных количественных ограничений во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам;

• создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государства­ми, но и барьеры для свободного перемещения услуг, ка­питалов и граждан;

• создание экономических союзов, для которых харак­терно образование единого рынка без границ и в дополне­ние ко всему вышеперечисленному также проведение го­сударствами — его участниками скоординированной мак­роэкономической политики и создание системы коллек­тивного регулирования социально-экономических процес­сов, протекающих в регионах таковых союзов;

• последним этапом служит создание политических со­юзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также со­гласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

 

Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, кото­рый среди прочих намерений в деятельности Союза зак­репил и намерение государств создать общий рынок това­ров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению вза­имодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей тамо­женных служб государств-участников СНГ. К компетен­ции этого международного органа относится создание ус­ловий для унификации таможенных правил и используе­мых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участни­ков СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 13 43 главы и 234 статьи, опре­деляет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в го­сударствах-участниках СНГ. разделов, куда входят

Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможен­ный союз. Первоначально соглашение о Таможенном со­юзе было подписано между Россией и Республикой Бела­русь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоедини­лись и остальные республики — его участники.

Россия, стра­ны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансиро­ванный элемент мировой экономической системы уже про­шли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграцион­ных процессов.

 

  1. Организации, подведомственные ГТК РФ.

 

Правовую основу для создания и деятельности органи­заций таможенной службы составляет Таможенный ко­декс РФ, в ст. 9 сказано, что для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ГТК России создает таможенные лаборатории; в целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действуют научно-исследовательс­кие учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования, а также — вычислитель­ные центры, полиграфические, строительно-эксплуатаци­онные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению стоящих перед таможен­ными органами задач. ГТК России совместно с другими компетентными таможенными органами принимают ре­шения о создании, реорганизации или ликвидации тех или иных организаций таможенной службы, определяют профиль их деятельности, утверждают уставы и положе­ния о них, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей и осуществляют общее и оперативное управление их деятельностью.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях в системе таможенной службы дей­ствует целый ряд таможенных лабораторий во главе с Главной таможенной лабораторией (ГТЛ).

ГТЛ является головной экспертно-исследовательской организацией таможенной службы, непосредственно под­чиняется ГТК России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразделениями.

ГТЛ вправе привлекать к проведению экспертиз това­ров ведущих специалистов других министерств и ведомств, а на базе их специализированных лабораторий — органи­зовывать исследований различных характеристик веществ и материалов. Результаты исследований и экспертиз, про­веденных ГТЛ, являются окончательными для всех тамо­женных органов Российской Федерации

Помимо ГТЛ в таможенной системе действует также целый ряд региональных таможенных лабораторий, которые, как и ГТЛ являются экспертно-исследовательскими организа­циями ГТК России. Таможенные лаборатории обладают статусом юридического лица, имеют самостоятельный ба­ланс, печати, а также текущие счета по федеральному бюджету и спецсредствам. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенных лабораторий осуществляет ГТК России по представлению начальника ГТЛ, согласован­ному с управлением, в регионе деятельности которого та­моженная лаборатория расположена.

Для проведения научно-исследовательских работ в об­ласти таможенного дела и повышения эффективности ра­боты таможенных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информацион­ной системы (ЕАИС) таможенных органов в структуре ГТК России создан Главный научно-информационный вычис­лительный центр (ГНИВЦ) - государственное учрежде­ние, действующее на основе устава о нем, утвержденного Председателем ГТК. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения и вычислительного центра.

Вот уже более пяти лет в системе ГТК России действу­ет специализированное учебное заведение — Государствен­ное образовательное учреждение высшего профессиональ­ного образования «Российская таможенная академия», а также три ее филиала: в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону и во Владивостоке.

Российская таможенная академия (РТА) является ве­дущим в России учебно-методическим, научным и инфор­мационно-аналитическим центром по решению проблем, связанных с деятельностью таможенной системы, в целях подготовки высококвалифи­цированных специалистов таможенных органов Российс­кой Федерации и проведения научных исследований в области таможенного дела Постановлением Совета Мини­стров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 940 была создана Российская таможенная академия.

ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» действу­ет на основе утвержденного Приказом ГТК России от 14 апреля 1994 г. Устава таможенной академии, в котором, в частности сказано, что РТА в системе учебных заведений и научных учреждений ГТК России является головным учеб­ным заведением, реализующим программы высшего про­фессионального образования, а также головным научным учреждением в области исследования проблем таможенно­го дела.

 

  1. Организационные структуры управления в системе таможенных органов.

 

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерар­хической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управле­ния, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ГТК России, управления и самостоятельные отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, та­моженные посты и отдельные специалисты, выполняющие соот­ветствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность зве­ньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных орга­нов состоит из четырех уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ГТК России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы та­можни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — та­моженный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ГТК России — таможня.

В центре таких взаимоотношений — таможня с ее началь­ником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятель­ности.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

вертикальные управленческие отношения (ГТК — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; та­можня — таможенный пост; ГТК — таможня);

горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);

диагональные управленческие отношения (пост — взаи­модействующая таможня отправления или назначения; тамож­ня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ГТК — взаимодействующее Управление ГТК РФ).

 

 

  1. Основные типы организационных структур в системе таможенных органов.

 

См. выше

 

  1. Основные требования, предъявляемые к организационным структурам в системе таможенных органов.

 

 

В целях совершенствования организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и в соответствии с решением Организационно-структурной комиссии ФТС России (пункт 12 протокола заседания от 20.09.2005 N 5/2005) приказываю:

1. Утвердить Положение об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (приложение).

2. Изложить четвертый абзац пункта 6 приложения 1 к приказу ФТС России от 18.10.2004 N 157 «Об Организационно-структурной комиссии ФТС России» в следующей редакции:

«- с перераспределением штатной численности между таможенными органами».

3. Считать утратившим силу приказ ГТК России от 05.02.2003 N 114 «О совершенствовании организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и организациях ГТК России».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.017 с.)