Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «менеджмент». Виды менеджмента.

Поиск

Понятие «менеджмент». Виды менеджмента.

 

Менеджмент – (от англ. management – руководство, управление) – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В деятельности любой организации можно выделить четыре области, которые требуют управления:

- Производство;

- Маркетинг;

- Коммерческая деятельность;

- Людские ресурсы.

Термин «Менеджмент» может употребляться в следующих смыслах:

- Наука управления

- Практика управленческой деятельности

- Власть и искусство управления

- Манера общения с людьми

- Орган управления

- Уровень управления

- Система управления.

Менеджмент различают также:

По уровням (на западных предприятиях):

Top management – высшее звено управления (генеральный, финансовый, коммерческий директор и т.д.);

Middle management – среднее звено управления (руководители самостоятельных подразделений);

Lover management – низшие звенья управления.

По формам собственности: государственный, частный;

По направлениям деятельности:

Стратегический;

Инновационный;

Финансовый;

Маркетинговый.

По виду деятельности организации: фирменный, производственный;

По целям: коммерческий, некоммерческий.

 

Специфика труда менеджера.

 

Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Менеджер – лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своём подчинении одного или группу работников и наделённый правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

Понятие «менеджер» употребляется в следующем смысле:

Должность: менеджер по рекламе, по связям с общественностью и т.д.;

Вышестоящий руководитель по отношению к подчинённым;

Администратор;

Руководитель фирмы в целом или её подразделениями;

Организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия – человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.), средством труда – оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.). Продуктом его труда является управленческое решение.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

 

 

Основные этапы развития менеджмента.

 

Основоположником научного менеджмента является Тейлор (1856 – 1915 гг.)

Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.)

Фойоль (1841 – 1825 гг.) создал «теорию администрации» 1 статья вышла в 1900 г., а книга в 1916 г. «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:

Разделение труда

Власть и ответственность

Дисциплина

Единство распорядительства

Единство руководства

Подчинение частных интересов общим

Вознаграждение персонала

Централизация

Скалярная цель

Порядок

Справедливость

Постоянство, стабильность персонала

Инициатива

Корпоративное духовное единение персонала

 

В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные эксперименты (фирма Бэспипэлектирк) Чикаго.

К чести российских специалистов следует отметить, что первые наши в области научного менеджмента сделали задолго до Тейлора в 1860-70гг сотрудниками высшего технического училища, разработавшие методику рационализацию трудовых движений, получившая медаль «преуспевание» на всемерной торговой выставке в Вене в 1873 году, ее стали использовать английские промышленники. В 1908 году в России стали выходить сборники «Административно-техническая библиотека» (Левенсберг). В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. Исследование в области управления производством и НОТ были возобновлены в 20г. В этот период были сформулированы основные законы организации и НОТ.

 

4. Основные требования, предъявляемые к менеджерам.

 

Социальные значения.

- умение обосновывать и принимать решения в динамичных условиях

- информировать по вопросам развития отрасли, в котором работает предприятие, знание состояние и исследования техники, технологии, поступлении, динамика спроса и т. д.

- знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях

способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия

- умение использовать совершенную информацию, технологию, средства коммуникации и связи.

Способность работать с людьми и управлять собой.

- высокое чувство долга и преданность делу

- честность в отношение с людьми и доверие к партнерам

- умение четко выражать мысли и убеждать других

- уважительное отношение к людям в независимости от их положения в организации.

- способность быстро восстанавливать свои душевные и физические силы, критически оценивать свою деятельность.

Индивидуальные качества.

- особая память

- высокая эмоционально-волевая устойчивость

- развитые коммуникативные и организаторские способности

- готовность к разумному риску

- смелость, решительность

- самокритичность, но не самобичевание

- терпение

- комплектность

- чувство юмора

- умение концентрироваться на поставленных задачах

Медицинские противопоказания.

- психические расстройства

- заболевание сердечно-сосудистой системы

- гипертоническая болезнь

- заболевания желудочно-кишечного тракта тяжелой формы

 

Основные теории научного менеджмента.

 

 

Основы организации и управления.

 

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Виды организаций:

1.Форамальные организации

2.Неформальные организации

3.Сложные организации

Формальные организации - традиционные структуры управления (функциональная структура управления)

Неформальные организации - объединение групп людей, которые возникают стихийно; люди в которых объединены общие работы и общие цели.

Сложные организации – многопрофильные организации, которые имеют много направлений в своей работе и имеют набор взаимосвязанных целей.

 

Стратегическое управление.

Стратегическое управление организации предполагают, что в центре внимания руководитель организации находит внутренние и внешние среды организации, её окружение (клиенты, поставщики, конкуренты).

Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемого результата в будущем с учётом развития внешней среды.

Стратегическое управление делиться на три этапа:

Анализ внешней и внутренней сред

Формулировка миссий и целей организации

Разработка стратегии

Организация имеет возможность формирования стратегии с помощью изменения 5 основных элементов:

1.Продукт

2.Рынок

3.Отрасль

4.Положение организации внутри отрасли

5.Технологии

Оперативное управление.

Осуществляется на основе стратегии организации и предлагает разработку оперативно- тактических целей и планов действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.

Пять основных направлений:

1.Финансы

2.Матерьяльно - техническое снабжение, сбыт продукции

3.Персонал

4.Информационое обеспечение деятельности организации

5.Временное управление работами

Цель оперативного управления – реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них.

В случаи отклонения результатов деятельности от плановых заданий, руководство организации переходит к адаптивному управлению.

Адаптивное управление.

Предполагает приспособление организации к изменению внешней и внутренней сред с возможностью корректировкой целей и задач в зависимости от складывающейся ситуации.

Основной фактор эффективности адаптированного управления – время от умения менеджера управлять своим рабочим временем и рабочим временем подчиненных быстро и правильно реагировать на изменение ситуации зависит будущее организации и эффективность её деятельности.

Роль адаптированного управления возрастает:

1.В период выхода организации из кризиса.

2.При внедрении инноваций.

3.В случаи осуществления организационного изменения.

Организация взаимодействий осуществляется с помощью:

1-полномочий закрепленных в должностных инструкциях и других договорах.

2-делерование (передачи) ответственности на нищие уровни управления, что также закреплено в должностных инструкциях и договорах.

3-соголосование и консультации.

4-принципа единогласия.

5-временых и постоянных комитетов, организованных для достижения определенных целей или для осуществления постоянного контроля за какой либо функцией организации.

6- с помощью образования подразделений, которые повышают империю организаций.

 

Основные виды предприятий.

 

Различают четыре основных вида предприятий:

- индивидуальные

- товарищества

- акционерные общества

- унитарные предприятия

 

Индивидуальные предприятия - это бизнес одного человека, единоличного частного собственника. Большой стимул. Большая свобода. Стесненность в средствах.

Товарищества -это предприятие двух или более собственников, объединившихся на паях для совместного бизнеса.

Полное товарищество.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, имущество.

Управление полного товарищества.

Большие финансовые возможности. Меньший риск. Меньшая гибкость.

Акционерное общество - это крупное предприятие, капитал которого образуется путем объединения многих индивидуальных капиталов через продажу акций.

Унитарное предприятие это государственное или муниципальное предприятие, имущество которого является общественной собственностью.

 

 

Методы менеджмента.

Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления подразделяются на следующие группы:
1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.
2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.
Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.
3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.
5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;

предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.

 

 

Планирование численности персонала.

 

Планирование численности персонала включает:

- Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;

- Оценку будущих потребностей;

- Разработку программ по развития персонала.

 

Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

 

 

Беседа по найму.

Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.

Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся.

 

Тесты по найму.

Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей использовалось на протяжении многих веков.

Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90 % компаний признавали, что используют тесты, к 1976 г. - только 42 %, но в 1988 г. уже 84 % компаний сообщали, что включают тесты в свой механизм отбора кадров.[1]

Применяемые при отборе тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, а также профессиональные знания и навыки. Они позволяют сравнивать кандидатов между собой или с эталонным, то есть идеальным кандидатом.

Тесты используются для измерения качеств человека, необходимых для результативного выполнения работы. Например, для секретаря такими способностями могут быть умение печатать на компьютере, стенографировать, требуются и определённые личные качества.

Особой разновидностью тестов являются опросники. С их помощью оценивают свойства личности или интересы. Ответ характеризует отвечающего. Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду деятельности, например нравится ли данному человеку работать в коллективе, если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно применяются в целях профориентации.

 

Проверки рекомендаций и послужного списка.

В тех случаях, когда заявитель получает отзыв лично для передачи по месту запроса, объективность оценки не может быть гарантирована, так как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке, который это может прочитать. Поэтому в последнее время чаще практикуются специальные запросы, в которых прежнего работодателя просят оценить кандидата по определённому перечню качеств. Ещё более распространены телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения каких либо интересующих вопросов. При такой проверке анализируется хронологический порядок мест работы, обращается внимание на пробелы и перемены рабочих мест.

 

Медицинский осмотр.

Некоторые фирмы, требуют проведение медосмотра по нескольким причинам:

* необходимостью знания физического состояния претендента в
момент найма на случай подачи возможных требований
компенсаций из-за ухудшения здоровья;

* необходимостью предотвратить приём переносчиков заразных
болезней:

* необходимостью определить, может ли человек физически
выполнять предлагаемую работу.

Одной из форм медосмотра является генетический отбор, предусматривающий использование различных анализов с целью выявления у кандидата особых черт, предрасполагающих (или наоборот) его к работе с различными химикатами.

 

Также никогда не мешает назначить претенденту испытательный срок в рамках, установленных трудовым законодательством. За время испытательного срока представляется возможность способом естественного наблюдения и специальных условий достаточно хорошо выяснить деловые качества работника и сделать окончательное заключение о его пригодности.

 

 

  1. Понятие управленческих решений.

Управленческие решения (УР) - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Важнейшие требования к УР:

- реализуемость;

- эффективность, иногда - оптимальность.

Основные признаки УР:

наличие альтернатив;

существование цели (иногда формализованной в виде критерия);

волевой акт.

Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

Понятие «менеджмент». Виды менеджмента.

 

Менеджмент – (от англ. management – руководство, управление) – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В деятельности любой организации можно выделить четыре области, которые требуют управления:

- Производство;

- Маркетинг;

- Коммерческая деятельность;

- Людские ресурсы.

Термин «Менеджмент» может употребляться в следующих смыслах:

- Наука управления

- Практика управленческой деятельности

- Власть и искусство управления

- Манера общения с людьми

- Орган управления

- Уровень управления

- Система управления.

Менеджмент различают также:

По уровням (на западных предприятиях):

Top management – высшее звено управления (генеральный, финансовый, коммерческий директор и т.д.);

Middle management – среднее звено управления (руководители самостоятельных подразделений);

Lover management – низшие звенья управления.

По формам собственности: государственный, частный;

По направлениям деятельности:

Стратегический;

Инновационный;

Финансовый;

Маркетинговый.

По виду деятельности организации: фирменный, производственный;

По целям: коммерческий, некоммерческий.

 

Специфика труда менеджера.

 

Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Менеджер – лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своём подчинении одного или группу работников и наделённый правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

Понятие «менеджер» употребляется в следующем смысле:

Должность: менеджер по рекламе, по связям с общественностью и т.д.;

Вышестоящий руководитель по отношению к подчинённым;

Администратор;

Руководитель фирмы в целом или её подразделениями;

Организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия – человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.), средством труда – оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.). Продуктом его труда является управленческое решение.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.018 с.)