Понятие менеджера. Роли менеджера по Минцбергу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие менеджера. Роли менеджера по Минцбергу.



Понятие менеджера. Роли менеджера по Минцбергу.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение.

Роли менеджера по Минцбергу.

Межличностные роли:

1) Главный руководитель(символический глава, выполняет обязанности правового или социального характера);

2) Лидер(ответственный за мотивацию и активацию подчиненных);

3) Связующее звено(обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации).

Информационные роли:

4) Приёмник информации(разыскивает разнообразную текущую информацию, используя её в интересах своего дела);

5) Распространитель информации(передает информацию, полученную членами организации);

6) Представитель информации(передаёт информацию для внешних контактов организации о планах, политике, действиях)

Роли, связанные с принятием решений:

7) Предприниматель(изыскивает возможности развития внутри организации и за её пределами, разрабатывает и запускает проекты);

8) Регулирующий отклонения(отвечает за корректировочные действия);

9) Распределитель ресурсов(ответственный за распределения ресурсов);

10) Ведущий переговоры(ответственный за представительство на переговорах).

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Этапы практического менеджмента.

Условия и предпосылки возникновения менеджмента:

- Политическая (необходимость установления и подержания порядка в группах);

- Экономическая (необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов);

- Оборонительная (защита от врагов).

Этапы практического менеджмента:

1) «Религиозно – коммерческий» (связывает с расположением высшей власти – священник).

2) «Светско – административный» (связано с именем Вавилонского царя Хаммурапи).

3) «Производственно – строительный» (связано с правлением царя Новуходоносора).

4) «Профессионального управления» (связано с зарождением капитализма).

5) «Рациональной бюрократии» (конец 19в. – начало 20в.).

 

Школа научного управления. Административная (классическая) школа управления.

Школа научного управления.

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий».Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими.

Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Административная (классическая) школа Анри Файоля.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).

Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Школа человеческих отношений:

Зародилась в 20х – 30х гг. 20 века. Создатели: Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллей и Абрахам Маслоу.

Основные положения:

Поведение и на работе, и результаты его труда на прямую зависят от того, в каких социальных условиях человек находится на работе. Мотивы поступков людей – их материальности, которые могут быть проявлены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень удовлетворенности возрастает.

Школа поведенческих наук:

Зародилась в 50-е годы 20 века.

Создатели: А.Марк Грегор, Лайкер Горуберг.

Основные положения:

Данная школа изучала различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры, власти и коммуникации в организации, лидерство, изменения содержания работы, качество трудовой жизни. Школа поведенческих наук отошла от школы человеческих отношений по методам налаживания межличностных отношений.

Подходы к управлению и методы менеджмента.

 

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД основан на оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей.

Методы менеджмента:

Административные методы менеджмента иначе называются методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение работников к действиям в интересах организации, или на создание условий к таким действиям.

Экономические методы менеджмента, в отличие от административных, предполагают косвенное воздействие на работников (объект управления), а не прямое. Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия поведения. Способы достижения целей и решения задач выбираются исполнителями самостоятельно. Вознаграждения устанавливаются за своевременность и качество выполненных работ.

Социально-психологические методы менеджмента основываются на воздействиях на поведение работника и повышение его трудовой активности.

Понятие организации. Фазы в жизни организации.

- организация как процесс, посредством которого создаётся и сохраняется структура управляемой, либо управляющей системы.

- организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, - целей, ролей, которые имеют место в процессе совместного труда.

- организация как группа людей с общими целями.

- организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Фазы в жизни организации:

Ф1 - рождения организации.

- цель выживания;

-кризис стиля руководства;

-основная задача-выход на рынок;

-организация труда - обрамление к максимальному увеличению прибыли;

- рост за счет творчества;

Ф2 – детство и юность.

-цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост;

-кризис автономии;

-основная задача – укрепление и захват части рынка;

-организация труда – планирование прибыли, увеличение заслуг;

-рост – за счет жесткого руководства.

Ф3 – зрелость.

- цель – математический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа;

- основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка;

- организация труда – разделение и кооперация;

- рост за счет делегирования полномочий.

Ф4 – старение.

- цель – сохранить достигнутые результаты;

- кризис бюрократизма;

- основная задача – обеспечение стабильности;

- организация труда – свободный режим организации труда;

- рост – за счет координации действий;

Ф5 - (прекращение существования).

- цель – обеспечение оживления по всем функциям;

- основная задача – омоложение;

- организация труда – внедрение НОТ;

- рост за счет коллективизма.

Механический.

- использование формальных правил и процедур;

- централизованное принятие решений;

- узко определена ответственность в работе;

- жесткая иерархия власти.

Организация спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций.

Данный тип эффективен при использовании рутинных технологий.

Органический.

- слабое использование формальных правил и процедур;

- децентрализация и участие работников в принятии решений;

- широко определяемая ответственность;

- гибкость структуры власти;

- небольшое количество уровней иерархии.

Организация устроена как живой организм.

Данный тип эффективен для нерутинных технологий и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

Линейно – функциональный.

Достоинства:

- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально – техническим обеспечением и др.;

- построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен одному руководителю.

Недостатки:

- каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели организации;

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия между производственными подразделениями;

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению, наряду со стратегическим множеством оперативных задач.

Дивизиональная.

Достоинства:

- более тесная связь производства с потребителем, ускоренная реакция на изменения в деловом и фоновом окружении;

- улучшение координации работ в подразделении из-за подчинения одному лицу;

- взаимодействие у подразделений конкурентных преимуществ малых организаций.

Недостатки:

- рост иерархичности вертикали управления;

- дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата;

- дублирование работ в разных подразделениях.

Матричная.

Достоинства:

- лучшая ориентация на проекты и спрос;

- более эффективное управление;

- вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности;

- гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ;

- усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом;

- возможность применения методов управления;

- развитие в работниках навыков в области принятия решений;

- время реакции на нужды проекта и желания заказчиков сокращаются.

Недостатки:

- проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределения времени работы специалистов над проектами могут нарушить функционирование организации;

- трудности установления частной ответственности за работу подразделения;

- возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников;

- трудность приобретения навыков, необходимых для эффективной работы в коллективе;

- возникновение конфликтов.

Пять форм власти и влияния.

Экспертная власть.

Способность руководителя влиять на своих подчиненных в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, специализированных знаний.

Экспертная власть не обязательно связана с определенной должностью, ею может обладать и простой рабочий.

Понятие менеджера. Роли менеджера по Минцбергу.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение.

Роли менеджера по Минцбергу.

Межличностные роли:

1) Главный руководитель(символический глава, выполняет обязанности правового или социального характера);

2) Лидер(ответственный за мотивацию и активацию подчиненных);

3) Связующее звено(обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации).

Информационные роли:

4) Приёмник информации(разыскивает разнообразную текущую информацию, используя её в интересах своего дела);

5) Распространитель информации(передает информацию, полученную членами организации);

6) Представитель информации(передаёт информацию для внешних контактов организации о планах, политике, действиях)

Роли, связанные с принятием решений:

7) Предприниматель(изыскивает возможности развития внутри организации и за её пределами, разрабатывает и запускает проекты);

8) Регулирующий отклонения(отвечает за корректировочные действия);

9) Распределитель ресурсов(ответственный за распределения ресурсов);

10) Ведущий переговоры(ответственный за представительство на переговорах).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.191.146 (0.041 с.)