Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента

Поиск

 

Технический прогресс во второй половине XIX в. стал во многом возможным благодаря развитию науки. Научные разработки получили стремительное распространение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в управлении, и благодаря управлению. Феноменом промышленной революции является и менеджмент – тип управления в организации, базирующийся на научной методологии и осуществляющийся на профессиональной основе.

Слово «менеджмент» произошло от глагола «to manaqe», что в переводе с английского языка означает «управлять». В свою очередь, данный глагол произошел от латинского «manus» - рука. Первоначально, на родине менеджмента, в США, под менеджментом понималось умение объезжать лошадей. Позднее менеджментом стали называть руководство и процесс управления организацией, а менеджерами – работников управления организации. Как отметил на праздновании столетнего юбилея менеджмента П. Дракер, нельзя всерьёз думать, что истории менеджмента только сто лет, ведь все народы мира в течение тысячелетий осуществляли менеджмент. Однако речь идёт о существовании многовековой истории менеджмента как искусства управления и вида деятельности. То, что мы сегодня называем менеджментом - это не только деятельность и искусство, но и, прежде всего, наука.

Наука «менеджмент» возникла из потребностей хозяйственной практики. Её целью является изучение закономерностей развития всей совокупности управленческих отношений в организации, формирование теории и практических рекомендаций. Теория отражает общие свойства явлений, закономерности, присущие многим сторонам управленческой практики, а не отдельным конкретным случаям, и в этом смысле обладает определённой самостоятельностью. Основные задачи менеджмента следующие: систематизация управленческих фактов и выявление существенных связей между ними; раскрытие закономерностей, принципов и методов эффективного функционирования управления в организации; исследование функций и структуры управления; формирование представлений о логике и технологии управления; исследование экономических, социальных, психологических и организационно-технических факторов управления; оценка экономической эффективности управления; обобщение отечественного и зарубежного опыта управления.

Объектом науки «менеджмента» является реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимо­связей. В объективной реальности эти отношения и взаимосвязи всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной дея­тельности людей, и их реализация происходит в виде управленческого воздействия, коммуника­тивных и интерактивных связей.

Предметом науки менеджмент являются отношения управления в организации. Отношения управления не являются изначальными отношениями между людьми, а базируются на экономических и (или) морально-этических отношениях.[9] Для формирования отношений управления в организациях наибольшее значение имеют отношения собственности между собственниками и пользователями средств производства и отношения найма (трудовые отношения), возникающие между работодателями и работниками и определяющие роль и выполняемые функции работников в процессе совместной трудовой деятельности в организации (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Отношения управления в организации

 

Собственность на средства производства даёт её обладателю возможность влиять на людей, использующих эту собственность для удовлетворения своих потребностей. В современных организациях возникающие вследствие этого властные отношения не сводятся к отно­шениям господства и подчинения, а выступают в форме социальных зависи­мостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничи­вает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Иерархические отношения руководства и подчинения в организациях формализуются в имеющих юридическую силу организационных документах. Это позволяет деперсонифицировать личностные отношения и снять с них психологическую окраску.

Природа отношений управления в организации обуславливает двойственность менеджмента. С одной стороны, менеджмент - это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Менеджмент предполагает выполнение общественно необходимых задач по планированию, регулированию, организации, мотивации и контролю социально-экономических процессов. С другой стороны, менеджмент - это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наёмным трудом как непосредственным производителем и работодателем как собственником средств производства. Эти стороны менеджмента характеризуют общечеловеческое и классовое в сущности менеджмента, его социальное назначение и историческую цель.

Определение предмета науки «менеджмент» связано с выде­лением всех проблем, которые входят в ее содержательную область. Условно, предмет науки «менеджмент» можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков.

Первый – социально-психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами менеджмента. Он включает в себя социально-психологические отношения, психологические характеристики самих партнеров (особенности их психической структуры, их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также особенности отношений управления, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, националь­но-этнической общностью). Кроме того, блок включает в себя универсальные этические принципы менеджмента, деловой этикет, а также эко­номические, политические, правовые, религиозные, эстетические цен­ностные ориентации, которые доминируют в отношениях управления, а также способы социального и психологического воздействия.

Второй блок предметной области науки «менеджмент» - экономический. Управленческие отношения в организации являются частью производственных отношений. Однако между ними имеются и существенные различия. Они проявляются в том, что по­следние выделяются по объекту (производство, обмен, распределение) и характеризуют его. Управленческие отношения, по своей сути - производственные отношения. Но они ха­рактеризуют участников, носителей этих отношений. Таким образом, производственные отношения и их отдельные сто­роны можно определить в качестве объекта управления. При этом исходным ба­зовым социальным процесса реализации и развития производственных отношений является труд, обуслов­ленный логикой трудового поведения работников. Кроме того, блок включает в себя способы экономического воздействия.

Третий блок — организационно-технический.Он включает в себя организационно-технические параметры отношений управления. К ним относятся пространственно-временные рамки менеджмента, а также действия, организационные структуры, процедуры, средства, приемы, различные техники и технологии, применяемые в менеджменте.

Отмеченные особенности предмета науки «менеджмент» определяют ее место среди других наук и сформированных на их основе научных учебных дисциплин (рис. 2.2).

 

 

 

Рис. 2.2. - Связь курса «Менеджмент» с другими дисциплинами

 

Менеджмент базируется на основных положениях экономической теории. Однако он не является исключительно экономической наукой. Существенную роль в формировании менеджмента как науки сыграли гуманитарные (философия, психология, социология, педагогика, др.), естественно-научные (математика, информатика, концепции современного естествознания, эконометрика, др.), а также общепрофессиональные (статистика, хозяйственное право, экономический анализ, др.) дисциплины. Сам менеджмент служит основой для ряда специальных дисциплин (финансового менеджмента, планирования, антикризисного управления, др.). Вместе с тем, междисциплинарные связи характеризуются и обратным влиянием. Развитие любой науки в значительной мере определяется применяе­мыми управленческими технологиями их организации.

Основным средством построения менеджмента как науки являются его методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования де­ловых ситуаций, межличностных отношений, управленческих воздействий. Методы менеджмента не только раскрывают сущность и особенности управленческих отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность управления в организациях. В силу сложности и многомерности самого предмета менеджмента при построении менеджмента применяют большой арсенал методов, которые могут быть подразделены на общефилософские, общенаучные и частные. К первой группе относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогий и моделирование. Ко второй – методы наблюдения, описания, сравнения, измерения, эксперимента, формализации, аксиоматический, гипотетико-индуктивный, исторический. К третьей – многообразие методов конкретных наук, прежде всего методы экономических, социальных и психологических исследований, которые находят своё применение в познании менеджмента. Методологическую основу всех исследований менеджмента составляют диалектический метод познания и системный подход.

Методологический фундамент и рамки предметной области науки «менеджмент» определяют её социальные функции. Важнейшая их них - гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «менеджмент» способ­ствует познанию отношений управления в организации.

Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограмми­рованного результата.

Регулятивно-статическая функция проявляется в разработке механизма поддержания объекта управления в неизменном состоянии, различных организационных форм управления, по­рядка формирования и полномочий органов управления, основ различных функций и отраслей менеджмента. Кроме того, реализация данной функции направлена на сохранение и закрепление сложившихся экономических, политических, социально-культурных отношений в обществе путём рационализации умонастроений собственников, менеджеров и рабочих. Таким образом, менеджмент является одним из основных инструментов предотвращения социальных конфликтов в обществе.

Регулятивно-охранительная функциянаправлена на обеспече­ние нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций менеджмента. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение несанкционированных действий в организации, защита и восстановление сложившихся отношений управления. Вместе с тем данная функция нацелена также на вытеснение и лик­видацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступаю­щих в противоречие с поставленными целями отношений.

Большое значение имеет инструментально-трансляционная функ­циянауки «менеджмент», которая проявляется в разработке различных способов и приемов передачи, получения и интерпрета­ции информации при осуществлении управленческого воздействия.

Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть менеджмента, которая осуществляется не специально управленческими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным эле­ментам приемами и средствами (воспитание, социализация, культура, общие нравственные принципы и т.п.). Эта функ­ция обращена на формирование организационной культуры, воспитание персонала в духе уважения друг к другу, к труду, закону. Тем самым воспитательная функция активно способствует по­вышению авторитета управления, слу­жит средством объединения персонала, способствует усвоению навыков делового взаимодей­ствия, реализации управленческих воздействий.

В менеджменте важно не только понимать состояние управленческой ситуации, но и прогнозировать возможные её изменения. Поэтому науке «менеджмент» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики субъекта и объекта, предсказании эффективности исполь­зования различных приёмов и способов управленческого воздействия, эффективности и результативности направлений развития организации. Прогностическая функция проявляется в разработке практи­ческих рекомендаций.

Аксиологическая функция науки «менеджмент» связана с утверждением в управленческих отношениях универсальных эти­ческих принципов, ценностных ориентаций и установок, профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях.

Содержание науки «менеджмент» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как менеджмент, отношения управления, функции управления, организационная структура управления, организационная культура, персонал, среда менеджмента, методы управления, процесс управления. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «менеджмент», так и практики управления.

Базовым понятием в системе всех категорий науки «менеджмент» служит понятие «менеджмент». Менеджмент – это вид подчинительной связи, при которой состояние объекта приводится руководством организации в соответствие с поставленной целью путем воздействия на деятельность подчинённых. Поскольку речь идёт о научном управлении, то такое воздействие должно осуществляться с учётом объективных экономических законов и интересов субъектов отношений управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.008 с.)