Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Технический прогресс во второй половине XIX в. стал во многом возможным благодаря развитию науки. Научные разработки получили стремительное распространение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в управлении, и благодаря управлению. Феноменом промышленной революции является и менеджмент – тип управления в организации, базирующийся на научной методологии и осуществляющийся на профессиональной основе. Слово «менеджмент» произошло от глагола «to manaqe», что в переводе с английского языка означает «управлять». В свою очередь, данный глагол произошел от латинского «manus» - рука. Первоначально, на родине менеджмента, в США, под менеджментом понималось умение объезжать лошадей. Позднее менеджментом стали называть руководство и процесс управления организацией, а менеджерами – работников управления организации. Как отметил на праздновании столетнего юбилея менеджмента П. Дракер, нельзя всерьёз думать, что истории менеджмента только сто лет, ведь все народы мира в течение тысячелетий осуществляли менеджмент. Однако речь идёт о существовании многовековой истории менеджмента как искусства управления и вида деятельности. То, что мы сегодня называем менеджментом - это не только деятельность и искусство, но и, прежде всего, наука. Наука «менеджмент» возникла из потребностей хозяйственной практики. Её целью является изучение закономерностей развития всей совокупности управленческих отношений в организации, формирование теории и практических рекомендаций. Теория отражает общие свойства явлений, закономерности, присущие многим сторонам управленческой практики, а не отдельным конкретным случаям, и в этом смысле обладает определённой самостоятельностью. Основные задачи менеджмента следующие: систематизация управленческих фактов и выявление существенных связей между ними; раскрытие закономерностей, принципов и методов эффективного функционирования управления в организации; исследование функций и структуры управления; формирование представлений о логике и технологии управления; исследование экономических, социальных, психологических и организационно-технических факторов управления; оценка экономической эффективности управления; обобщение отечественного и зарубежного опыта управления. Объектом науки «менеджмента» является реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей. В объективной реальности эти отношения и взаимосвязи всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде управленческого воздействия, коммуникативных и интерактивных связей. Предметом науки менеджмент являются отношения управления в организации. Отношения управления не являются изначальными отношениями между людьми, а базируются на экономических и (или) морально-этических отношениях.[9] Для формирования отношений управления в организациях наибольшее значение имеют отношения собственности между собственниками и пользователями средств производства и отношения найма (трудовые отношения), возникающие между работодателями и работниками и определяющие роль и выполняемые функции работников в процессе совместной трудовой деятельности в организации (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Отношения управления в организации
Собственность на средства производства даёт её обладателю возможность влиять на людей, использующих эту собственность для удовлетворения своих потребностей. В современных организациях возникающие вследствие этого властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Иерархические отношения руководства и подчинения в организациях формализуются в имеющих юридическую силу организационных документах. Это позволяет деперсонифицировать личностные отношения и снять с них психологическую окраску. Природа отношений управления в организации обуславливает двойственность менеджмента. С одной стороны, менеджмент - это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Менеджмент предполагает выполнение общественно необходимых задач по планированию, регулированию, организации, мотивации и контролю социально-экономических процессов. С другой стороны, менеджмент - это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наёмным трудом как непосредственным производителем и работодателем как собственником средств производства. Эти стороны менеджмента характеризуют общечеловеческое и классовое в сущности менеджмента, его социальное назначение и историческую цель. Определение предмета науки «менеджмент» связано с выделением всех проблем, которые входят в ее содержательную область. Условно, предмет науки «менеджмент» можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков. Первый – социально-психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами менеджмента. Он включает в себя социально-психологические отношения, психологические характеристики самих партнеров (особенности их психической структуры, их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также особенности отношений управления, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью). Кроме того, блок включает в себя универсальные этические принципы менеджмента, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют в отношениях управления, а также способы социального и психологического воздействия. Второй блок предметной области науки «менеджмент» - экономический. Управленческие отношения в организации являются частью производственных отношений. Однако между ними имеются и существенные различия. Они проявляются в том, что последние выделяются по объекту (производство, обмен, распределение) и характеризуют его. Управленческие отношения, по своей сути - производственные отношения. Но они характеризуют участников, носителей этих отношений. Таким образом, производственные отношения и их отдельные стороны можно определить в качестве объекта управления. При этом исходным базовым социальным процесса реализации и развития производственных отношений является труд, обусловленный логикой трудового поведения работников. Кроме того, блок включает в себя способы экономического воздействия. Третий блок — организационно-технический.Он включает в себя организационно-технические параметры отношений управления. К ним относятся пространственно-временные рамки менеджмента, а также действия, организационные структуры, процедуры, средства, приемы, различные техники и технологии, применяемые в менеджменте. Отмеченные особенности предмета науки «менеджмент» определяют ее место среди других наук и сформированных на их основе научных учебных дисциплин (рис. 2.2).
Рис. 2.2. - Связь курса «Менеджмент» с другими дисциплинами
Менеджмент базируется на основных положениях экономической теории. Однако он не является исключительно экономической наукой. Существенную роль в формировании менеджмента как науки сыграли гуманитарные (философия, психология, социология, педагогика, др.), естественно-научные (математика, информатика, концепции современного естествознания, эконометрика, др.), а также общепрофессиональные (статистика, хозяйственное право, экономический анализ, др.) дисциплины. Сам менеджмент служит основой для ряда специальных дисциплин (финансового менеджмента, планирования, антикризисного управления, др.). Вместе с тем, междисциплинарные связи характеризуются и обратным влиянием. Развитие любой науки в значительной мере определяется применяемыми управленческими технологиями их организации. Основным средством построения менеджмента как науки являются его методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, управленческих воздействий. Методы менеджмента не только раскрывают сущность и особенности управленческих отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность управления в организациях. В силу сложности и многомерности самого предмета менеджмента при построении менеджмента применяют большой арсенал методов, которые могут быть подразделены на общефилософские, общенаучные и частные. К первой группе относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогий и моделирование. Ко второй – методы наблюдения, описания, сравнения, измерения, эксперимента, формализации, аксиоматический, гипотетико-индуктивный, исторический. К третьей – многообразие методов конкретных наук, прежде всего методы экономических, социальных и психологических исследований, которые находят своё применение в познании менеджмента. Методологическую основу всех исследований менеджмента составляют диалектический метод познания и системный подход. Методологический фундамент и рамки предметной области науки «менеджмент» определяют её социальные функции. Важнейшая их них - гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «менеджмент» способствует познанию отношений управления в организации. Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Регулятивно-статическая функция проявляется в разработке механизма поддержания объекта управления в неизменном состоянии, различных организационных форм управления, порядка формирования и полномочий органов управления, основ различных функций и отраслей менеджмента. Кроме того, реализация данной функции направлена на сохранение и закрепление сложившихся экономических, политических, социально-культурных отношений в обществе путём рационализации умонастроений собственников, менеджеров и рабочих. Таким образом, менеджмент является одним из основных инструментов предотвращения социальных конфликтов в обществе. Регулятивно-охранительная функциянаправлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций менеджмента. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение несанкционированных действий в организации, защита и восстановление сложившихся отношений управления. Вместе с тем данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с поставленными целями отношений. Большое значение имеет инструментально-трансляционная функциянауки «менеджмент», которая проявляется в разработке различных способов и приемов передачи, получения и интерпретации информации при осуществлении управленческого воздействия. Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть менеджмента, которая осуществляется не специально управленческими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (воспитание, социализация, культура, общие нравственные принципы и т.п.). Эта функция обращена на формирование организационной культуры, воспитание персонала в духе уважения друг к другу, к труду, закону. Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета управления, служит средством объединения персонала, способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации управленческих воздействий. В менеджменте важно не только понимать состояние управленческой ситуации, но и прогнозировать возможные её изменения. Поэтому науке «менеджмент» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики субъекта и объекта, предсказании эффективности использования различных приёмов и способов управленческого воздействия, эффективности и результативности направлений развития организации. Прогностическая функция проявляется в разработке практических рекомендаций. Аксиологическая функция науки «менеджмент» связана с утверждением в управленческих отношениях универсальных этических принципов, ценностных ориентаций и установок, профессионально ориентированного делового этикета. Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. Содержание науки «менеджмент» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как менеджмент, отношения управления, функции управления, организационная структура управления, организационная культура, персонал, среда менеджмента, методы управления, процесс управления. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «менеджмент», так и практики управления. Базовым понятием в системе всех категорий науки «менеджмент» служит понятие «менеджмент». Менеджмент – это вид подчинительной связи, при которой состояние объекта приводится руководством организации в соответствие с поставленной целью путем воздействия на деятельность подчинённых. Поскольку речь идёт о научном управлении, то такое воздействие должно осуществляться с учётом объективных экономических законов и интересов субъектов отношений управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.013 с.) |