Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
C точки зрения оценки возможностей и задач менеджмента в условиях современной России целесообразно в целом охарактеризовать российскую экономику в её нынешнем виде, выделив ее основные черты. Во-первых, необходимо признать, что в целом российская экономика значительно отстаёт от уровня европейских стран. Это проявляется в уровне доходов и инвестиций, применяемых в производстве технологиях и общей его эффективности, а также абсолютных показателях производительности труда и капитала. Обрабатывающий сектор российской промышленности характеризуется низким уровнем конкурентоспособности и не способен выжить в условиях полностью открытой экономики и мировых цен на сырье и энергию. Огромен и разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области развития инфраструктуры. В стране мало современных автомобильных дорог, а пропускная способность железных низка и в последнее время практически не растет. Почти половина населения страны не имеет домашнего телефона. Производственная, и особенно жилищно-коммунальная инфраструктура находится на низком техническом уровне и сильно изношена физически. Условием её обновления и модернизации являются крупные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации. Имеет место низкий уровень жизни основной массы населения Во-вторых, в экономике России проявляется доминирующая роль топливно-сырьевых отраслей. На их долю приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские организации, денежных потоков и производственных инвестиций. В экспорте удельный вес этих отраслей составляет около 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом около половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного в конце ХХ века. Топливно-сырьевой сектор во многом определяет состояние государственных финансов. Именно здесь собирается более половины всех косвенных налогов (включая платежи за пользование природными ресурсами), которые, в свою очередь, обеспечивают более половины совокупных доходов федерального бюджета. В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры организации топливно-сырьевых отраслей прямо или косвенно управляют все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу их интересов уже попадают производства, технологически никак не связанные с основным профилем их деятельности.
В-третьих, для российской экономики характерна высокая степень монополизации. Это обусловлено, прежде всего, историческими особенностями формирования отечественной экономики. Так, советское плановое хозяйство постоянно боролось с так называемым параллелизмом или дублированием функций, которое считалось признаком неэффективности, а конкуренция - формой растраты ресурсов. Поэтому производственная структура советской экономики была выстроена таким образом, что монополизм стал её определяющей чертой. В настоящее время монополизм поддерживается высокими ценами на продукцию топливно-сырьевых отраслей и, соответственно, их развитием. В-четвёртых, в стране ещё не сложился общенациональный конкурентный рынок. В настоящее время рынок представляет собой набор усеченных по сфере своего охвата и сильно сегментированных рынков, где административные и иные неэкономические барьеры между отдельными сегментами остаются очень высокими, а миграция капитала, следовательно, крайне затрудненной. Формально имеет место правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами. На практике в качестве регулятора экономической жизни большую роль играют неформальные отношения, существующие и действующие вне рамок официального права согласно договоренностям с теми, у кого есть реальная власть и возможности. В целом, в настоящее время в России имеет место специфическая хозяйственная система, которая сильно отличается как от рыночных экономик стран Запада, так и от стереотипных представлений о капиталистическом хозяйстве вообще. Это экономика переходного периода. Её характер снижает возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований. При этом существенно возрастает значение субъективного фактора и, прежде всего, организации управления в государственных учреждениях и хозяйственных организациях. Однако, система управления в её нынешнем состоянии неадекватна тем историческим вызовам, с которыми в начале третьего тысячелетия столкнулась Россия. Вместе с тем, наиболее вероятной перспективой совершенствования управления в организациях представляется дальнейшее осмысление и развитие национальной модели управления. При этом не исключается возможность использования оправдавших себя концепций, инструментов и технологий управления в организациях других стран.
Для формирования менеджмента, способного адекватно воспринимать, создать эффективную рыночную экономику и обеспечить управление устойчивым развитием организаций имеются объективные и субъективные предпосылки. Так, доставшаяся России в наследство от СССР система образования обусловила высокий, даже по меркам развитых стран, уровень общей и профессиональной подготовки персонала. В 2007 году уже четверть российских семей имеет компьютер, а число пользователей Интернета перевалило за 25 млн. человек. В некоторых секторах экономики созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом. Это, прежде всего, топливно-сырьевые отрасли, военное производство, непосредственно связанные с ними инфраструктурные отрасли. Россия успешно интегрируется в мировую экономику и приобрела статус страны с рыночной экономикой. Укрепляется рубль. Банки не кредитуют государство, федеральный бюджет сводится с профицитом, а не с дефицитом. Неплатежи и бартер сведены до минимума. Государство, 9-10 лет назад занимавшее за рубежом, сейчас кредитует внешний мир, инвестирует стабилизационный фонд и золотовалютные резервы. Сами резервы превысили в 2007 году 420 млрд. долл., а на момент кризиса 1998 года было примерно 10 млрд. долл. Внутренний валовой продукт в 2006 году составил 986 млрд. долл. - вчетверо больше, чем в 1998 году. Темпы роста внутреннего валового продукта в России на протяжении последних лет превышали аналогичные показатели ЕС и США и достигали в среднем 6 %. За этот период среднемесячная заработная плата выросла почти впятеро и достигла уровня 533 долл.[33] Экономика может быть по-настоящему и устойчиво эффективной только в том случае, если в управление заложены механизмы готовности к изменениям, к будущему, к развитию. Это может быть обеспечено, прежде всего, созданием системы подготовки и переподготовки менеджеров, пригодных к работе в рыночных условиях хозяйствования, способных использовать преимущественно социально-психологические и экономические инструменты мотивации персонала и вести воспитательную работу с подчинёнными по формированию рыночного сознания. Следует отметить, что на развитие человеческого капитала направлены запущенные осенью 2005 года четыре приоритетных национальных проекта, в том числе развития образования. В бюджете на них предусмотрено более 6 млрд. долл. Современные менеджеры должны быть способны сформировать отвечающую глобальным вызовам инновационную, продуктивную и социально ориентированную организационную культуру отечественных предприятий.
Вторым основным направлением совершенствования управления в организациях России является преодоление в практике управления изживших себя стереотипов поведения и управленческих структур, что сдерживает становление рыночных отношений и эффективное развитие организаций. Прежде всего, имеется в виду отсутствие очевидной ориентации управленческой деятельности на конечный эффект. Это проявляется, например, в том, что на ключевые должности порой принимают только «своих», обязанности и функции которых толком не обозначены, а ключевые решения принимаются «на кухне». Между тем в эффективных организациях радиус доверия определяется не по кровнородственным связям и личной преданности, а по профессиональным и морально-этическим качествам. Рациональность в управлении должна проявлять себя во всём: в ориентации на эффективность и качество; в назначении на должности; в распределении ресурсов и полномочий; в заключении трудовых договоров; в разработке документов организационного регламентирования и следовании им; в соблюдении правовых норм; в использовании инструментов управления и другом. Третье направление – последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству менеджеров в результате изменения роли ресурсов организации. Основным ресурсом станет не человек как таковой, не капитал, а знания. Четвёртое направление состоит в разработке и внедрении мероприятий по совершенствованию основных элементов управления: форм разделения и кооперации труда; нормирования труда и его оплаты; механизации и автоматизации труда работников управления; информационных технологий и делопроизводства; рабочих мест и условий труда; методов управления. Эффективная система управления должна обеспечить конкурентные преимущества организации: для собственников - прозрачность формирования и прогнозируемость финансового результата, повышение капитализации предприятия; для менеджеров и сотрудников - стабильность работы, обусловленная однозначным пониманием сотрудниками своих задач, функций, полномочий и ответственности, пониманием принципов мотивации и оплаты труда; для заказчиков - гарантии своевременного, полного и качественного выполнения заказов; для поставщиков - гарантии планомерного потока заявок; для государственных контролирующих организаций, органов сертификации и аудита - наличие управленческих процедур, обеспечивающих своевременное предоставление достоверной отчетности, определенной законодательством; для кредитных организаций и органов государственной финансовой поддержки – прозрачность расходования кредитных средств и гарантии их возврата.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие научные школы выделяются в менеджменте 2. Раскройте основные национально-исторические особенности и модели менеджмента. 3. Какова специфика менеджмента в России. 4. Опишите особенности современной российской экономики 5. Каковы основные направления совершенствования организации управления в России.
ГЛОССАРИЙ
Автократия (в переводе с греческого языка – самовластие) - это управленческая система, основанная на неограниченной, бесконтрольной власти одного лица. Авторитарное управление – тип управления, характеризующийся концентрацией власти у одного человека, преимущественным использованием административных методов и применением силы. Административно-бюрократическое управление – тип управления, основанный на детальной регламентации деятельности управленческого аппарата и его мотивацией преимущественно административно-организационными мерами. Адхократия – это управленческая система, работающая в режиме «проектного» (или «оперативного») менеджмента. Она характеризуется тем, что люди собираются вместе, чтобы решить вполне определенные краткосрочные задачи. После решения поставленных задач необходимость в этом временном коллективе исчезает и он распадается. Данные структуры могут создаваться как на весьма не продолжительный срок (несколько дней), так и на несколько лет. Но итог всегда один: разрешение проблемы означает ликвидацию группы по решению конкретной проблемы. Бюрократия (в переводе с французского и греческого языков – власть канцелярии) - это управленческая система, основанная на профессионализации управленческого труда. Характерной чертой бюрократической системы является обособление узкой, привилегированной чиновничьей касты от большинства общества. При авторитарных и тоталитарных типах политической системы бюрократия выступает как самовластная и неподконтрольная обществу социальная группа. В обществах с олигархическим и демократическим режимом бюрократию ставят в определенные рамки, создавая институты политического и гражданского контроля над деятельностью чиновников. Однако данные меры не способны лишить бюрократическую систему ее базовых характеристик. Бюрократия – это всегда закрытая от большинства общества система принятия решений. Клановый подход к оценке и подбору кадров – подход, в основу которого положена субъективная оценка и принадлежность к определённому клану (семье, группе и т.п.).
Командно - административное управление – тип управления, в котором главным фактором управленческой деятельности является административное указание (команда). Концепция – (от лат. conception – понимание, система), определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Менеджмент знаний – тип управления, при котором основным экономическим ресурсом становятся знания. Этим обусловливается последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству и сетевой кооперации менеджеров. Организационный подход к оценке и подбору кадров – подход, базирующийся на объективных научных критериях при подборе и оценке кадров. Охлократия (в переводе с греческого языка – власть толпы, власть черни) - это управленческая система, основанная на популизме харизматических лидеров, постоянно апеллирующих к народной массе с целью достижения конкретных политических результатов. Подобная система возникает в те исторические периоды общественной жизни, когда легитимность действующей власти постоянно подвергается сомнению, а потому влияние уличной толпы наиболее сильно. Партократия - это управленческая система, основанная на полной власти административного аппарата одной партии, монопольно руководящей обществом. Данная система возможна в тоталитарных и жестко авторитарных политических системах, построенных на принципах идеократии (безраздельной власти определенной политической идеологии). В качестве примера может служить политическая система СССР, режим фашистской партии в Италии, нацистский режим в Германии, современные идеократические режимы в Китае, на Кубе, в Северной Корее, режим партии БААС в Сирии и т.д.). Патриархальное управление - тип управления, основанный на власти всеми уважаемого человека, аналога отца. Рыночный подход к оценке и подбору кадров – подход при подборе и оценке кадров, в котором основным критерием является достигнутый экономический результат. Тоталитарное управление – тип управления, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизнедеятельности. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента. - http: // www. SIC-Inteltech. ru. Ведомости. - http: // www. wedomosti. ru. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996. 384 с. Дрезден Э.К. Основные принципы организации советского госаппарата // НОТ и хозяйство. – 1926. - № 8. – с. 4. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 712 с. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 106. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Новое знание, 2005. – 336 с. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжинирно-консалтинговая компания «ДеКа», 1997. – 301 с. Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социс. - 2004. - № 6. – с. 132. Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – 592 с. Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – 592 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 702 с. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – 432 с. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. – 429 с. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376 с. Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 387 с. Руководство в организациях в эпоху глобализации / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; Под ред. Н.Ю.Чаусова, О.А. Калугина. – Калуга.: Издательство Калужского ЦНТИ, 2007. - 268 с. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 345 с Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – с. 174. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 772 с. Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА -М, 2003. - с. 36. Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204. Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других. От общения к пониманию. – М.: Астраль: АСТ Профиздат, 2005. – с. 168-173. Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures. — Hannondsworth: Penguin, 1982. Harris C.C. Fundamental Concepts and the Sociological Enterprise. – London: Groom Helm, 1980. – p. 29. Harris P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991. Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions. In.: Deregowski J., Dziurawiec S., Annis R. C. (eds.) Expiscations in Cross-Cultural Psychology. — Lisse, Netherlands: Swets & Zeitlinger, 1983. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, London: McGraw-Hill, 1991. Kilmann R., Saxton M.J., Serpa R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review, Winter? 1986. p. 89. Nadler D.A., Hackman J.R., Lawler E.E. Managing Organizational Behavior. – Boston, Little, Brown, 1971. – p. 164. [1] Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – с. 342. [2] Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжинирно-консалтинговая компания «ДеКа», 1997. – с. 22. [3] Harris C.C. Fundamental Concepts and the Sociological Enterprise. – London: Groom Helm, 1980. – p. 29. [4] Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 37. [5] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 106. [6] Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – с. 174. [7] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – с. 29. [8] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Новое знание, 2005. – 336 с. [9]Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 121. [10] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 53. [11] Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 345 с. [12] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 41. [13]Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 466. [14] Nadler D.A., Hackman J.R., Lawler E.E. Managing Organizational Behavior. – Boston, Little, Brown, 1971. – p. 164. [15] Kilmann R., Saxton M.J., Serpa R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review, Winter? 1986. p. 89. [16] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 58 – 81. [17] Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА -М, 2003. - с. 36. [18] Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социс. - 2004. - № 6. – с. 132. [19] Harris P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991. [20] Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне: монография / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204. [21] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 393-394.
[22] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 35.
[23] Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – с. 347. [24] История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – с. 237-240 [25] Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions. In.: Deregowski J., Dziurawiec S., Annis R. C. (eds.) Expiscations in Cross-Cultural Psychology. — Lisse, Netherlands: Swets & Zeitlinger, 1983. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, London: McGraw-Hill, 1991.
[26] Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures. — Hannondsworth: Penguin, 1982. [27] Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента. - http://www.SIC-Inteltech.ru [28]Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других. От общения к пониманию. – М.: Астраль: АСТ Профиздат, 2005. – с. 168-173. [29] Руководство в организациях в эпоху глобализации / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; Под ред. Н.Ю.Чаусова, О.А. Калугина. – Калуга.: Издательство Калужского ЦНТИ, 2007. - с. 164-166.
[30] Дрезден Э.К. Основные принципы организации советского госаппарата // НОТ и хозяйство. – 1926. - № 8. – с. 4. [31] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – с. 43 [32] Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376 с. [33]Ведомости. - http: // www. wedomosti. ru.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.065 с.) |