Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.



 

C точки зрения оценки возможностей и задач менеджмента в условиях современной России целесообразно в целом охарактеризовать российскую экономику в её нынешнем виде, выделив ее основные черты.

Во-первых, необходимо признать, что в целом российская экономика значительно отстаёт от уровня европейских стран. Это проявляется в уровне доходов и инвестиций, применяемых в производстве технологиях и общей его эффективности, а также абсолютных показателях производительности труда и капитала. Обрабатывающий сектор российской промышленности характеризуется низким уровнем конкурентоспособности и не способен выжить в условиях полностью открытой экономики и мировых цен на сырье и энергию. Огромен и разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области развития инфраструктуры. В стране мало современных автомобильных дорог, а пропускная способность железных низка и в последнее время практически не растет. Почти половина населения страны не имеет домашнего телефона. Производственная, и особенно жилищно-коммунальная инфраструктура находится на низком техническом уровне и сильно изношена физически. Условием её обновления и модернизации являются крупные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации. Имеет место низкий уровень жизни основной массы населения

Во-вторых, в экономике России проявляется доминирующая роль топливно-сырьевых отраслей. На их долю приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские организации, денежных потоков и производственных инвестиций. В экспорте удельный вес этих отраслей составляет около 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом около половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного в конце ХХ века. Топливно-сырьевой сектор во многом определяет состояние государственных финансов. Именно здесь собирается более половины всех косвенных налогов (включая платежи за пользование природными ресурсами), которые, в свою очередь, обеспечивают более половины совокупных доходов федерального бюджета. В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры организации топливно-сырьевых отраслей прямо или косвенно управляют все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу их интересов уже попадают производства, технологически никак не связанные с основным профилем их деятельности.

В-третьих, для российской экономики характерна высокая степень монополизации. Это обусловлено, прежде всего, историческими особенностями формирования отечественной экономики. Так, советское плановое хозяйство постоянно боролось с так называемым параллелизмом или дублированием функций, которое считалось признаком неэффективности, а конкуренция - формой растраты ресурсов. Поэтому производственная структура советской экономики была выстроена таким образом, что монополизм стал её определяющей чертой. В настоящее время монополизм поддерживается высокими ценами на продукцию топливно-сырьевых отраслей и, соответственно, их развитием.

В-четвёртых, в стране ещё не сложился общенациональный конкурентный рынок. В настоящее время рынок представляет собой набор усеченных по сфере своего охвата и сильно сегментированных рынков, где административные и иные неэкономические барьеры между отдельными сегментами остаются очень высокими, а миграция капитала, следовательно, крайне затрудненной. Формально имеет место правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами. На практике в качестве регулятора экономической жизни большую роль играют неформальные отношения, существующие и действующие вне рамок официального права согласно договоренностям с теми, у кого есть реальная власть и возможности.

В целом, в настоящее время в России имеет место специфическая хозяйственная система, которая сильно отличается как от рыночных экономик стран Запада, так и от стереотипных представлений о капиталистическом хозяйстве вообще. Это экономика переходного периода. Её характер снижает возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований. При этом существенно возрастает значение субъективного фактора и, прежде всего, организации управления в государственных учреждениях и хозяйственных организациях. Однако, система управления в её нынешнем состоянии неадекватна тем историческим вызовам, с которыми в начале третьего тысячелетия столкнулась Россия. Вместе с тем, наиболее вероятной перспективой совершенствования управления в организациях представляется дальнейшее осмысление и развитие национальной модели управления. При этом не исключается возможность использования оправдавших себя концепций, инструментов и технологий управления в организациях других стран.

Для формирования менеджмента, способного адекватно воспринимать, создать эффективную рыночную экономику и обеспечить управление устойчивым развитием организаций имеются объективные и субъективные предпосылки. Так, доставшаяся России в наследство от СССР система образования обусловила высокий, даже по меркам развитых стран, уровень общей и профессиональной подготовки персонала. В 2007 году уже четверть российских семей имеет компьютер, а число пользователей Интернета перевалило за 25 млн. человек. В некоторых секторах экономики созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом. Это, прежде всего, топливно-сырьевые отрасли, военное производство, непосредственно связанные с ними инфраструктурные отрасли. Россия успешно интегрируется в мировую экономику и приобрела статус страны с рыночной экономикой. Укрепляется рубль. Банки не кредитуют государство, федеральный бюджет сводится с профицитом, а не с дефицитом. Неплатежи и бартер сведены до минимума. Государство, 9-10 лет назад занимавшее за рубежом, сейчас кредитует внешний мир, инвестирует стабилизационный фонд и золотовалютные резервы. Сами резервы превысили в 2007 году 420 млрд. долл., а на момент кризиса 1998 года было примерно 10 млрд. долл. Внутренний валовой продукт в 2006 году составил 986 млрд. долл. - вчетверо больше, чем в 1998 году. Темпы роста внутреннего валового продукта в России на протяжении последних лет превышали аналогичные показатели ЕС и США и достигали в среднем 6 %. За этот период среднемесячная заработная плата выросла почти впятеро и достигла уровня 533 долл.[33]

Экономика может быть по-настоящему и устой­чиво эффективной только в том случае, если в управление заложены механизмы готовности к изменениям, к буду­щему, к развитию. Это может быть обеспечено, прежде всего, созданием системы подготовки и переподготовки менеджеров, пригодных к работе в рыночных условиях хозяйствования, способных использовать преимущественно социально-психологические и экономические инструменты мотивации персонала и вести воспитательную работу с подчинёнными по формированию рыночного сознания. Следует отметить, что на развитие человеческого капитала направлены запущенные осенью 2005 года четыре приоритетных национальных проекта, в том числе развития образования. В бюджете на них предусмотрено более 6 млрд. долл. Современные менеджеры должны быть способны сформировать отвечающую глобальным вызовам инновационную, продуктивную и социально ориентированную организационную культуру отечественных предприятий.

Вторым основным направлением совершенствования управления в организациях России является преодоление в практике управления изживших себя стереотипов поведения и управленческих структур, что сдерживает становление рыночных отношений и эффективное развитие организаций. Прежде всего, имеется в виду отсутствие очевидной ориентации управленческой деятельности на конечный эффект. Это проявляется, например, в том, что на ключевые дол­жности порой принимают только «своих», обязанности и функции которых толком не обозначены, а ключевые решения принима­ются «на кухне». Между тем в эффективных организациях радиус доверия оп­ределяется не по кровнородственным связям и личной преданности, а по профессиональным и морально-эти­ческим качествам. Рациональность в управлении должна проявлять себя во всём: в ориентации на эффективность и качество; в назначении на должности; в распределении ресурсов и полномочий; в заключении трудовых договоров; в разработке документов организационного регламентирования и следовании им; в соблюдении правовых норм; в использовании инструментов управления и другом.

Третье направление – последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству менеджеров в результате изменения роли ресурсов организации. Основным ресурсом станет не человек как таковой, не капитал, а знания.

Четвёртое направление состоит в разработке и внедрении мероприятий по совершенствованию основных элементов управления: форм разделения и кооперации труда; нормирования труда и его оплаты; механизации и автоматизации труда работников управления; информационных технологий и делопроизводства; рабочих мест и условий труда; методов управления.

Эффективная система управления должна обеспечить конкурентные преимущества организации: для собственников - прозрачность формирования и прогнозируемость финансового результата, повышение капитализации предприятия; для менеджеров и сотрудников - стабильность работы, обусловленная однозначным пониманием сотрудниками своих задач, функций, полномочий и ответственности, пониманием принципов мотивации и оплаты труда; для заказчиков - гарантии своевременного, полного и качественного выполнения заказов; для поставщиков - гарантии планомерного потока заявок; для государственных контролирующих организаций, органов сертификации и аудита - наличие управленческих процедур, обеспечивающих своевременное предоставление достоверной отчетности, определенной законодательством; для кредитных организаций и органов государственной финансовой поддержки – прозрачность расходования кредитных средств и гарантии их возврата.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие научные школы выделяются в менеджменте

2. Раскройте основные национально-исторические особенности и модели менеджмента.

3. Какова специфика менеджмента в России.

4. Опишите особенности современной российской экономики

5. Каковы основные направления совершенствования организации управления в России.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Автократия (в переводе с греческого языка – самовластие) - это управленческая система, основанная на неограниченной, бесконтрольной власти одного лица.

Авторитарное управление – тип управления, характеризующийся концентрацией власти у одного человека, преимущественным использованием административных методов и применением силы.

Административно-бюрократическое управление – тип управления, основанный на детальной регламентации деятельности управленческого аппарата и его мотивацией преимущественно административно-организационными мерами.

Адхократия – это управленческая система, работающая в режиме «проектного» (или «оперативного») менеджмента. Она характеризуется тем, что люди собираются вместе, чтобы решить вполне определенные краткосрочные задачи. После решения поставленных задач необходимость в этом временном коллективе исчезает и он распадается. Данные структуры могут создаваться как на весьма не продолжительный срок (несколько дней), так и на несколько лет. Но итог всегда один: разрешение проблемы означает ликвидацию группы по решению конкретной проблемы.

Бюрократия (в переводе с французского и греческого языков – власть канцелярии) - это управленческая система, основанная на профессионализации управленческого труда. Характерной чертой бюрократической системы является обособление узкой, привилегированной чиновничьей касты от большинства общества. При авторитарных и тоталитарных типах политической системы бюрократия выступает как самовластная и неподконтрольная обществу социальная группа. В обществах с олигархическим и демократическим режимом бюрократию ставят в определенные рамки, создавая институты политического и гражданского контроля над деятельностью чиновников. Однако данные меры не способны лишить бюрократическую систему ее базовых характеристик. Бюрократия – это всегда закрытая от большинства общества система принятия решений.

Клановый подход к оценке и подбору кадров – подход, в основу которого положена субъективная оценка и принадлежность к определённому клану (семье, группе и т.п.).

Командно - административное управление – тип управления, в котором главным фактором управленческой деятельности является административное указание (команда).

Концепция – (от лат. conception – понимание, система), определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Менеджмент знаний – тип управления, при котором основным экономическим ресурсом становятся знания. Этим обусловливается последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству и сетевой кооперации менеджеров.

Организационный подход к оценке и подбору кадров – подход, базирующийся на объективных научных критериях при подборе и оценке кадров.

Охлократия (в переводе с греческого языка – власть толпы, власть черни) - это управленческая система, основанная на популизме харизматических лидеров, постоянно апеллирующих к народной массе с целью достижения конкретных политических результатов. Подобная система возникает в те исторические периоды общественной жизни, когда легитимность действующей власти постоянно подвергается сомнению, а потому влияние уличной толпы наиболее сильно.

Партократия - это управленческая система, основанная на полной власти административного аппарата одной партии, монопольно руководящей обществом. Данная система возможна в тоталитарных и жестко авторитарных политических системах, построенных на принципах идеократии (безраздельной власти определенной политической идеологии). В качестве примера может служить политическая система СССР, режим фашистской партии в Италии, нацистский режим в Германии, современные идеократические режимы в Китае, на Кубе, в Северной Корее, режим партии БААС в Сирии и т.д.).

Патриархальное управление - тип управления, основанный на власти всеми уважаемого человека, аналога отца.

Рыночный подход к оценке и подбору кадров – подход при подборе и оценке кадров, в котором основным критерием является достигнутый экономический результат.

Тоталитарное управление – тип управления, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизнедеятельности.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента. - http: // www. SIC-Inteltech. ru.

Ведомости. - http: // www. wedomosti. ru.

Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996. 384 с.

Дрезден Э.К. Основные принципы организации советского госаппарата // НОТ и хозяйство. – 1926. - № 8. – с. 4.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 712 с.

Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 106.

История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Новое знание, 2005. – 336 с.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжинирно-консалтинговая компания «ДеКа», 1997. – 301 с.

Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социс. - 2004. - № 6. – с. 132.

Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – 592 с.

Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – 592 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 702 с.

Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – 432 с.

Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. – 429 с.

Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376 с.

Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 387 с.

Руководство в организациях в эпоху глобализации / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; Под ред. Н.Ю.Чаусова, О.А. Калугина. – Калуга.: Издательство Калужского ЦНТИ, 2007. - 268 с.

Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 345 с

Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – с. 174.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 772 с.

Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА -М, 2003. - с. 36.

Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204.

Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других. От общения к пониманию. – М.: Астраль: АСТ Профиздат, 2005. – с. 168-173.

Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures. — Hannondsworth: Penguin, 1982.

Harris C.C. Fundamental Concepts and the Sociological Enterprise. – London: Groom Helm, 1980. – p. 29.

Harris P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.

Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions. In.: Deregowski J., Dziurawiec S., Annis R. C. (eds.) Expiscations in Cross-Cultural Psychology. — Lisse, Netherlands: Swets & Zeitlinger, 1983. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, London: McGraw-Hill, 1991.

Kilmann R., Saxton M.J., Serpa R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review, Winter? 1986. p. 89.

Nadler D.A., Hackman J.R., Lawler E.E. Managing Organizational Behavior. – Boston, Little, Brown, 1971. – p. 164.


[1] Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – с. 342.

[2] Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжинирно-консалтинговая компания «ДеКа», 1997. – с. 22.

[3] Harris C.C. Fundamental Concepts and the Sociological Enterprise. – London: Groom Helm, 1980. – p. 29.

[4] Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 37.

[5] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 106.

[6] Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – с. 174.

[7] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – с. 29.

[8] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Новое знание, 2005. – 336 с.

[9]Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 121.

[10] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 53.

[11] Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 345 с.

[12] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 41.

[13]Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 466.

[14] Nadler D.A., Hackman J.R., Lawler E.E. Managing Organizational Behavior. – Boston, Little, Brown, 1971. – p. 164.

[15] Kilmann R., Saxton M.J., Serpa R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review, Winter? 1986. p. 89.

[16] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 58 – 81.

[17] Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА -М, 2003. - с. 36.

[18] Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социс. - 2004. - № 6. – с. 132.

[19] Harris P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.

[20] Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне: монография / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204.

[21] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – с. 393-394.

 

[22] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - с. 35.

 

[23] Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – с. 347.

[24] История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – с. 237-240

[25] Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions. In.: Deregowski J., Dziurawiec S., Annis R. C. (eds.) Expiscations in Cross-Cultural Psychology. — Lisse, Netherlands: Swets & Zeitlinger, 1983. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, London: McGraw-Hill, 1991.

 

[26] Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures. — Hannondsworth: Penguin, 1982.

[27] Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента. - http://www.SIC-Inteltech.ru

[28]Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других. От общения к пониманию. – М.: Астраль: АСТ Профиздат, 2005. – с. 168-173.

[29] Руководство в организациях в эпоху глобализации / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; Под ред. Н.Ю.Чаусова, О.А. Калугина. – Калуга.: Издательство Калужского ЦНТИ, 2007. - с. 164-166.

 

[30] Дрезден Э.К. Основные принципы организации советского госаппарата // НОТ и хозяйство. – 1926. - № 8. – с. 4.

[31] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – с. 43

[32] Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376 с.

[33]Ведомости. - http: // www. wedomosti. ru.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.065 с.)