Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1 Сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли.

Поиск

Функции менеджмента.

Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

  • планирование;
  • организовывание;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

 

 

Школы менеджмента

Школа научного управления как этап в развитии менеджмента

Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. При этом:

  • Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.
  • Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.
  • Люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
  • Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе
  • подчеркивалось большое значение обучения.

Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

 

Административная (классическая) школа в управлении

 

Пpeдcтaвитeли клaccичecкoй (1920—1950) шкoлы, a имeннo — А. Фaйoль, Л. Уpвик, Дж. Мyни, имeли нeпocpeдcтвeнный oпыт paбoты в кaчecтвe pyкoвoдитeлeй выcшeгo звeнa yпpaвлeния в бoльшoм бизнece. Иx глaвнoй зaбoтoй былa эффeктивнocть пpимeнитeльнo к paбoтe вceй opгaнизaции. «Клaccики» (paбoты кoтopыx в знaчитeльнoй cтeпeни иcxoдили из личныx нaблюдeний, a нe ocнoвывaлиcь нa нayчнoй мeтoдoлoгии) cтapaлиcь взглянyть нa opгaнизaции c тoчки зpeния шиpoкoй пepcпeктивы, пытaяcь oпpeдeлить oбщиe xapaктepиcтики и зaкoнoмepнocти opгaнизaций.

Цeлью шкoлы былo coздaниe yнивepcaльныx пpинципoв yпpaвлeния, cлeдoвaниe кoтopым нecoмнeннo пpивeдeт opгaнизaцию к ycпexy.

Эти пpинципы были cвязaны c двyмя acпeктaми. Одним из ниx былa paзpaбoткa paциoнaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния opгaнизaциeй. Опpeдeляя ocнoвныe фyнкции бизнeca кaк финaнcы, пpoизвoдcтвo и мapкeтинг, «клaccики» были yвepeны, чтo мoгyт oпpeдeлить лyчший cпocoб paздeлeния opгaнизaции нa пoдpaздeлeния или гpyппы. Фaйoль paccмaтpивaл yпpaвлeниe кaк yнивepcaльный пpoцecc, cocтoящий из нecкoлькиx взaимocвязaнныx фyнкций.

Втopaя кaтeгopия пpинципoв кacaлacь пocтpoeния cтpyктypы opгaнизaции и yпpaвлeния paбoтникaми.

А. Фaйoль cфopмyлиpoвaл 14 пpинципoв yпpaвлeния:

  • paздeлeниe тpyдa. Цeлью paздeлeния являeтcя выпoлнeниe paбoты, бoльшeй пo oбъeмy и лyчшeй пo кaчecтвy пpи тex жe ycилияx. Этo дocтигaeтcя зa cчeт coкpaщeния чиcлa цeлeй, нa кoтopыe дoлжны быть нaпpaвлeны внимaниe и ycилия;
  • пoлнoмoчия и oтвeтcтвeннocть. Пoлнoмoчия дaют пpaвo oтдaвaть пpикaз, oтвeтcтвeннocть — ee пpoтивoпoлoжнocть;
  • диcциплинa. Пpeдпoлaгaeт пocлyшaниe и yвaжeниe к дocтигнyтым coглaшeниям мeждy opгaнизaциeй и ee paбoтникaми. Диcциплинa пpeдycмaтpивaeт cпpaвeдливoe пpимeнeниe caнкций;
  • eдинoнaчaлиe. Рaбoтник дoлжeн пoлyчaть пpикaзы тoлькo oт oднoгo нeпocpeдcтвeннoгo нaчaльникa;
  • eдинcтвo нaпpaвлeния. Кaждaя гpyппa, дeйcтвyющaя в paмкax oднoй цeли, дoлжнa быть oбъeдинeнa eдиным плaнoм и имeть oднoгo pyкoвoдитeля;
  • пoдчинeннocть личныx интepecoв oбщим. Интepecы oднoгo paбoтникa нe дoлжны пpeвaлиpoвaть нaд интepecaми кoмпaнии;
  • вoзнaгpaждeниe пepcoнaлa. Для тoгo чтoбы oбecпeчить вepнocть и пoддepжкy paбoтникoв, oни дoлжны пoлyчaть cпpaвeдливyю зapплaтy;
  • цeнтpaлизaция. Нeoбxoдимo oбecпeчить нaибoлee пpaвильнoe cooтнoшeниe мeждy цeнтpaлизaциeй и дeцeнтpaлизaциeй в зaвиcимocти oт кoнкpeтныx ycлoвий;
  • cкaляpнaя цeпь, тo ecть pяд лиц, cтoящиx нa pyкoвoдящиx дoлжнocтяx, нaчинaя oт лицa, зaнимaющeгo caмoe выcoкoe пoлoжeниe, — вниз, дo pyкoвoдитeля низoвoгo звeнa. Нe cлeдyeт oткaзывaтьcя oт иepapxичecкoй cиcтeмы бeз нeoбxoдимocти, нo пoддepжaниe иepapxии вpeднo, кoгдa oнa нaнocит yщepб бизнecy;
  • пopядoк. Мecтo — для вceгo, и вce — нa cвoeм мecтe;
  • cпpaвeдливocть — coчeтaниe дoбpoты и пpaвocyдия;
  • cтaбильнocть paбoчeгo мecтa для пepcoнaлa. Бoльшaя тeкyчecть кaдpoв cнижaeт эффeктивнocть opгaнизaции;
  • инициaтивa. Ознaчaeт paзpaбoткy плaнa и oбecпeчeниe eгo ycпeшнoй peaлизaции;
  • кopпopaтивный дyx. Сoюз — этo cилa, a oнa являeтcя peзyльтaтoм гapмoнии пepcoнaлa.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Оcoбeннocти шкoлы чeлoвeчecкиx oтнoшeний. Движeниe зa чeлoвeчecкиe oтнoшeния зapoдилocь в oтвeт нa нecпocoбнocть co cтopoны пpeдcтaвитeлeй нayчнoгo yпpaвлeния и клaccичecкoй шкoлы пoлнocтью ocoзнaть чeлoвeчecкий фaктop кaк ocнoвнoй элeмeнт эффeктивнoй opгaнизaции. Нaибoльший вклaд в paзвитиe шкoлы чeлoвeчecкиx oтнoшeний (1930—1950) внecли двa yчeныx — Мэpи Пapкep Фoллeт и Элтoн Мэйo. Экcпepимeнты Э. Мэйo oткpыли нoвoe нaпpaвлeниe в тeopии yпpaвлeния. Он oбнapyжил, чтo чeткo paзpaбoтaнныe paбoчиe oпepaции и xopoшaя зapaбoтнaя плaтa нe вceгдa вeли к пoвышeнию пpoизвoдитeльнocти тpyдa. Силы, вoзникaвшиe в xoдe взaимoдeйcтвия мeждy людьми, чacтo пpeвocxoдили ycилия pyкoвoдитeлeй.

Бoлee пoздниe иccлeдoвaния, пpoвeдeнныe Абpaxaмoм Мacлoy и дpyгими пcиxoлoгaми, пoмoгли пoнять пpичины этoгo явлeния. Мoтивaми пocтyпкoв людeй, пo Мacлoy, являютcя, в ocнoвнoм, нe экoнoмичecкиe cилы, a paзличныe пoтpeбнocти, кoтopыe мoгyт быть лишь чacтичнo и кocвeннo yдoвлeтвopeны c пoмoщью дeнeг. Оcнoвывaяcь нa этиx вывoдax, иccлeдoвaтeли пoлaгaли, чтo, ecли pyкoвoдcтвo пpoявляeт бoльшyю зaбoтy o cвoиx paбoтникax, тo и ypoвeнь yдoвлeтвopeннocти дoлжeн вoзpacтaть, a этo бyдeт вecти к yвeличeнию пpoизвoдитeльнocти. Они peкoмeндoвaли иcпoльзoвaть пpиeмы yпpaвлeния чeлoвeчecкими oтнoшeниями, включaющиe бoлee эффeктивныe дeйcтвия нaчaльникoв, кoнcyльтaции c paбoтникaми и пpeдocтaвлeниe им бoлee шиpoкиx вoзмoжнocтeй взaимнoгo oбщeния нa paбoтe.

Рaзвитиe пoвeдeнчecкиx oтнoшeний. Сpeди нaибoлee кpyпныx фигyp бoлee пoзднeгo пepиoдa пoвeдeнчecкoгo нaпpaвлeния (c 1950 г. пo нacтoящee вpeмя) тaкиe yчeныe, кaк К. Аpджиpиc, Р. Лaйкepт, Д. Мaк-Гpeгop, Ф. Гepцбepг. Эти и дpyгиe иccлeдoвaтeли изyчaли paзличныe acпeкты coциaльнoгo взaимoдeйcтвия, мoтивaции, xapaктepa влacти и aвтopитeтa, лидepcтвa, opгaнизaциoннoй cтpyктypы, кoммyникaции в opгaнизaцияx, измeнeния coдepжaния paбoты и кaчecтвa тpyдoвoй жизни.

Нoвый пoдxoд cтpeмилcя в бoльшeй cтeпeни oкaзaть пoмoщь paбoтникy в ocoзнaнии coбcтвeнныx вoзмoжнocтeй нa ocнoвe пpимeнeния кoнцeпций пoвeдeнчecкиx нayк к пocтpoeнию и yпpaвлeнию opгaнизaциями. Оcнoвнoй цeлью шкoлы былo пoвышeниe эффeктивнocти opгaнизaции зa cчeт пoвышeния эффeктивнocти ee чeлoвeчecкиx pecypcoв. Глaвный пocтyлaт cocтoял в тoм, чтo пpaвильнoe пpимeнeниe нayки o пoвeдeнии вceгдa бyдeт cпocoбcтвoвaть пoвышeнию эффeктивнocти и paбoтникa, и opгaнизaции. Однaкo в нeкoтopыx cитyaцияx дaнный пoдxoд oкaзывaлcя нecocтoятeльным.

 

 

Тема №3

Задачи менеджмента по созданию системы управления предприятием с учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды

Внешняя среда организации

Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. Организация не понимающая своего окружения и своих границ обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью (изменчивостью) и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты (дарвиновская наследственность).

Содержание, особенности, основные проблемы антикризисного управления.

Понятие «антикризисное управление» появилось в отечественной литературе в 90-х годах. Сначала оно было эквивалентно зарубежному понятию «кризис-менеджмент» (crisis-management). Под ним понималось только управление процедурами банкротства предприятий и их ликвидации. Под антикризисным управлением в настоящее время понимается такое управление, которое направлено не только на вывод предприятия из кризиса, в том числе из состояния банкротства, или, в крайнем случае, на его ликвидацию, но и напредотвращение глубоких кризисных явлений, обеспечение успешного развития предприятия и решение его главных задач, которые в основном сводятся к максимизации удовлетворения материальных потребностей своих работников. Антикризисное управление – это управление, в котором определенным образом поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Содержанием антикризисного управления (АКУ) является:
  • анализ состояния предприятия с учетом внешней среды, в которой оно находится, и причин возникновения на нем кризисных ситуаций;
  • ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных вариантов стратегии развития предприятия в зависимости от ситуации;
  • бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ предприятия;
  • разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией;
  • внедрение инноваций во все сферы деятельности предприятия.
Возможность АКУ определяется прежде всего человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать опыт преодоления кризисов, накопленный человечеством. Кроме того, возможность АКУ определяется и знанием циклического характера развития СЭС. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасны неожиданные кризисы. Всю совокупность проблем АКУ можно представить четырьмя группами:
  1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций, построения и запуска механизмов предотвращения кризиса.
  2. Проблемы, связанные с ключевыми сферами жизнедеятельности организации: формулируются миссия (предназначение) организации, цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера, проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
  3. Проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения СЭС в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений, проблемы оценки и анализа антикризисных ситуаций, проблемы разработки инновационных стратегий, способствующих выводу организации из кризиса.
  4. Проблемы конфликтологии и селекции персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, проблемы банкротства и санации (оздоровления) предприятий.
Составом своих типичных проблем АКУ отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками. Одной из характеристик всякого управления является его предмет. Предметом управления в СЭС всегда является деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей. Именно АКУ способствует более безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций. Суть АКУ сводится к следующим положениям:
  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • проявление кризисов в определенной мере можно ускорять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими может быть тоже различным, поэтому система АКУ должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
  • гибкость и адаптивность;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • поиск наиболее приемлемого эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать интеллектуальный потенциал работников.
Главные особенности процессов и технологий АКУ:
  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуации;
  • усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
  • использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Приоритеты в механизме АКУследующие:
  • мотивация, ориентированная на антикризисные меры, экономия ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий профессионализм и пр.;
  • установки на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • инициативность в решении проблем и поиск наилучших вариантов развития;
  • корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления. Стиль АКУ должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Рассмотрим некоторые из характеристик АКУ. 1. Функции АКУ - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результаты. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. При этом можно выделить пять функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют АКУ. 2. При управлении всегда есть ограничения, которые могут быть внутренними и внешними. Эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. АКУ должно обеспечивать их регулирование. Внутренние ограничения снимаются посредством отбора персонала, его ротации, обучения или посредством совершенствования системы мотивации, а также улучшения информационного обеспечения управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз. 3. Одной из важных характеристик АКУ является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации АКУ. Неформальное управление может привести от развитой организации к анархии, а формальное - к бюрократизму. 4. Для АКУ большое значение имеет возможность выбрать рациональную стратегию развития в зависимости от характера и глубины кризиса. Наиболее важными являются следующие стратегии:
  • предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
  • противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанного риска;
  • последовательного выхода из кризиса;
  • предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
АКУ, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность АКУ характеризуется степенью достижения или смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Оценить ее в точных расчетных показателях трудно, но при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов, увидеть ее можно. Можно выделить следующие основные факторы, которые определяют эффективность АКУ. 1. Профессионализм АКУ и специальная подготовка. Сюда входят не только общий профессионализм управления, который конечно необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности АКУ. АКУ должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного (творческого), производственного, экологического, финансового и т.д. 2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для АКУ особенно важно проходить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных условиях. 3. Методология разработки рискованных решений. Она должна быть создана и освоена, так как в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость, которые крайне необходимы при АКУ. 4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Это позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса. 5. Корпоративность – т.е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это внутренний патриотизм и энтузиазм. 6. Лидерство, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления. 7. Стратегия и качество антикризисных программ. 8. Оперативность и гибкость управления. 9. Человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы 2, 5, 6, т.е. искусство управления, корпоративность и лидерство. Необходимо иметь в виду, что для АКУ существует понятие антикризисной команды – команды единомышленников, верных общей идее и безоговорочно доверяющих друг другу. 10. Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Например, сегодня разработана новая система мониторинга атомного реактора, которая построена на сравнительно простой визуальной оценке его состояния. Когда оператор наблюдает за симметрией картинки на экране компьютера, которая отражает соотношение основных показателей антикризисного функционирования атомной электростанции. При этом отпадает необходимость наблюдать за множеством параметров – достаточно обнаружить появление нарушений симметрии, что является признаком возникновения ситуаций, опасных с точки зрения возможного кризиса. Аналогичный мониторинг кризисных ситуаций может быть и в системе АКУ. Причем эффективно здесь могут быть использованы компьютеры, аудио-визуальная техника и другие средства.

 

Понятие и виды риска.

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.). С другой стороны, риск - это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение.

Выделяют следующие функции риска:

· 1) инновационная. Рисковое решение может вести к более эффективному производству;

· 2) регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха организации, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;

· 3) защитная. Риск - естественное состояние и требует от менеджера и предпринимателя воспитывать терпимость к неудачам;

· 4) аналитическая. Политика риска предполагает необходимость выбора, а следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, составления планов.

Рассмотрим классификацию рисков.

С точки зрения источника возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние риски связаны с окружением организации. Они могут быть макроэкономическими и микроэкономическими. На те и другие влияют два рода факторов: 1) прямого воздействия - законодательное регулирование, произвол властей, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция, коррупция и рэкет; 2) косвенного воздействия - политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение отрасли, стихийные бедствия, международные события.

Внутренние риски связаны с особенностями самой организации. Основным видом внутреннего риска считается кадровый, обусловленный практической невозможностью предсказать поведение людей в тех или иных ситуациях.

По степени опасности для предприятия выделяют допустимый риск (угроза потери прибыли), критический риск (возможность несения текущих убытков); катастрофический риск (банкротство).

С точки зрения целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном риске. Границы между ними в различных сферах деятельности неодинаковы.

По возможности избежать потери риски могут быть преодолимыми и непреодолимыми. Непреодолимые риски бывают страхуемыми и нестрахуемыми. Риск можно частично переложить на других, но полностью избежать его нельзя.

По причинам возникновения выделяют:

· 1) политические риски (национализация, введение экономических ограничений, войны, конфликты, беспорядки). Они могут быть национальными, региональными и международными;

· 2) технические риски (получение отрицательных результатов, недостижение поставленных целей, побочные явления, сбои, поломки).

По мнению экспертов, можно дать следующую оценку технических рисков: риск пожара - 0,08, взрыва - 0,13, молнии - 0,06, самовозгорания - 0,013, бури - 0,013, наводнения - 0,02, падения самолета - 0,006;

· 3) производственные риски (снижение объемов выпуска, простои, брак; рост затрат, преждевременный износ оборудования). Основными рисками в производственном предпринимательстве являются: риск невостребованности продукции, неисполнения контракта, усиления конкуренции и ухудшения конъюнктуры, возникновения непредвиденных обстоятельств и затрат, потери капитала;

· 4) предпринимательский риск - неспособность поддерживать уровень доходов на вложенный капитал. В России предпринимательский риск весьма высок.

Причины этого следующие:

· необязательность, безответственность партнеров,

· негибкость и изменчивость законодательных актов,

· политическая нестабильность,

· высокая инфляция и финансовая нестабильность.

· отсутствие персональной ответственности,

· зависимость предпринимателей от криминального мира,

· вмешательство политиков,

· бюрократизация,

· неустойчивое налоговое законодательство,

· низкий уровень образованности населения;

· 5) отраслевой риск - риск изменения экономического состояния отрасли; определяется уровнем ценовой и неценовой конкуренции, легкостью или сложностью вхождения в нее, окружением;

· 6) естественные риски (экологический, риск стихийных бедствий);

· 7) коммерческие риски (невозможность реализовать продукцию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спроса, потери качества);

· 8) инфляционный (повышение цен, снижение покупательной способности денег);

· 9) инновационный (неудачи в освоении новых рынков, продукции, технологий);

· 10) валютный риск включает экономический риск (изменение стоимости активов; снижение выручки и увеличение расходов в связи с неблагоприятными изменениями курсов). Он в основном обусловлен тем, что расходы и доходы имеют место в разных валютах. Прямой экономический риск состоит в угрозе изменения прибыльности по будущим операциям. Источниками прямого риска являются уже заключенные контракты, необходимость оплачивать зарубежные расходы и т.п. Косвенный риск - это риск неконкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями. Кроме экономического, разновидностями валютного риска являются: риск перевода и риск сделок (влияние валютного курса на выгодность сделок из-за неопределенности стоимости национальной валюты в будущем). Валютный риск подразделяется на экспортный и импортный;

· 11) инвестиционный риск - это риск потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, его снижения.

Приведем в качестве примера экспертные оценки инвестиционных рисков в России по 10-балльной шкале:

экспроприации - 3; национализация - 0; политической нестабильности - 9; вмешательства государства - 10; негативных настроений против частного сектора - 7; нестабильности рынка труда - 2; организованной преступности - 10; не конвертируемости национальной валюты - 8; регулирования цен - 3; неблагоприятных тенденций в развитии экономики - 10; возникновения задолженности - 10; высокой инфляции - 10; неправильного выбора объекта инвестирования - 5-6; изменения процентных ставок - 9-10; неполадок в компьютерной сети - 5-10; выбора неподходящего времени - 6-8; законодательных изменении - 6-10. В результате общий риск на все вложения составит 7-10, в то время как в США риски оцениваются 1-3,7;

· 12) кредитный риск. Он возникает из-за невыполнения обязательств вследствие недобросовестности, некомпетентности, неблагоприятной общей конъюнктуры. Виды кредитных рисков - торговый и банковский (неуплата долга; неплатежеспособность). Причины кредитных рисков - спад в отраслях, спад спроса на продукцию, невыполнение договоров, форс-мажор. Он может быть деловым, обусловленным недостатком деловых способностей предпринимателей; моральным - зависящим от их личных качеств; имущественным, вызванным отсутствием у заемщика собственных активов;

· 13) процентный риск. К нему относятся: риск изменения общего уровня ставки %; ставок по отдельным видам кредита. На процентный риск влияют темпы экономического роста, инфляция, государственный долг, политика правительства.

Виды рисков с 1 по 9 называются чистыми. Их возникновение связано с объективными обстоятельствами, не зависящими от принятых управленческих решений. В результате возникают потери не только для фирмы, но и для общества.

Валютный, кредитный, процентный и инвестиционный виды риска объединяются в категорию финансовых рисков и в большинстве случаев носят спекулятивный характер. Он, как правило, влечет за собой потери только для фирм, а для общества может быть и выигрыш.

Нужно иметь в виду, что общий риск по всем позициям может быть больше суммы частных.

Количественно абсолютная величина риска является субъективной оценкой ожидаемых потерь. Она определяется как произведение ожидаемого ущерба на его вероятность.

Риск может быть выражен в относительных показателях, например, путем соотнесения величины потерь с объемом производства (продаж) или собственных средств.

В настоящее время можно говорить о следующих градациях степени риска (вероятности наступления потерь);

До 0,1-минимальный риск; 0,1-0,3 - малый; 0,3-0,4 - средний. Все это - нормальный, разумный, допустимый риск, когда вероятные потери не превышают прибыли; 0,4-0,5 - высокий риск; 0,6-0,8 - критический риск (потеря полной выручки); 0,8-1,0 - катастрофический риск (потеря капитала).

Рассмотрим некоторые примеры хозяйственной практики, характеризующие ту или иную степень риска. Так, что касается текущих активов, минимальным риском обладают деньги в кассе и на расчетном счете; к активам, связанным с малым риском, относятся готовая продукция, сырье, материалы; среднерисковыми активами являются ценные бумаги; активы высокого риска - дебиторская задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, выходящей из употребления, связанные запасы сырья и материалов.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать мысли понятными другому лицу.

Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно называть коммуникации связующим процессом. [4]

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

Тема №1 Сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли.

 

1) Организация и основные компоненты ее успеха.

2) Понятие менеджмента, его содержание, цели, задачи, технологии, виды.

3) Функции менеджмента.

4) Школы менеджмента.

5) Методологические основы менеджмента.

 

1. Организация и основные компоненты ее успеха.

"Организация — объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур" (Большой Энциклопедический словарь).

Некая группа должна cooтвeтствoвaть нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Это наличие:

— по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

— по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую воспринимают как общую все члены данной группы;

— членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти характеристики, мы получаем определение по М. Мескону — "Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей" [31].

Р. Акофф дает такое определение: "Организация есть целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем, и части которой — люди — имеют собственные цели [1].

И, наконец, формулировка Р. Холла: "Организация является коллективом с относительно идентифицированными границами, нормативным порядком (уставом), ранжированием власти (иерархией), системами коммуникаций и координации членства (процедуры); этот коллектив существует на относительно постоянной основе и занимается деятельностью, которая обычно связана с набором целей; деятельность дает результаты для членов организации и для общества" [48].

Практически во всех этих определениях используется проблема целей. Для задачи определения важны несколько моментов.

Во-первых" в организации происходят некоторые события, не связанные с общей целью.

Во-вторых, нельзя рассматривать цели отдельно от исполнителей.

В-третьих, как правило, существует несколько целей" т. е. сложные организации, имеющие набор взаимосвязанных целей.

И, наконец, цели находятся в центре деятельности организации.

Как отмечено выше, одна из причин, почему мы имеем организации, — это стремление получить желаемые результаты. Следовательно, такие понятия, как руководство и принятие решения, методы коммуникаций и другие аспекты деятельности организации в целом нельзя понять, отстраняясь от целей.

2. Понятие менеджмента, его содержание, цели, задачи, технологии, виды.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Цели и задачи менеджмента:
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Цели обладают рядом характеристик:
конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.015 с.)