Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Роль менеджмента в организации
Похожие статьи вашей тематики
Может ли организация обойтись без менеджмента? Вряд ли! Даже если организация весьма мала, проста, для успешного ее функционирования понадобятся хотя бы элементы менеджмента.
Менеджмент необходим организации для достижения ею успеха.
Успех - это когда организация работает рентабельно, т.е. приносит прибыль в размере, достаточной для ее воспроизводства и поддеожании в конкурентоспособном состоянии.
Успехи и неудачи организации, как правило, связывают с успехами и неудачами в менеджменте. В практике Запада принято считать, что если предприятие работает нерентабельно, то новый хозяин предпочтет, прежде всего, сменить руководство, но не рабочих.
Внутренняя среда организации
В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.
К основным внутренним переменным традиционно относят: структуру, задачи, технологии и людей.
В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д.
Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
· задачи по работе с людьми;
· задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
· задачи по работе с информацией.
Внешняя среда организации
Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. Организация не понимающая своего окружения и своих границ обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью (изменчивостью) и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты (дарвиновская наследственность).
Тема №4 Антикризисный менеджмент и его значение. Управление рисками.
1. Содержание, особенности, основные проблемы антикризисного управления
Особенности системы механизма и процессов антикризисного управления
3. Стратегия антикризисного управления
4. Понятие и виды риска
5. Общие подходы к управлению риска
6. Хеджирование как инструмент управления рисками
Содержание, особенности, основные проблемы антикризисного управления.
Понятие «антикризисное управление» появилось в отечественной литературе в 90-х годах. Сначала оно было эквивалентно зарубежному понятию «кризис-менеджмент» (crisis-management). Под ним понималось только управление процедурами банкротства предприятий и их ликвидации.
Под антикризисным управлением в настоящее время понимается такое управление, которое направлено не только на вывод предприятия из кризиса, в том числе из состояния банкротства, или, в крайнем случае, на его ликвидацию, но и напредотвращение глубоких кризисных явлений, обеспечение успешного развития предприятия и решение его главных задач, которые в основном сводятся к максимизации удовлетворения материальных потребностей своих работников.
Антикризисное управление – это управление, в котором определенным образом поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
Содержанием антикризисного управления (АКУ) является:
- анализ состояния предприятия с учетом внешней среды, в которой оно находится, и причин возникновения на нем кризисных ситуаций;
- ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных вариантов стратегии развития предприятия в зависимости от ситуации;
- бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ предприятия;
- разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией;
- внедрение инноваций во все сферы деятельности предприятия.
Возможность АКУ определяется прежде всего человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать опыт преодоления кризисов, накопленный человечеством.
Кроме того, возможность АКУ определяется и знанием циклического характера развития СЭС. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасны неожиданные кризисы.
Всю совокупность проблем АКУ можно представить четырьмя группами:
- Проблемы распознавания предкризисных ситуаций, построения и запуска механизмов предотвращения кризиса.
- Проблемы, связанные с ключевыми сферами жизнедеятельности организации: формулируются миссия (предназначение) организации, цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера, проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
- Проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения СЭС в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений, проблемы оценки и анализа антикризисных ситуаций, проблемы разработки инновационных стратегий, способствующих выводу организации из кризиса.
- Проблемы конфликтологии и селекции персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, проблемы банкротства и санации (оздоровления) предприятий.
Составом своих типичных проблем АКУ отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. Предметом управления в СЭС всегда является деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей.
Именно АКУ способствует более безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.
Суть АКУ сводится к следующим положениям:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- проявление кризисов в определенной мере можно ускорять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
- управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими может быть тоже различным, поэтому система АКУ должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
- гибкость и адаптивность;
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
- поиск наиболее приемлемого эффективного управления в сложных ситуациях;
- снижение централизма для обеспечения своевременного реагирования на возникающие проблемы;
- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать интеллектуальный потенциал работников.
Главные особенности процессов и технологий АКУ:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуации;
- усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
- использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Приоритеты в механизме АКУследующие:
- мотивация, ориентированная на антикризисные меры, экономия ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий профессионализм и пр.;
- установки на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
- инициативность в решении проблем и поиск наилучших вариантов развития;
- корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления. Стиль АКУ должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
| Рассмотрим некоторые из характеристик АКУ.
1. Функции АКУ - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результаты. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. При этом можно выделить пять функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют АКУ.
2. При управлении всегда есть ограничения, которые могут быть внутренними и внешними. Эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. АКУ должно обеспечивать их регулирование. Внутренние ограничения снимаются посредством отбора персонала, его ротации, обучения или посредством совершенствования системы мотивации, а также улучшения информационного обеспечения управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.
3. Одной из важных характеристик АКУ является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации АКУ. Неформальное управление может привести от развитой организации к анархии, а формальное - к бюрократизму.
4. Для АКУ большое значение имеет возможность выбрать рациональную стратегию развития в зависимости от характера и глубины кризиса. Наиболее важными являются следующие стратегии:
- предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
- противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
- стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
- рассчитанного риска;
- последовательного выхода из кризиса;
- предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
АКУ, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность АКУ характеризуется степенью достижения или смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Оценить ее в точных расчетных показателях трудно, но при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов, увидеть ее можно.
Можно выделить следующие основные факторы, которые определяют эффективность АКУ.
1. Профессионализм АКУ и специальная подготовка. Сюда входят не только общий профессионализм управления, который конечно необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности АКУ. АКУ должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного (творческого), производственного, экологического, финансового и т.д.
2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для АКУ особенно важно проходить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных условиях.
3. Методология разработки рискованных решений. Она должна быть создана и освоена, так как в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость, которые крайне необходимы при АКУ.
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Это позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.
5. Корпоративность – т.е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это внутренний патриотизм и энтузиазм.
6. Лидерство, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления.
7. Стратегия и качество антикризисных программ.
8. Оперативность и гибкость управления.
9. Человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы 2, 5, 6, т.е. искусство управления, корпоративность и лидерство. Необходимо иметь в виду, что для АКУ существует понятие антикризисной команды – команды единомышленников, верных общей идее и безоговорочно доверяющих друг другу.
10. Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Например, сегодня разработана новая система мониторинга атомного реактора, которая построена на сравнительно простой визуальной оценке его состояния. Когда оператор наблюдает за симметрией картинки на экране компьютера, которая отражает соотношение основных показателей антикризисного функционирования атомной электростанции. При этом отпадает необходимость наблюдать за множеством параметров – достаточно обнаружить появление нарушений симметрии, что является признаком возникновения ситуаций, опасных с точки зрения возможного кризиса. Аналогичный мониторинг кризисных ситуаций может быть и в системе АКУ. Причем эффективно здесь могут быть использованы компьютеры, аудио-визуальная техника и другие средства.
|
|