Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Содержание и сущность «менеджмента»
Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом, менеджмент буквально означает - «руководство людьми». Трактовок менеджмента существует великое множество (кабушкин). В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению (Казначевская).
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Понятие менеджмент и менеджер соседствует с понятиями бизнес, предпринимательство и бизнесмен, предприниматель. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций. Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей. Менеджер является наемным работником, не связанным с собственностью на капитал организации, которой управляет. Его предназначение эффективное управление организацией, следовательно, и капиталом предпринимателя. По мере того как организация «встанет на ноги», окрепнет и станет получать прибыль достаточную для расширенного воспроизводства, предприниматель становится бизнесменом. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем производства (создания) продукции и оказания услуг. Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями производящими и реализующими продукцию и услуги с целью получения прибыли. Бизнесмен - это владелец капитала (средств производства, земли, рабочей силы) который находится находиться в обороте и приносит доход достаточный для содержания бизнесмена и постоянного увеличения капитала. Как правило, в хозяйственном подчинении бизнесмена никто не находится, хотя он и является владельцем акций, имущественного пая, земельной доли и состоит в совете директоров или является членом правления организации (предприятия, объединения, консорциума, финансово-промышленной группы и др. форм концентрации капитала). Менеджер же обязательно занимает конкретную должность (управляющего, директора и т.д.) и в его хозяйственном подчинении находятся люди (казначевская).
Внешняя среда организации
Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов, с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.
На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом она полностью зависит от среды.
Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым и фоновым.
Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие. Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.
К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.
Организация всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов.
Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.
При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.
При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация.
При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.
Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.
9 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. До 50-х годов XX века основным объектом изучения различных школ управления были внутренние переменные организации. Каждая школа уделяла внимание, прежде всего, тем аспектам организации, на которые, по её мнению, руководство должно было бы обращать большее внимание для успешного функционирования и достижения целей организации. Школа научного управления акцентировала своё внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления – на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук – на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы. Вклад каждой школы оценивался с позиций повышения эффективности достижения целей организации за счет направленного изменения внутренних переменных организации. Факторам вне организации практически не уделялось внимания. Однако современным организациям в большей мере приходится приспосабливаться к изменениям именно во внешнем окружении организации и соответствующим образом осуществлять изменения внутренних переменных. Представление о необходимости учитывать внешние по отношению к организации факторы (внешние силы воздействия на деятельность организации) появилось в конце 50-х годов XX века в связи с развитием системного подхода к организации, которую стали рассматривать как открытую систему, действующую во внешней среде. Ситуационный подход к менеджменту позволил расширить теорию организационных систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения организации с внешним миром определяется конкретными внутренними и внешними факторами, соответствующим образом влияющие на него. Системный и ситуационный подходы стали своего рода реакцией на изменения внешних факторов, которые в возрастающей степени оказывают влияние на успешность деятельности организации. Окружающая организацию среда имеет множество факторов, учесть которые в полном объеме практически невозможно. Кроме того, не все факторы внешней среды в равной степени оказывают влияние на результаты деятельности организации. Поэтому необходимо ограничить понятие внешней среды для организации только теми факторами, которые существенно влияют на её успех. Таким образом, внешняя среда организации определяется как совокупность факторов её внешнего окружения, воздействующих на организацию и оказывающих влияние на эффективность её функционирования. Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Это воздействие обладает следующими характерными чертами: 1) Сложностью, характеризующейся количеством и многообразием воздействующих факторов. Чем больше число переменных, тем больше сложность и неоднозначность окружающей среды, в которой существует организация. Сложность измеряется степенью географической дисперсии или концентрации, таких элементов окружающей среды организации, как конкуренты, поставщики и регулирующие органы. Она также является измерением разнообразия рынка, который формируется под воздействием изменений в социокультурном, экономическом, технологическом, экологическом и политическом аспектах окружающей среды. Можно перечислить ряд элементов, которые определяют сложность окружающей среды: - количество различных поставщиков одной категории материалов в определённой рыночной нише; - уровень географической концентрации (дисперсии) поставщиков, труда, отраслевых продаж, компаний-конкурентов в определённом секторе рынка; - уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определённого сектора рынка; - уровень социокультурной диверсификации в рыночной нише; - уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише; - уровень технологической диверсификации внутри отрасли. 2) Взаимозависимостью, характеризующейся степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Так, у предприятий, работающих с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнёров, степень зависимости от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии. Характеристика взаимосвязи факторов внешней среды особенно важна и значима для мирового рынка. Руководители организаций не могут больше рассматривать внешние факторы изолированно. В качестве примера можно привести снижение поставок нефти в 70-е годы, что привело к росту цен на продукты и нефтепереработки. Это, в свою очередь, привело к росту цен почти на все виды продукции, и в конечном итоге – к мировому кризису экономики рыночно ориентированных стран. 3) Неопределённостью, характеризующейся непредсказуемым, случайным характером многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент, и динамичностью, характеризующейся скоростью изменения факторов внешней среды организации. Существуют следующие общие переменные, предназначенные для измерения неопределённости или динамизма окружающей среды: - степень изменения цен поставщиков; - степень изменения цен конкурентов; - степень изменения в предложении труда; - степень изменения в кривой спроса на продукт; - степень изменения цены капитала; - степень изменения в возможностях финансирования; - степень изменения в методах конкуренции; - степень изменений в политике регулирования рынка; - уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок с новой продукцией; - уровень активности, обусловленный новыми конкурентами, появившимися на рынке; - степень изменения в результате отклонений от нормы жизненного цикла товара; - степень изменения в результате влияний новой технологии, появившейся в отрасли. Как можно увидеть при тщательном анализе этих переменных, они определяют степень изменений в таких категориях, как покупатели, поставщики и конкуренты. В свою очередь, переменные также могут изменяться по мере того, как происходят изменения в бизнесе. Поэтому их обязательно необходимо учитывать в процессе анализа окружающей среды при попытках воздействовать на динамику внешнего окружения. Все факторы внешней среды организации можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда). К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы прямого воздействия. Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.
Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиций системного подхода организация представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов организации являются поступления всех видов ресурсов для обеспечения её хозяйственной деятельности. Зависимость организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности. Наиболее очевидно это в отношении материалов, капитала и трудовых ресурсов. Сырьё и материалы – это важнейший компонент предпринимательской деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объёмах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок, тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путём дублирования поставок из нескольких независимых источников. Капитал, необходимый для функционирования организации, поступает из различных источников и на определенных условиях через банки. Поэтому важнейшей задачей менеджмента является изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организации, налаживание взаимоотношений и квалифицированная работа с банками. Трудовые ресурсы, их источники – важнейший фактор внешней среды организации, от которого во многом зависит успех менеджмента. Особого внимания здесь заслуживают два момента. Первый касается подбора и обучения специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий. В том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентам по продажам и другим, сравнительно новым для нас, направлениям деятельности. Второй момент – подбор и обучение менеджеров различных уровней. Можно без преувеличения сказать, что хороший менеджер – это сегодня самая дефицитная специальность. Известно, что в развитых капиталистических странах идет буквально охота за качественными менеджерами. Представители крупных фирм постоянно находятся при лучших учебных заведениях, готовящих менеджеров, подбирают себе кадры, присматриваясь к обучающимся, начиная с первого курса. Перспективным студентам оплачивается обучение, устанавливаются стипендии, и гарантируется работа менеджеров фирм. Потребители являются вторым главным фактором, определяющим успешную деятельность организации. В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса. Выживание и результативная деятельность организации зависит от её способности находить своего потребителя и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации её главную цель и политику. Конкуренты являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию невозможно долго продержаться на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырьё и материалы и право использовать определённые технические нововведения. Конкуренция влияет также на условия работы и оплату труда внутри организации, на характер отношений руководителей с подчиненными. Выделяют пять основных сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:
- Угроза появления в отрасли новых конкурентов.
- Способность покупателей добиваться снижения цен.
- Способность поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.
- Угроза появления на рынке заменителей продуктов и услуг организации.
- Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.
Законы и государственные органы также оказывают влияние на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие. Число и сложность законов, имеющих отношение к бизнесу, в настоящее время сильно возросло. Состояние законодательства характеризуется: - степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создание соответствующего нормативного обеспечения; - равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности; - возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, потребителями, конкурентами, партнёрами по бизнесу в административном и судебном порядке; - долговременностью, стабильностью и определённостью правовых норм. При этом государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции (Министерство финансов, Министерство внешних экономических связей, Таможенный комитет, Национальный банк и другие), а также принимают свои требования, имеющие силу закона (лицензии, надзор за качеством продуктов и медикаментов, охрана труда, экология и другие). Таблица 4.1 Факторы и показатели микросреды фирмы
Факторы микросреды
| Показатели (операции), факторы микросреды
| 1. Поставщики (вход системы)
| 1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов 1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.) 1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму 1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму 1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму 1.6. Прогноз изменения условий поставок
| 2. Потребители (выход системы)
| 2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
| 3. Конкуренты
| 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов 3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
| 4. Контактные аудитории
| 4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. 4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией
| 5. Маркетинговые посредники
| 5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
| 6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности
| 6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
| Факторы косвенного воздействия Факторы косвенного воздействия обычно не является непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, как факторы прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать при управлении организацией. Влияние факторов среды косвенного обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. Например, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году коренным образом повлияла на изменение общественного мнения по отношению к АЭС и соответственно повлияла на развитие атомной энергетики в ряде регионов. Кроме того, последствия аварии оказали и оказывают существенное влияние на экономику страны в целом, в том числе это отражается на деятельности практически всех отечественных предприятий через соответствующие отчисления в бюджет для ликвидации этих последствий. К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учётом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические факторы.
Рисунок 4.2. – Факторы косвенного воздействия
1. Технология является одновременно внутренней переменной организации и фактором внешней среды косвенного воздействия. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, увеличивая возможности производства существующих товаров и услуг создав условия для появления новых, повышая тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Скорость изменения технологии в последние десятилетия возросла. Эта тенденция сохраняется, так как на земле сейчас живёт больше ученых, чем раньше. Очевидно, что наукоёмкие организации должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность все организации должны творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности. При проведении технологического анализа окружающей среды организация должна обращать внимание на следующие характеристики: - государственные расходы на НИОКР; - выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определённых направлениях технологических усилий; - новые открытия и изобретения (национальные и мировые); - совершенствование существующих товаров; - рост числа техногенных катастроф; - скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование – производство»); - скорость выхода продукции на рынок (длина первых стадий жизненного цикла изделий). Примерами новых технологий, которые существенно отразились на деятельности организации и общества в целом могут служить: компьютерная, лазерная, микроволновая и полупроводниковая технологии, интегральные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических видов топлива и продуктов питания, генная инженерия, новые материалы, биотехнология и другие технологии. 2. Состояние экономики в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. В том числе возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать определённые товары и услуги. Экономическая среда проявляется в деятельности организации следующим образом: - экономический подъём, спад, кризис оказывают глубокое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: общий экономический спад может привести к подъёму экономики организации и наоборот; - от состояния экономики зависит покупательская способность населения; - состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов); - от состояния экономики зависят возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита); - состояние экономики во многом определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг; - экономические обстоятельства формируют спрос, предложение и цену товаров; - экономика в значительной степени определяет возможность получения организацией внутренних и внешних займов; - с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы. 3. Любая организация существует, по крайней мере, в одной социокультурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения, влияют на организацию: - система ценностей определяет практику деятельности организации, её руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно для организации (например, «главное для нас – довольный потребитель»); - соблюдение населением традиций даёт организации возможность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать его с её сегодняшними задачами; - важное значение имеет учёт организацией жизненных установок организации. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормативными и неизбежными спутниками в деятельности организации. Но ведь возможны и противоположные установки; - на деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определённых возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и так далее. Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации. 4. Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях: - наличие стабильной политики, органов власти и законодательства создаёт благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций; - с политической обстановкой связано наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенная политика; - политика определяет отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности; - с политикой неразрывно связано формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.
10 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Управление в древности сильно отличалось от современного. Например, было меньше руководителей среднего звена, малочисленной была группа руководителей высшего звена, имеющих право принимать решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.
Есть в истории и примеры организаций с формализованными структурами, которые управлялись так же, как они управляются в наше время. Примером может быть римская католическая церковь, где существует структура, установленная еще основателями христианства.
Но до ХХ в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины 19 века и до 20-х гг. 20 в. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США.
Родоначальник научного менеджмента Ф.У. Тейлор говорил, что «искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение» Осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях – планирование, организация, руководство и контроль.
Отправной точкой развития современного менеджмента считают 1866 год. В этом году бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества и инженеров – механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.
До Ф. У. Тейлора понятие менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его как «рациональную организацию вообще» или «организацию производства».
Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента.
Ф. Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении, Г. Эмерсон и Г. Форд – на всем производственном процессе, А. Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одном направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое.
В условиях административно-командной системы большинство принципов научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике дает простор для его понимания. Однако не следует забывать, при всей его универсальности менеджмент-часть американской национальной культуры, что не позволяет точно копировать его в наших производственных отношениях.
Школа научного менеджмента
Возникновение науки управления относится к концу 19 – началу 20 столетия. Ее основателем был американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915).
Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 года в американском городе Филадельфия в семье юриста. Предполагая пойти по стопам отца, он в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экзетера в Нью-Гемпшире, но, занимаясь по ночам, испортил себе зрение и в 1875 г. поступил на работу механиком в маленькую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Затем была работа в Мидвейльской сталелитейной компании в должности главного инженера. В 1863 г. закончил заочно технологический институт и получил диплом инженера –механика.
Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. – «Принципы и методы научного менеджмента».
Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда, которая, по его мнению, должна обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.
Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.
Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.
Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, в то время как ранее рабочий сам выбирал себе специальность и сам обучался так, как умел.
В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих.
Все эти принципы осуществлялись применительно к отдельному предприятию. Вся система была направлена на рационализацию труда. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора.
1. Расчленение производственных операций на составные элементы
2. Управление – активный фактор производства
3. Разделение труда непосред
|