Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства внимания (объем, сосредоточенность, распределение, устойчивость, переключение).

Поиск

Вопрос 2

Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание - переключение внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на проявление значимых сигналов, не требует усилий, протекает автоматически.
Произвольное (активное) внимание - направленность объекта на выбранную цель, контролируемый и осознаваемый процесс, обеспечивающий последовательную обработку информации.
Постпроизвольное внимание - процесс освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилия воли, поскольку поддерживается повышенным интересом к текущей работе.
Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени, постпроизвольное - в настоящем и нацелено в будущее. Произвольное внимание может быть обращено к настоящему, к будущему, а также к прошедшему времени. Например, в случае, когда мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, или вспоминаем подробности прошедших событий. Примером произвольного внимания, направленного в будущее, является антиципирующее внимание, когда человек ожидает появления определенного сигнала, на который он должен отвечать соответствующей реакцией. Его функция состоит в облегчении и ускорении опознания такого сигнала.
Различают автоматические и контролируемые процессы, обеспечивающие внимание. Автоматические - протекают без усилий объекта, они не достигают уровня сознания и не взаимодействуют (интерферируют) с какой-либо текущей психической деятельностью. Контролируемые процессы требуют усилий для распределения ресурсов субъекта, направлены на осознаваемую цель и интерферируют с другими видами психической деятельности.

 

 

Билет № 9

1. Понятие системы образования. Принципы построения системы образования. Структура и основные звенья системы образования.

Система (от греч) – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образ-я – это совокупность образов-х учреждения, построенное и функционирующая на основе общих признаков.

Уровень разв-я системы образ-я опред-ся:

- развитием производства,

- развитием культуры и науки,

- особенностями форм общественного сознания,

- от политики властных структур (финансирование, социальный заказ),

- характером СО на который влияет исторический опыт и нац.традиции.

Принципы государ-ой политики в области образ-ия:

- гуманистический х-р образ-я, приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободного разв-я лч, воспитание гражданственности и любовь к родине;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального гос-ва;

- общедоступность образ-я, адаптивность СО к уровням и особенностям разв-я и подготовки обучающихся;

-светский характер образования в гос-х, муниципальных, образов-х учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании (плюрализм прояв-ся в многообразии образ-х учреждений)

-принцип гос.политики-демократический, государственно-общественный х-р управления образованием, автономность образов-х учреждений.

В СО допускается создание негосударственных образ-х учреждений (общественных, кооперат-х, частных, деят-ть которых не противоречит конституции РФ и РТ и зону об образовании», а также международным нормам о правах человека.

Образ-ые программы:

1. Общеобразовательные: решают задачи, формирование общей культуры лч, адаптации лч.жизни в обществе, создание условий для осознанного выбора и освоения образовательных программ: прграммы дошкольного обр-я,начального,основного,среднего-общего;

2. Профессиональные – обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня подготовку специалистов соответствующей квалификации; начальное поф-ое об-е, среднее проф.обр-е,высшее,вузовское,профессиональное.

Автономность образов-х учреждений.

Структура и основные звенья СО

 

Билет №11.

1.Сущность и задачи правового воспитания. Руководящие нормативные документы по правовому воспитанию (Конвенция о правах ребенка, Конституция РТ и РФ, Закон «Об образовании» РТ и РФ, Устав школы, Правила учащихся).

Правовое воспитание — целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения.

Основная цель правового воспитания — дать человеку необходимые в жизни юридические знания и научить его уважать и соблюдать законы и подзаконные акты, т.е. сформировать достаточно высокий уровень правовой культуры, способный значительно уменьшить число правонарушений.

Каждый человек, зная свои права и обязанности, может грамотно себя защищать от незаконных действий со стороны юридических органов, применяющих право.

Правовое воспитание тесно связано со всеми видами социального воспитания — морального, политического, эстетического и др. Их можно назвать «субправовыми», т.е. «прилегающими к правовому», «связанными с правовым», поскольку все они вовлекаются в орбиту правового воспитания.

Признаки (черты) правового воспитания:

1) строится на основе системы норм права;

2) предполагает внедрение в правосознание воспитуемых составных элементов упорядоченных общественных отношений — дозволений, обязываний, запретов.

Соединяясь в процессе функционирования права с мерами государственного обеспечения, дозволения, обязывания, запреты становятся первичными способами правового регулирования, создающими условия для осуществления правомерного поведения;

3) опирается на возможность применения принудительной силы государства путем возложения юридической ответственности на правонарушителей;

4) охватывает субъекты права, не только соблюдающие правовые нормы, но и склонные к правонарушениям и нарушившие их;

5) осуществляется с помощью специальных правовоспитательных способов и средств;

6) осуществляется воспитателями, которые, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Сущностью правового воспитания является формирование правовой установки на согласование устремлений и ожиданий личности с интересами и ожиданиями общества, т.е. процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, формирование правовой культуры.

Содержание правового воспитания — процесс целенаправленного и систематического воздействия на правосознание личности (группы) с помощью совокупности (комплекса) правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств, которыми располагает общество.

Функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков, умений;

2) формирование правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых, выработка правовой установки на правомерное поведение;

Правовое воспитание протекает в правовом поле, в регулируемых правом сферах общественных отношений.

Не следует смешивать правовое воспитание и правовое регулирование, хотя они и взаимосвязаны. Объектом правового регулирования являются, главным образом, отношения — волевые акты поведения личности, а объектом правового воспитания, воспитательной функцией права — ее сознание: мысли, чувства, представления. Это не означает, что правосознание личности не испытывает влияния правового регулирования и его механизма. Но это влияние является второстепенным по отношению к поведению личности, его поступкам.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения.
Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье.

Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом.

 

Билет № 12

1. Дидактика как раздел педагогической науки. Основоположники дидактики.

Дидактику впервые ввел в оборот научный педагог Ратке. Дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предметом дидактики яв-ся общая теория обуч-я всем предметам. Особенности преподавания отд-х дисциплин изучают методики конкретных предметов, частные дидактики.

Основателем научной дидактики считают Я. Коменского. В его книге «Великая дидактика» эта область педагогики опред-ся как всеобщее искусство всех учить всему. В XVIII в. И Песталоцци, швейцарский педагог, продолжил разработку дидактики и обосновал систему принципов развивающего обуч-я. Он считал, что в основе познания мира школьниками лежат три элемента: это форма, число и слово. В XIX в. немецкий педагог И. Дистервег в «Руководстве для немецких уч-лей» предложил свой комплекс требований, активизирующих уч. процесс. На развитие отечественной педагогики оказали большое влияние Ф. Янкович, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, И. Ульянов, П. Блонский, Л. Занков, В. Давыдов и т. д. Особенность отечественной дидактики в том, что она рассматривала уч. процесс не только как средство передачи знаний и формир-я умений, но и как важнейший фактор всестороннего разв-я личности.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия уч-ля и ученика, в ходе кот-го осущ-ся образование, а также воспитание и развитие личности. Обуч-е - единство процессов преподавания и учения.

Обуч-е подчиняется определенным закономерностям в соответствии с философской методологией, всеобщими, устойчивыми, существенными связями между процессом обучения и более широкими социальными процессами, а также внутренними связями между отдельными компонентами обуч-я.

Дидактика рассматривает противоречия учеб-го процесса, определяющие его разв-е и изменение. Противоречия возникают между требованиями общества к процессу обучения и состоянием этого процесса. Центральным яв-ся противоречие между возникающими у учеников потребностями в усвоении опред-х знаний и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Всестороннее разв-е личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и эрудиции. Исходя из общей цели отечественной школы, процесс обуч-я призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Процесс обуч-я включает в себя: деят-ть учителей по организации изложения уч. мат-ла, деят-ть уч-ся по усвоению предлагаемых знаний, деят-ть учителей по формированию у учащихся способов познавательной деят-ти, совместную деят-ть и обуч-е уч-лей и уч-ся.

В современном понимании для обуч-я характерны: двусторонний характер, совместная деят-ть, руководство уч-ля, планомерная организация и управление, целостность, соответствие закономерностям возрастного разв-я уч-ся.

Содержание обуч-я - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деят-ти и мышления, кот-ми необходимо овладеть учащимся в процессе обуч-я.

Дидактика в содержательно-организационном плане выполняет две функции: теоретическую (диагностическую) и практическую (инструментальную).

Дидактическое взаимодействие или обучение яв-ся процессом, к-й имеет след-е компоненты: - целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-

деятельностный, контрольно-регулятивный, оценочно-результативный.

Билет № 13

Билет 14

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

 

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

 

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

 

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправ­ленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

 

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

 

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

 

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

 

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

 

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

 

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

 

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 

- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

 

- подготовить методику изучения мотивации учащихся

 

- провести исследование

 

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием двигательной памяти над другими. К примеру, один психолог признался, что совершенно неспособен воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу, может воспроизвести как пантомиму. К тому же можно добавить, что профессии некоторых людей (танцоров, акробатов, балерин) находятся в прямой зависимости от хорошей двигательной памяти, которая позволяет им с детальной точностью повторить какие-либоОбразная память - это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. В чистом виде эти типы встречаются редко, чаще преобладает смешанный тип, например, зрительно-слуховой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни большинства людей, то осязательную, обонятельную или вкусовую память в определенном смысле можно назвать профессиональными видами: эти виды память особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности людей (например, у дегустаторов вин или духов обонятельную и вкусовую память можно назвать просто феноменальной). Поразительно высокого уровня эти виды памяти могут достигнуть в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, как происходит у слепых или глухих. движения или даже целый танец.

Иногда встречаются люди, чаще это дети, обладающие так называемая эйдетической памятью, то есть способностью с исключительной точностью, вплоть до мельчайших деталей, сохранять в памяти образы предъявляемых им предметов. Это явление было не совсем точно названо фотографической памятью, так как люди не вспоминают изображение, когда им требуется о нем рассказать, но продолжают его видеть некоторое время после исчезновения. Если посадить испытуемого перед пустым экраном и задавать ему те или иные вопросы, то он начнет считать число окон в фасаде дома, число цветков в букете или читать по буквам вывеску на магазине, то есть как бы "рассматривать"ту картинку, которая была ему ранее предъявлена. Глаза при этом движутся так, как если бы эта картинка действительно находилась перед ним. Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких часов (а иногда даже лет), при этом он нисколько не изменяется.

 

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать либо на передачу основного смысла, либо всего материала буквально. Второй случай словесно-логической памяти, как эмоциональная, двигательная и образная память, в своих простейших формах свойственен и животным (попугаи могут совершенно точно повторять слова и фразы), на способность передавать основной смысл материала основана на исключительно человеческой памяти. Опираясь на развитие других видов памяти, этот тип словесно-логической памяти становится ведущим по отношению к ни, и от его развития зависит развитие всех остальных видов памяти.

 

Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель - это запомнить. В тех случаях когда мы ставим себе такую цель, говорят о произвольном запоминании. Когда непроизвольное запоминание опирается на активные способы работы с материалом, оно бывает более продуктивным, чем произвольное, в котором не используются аналогичные способы. Однако учеными было замечено, что в условиях одинаковых способов работы непроизвольное запоминание, более продуктивное у детей дошкольного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущество у учащихся средних и старших классов и взрослых людей, произвольная память которых становится все лучше и лучше.

 

Сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время (0.25 секунды), и за это время решается вопрос о том, привлекать ли внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новой информацией.

 

Кратковременная память начинает работать, если информация, переданная рецепторами привлекла внимание мозга. Эта информация в течении короткого промежутка времени (примерно 20 секунд) сохраняется, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом определяется достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долгосрочное хранение. В 1885году Эббингауз ставил над собой опыты, с целью выяснить, сколько информации он способен одновременно запомнить без каких-либо специальных приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами, семью названиями предметов. Это 2манитическое" число семь было проверено в 1956 году Миллером, доказавшим, что человеческая память действительно в среднем не может сохранить более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число колело колеблется в пределах от пяти до девяти. Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в памяти кратковременной, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Долговременную память можно сравнить с архивом: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или мене долго. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны и зависят от важности для человека запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и воспроизведения.

 

 

Билет № 15

Вопрос 2

Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание - переключение внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на проявление значимых сигналов, не требует усилий, протекает автоматически.
Произвольное (активное) внимание - направленность объекта на выбранную цель, контролируемый и осознаваемый процесс, обеспечивающий последовательную обработку информации.
Постпроизвольное внимание - процесс освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилия воли, поскольку поддерживается повышенным интересом к текущей работе.
Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени, постпроизвольное - в настоящем и нацелено в будущее. Произвольное внимание может быть обращено к настоящему, к будущему, а также к прошедшему времени. Например, в случае, когда мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, или вспоминаем подробности прошедших событий. Примером произвольного внимания, направленного в будущее, является антиципирующее внимание, когда человек ожидает появления определенного сигнала, на который он должен отвечать соответствующей реакцией. Его функция состоит в облегчении и ускорении опознания такого сигнала.
Различают автоматические и контролируемые процессы, обеспечивающие внимание. Автоматические - протекают без усилий объекта, они не достигают уровня сознания и не взаимодействуют (интерферируют) с какой-либо текущей психической деятельностью. Контролируемые процессы требуют усилий для распределения ресурсов субъекта, направлены на осознаваемую цель и интерферируют с другими видами психической деятельности.

 

 

Билет № 9

1. Понятие системы образования. Принципы построения системы образования. Структура и основные звенья системы образования.

Система (от греч) – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образ-я – это совокупность образов-х учреждения, построенное и функционирующая на основе общих признаков.

Уровень разв-я системы образ-я опред-ся:

- развитием производства,

- развитием культуры и науки,

- особенностями форм общественного сознания,

- от политики властных структур (финансирование, социальный заказ),

- характером СО на который влияет исторический опыт и нац.традиции.

Принципы государ-ой политики в области образ-ия:

- гуманистический х-р образ-я, приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободного разв-я лч, воспитание гражданственности и любовь к родине;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального гос-ва;

- общедоступность образ-я, адаптивность СО к уровням и особенностям разв-я и подготовки обучающихся;

-светский характер образования в гос-х, муниципальных, образов-х учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании (плюрализм прояв-ся в многообразии образ-х учреждений)

-принцип гос.политики-демократический, государственно-общественный х-р управления образованием, автономность образов-х учреждений.

В СО допускается создание негосударственных образ-х учреждений (общественных, кооперат-х, частных, деят-ть которых не противоречит конституции РФ и РТ и зону об образовании», а также международным нормам о правах человека.

Образ-ые программы:

1. Общеобразовательные: решают задачи, формирование общей культуры лч, адаптации лч.жизни в обществе, создание условий для осознанного выбора и освоения образовательных программ: прграммы дошкольного обр-я,начального,основного,среднего-общего;

2. Профессиональные – обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня подготовку специалистов соответствующей квалификации; начальное поф-ое об-е, среднее проф.обр-е,высшее,вузовское,профессиональное.

Автономность образов-х учреждений.

Структура и основные звенья СО

 

Основные свойства внимания (объем, сосредоточенность, распределение, устойчивость, переключение).

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства вним-я могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание вним-я на одном объекте или одной деят-ти при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность вним-я обычно связана с глубоким, действенным интересом к деят-ти, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение вним-я одним объектом или одной деят-тью. Показателем интенсивности яв-ся невозможность отвлечь внимание от предмета деят-ти посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание вним-я на предмете или какой-нибудь деят-ти. Устойчивым наз-ся вним-е, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Противоположностью устойчивого вним-я яв-ся вним-е неустойчивое, колеблющееся, к-ое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость вним-ия у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Вним-е не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, к-е охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.Человек с большим объемом вним-я может заметить Дольше предметов, явлений, событий.

Для определения объема вним-я пользуются специальным прибором, к-ый наз-ся тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое вним-е развивается постепенно, с возрастом. Так, мл. шк-ки плохо распределяют вним-е, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение вним-я с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в свя<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.013 с.)