Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о восприятии. Особенности восприятия (избирательность, активный характер воспитания, роль прошлого опыта, иллюзии).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если ощущение есть отражение отдельного свойства свойства предмета (цвет, запах, холод), то восприятие есть отражение различных свойств в их совокупности и взаимосвязи друг и с другом. Восприятие всегда связано с имеющимися знаниями опытом. Оно зависит от особенности воспринимающего субъекта. Это субъективный образ объективного мира. Практика (деятельность) основа восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Восприятие дает целостные образы предметов ил явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. Физиологическая основа восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга. Виды восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия. В отличии от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся 1.Восприятие пространства – удаленность рпедметов от нас и друг отдруга, их форму и величину, человек осн-ся как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных. 2.восприятие времени – большую роль играют ощущения двигательные и внутренние, органические. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных элементов в переживании времени.
Осн. свойства восприятия. Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при воздействии называется объектом (предметом) восприятия, а все остальное- фоном. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Иллюзия восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов называют иллюзиями. Зрение поддается иллюзии больше, чем другие органы чувств. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу. Особенности восприятия зависят и от индивидуальных особенностей. Люди различаются по характеру приема информации: целостный (синтетический) тип и детализирующий (аналитический) тип. Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления, сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное восприятие объектов и явлений. Наблюдение всегда осуществляется с определенной познавательской целью. Невозможно наблюдать, если не знать с какой целью и что конкретно надо наблюдать. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность. Наблюдательность – это свойство личности умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Наблюдательность необходима педагогу.
Билет № 12 1. Дидактика как раздел педагогической науки. Основоположники дидактики. Дидактику впервые ввел в оборот научный педагог Ратке. Дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предметом дидактики яв-ся общая теория обуч-я всем предметам. Особенности преподавания отд-х дисциплин изучают методики конкретных предметов, частные дидактики. Основателем научной дидактики считают Я. Коменского. В его книге «Великая дидактика» эта область педагогики опред-ся как всеобщее искусство всех учить всему. В XVIII в. И Песталоцци, швейцарский педагог, продолжил разработку дидактики и обосновал систему принципов развивающего обуч-я. Он считал, что в основе познания мира школьниками лежат три элемента: это форма, число и слово. В XIX в. немецкий педагог И. Дистервег в «Руководстве для немецких уч-лей» предложил свой комплекс требований, активизирующих уч. процесс. На развитие отечественной педагогики оказали большое влияние Ф. Янкович, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, И. Ульянов, П. Блонский, Л. Занков, В. Давыдов и т. д. Особенность отечественной дидактики в том, что она рассматривала уч. процесс не только как средство передачи знаний и формир-я умений, но и как важнейший фактор всестороннего разв-я личности. Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия уч-ля и ученика, в ходе кот-го осущ-ся образование, а также воспитание и развитие личности. Обуч-е - единство процессов преподавания и учения. Обуч-е подчиняется определенным закономерностям в соответствии с философской методологией, всеобщими, устойчивыми, существенными связями между процессом обучения и более широкими социальными процессами, а также внутренними связями между отдельными компонентами обуч-я. Дидактика рассматривает противоречия учеб-го процесса, определяющие его разв-е и изменение. Противоречия возникают между требованиями общества к процессу обучения и состоянием этого процесса. Центральным яв-ся противоречие между возникающими у учеников потребностями в усвоении опред-х знаний и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей. Всестороннее разв-е личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и эрудиции. Исходя из общей цели отечественной школы, процесс обуч-я призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Процесс обуч-я включает в себя: деят-ть учителей по организации изложения уч. мат-ла, деят-ть уч-ся по усвоению предлагаемых знаний, деят-ть учителей по формированию у учащихся способов познавательной деят-ти, совместную деят-ть и обуч-е уч-лей и уч-ся. В современном понимании для обуч-я характерны: двусторонний характер, совместная деят-ть, руководство уч-ля, планомерная организация и управление, целостность, соответствие закономерностям возрастного разв-я уч-ся. Содержание обуч-я - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деят-ти и мышления, кот-ми необходимо овладеть учащимся в процессе обуч-я. Дидактика в содержательно-организационном плане выполняет две функции: теоретическую (диагностическую) и практическую (инструментальную). Дидактическое взаимодействие или обучение яв-ся процессом, к-й имеет след-е компоненты: - целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-
деятельностный, контрольно-регулятивный, оценочно-результативный.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.009 с.) |