Методы обучения по источнику получения информации (словесные, наглядные и практические) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения по источнику получения информации (словесные, наглядные и практические)



Методы обучения – это такой выбор действий уч-ля для объяснения мат-ла. При изложении материала учитель выбирает метод обучения. Метод обучения выбирается, исходя из поставленных целей, из мат-ла изложения который надо дать ученикам, из подготовленности класса, из материальной базы школы.

Распространенной является классификация методов обучения по

источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное

слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые

предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают

умения, выполняя практические действия).

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе

методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,

объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное

изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех

этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем,

продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование

закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных

понятий, явлений. Объяснение (это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,

решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии

коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа. Беседа (диалогический метод обучения, при котором учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к

пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Дискуссия. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного

материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или

почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить

законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его

логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность

использования лекции в современных условиях возрастает в связи в

применением блочного изучения нового учебного материала по темам или

крупным разделам.

 

Работа с учебником и книгой (важнейший метод обучения. В начальных

классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под

руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с

книгой самостоятельно.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие

методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной

зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и

технических средств.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие

группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных

пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов,

технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на

практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические

умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные

и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)

выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или

повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов

и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений

зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,

изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Лабораторные работы (это проведение учащимися по заданию учителя

опытов с использованием приборов, применением инструментов и других

технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений

с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем

и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и

за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

2. Механическое и осмысленное запоминание. Условия успешного запоминания. Забывание и способы его преодоления.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память - это отра­жение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо­минается главным образом то, что живо интересует чело­века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна­меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - за­помнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме­ханическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за­поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом­нить новый материал, человек должен понять его, осмыс­лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима­ние.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль­шое значение в психической жизни человека. При запоми­нании доказательств геометрической теоремы или анали­зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ­ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль­шинстве случаев память должна опираться и на понима­ние, и на повторение.

Забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал за­бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо­минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако­номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро­шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо­минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы­зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна­чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными. Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен». В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зей-гарник. Они доказали, что прерванные действия сохра­няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен­ное действие оставляет у человека подсознательное на­пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког­да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже­ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют эф­фектом Зейгарник. Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по­вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер­вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после­дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на­чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно бег-лого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не­редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот­час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы­вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на­блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле­дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на­пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен­ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи­тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль­таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис­ходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит ран­нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле­ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично­сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе­циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает сти­хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове­дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми­нании дат рождения известных людей или знаменатель­ных событий. Например, И.С.Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за­помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.02 с.)