Семинар № 4 (8). Технологии обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 4 (8). Технологии обучения.



Основные понятия: технология, педагогическая технология, технология критического мышления, технология КСО (коллективных способов обучения), технология развивающего обучения (РО), технология личностно-ориентированного обучения, технология мозгового штурма, ИКТ, и др..

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие педагогической технологии, их критериальность и структура.

2. Творческие отчеты групп «Педагогическая технология...».

Задания для работы в группах:

1гр.– составить карточки диагностики зоны развития. Алгоритм:

ТЕСТ Вариант № 1 (сразу после объяснения нового материала) 1. Ответить на вопрос причинно-следственного характера (отчего, почему, зачем?) - выявить понимание. 2. Выполнить задание по образцу (гомологи, аналоги). Вариант № 2 (вторичный урок, обобщение, систематизация, закрепление) 1. Выполни по образцу (гомологи, аналоги) 2. Выполни в измененной ситуации до 3-х (более трех - это уже творчество) Варианты коррекции: А) повторное объяснение в сжатом виде (учитель или успешный ученик) Б) работа лидеров в малых группах 3-4 до 6 чел. (в письм. форме) В) работа в больших группах 8 чел. с одним лидером.  
1гр.– составить карточки диагностики зоны развития. Алгоритм:

 

 

 

2гр. составить карточку для определения уровня обучаемости, используя уровневую технологию дифференциации обучения. Алгоритм:

 

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ (ЗУН) Обученность - это показатель реального усвоения ЗУН.
1 уровень РАЗЛИЧЕНИЕ Когда ребенок сво­бодно различает яв­ления и процессы и их аналогов. Репродук- тивный уровень
2 уровень ЗАПОМИНАНИЕ Свободный пересказ текста, правила, гипо­тезы и т.д.
3 уровень ПОНИМАНИЕ Ученик может уста­навливать причинно-следственные связи Продук- тивный уро­вень
4 уровень ПРОСТЕЙШИЕ УН У - знания закреплен­ные на практике, Н -умения до автома­тизма.
ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЕМОСТИ Обучаемость - это восприимчивость к обучению. Она определяется по каждому предмету в отдельности. Служит показателем первичной предметной ориентации ребенка, показателем его группы (уровня), в которой он находится. Проверяется при первичной дифференциации, при замене уроков, профильной направленности. Алгоритм самостоятельной работы для ученика (может проводится как письменно, так и устно). ТЕСТ 1. Повторите, напишите то, что вы услышали, узнали нового (проверяется воспроизведение) 2. Ответить на вопрос причинно-следственного характера (проверяется понимание) 3. Выполнить по образцу. 4. Осуществить перенос в новой ситуации. (На всю работу - 10 мин.) Как только 3-4 человека справились с заданием, собираются работы у всех. Ранжирование • Справились со всеми заданиями - 3 (высокий) уровень (уровень профильного направления) • Справились с тремя заданиями - 2 уровень • Выполнили меньше 3-х - 1 уровень  
5 уровень

ПЕРЕНОС Свободно использует знания в нестандарт­ных ситуациях. Творчес- кий уровень

 

 

3 гр. – составить карточку для определения уровня обученности учащихся, используя уровневую технологию дифференциации обучения.

Обученность определяется тестом. ТЕСТ 1. Выбери, отличи, подчеркни, перечисли, выпиши.,, 2. Дай определение, сформулируй, расскажи... 3. Почему? Отчего? С какой с целью? Установи зависимость, установи причину, следствие. Закономерность (в старших классах). 4. Выполни по образцу (гомологи, аналоги). 5. Минисочинение и т.д. Сконструируй. Отрецензируй. Предложи, что будет, если... Оценивание: 1-2 зад. - базов. "3" 2-3-4 - оценка "4" 4-5 - оценка"5" Цели урока (при разноуровневом обучении) - это предполагаемый результат Цель форми­руется через результат обучения, выраженных в действиях учителя. Формулировка цели: 1• знает... 5• выполняет... 2• понимает... 6• умеет... 3• объясняет... 7• оценивает... 4• использует...

 


Для работы в группах необходимы учебные пособия. Предмет, класс, тема по выбору студентов.

Задание для самостоятельной творческой работы (по группам):

Выберите любую технологию и расскажите о ней.

Литература:

Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Об­ратная Связь. - М, 2001.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация., - М., 2001.

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2001.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб, 2001.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 2001.

 

5.2. Междисциплинарные связи

№ п/п Наименование смежных дисциплин № тем раздела
                                   
  Философия х х х         х   х х     х        
  Общая психология х х х х           х х   х   х      
  Возрастная психология       х х             х х       х  
  Социальная психология           х     х     х   х х     х
  Педагогическая психология     х х     х           х     х    
  Возрастная анатомия, физиология и гигиена.                 х   х х        
  Безопасность жизнедеятельности                         х     х
                                                                   

5.3. Групповые занятия и образовательные технологии модуля «Теория обучения»

Тема группового занятия Компе- тенция Образовательные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии Продукт деятельности
1. Обновление содержания образования в современной общеобразовательной школе России     ОК -1   Знание основных нормативно-правовых документов по содержанию образования в школе.   Готовность студентов к анализу подходов к отбору содержания образования, основных нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования в современной школе. семинар Технология сотрудничества   Письменный анализ одного из нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования в совр. школе (Базисный учебный план(федеральный или региональный),, учебный(образовательный) план школы, учебная(образовательная программа) **См. рекомендации к анализу документов
2. Из опыта работы современной школы по отбору содержания образования (Изучение и анализ основных образовательных программ в разных типах школ) и учебных (образовательных) программ, элективных курсов по предмету ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Готовность студентов к изучению и анализу ООП, основных учебных программ и элективных курсов в разных типах школ. Способность к анализу, разработке и реализации учебных программ и элективных курсов(в том числе курсов по профессиональному самоопределению) в различных образовательных учреждениях.   семинар   Конференция однородных групп   Доклад и презентация об особенностях ООП в образовательных учреждениях разных типов. Анализ разработанного элективного курса по профессиональному самоопределению старшеклассников (из опыта работы учителя) * См. рекомендации к подготовке доклада презентации, анализу элективного курса.
3. Сущность и основные характеристики обучения ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знание сущности и особенностей процесса обучения. Умение определять образовательные, воспитательные, развивающие задач, готовность выявлять мотивы учения. Готовность к организации сотрудничества в обучении, к поддержке активности и инициативности, самостоятельности учащихся.   Семинар КОНОП (контрольный опрос с включением игровых элементов   или   Шольц-методика   Конспект
4. Закономерности и принципы процесса обучения ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знание закономерностей и принципов обучения, осознание студентами социальной значимости профессии учителя. Готовность к организации сотрудничества в обучении.     семинар Технология: взаимо- контроль   Карточки индивидуального учета *См. рекомендации к составлению карточек индивидуального учета
5. Методы обучения учащихся на уроке ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знания о методах обучения, их классификации. Готовность наблюдать, выявлять и анализировать применяемые учителем методы обучения на уроке. Способность нести ответственность за результаты своей деятельности Лабораторно-практическая занятие Лабораторно-практическая работа материалы проблемно- го анализа урока *См. рекомендации к анализу урока  
6. Урок - основная форма обучения учащихся в современной школе ОК-1 ОП-1,2 ПК-9     Знание теоретических основ урока, как основной формы обучения. Умение выступать, мыслить быстро, конспективно набрасы­вать свое предстоящее выступление по предложенной теме. Готовность к анализу и оценке вы­ступления. Готовность применять современные формы организации обучения для обеспечения качества учебного процесса. Готовность к организации сотрудничества в обучении семинар Семинар с элементами диспута Кроссворд *см. рекомендации к составлению кроссвордов
7. Урок - основная форма обучения учащихся в школе ОК-1 ОП-1,2 ПК-9     Умение анализировать деятельность учителя и учащихся на уроке, определять тип и вид урока, выявлять положительные и отрицательные стороны урока   Лабораторно-практическая занятие Лабораторно-практическая работа Письменный общепедагогический анализ одного урока  
8. Нетрадиционные формы организации современного урока   ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знание об особенностях нетрадиционных форм организации обучения. Готовность отбирать и применять разнообразные нетрадиционные формы организации урока. Готовность к организации сотрудничества обучающихся, к поддержанию их инициативности, самостоятельности, к развитию творческих способностей в условиях применения разнообразных нетрадиционных форм организации урока. Телемост Или Встреча за круглым столом Телемост или Круглый стол или Технология взаимообучения Методическая разработка 1 нетрадицио-нного урока направленного на поддержание инициативности, самостоятельности, и развитие творческих способностей учащихся *См. рекомендации к составлению методич. разработки
9. Современные подходы к проверке и оценке образовательных результатов. Диагностика эффективности процесса обучения или ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знание о современных подходах к проверке и оценке образовательных результатов. Готовность нести ответственность за результаты своей деятельности. Умение отбирать и применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся. Готовность к организации сотрудничества обучающихся, поддержанию их инициативности, самостоятельности, творческих способностей семинар Консультанты на опросе Тест по теме
  Особенности развития современной школы как инновационного процесса ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Знание основных инновационных процессов в современной школе. Готовность к выявлению, распознаванию, анализу ннновационных процессов в школе, умение описать инновации, внедряемые в школе, в работе учителя –предметника. Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами по внедрению инноваций в УВП школы. семинар Пресс-конференция   Презентация об инновациях в современных школах
11. Защита проекта: «Моя авторская школа» ОК-1 ОП-1,2 ПК-9 Готовность к описанию ООП (основной образовательной программы) школы. Способность к определению типа школы, ее целей, задач, к описанию особенностей образовательного процесса школы на 1, 2, 3 ступенях. Способность к организации сотрудничества обучающихся, поддержке инициативности, самостоятельности, к развитию творческих способностей.     Проектная деятельность Технология метода проектов Проект «Моя авторская школа   * См. метод. указания к оформлению проекта.

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности[3]
1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова Изучить концептуальные дидактические положения технологии, структуру урока по данной технологии. Конспект
2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова Изучить особенности содержания данной технологии и особенности методики. Овладеть моделированием как одним из способов решения педагогической задачи. Конспект.
3. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская, В.В.Сериков) Изучить классификационные характеристики и особенности методики данной технологии. Овладеть основными требованиями к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса. Конспект.

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Альтернативные технологии Изучить технологию продуктивного образования, вероятностного образования, технологию мастерских, технологию эвристического образования А.В. Хуторского Реферат
2. Природосообразные технологии Изучить технологию обучения детей с признаками одаренности Реферат
3. Технологии свободного образования Изучить технологию саморазвития М. Монтессори, педагогику свободы Л.Н. Толстого, вальдорфскую педагогику Р. Штейнера, технологию свободного труда С.Френе Сообщение на итоговом занятии
4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.   Изучить технологию «диалог культур» (В.С. Библер), УДЕ (П.М. Эрдниев), теорию поэтапного формирования умственны действий (И.Я.Гальперин) Реферат
5. Технология гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили Изучить концептуальные положения данной технологии, особенности содержания и методики. Уникальность оценивания деятельности детей. Сообщение к семинару №4
6. Коллективные технологии обучения Изучить организационную структуру учебного процесса и стадии ее развития в рамках данной технологии. Фрагмент урока с использованием данной технологии.
7. Педагогические технологии авторских школ. Изучить авторские педагогические технологии «Учителей года России», школу адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург) Реферат
8. Технология саморазвивающего обучения. Изучить особенности содержания данной технологии. Реферат
9. Технология «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Изучит особенности содержания и применения данной технологии в образовательном процессе. Фрагмент урока с использованием данной технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.014 с.)