ТОП 10:

Характеристика партийной системы России



· Количественные и качественные рамки были определены в ходе выборов в Государственную думу IV и V созывов (2003, 2007).

· Насчитывает четыре партии «левого» полюса и «центра».

· НО по сути представляет собой полуторапартийную систему японского образца, в которой действую противоборствующие кланы.

· В 2008-2009 году вносятся поправки в закон «О политических партиях», которые позиционируются как меры по либерализации политической системы, создаётся партия «Правое дело», но пока эти поправки лишь укрепляют статус «Единой России».

Российские партии

· В партийной системе действуют партии: КПРФ (ориентация: «левые»), «Справедливая Россия» («левые-лентр»), «Единая Россия» («центр»), ЛДПР («центр-радикалы»).

· КПРФ

o имеет сеть первичных организаций, деятельность которых осуществляется по территориальному признаку.

o Идеология: социалистическая, левая, но в последнее время она сместилась в строну радикализма из-за специфического отношения к миграции и наличия ярких запоминающихся лозунгов.

o Электоральная база– пенсионеры, бедные слои населения, радикальная молодежь.

· «Единая Россия»

o партия монополист.

o Идеология - консерваторы, «центристы».

o Электоральная база размытая из-за стремлений к максимизации голосов – catch-all party.

· Справедливая Россия

o Идеология: партиясоциалистическо-центристской направленности. Позиционируется как партия социальной справедливости в национальном государстве, апеллирует к конкретному человеку, но программа имеет размытый характер за счет апелляции ко всем слоям населения, что делает непонятной ее идеологическую направленность, а также затрудняет определение ядра электората.

· ЛДПР

o партия одного человека – лидера.

o Идеология: государственническая, националистическая, но крайне размытая.

o Электоральная база: молодежь, пенсионеры, сумасшедшие =)

За 2011:

М.Дюверже: Совокупность партий, их окружения и союзов, а также совокупность связей между ними называется партийной системой.

Партийная система страны — отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С помощью взаимосвязанных и взаимодействующих политических партий обретают легитимность представительные органы власти, институт президентства.

Уровень развития политических партий и партийной системы – один из важнейших индикаторов степени консолидации демократии в современных обществах, в том числе и в бывших социалистических странах.

Партийная система в России сегодня находится в стадии трансформации. Основой для формирования партийной системы являются Конституция РФ (1993), ФЗ «Об общественных объединениях» (1995), «О политических партиях» (2001), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (1995, 1999, 2002). На формирование партийной системы оказываю влияние и внутренние политические и экономические процессы, а также амбиции политического лидера (Президент РФ).

ФЗ «О политических партиях» установил порядок образования и функционирования политических партий в России. Закон направлен на структурирование политического пространства и преодоление чрезмерной фрагментации партийной системы. Был первым шагом на пути легитимации партийной системы. Партийная система РФ является результатом кризиса политической системы, то есть основана на системе расколов Липсета и Роккана.

Формирование партийной системы происходит посредством выборов, поскольку партийная система – это партии, которые набрали на выборах достаточное количество голосов, чтобы представлять волю избирателей в парламенте.

Количественные и качественные рамки сегодняшней партийной системы России были определены в ходе выборов в Государственную думу IV и V созывов (2003, 2007). Партийная система насчитывает четыре партии «левого» полюса и «центра». Это делает ее похожей на Французскую систему.

Четырехпартийная система удобна для «левой» оппозиции возможностью создания парламентских коалиций и блокирования активности центристской партии большинства. Однако по сути российская система представляет собой полуторапартийную систему японского образца, в которой действую противоборствующие кланы.

В партийной системе действуют партии: КПРФ (ориентация: «левые»), «Справедливая Россия» («левые-лентр»), «Единая Россия» («центр»), ЛДПР («центр-радикалы»).

КПРФ

имеет сеть первичных организаций, деятельность которых осуществляется по территориальному признаку – «городские и районные комитеты компартии существуют в административных образованиях». Материально-техническая и финансовая базы партии пополняются за счет членских взносов, а также добровольных пожертвований граждан и организаций.

Идеологическая направленность КПРФ социалистическая, левая, но в последнее время она сместилась в строну радикализма из-за специфического отношения к миграции и наличия ярких запоминающихся лозунгов.

Электоральная база КПРФ – пенсионеры, бедные слои населения, радикальная молодежь. Динамика электоральных предпочтений отрицательная.

«Единая Россия» - партия монополист.

Идеологическая направленность консерваторы, «центристы»

Электоральная база размытая из-за стремлений к максимизации голосов (все жители РФ). Динамика электоральный предпочтений положительная.

Успех партии можно объяснить тремя причинами:

1. Символический характер. Партия создавалась и ныне также отождествляет себя с действующим президентом РФ – Владимиром Путиным, который неизменно пользуется большим доверием граждан РФ. Легко воспринимается

2. Команда профессиональных политологов и политтехнологов, а также видимая поддержка Кремля. Заместитель главы Администрации Президента РФ, Владислав Сурков является главным идеологом партии, что означает наличие тесных связей с Администрацией.

3. Изменения в избирательном законодательстве, предусматривающем отмену одномандатных округов и переход на пропорциональную систему выборов. Это электоральная ориентация на регионы, или переводя на язык СМИ – наличие «паровозов».

Численность партии около 2 млн членов

Ставка на молодежь. Партия также тесно сотрудничает с прокремлевскими молодежными организациями – «Наши» и «Молодая гвардия», в основу которых заложена идея национальной терпимости.

Справедливая Россия

Партиясоциалистической («левые + центр») направленности. Позиционируется как партия социальной справедливости в национальном государстве: «Мы — современная политическая партия, ставящая своей целью построение в России сильного социально ориентированного справедливого государства», что особенно важно для установления диалога с массами. Апелляция к конкретному человеку.

Проспективная ориентация«Думать о завтрашнем дне надо уже сегодня» и декларативная форма донесения программных установок

Структура партии строится так же, как и ее оппонентов на основе территориального признака.

Партия имеет региональные и местные подразделения. О наличии первичных организаций информация отсутствует

Программа, она же политическая платформа «Справедливой России» имеет размытый характер, за счет апелляции ко всем слоям населения, что делает непонятной ее идеологическую направленность, а также затрудняет определение ядра электората.

ЛДПР

Партия ЛДПР – это действительно партия одного человека – лидера.

«ЛДПР строится по территориальному признаку: создаются и регистрируются региональные отделения, могут создаваться и регистрироваться местные отделения, могут создаваться первичные отделения в соответствии с действующим законодательством и Уставом».

Члены ЛДПР – завсегдатаи светских тусовок, ток-шоу. Так, лидер ЛДПР, Владимир Жириновский часто приходит на телевидение принять участие в программе Владимира Соловьева «К барьеру» и «Воскресный вечер», а также к Андрею Малахову в передачу «Пусть говорят»

 

11. Избирательные системы: понятие и типы. Взаимодействие электоральных и партийных систем.

За 2009:

· Избирательная система – вся совокупность институтов, связанных с проведением выборов

· Избирательная система – «контроль качества на выходе». Сравниваем их по критерию справедливости. Выборы должны быть справедливыми (Каспэ)

Системы большинства.

Типы:

· Система простого большинства

  • одномандатный округ, победитель – тот, кто получил больше всего голосов
  • используется обычно на президентских выборах, но бывает и в заксобрание

· Система абсолютного большинства (мажоритарная)

  • Принцип: надо получить голоса более половины избирателей, возможны 2 тура

o Минусы:

§ Возможность получения большинства мест в парламенте и прихода к власти партии, поддержанной меньшинством населения

§ Если выборы в заксобрание, мажоритарка отрицательно сказывается на партийной дисциплине.

§ Голоса не за победителя пропадают

§ Колоссальные возможности для манипуляции

· Мажоритарно-преференциальная система

  • Происходит ранжирование кандидатов по местам в соответствии с предпочтениями людей
  • Побеждает тот кандидат, который получает наибольшее кол-во первых мест. Если таких нет, то результаты кандидата, набравшего наименьшее число первых мест не учитываются, а вторые предпочтения его избирателей приплюсовывают к оставшимся. И так до тех пор, пока у кого-то больше половины не будет.

Пропорциональные системы.

Общая характеристика:

· Принцип: распределение мест в соответствии с долей голосов. Встает вопрос о квотах: как распределять места

· Поощряет политическую фрагментацию. Для устранения её излишков – вводится процентный барьер.

· Минусы системы:

§ Право представительства зарезервировано за партиями. А если люди не любят партии?

§ Сложность формирования эффективного правительства (если партий очень много)

§ Сложности с распределением мест в парламенте

§ Нет конкретных представителей. Отсутствие прямой связи между избирателями и депутатами.

Типы:

· Система с закрытыми списками – голосуешь за партию, потом узнаешь, кто от неё прошел в парламент

· Система с открытым списком – голосуешь за кандидата, а потом голос учитывается и избирательному списку. В Европе часто можно отдать голос, либо за список, либо за кандидата

· Пашанаж – количество голосов избирателя равно величине округа, голосовать можно за кандидатов как из одного, так и из разных партийных списков.

· Единый переходящий голос – преференциальное голосование за отдельных кандидатов

Смешанная система.

Типы:

· «Смешанная связанная система»

o у избирателя два голоса: 1 - в одномандатном округе любой из систем большинства, а другой – в многомандатном с пропорциональной системой.

o одна часть парламента - одномандатники, вторая часть – по итогам голосования за партийные списки, причем каждая партия добирает места до процентной доли, положенной по итогам пропорциональной части выборов.

· «Смешанная несвязанная система» - как предыдущая, но итоги выборов подводятся независимо друг от друга

 

За 2011:

Термин «избирательная система» имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении, под избирательной системой понимают всю совокупность институтов, связанных с проведением выборов. Узкое значение – способ «перевода» выраженных в выборах предпочтений в распределение оспариваемых властных позиций, т.е. определение победителей. Избирательная система оказывает сильнейшее влияние на формат партийной системы.

Классификации избирательных систем многообразны, однако в подавляющем большинстве случае выделяют два основных типа: избирательные системы большинства и пропорциональные избирательные системы, а так же их «смеси» - смешанные избирательные системы.

Принцип систем большинства заключается в том, что на выборах побеждает тот, кто получил большинство голосов, а остальные участники выборов остаются в полном проигрыше. Принцип пропорциональной системы заключается в том, что властные позиции распределяются между участниками выборов в соответствии с долей голосов, полученных каждым из них.

Центральное понятие в анализе избирательных систем – это понятие величины округа. Округ – основная единица территориальной организации выборов, т.е. совокупность избирателей, по результатам волеизъявления которых происходит распределение того или иного количества мандатов. Под величиной округа понимают количество мандатов, распределяемых в округе. Таким образом, можно говорить об одномандатных округах, избирающих по одному представителю, и многомандатных, где число избираемых представителей превышает единицу.

Система простого большинства является наиболее распространенной и простой. Она повсеместно используется на Президентских выборах (где использование пропорциональной системы по понятным причинам невозможно), а так же зачастую при выборах законодательных собраний. Главным преимуществом данной системы является то, что обеспечивается парламентское представительство каждому из округов, тем самым устанавливается связь между конкретными группами избирателей и представляющими их законодателями. Другое преимущество – это ее простота и доступность для понимания избирателями, сравнительная дешевизна в применении. Однако одной из основных причин выбора данной системы является то, что она поддерживает двухпартийность, отсекая «третьи партии», что было доказано Морисом Дюверже.

Основные недостатки данной системы являются продолжением ее достоинств: лишая представительства территориально рассеянные меньшинства, система простого большинства нарушает принцип политического равенства граждан. Это проявляется в крайней диспропорциональности распределения праламентских мест, т.к. несоответствия между долями голосов, получаемых отдельными партиями, и долями отводимых им мест. Такая ситуация может привести к тому, что партия, набравшая меньшее суммарное количество голосов получит большинство мест в парламенте. Логично, что такая система способствует использованию разнообразных политических манипуляций. Другим важным следствием является то, что использование системы простого большинства отрицательно сказывается на партийной дисциплине, т.к. депутаты связаны непосредственно со своими избирателями в округах. Особенно сильно это проявляется в новых демократиях, где использование системы большинства резко тормозит развитие партийной системы.

Мажоритарная избирательная система (система абсолютного большинства) решает проблему, связанную с возможностью избрания наименее предпочтительного для большинства избирателей кандидата. По этой системе условием победы кандидата становится поддержка не менее половины избирателей округа. В тех округах, где результаты первого тура выборов не позволяют определить кандидата, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют два кандидата, набравших максимальное количество голосов в первом туре.

Подвидом мажоритарной системы является мажоритарно-преференциональная система, которая применяется в Австралии. В соответствии с ней, избирателю предлагается проранжировать, проставив «единицу» наиболее предпочтительному, «двойку» - второму по степени предпочтительности и т.д. При подведении результатов выборов мажоритарно-преференциальная система дает итог, аналогичный другим системам большинства, если более половины избирателей отдали свои первые предпочтения одному из кандидатов. Если такого победителя нет, то результаты кандидата, набравшего наименьшее число первых предпочтений не учитываются при дальнейших подсчетах и его вторые предпочтения его избирателей приплюсовываются к первым оставшихся. Данная процедура повторяется пока не будет кандидата с более чем половиной первых предпочтений избирателей. Преимуществом данной системы является то, что побеждают более умеренные кандидаты, но при этом не пропадают голоса радикальных кандидатов.

Переход от мажоритарной к пропорциональной системе можно наблюдать в реализации системы, основанной на «едином непереходящем голосе»,которая долгое время существовала в Японии. Она существует только в небольших многомандатных округах. В ней избиратель имеет право проголосовать лишь за одного кандидата, а победителями становятся те из них, кто получил наибольшее число голосов независимо от партийной принадлежности. Партии могут выдвинуть любое количество кандидатов в округе, что усложняет потенциальные избирательные стратегии.

Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями голосов, полученными на выборах. Отсюда непосредственно следует, что она может применяться только в многомандатных округах. Косвенное следствие является то, что избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями («списочная система»). Сложность здесь состоит в том, что количества избирателей партии и распределяемых мест не совпадают. Для решения были разработаны стандартные математические процедуры, позволяющие решить данную проблему.

Следствием использования пропорциональной системы является фрагментация партийной системы и институциональная лояльность существованию малых партий. Однако существует способ сдерживания излишней фрагментации с помощью применения заградительных избирательных барьеров, которые отсекают радикальные партии. При этом естественно, что диспропорциональность представительства существенно вырастает.

 

 

12. Процедуры пропорционального представительства (квоты Хара, Друпа, нормальная и усиленная квоты Империали, метод наибольшего среднего (правило д’Ондта), методы делителей).

За 2011:

Выборные системы обычно подразделяют на: мажоритарные и пропорциональные. Идея пропорционального представительства заключается в том, что на выборах избиратели голосуют за партии или избирательные блоки, которые борются за определенное количество мест в каком-либо представительном органе, и после подведения итогов выборов получают места пропорционально количеству набранных голосов (например, выборы в парламент по партийным спискам). Цель пропорционального представительства — дать возможность максимально большему числу избирателей получить своих представителей во власти. Для разрешения трудностей, когда места в парламенте невозможно распределить строго пропорционально количеству набранных голосов, возникает необходимость создания некоторого решающего правила распределения мандатов (процедуры распределения мест). Для определения количества мандатов, получаемых каждой партией, применяются различные квоты q(l, k). На каждом шаге очередное место получает партия с наибольшим числом голосов; при этом размер квоты вычитается из ее голосов. Эта процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.

k – количество мест в парламенте; l – к-во избирателей; n - число партий.

При k = 1 все рассмотренные методы квот работают аналогично правилу относительного большинства.

Квота Хара[1]:по формуле определяется квота. Далее мы сравниваем истинное количество голосов, набранных партиями с квотой. Партии, у которых к-во голосов больше квоты проходят в парламент.

Пример: дано 4 партии: А,Б,В,Г, которые набрали 47,9,21 и 23 голоса соответственно. В парламенте 3 места (далее в примерах будут использоваться эти же данные). Находим по формуле квоту Хара равную 33,3. В парламент проходит сначала партия А, у которой наибольшее число голосов: 47-33,3=13,6. потом партия Г и В. Партия Б не проходит.

Квота Друпа:находим квоту. Сравниваем количество голосов каждой партии с квотой.

Пример: Квота Друпа равна 26. Первый мандат получает партия А: 47 – 26 = 21. Второй - партия Г. Сравнив, остатки голосов партии А с голосами остальных партий мы видим, что для определения владельца последнего места необходимо некоторое дополнительное правило; итоговый вариант парламента может быть как {А,А,Г}, так и {А,В,Г}.

Имперские квоты: повторяет метод квоты Хара; различаются лишь значения квоты, вычитаемой из числа голосов.

Пример: Квоты получаются: нормальная имперская квота: 100/5 = 20; усиленная имперская квота: 100/6 = 16,6. В обоих случаях в парламент примет вид А,А,Г.

Метод наибольшего среднего(правило д’Ондта): На первом шаге сравнивается истинное число голосов, полученных партиями, и первое место получает партия с наибольшим их числом. На последующих шагах для каждой партии i вычисляется величина ki — количество мест в парламенте, уже занятых партией i к данному моменту. Очередной мандат получает партия, для которой это значение окажется максимальным. Эта процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.

Пример: Первый мандат у партии А. Согласно этой последовательности, партия Аполучит первые два места, Г— третье и парламент будет иметь вид {А,А,Г}.

Одним из недостатков данного метода является то, что он отдает много мест партиям с большим числом голосов. Для устранения этого недостатка было предложено множество методов, основанных на похожих соображениях. Они получили название “Методы делителей”.

Методы делителей: голоса, набранные партиями (li), последовательно делятся на некоторые числа d(ki), где ki — число мест, полученных партией i после очередного шага. На первом шаге для всех партий число голосов li делится на d(0) — и первое место получает партия, у которой частное оказывается наибольшим; при этом число ее голосов li делится на d(1) и т. д. На последующих шагах очередное место получает партия с наибольшим частным. Процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.Для различных методов определяются следующие d(ki):

Система Сент-Лаге благоприятствует малым партиям, а модифицированная система Сент-Лаге средним партиям.

Метод Наибольшего делителя аналогичен методу д’Ондта.

Методы Среднее арифметическое и Система Сент-Лаге работают аналогично.

В методах Наименьшего делителя, Среднего геометрического и Среднего гармонического на первых n шагах каждая партия получает по одному мандату.

Пример: условия такие же, как и в предыдущих примерах, но уже 6 мест в парламенте, тогда:

SD {А,А,А,Б,В,Г}

LD {А,А,А,А,В,Г}

AM {А,А,А,Б,В,Г}

GM {А,А,Б,В,Г,Г}

HM {А,А,А,Б,В,Г}

DS {А,А,А,Б,В,Г}

SL {А,А,А,Б,В,Г}

MSL {А,А,А,Б,В,Г,Г}

 

 

13. Развитие и модернизация. Проблема догоняющего развития и зависимого развития. Подходы к определению специфики Модерна (от Вебера до наших дней). Кризисы политического развития: понятие, причины возникновения, проявления.

За 2009: (название билета звучит по-другому)

. Политическая модернизация общества: понятие, содержание и направленность

· Модернизация – процесс быстро увеличивающегося контроля над природой с помощью тесного сотрудничества между людьми.

· Модернизация включает в себя следующие составляющие:

o Интеллектуальную - повышение уровня образования, рационализация, секуляризация;

o Технологическую -индустриализация, урбанизация;

o Социальную -дифференциация общественных групп и классов;

o Политическую - демократизация.

· Содержание политической модернизации – постепенное распространение демократических институтов и повышение политического участия.

· Цели модернизации (Данкварт Растоу):

o Национальное единство;

o Стабильная власть;

o Равенство.

· Политическая модернизация включает в себя (Самюэль Хантингтон):

o Рационализацию власти;

o Дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур;

o Повышение уровня политического участия.

· Типы модернизации:

o Либеральная модель модернизации: одновременные экономические, социальные и политические преобразования; заимствование институтов. Положительные примеры: Германия, Италия, Япония после 1945 года (+ фактор внешнего вмешательства), Восточная Европа. Негативные примеры: страны Латинской Америки, Африки.

o Консервативная («направляемая» – вплоть до «авторитарной») модель модернизации: государству принадлежит главная роль в осуществлении модернизации, акцент на обеспечении социальной стабильности и постепенности преобразований. Примеры: Южная Корея, Бразилия.

За 2011:

Модернизация в общем смысле –процесс быстро увеличивающегося контроля над природой с помощью тесного сотрудничества между людьми. Включает в себя интеллектуальную, технологическую и социальную революции.

Модернизация – процесс приближения различным фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

 

К серединеXX в. в мире произошло достаточно чёткое раз­деление всех стран на 3 группы: высокоразвитые, обладаю­щие всеми признаками современности, развивающиеся, нахо­дящиеся на той или иной ступени развития традиционного общества, и, несколько выбивающиеся из обозначенной выше типологии, страны социалистического лагеря.

Для обоснования социальных изменений в та­ких разных странах, по мнению П. Штомпки, и возникают теории модернизации. Он выделяет три вида теорий модернизации:

Ø первый вид — классические теории модернизации. В рамках этих теорий исследователи со­средоточили свое внимание на сопоставлении высокоразвитых и развивающихся стран, пытаясь выявить общие тенденции перехода группы развивающихся стран к современности.

Ø Вто­рой вид — теории конвергенции, пытавшиеся найти пути пе­рехода к современности для социалистических стран.

Ø Третий вид теорий модернизации — концепции неомодернизации — возникает после краха системы социализма, когда отпадает необходимость в теориях конвергенции, но зато остро ощуща­ется потребность в теориях, обосновывающих переход пост­коммунистических стран к демократии.

Периодом популярности первых двух видов теорий модер­низации являются 50—60-е годыXX в. Тогда казалось, что от­крытие законов эволюционного движения стран к современ­ности поможет преодолеть отсталость развивающихся стран и конфронтационность между капиталистическими и социалис­тическими странами. Основные теоретические положения тео­рий модернизации на этом этапе, по мнению П. Штомпки, сво­дятся к следующему:

1) изменения являются однолинейными, и потому менее развитые страны должны пройти тот же путь, по которому идут более развитые государства;

2) изменения необратимы и неизбежно ведут процесс развития к определен­ному финалу — модернизации;

3) изменения имеют постепен­ный, накопительный и мирный характер;

4) стадии, которые проходят процессы изменения, обязательно последовательны, ни одна из них не может быть пропущена;

5) причины изгнаний преимущественно эндогенные, имманентные, групповая модернизация принесет всеобщее улучшение социальной жизни и условий человеческого существования.

 

Организующие принципы современности (Пётр Штомпка):

  • индивидуализм
  • дифференциация
  • рациональность
  • экономизм
  • экспансия

 

К основным характеристикам политической модернизации относили следующие параметры: во-первых, растущее усиление и централизацию государственной власти на национальном уровне вместе с ослаблением традиционных се источников родо-племенного типа; во-вторых, дифференциацию и специализацию политических институтов и, в-третьих, растущий уровень участия народных масс в политике.

Некоторые из приведенных выше характеристик роднят теорию модернизации с концепцией политического развития, которая понимается в узком смысле слова, как одно из направлений общей теории (или подхода) развития (developmental approach), связанное прежде всего с институциональными переменами. Что же собой представляют эти институциональные изменения, не являющиеся при этом простым следствием «экономического развития»? Концепция политического развития концентрирует свое внимание на институтах политической системы и их трансформации. Вот какие признаки политического развития даст бывший президент Американской ассоциации политической науки Л. Пай. Он определяет политическое развитие как процесс перемен, характеризующийся,

1. во-первых, усилением дифференциации политических структур,

2. во-вторых, возрастанием способностей системы решать социальные проблемы и управлять общественными делами,

3. в-третьих, развитием участия и равноправия граждан при включении в политику.

Теории модернизации с самого начала имели технологичную оболочку. Это были не только исследования логики развития, но и разработка рекомендаций для достижения уровня современности. Теории модернизации были в первую очередь предназначены для политической элиты развивающихся стран как концептуальные и практические рекомендации о необходимых шагах, чтобы вытащить свою страну из отсталости. Поскольку ориентиром современности был западный мир, западные политические институты, запад. ценности, то теории модернизации неизбежно обретали западно ориентированный, идеологизированный характер.

 

Западные политологические концепции перехода к «современному обществу»: теории 1) «модернизации»; 2) «развития»; 3) «отсталости» (или «субразвития») и 4) «зависимости».

Понятие «модернизация» используется обычно в трёх основных значениях:

1. в самом общем смысле, как направление прогрессивных изменений;

2. как модель социальных трансформаций, происходивших на Западе с XVII по XIX век (С. Айзенштадт);

3. в узком смысле, как способ эволюции отсталых стран, переходящих от «периферийного» к «магистральному» типу общества.

В 1960 году в работе «Стадии экономического роста: Некоммунистический Манифест» Уолт Ростоу выделяет пять основных стадий развития:

I. традиционное общество с примитивной технологией, преобладанием земледелия и семейно-клановых связей;

II. переходное общество, появляющееся как реакция отсталой Периферии па развитие передовых стран Центра;

III. взлет, связанный с индустриализацией, урбанизацией и накоплением;

IV. движение к зрелости, многоотраслевой и технологичной структуре экономики;

V. общество массового потребления, где экономическая структура смещается в направлении сферы услуг и производства потребительских товаров длительного пользования.

VI. Позднее им была выделена и 6-я стадия «поиска качества» социальной жизни.

Высшие фазы, по мнению У. Ростоу, достигнуты Северной Америкой, страны же Западной Европы находятся в движении к пятой стадии, что для всех остальных стран является – близкой или далекой – перспективой. Т.о., модернизация в рамках подобного взгляда представляется «вестернизацией». Политическая модернизация, по У. Ростоу, осуществляется прогрессивной элитой, которая при поддержке «снизу» и «извне» ликвидирует старые, традиционные институты власти, создавая при этом их более современную замену.

Для объяснения этого процесса один из «отцов» доктрины политической модернизации Д. Аптер использует следующую схему. Существуют два основных типа политических систем: «сакрально-коллективистская» (или мобилизационная) и «секулярно-либертарианская» (или плюралистическая) модели. Первая модель, связанная с персонифицированным лидерством, иногда даже религиозной верой в харизматического лидера и гегемонией массовой партии (Китай при Мао Цзе-дуне, Гана при Нкваме Нкрумо, Египет при Насере), противопоставляется второй идеальной модели политического плюрализма, при которой происходит диверсификация власти и лидерства, заключаются многочисленные сделки и компромиссы (США). Таким образом, по Аптеру, модернизация есть частный случай политического развития, связанный с периодом преобразования традиционной, мобилизационно-автократической системы в демократическую, «согласовательную» (reconciliation) модель современного типа, где начинают работать структурно иные, более дифференцированные институты и механизмы их функционирования (плюралистическая партийная и законодательная системы), которые в старой системе просто отсутствуют.

Ортодоксальные положения теории политической модернизации были подвергнуты критике, а затем и переосмыслению в 1970-80-е гг., причём не только со стороны идеологических противников социалистических стран, но и внутри западного научного общества. Во-первых, было подвергнуто сомнению положение о строгой последовательности фаз линейной эволюции (например, это продемонстрировал опыт развития ряда «азиатских драконов»). Во-вторых, критика обрушилась и на модели этноцентристской, «вестернизаторской» модернизации, поскольку многие страны успешно сочетают традиционные и современные институциональные компоненты (Япония). Критической оценке подверглась претензия модернизационной доктрины на универсализм, в соответствии с которым все государства двигаются в направлении перехода от гетерогенных к гомогенным, одинаковым институтам власти. В-третьих, далеко не всё и не всегда в механизме осуществления стратегии модернизации носит демократический в политике и прогрессивный в экономике характер. Например, сталинская индустриализация и коллективизация в СССР имели огромное количество социальных издержек. «Опыт семи декад XX века подтверждает, – отмечает Б. Мур, – недемократические, а нередко антидемократические способы модернизации вполне успешно навязываются для решения государственных задач в ряде стран». Подвергались сомнению и предложение о стимулировании модернизационных процессов в развивающихся странах путем копирования опыта западных государств. Практика показывала, что внедрение современных технологий, попытки сверху создать демократические институты не только не дают нужного результата, но и приводят к появлению уродливых экономических и политических образований. Казалось, теории модернизации зашли в тупик.

Однако начавшееся разрушение мировой системы социализма вновь пробудило интерес к теориям модернизации. В кон. 80-х — начале 90-х гг. XX в. они возрождаются в виде теорий неомодернизации. Ренессанс теорий модернизации не возможен прежде всего благодаря переосмыслению итогов социалистического развития. Считается, что в странах, принадлежавших к социалистической системе, так и не сложились многие элементы современности. Проблема модернизации многими авторами представлялась как выявление остатков традиционализма в посткоммунисти­ческих странах и осуществление направленного воздействия на их вытеснение, на развитие элементов «истинной» современности. Это означало создание демократических институтов, рас­пространение демократических ценностей, развитие рынка, со­вершенствование системы образования, укрепление трудовой этики и самодисциплины. Теории неомодернизации призваны найти убедительные, обоснованные ответы на вопрос, каким образом наиболее безболезненно можно решить поставленные проблемы, как обеспечить вхождение посткоммунистических стран в современность.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.189.171 (0.034 с.)