ТОП 10:

К ТЕМЕ «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»



В основном используется модель выборного мэра

Модель сити-менеджера по-прежнему происходит во многих муниципальных образования, так как выборный мэр невыгоден губернатору. Во многих городах – давление на местное собрание, чтобы ты вводили пост сити-менеджера. Где губернатор жестко контролирует ситуацию, модель сити-менеджера может стать повсеместной.

В областных центрах большинство за выборного мэра. Сити-менеджер более характерна для национальных республик, если вспоминать их историю, то выборного мэра никогда и не было (Татарстан, Башкирия, на Кавказе – ситуация более сложная)

В Чечне и Ингушетии местного самоуправление не было, реформа только идет. Чечня – выборные главы (храбро пошли на всенародные выборы, 11 октября – выборы, Кадыров считал, что он и так хорошо контролирует выборы; во всех районах и городах результат был абсолютно предрешенным, на уровне поселений – было такое, что 2 или 3 кандидата сильно боролись)

Ингушетия – назначаемый мэр: здесь нет властной вертикали, в этих условиях решили не проводить всенародные выборы, ограничились выборами представительных собраний, кот будут назначать сити-менеджеров.

Расколы по типу центр – периферия и запад – восток. Всенародные выборы мэров проводятся повсеместно в восточных регионах страны. В Сибири редко бывает назначение сити-менеджера. В периферийной части чаще вводится модель сити-менеджера (Брянск, Курск, Белгород, Пенза, Псков). В больших городах с сильными мэрами модель сити-менеджера вводится с трудом. Сейчас, правда, эта модель распространяется и на крупные города: в НН отменили на днях выборность мэра, Булавинов планирует остаться мэром в виде спикера. Вероятно, этот процесс пойдет дальше по городам – миллионникам.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ

- избираются народом

- но изменения происходят в связи с избирательной системой

- сначала полит преобразования проводятся на региональном уровне, затем через не ск лет – на муниципальном; эта закономерность проявилась во время проведения базовых реформ 2000г

- на муниципальном уровне сложнее менять

- губернаторы получили право увольнять глав муниципальных образований, когда президент получил право увольнять губернаторов

- практика отстранения от должности муниципальных глав – введена после прошлого президентского послания

- оно формально касалось усиления представительных органов власти, но прочитывается как стремление выровнять баланс между законодат и испольнит властью и сместить его в сторону исполнительной власти

- поправки - 2 варианта отстранения главы муниципального образования:
1) сами депутаты делают это, мотивируя чем-то (длительное, более чем 2-хмес отсутствие на рабочем месте, неудовлетворительная оценка депутатов его работы в течение 2 лет подряд); это может быть и выборный мэр

2) не предполагалась и не произносилась в президентском послании, но по сути является более важной: право губернатора обратиться к депутатом об отстранении главы муниципального образования

- на практике местные представительные собрания слабые и становятся жертвой манипуляций губернатора

- на практике это не либерализация, а укрепление властной вертикали

- этим летом начались уже попытки отстранения муниципальных глав

- в некоторых регионах губернаторы попытались отстранять некоторых мэров, но наткнулись на препятствие: закон не был до конца проработан, уволенные губернаторы начали жаловаться

- вроде новое законодательство есть, но оно не работает ни в интересах представительных собраний, ни в интересах губернаторов, так как они не смогли сполна воспользоваться этим законом

- реформа представительных собраний: сейчас на местном уровне постепенно начинают использоваться те же новации, что были применены на региональном уровне (когда не менее половины депутатского корпуса избирается по парт спискам)

- местный уровень ещё в большей степени, чем региональный, привык к мажоритарке

- сам институт партий на местном уровне развит крайне слабо

- осознанной потребности ни у самих граждан, ни у городских или сельских элит в создании парт ячеек на местах и создания парт списком нет

- в сущности, у нас нет такого количества парт организаций, чтобы они действовали на каждом уровне

- реформа проводится сверху, поэтому сверху и ставится вопрос о парт писках на местном уровне

- в большинстве крупных городов сохраняется мажоритарка

- Тверь: пропорциональная система; результаты выборов насторожили ЕР

- редкие города переходят на пропорционалку

- пропорционалка используется в республиках Сев Кавказа

- на региональном уровне на пропорционалку перешли Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария

- на муниципальном уровне чистая пропорционалка используется в Ингушетии, Кабардино-Балкарии

- в сущности выборы по парт спискам превращаются в дележку депутатских мандатов – по сути, заранее происходящее распределение мест, заранее известны проходные места

- на Сев Кавказе убийства – частный прием политических технологий (((

- все-таки если вводятся парт списки на местных выборах, то используется компромиссная формула: 50 на 50 по спискам и по мажоритарке (НН, Владивосток)

- однако выборы по спискам не так ещё сильно распространены на муниципальном уровне: слабость партий на локальном уровне + мэры и их элиты привыкли к мажоритарке; более того, мэра правильно опасаются, что список ЕР превратится в губернаторскую пятую колонну

- как результат: мэры практически повсеместно вступают в ЕР (губернаторы почти все уже вступили в ЕР)

- принадлежность к ЕР – практика, которая часто преувеличивается: представление о ЕР как о мощной консолидированной партии; на самом деле ЕР по сути носит коалиционный характер, делится на несколько групп влияния, которые могут находиться между собой в конфликтных отношениях; это измерения групп влияния позволяют исследовать влияние ЕР на регионах; мэру надо делать ставку не на ЕР в целом, а на формирование выгодного для него списка

- в Ебурге, в Челябинске депутаты под влиянием мэров отказались от перехода на писки

 

На фед уровне – пропорционалка с 2007

На регион уровне – выборы вариантов между чистой пропорционалкой и списки-мажоритарка

Муниципальный уровень пока вообще не урегулирован, это не обязаловка

Результат: вопрос об обязательности парт списком на муниципальном уровне на протяжении последних 2 лет

- пропорционалка выгоднее не ЕР, а всем другим партиям; в её пользу выступает КПРФ, Справедливая Россия, не возражает ЛДПР

- в той мере, в какой у ЕР есть собственные интересы, она будет против пропорционалки. В той мере, пока ЕР зависит от президентской администрации, она в ущерб себе будет за пропорционалку

- г.Волжский: ЕР проиграла Справедливой России на местном уровне – подобных неприятностей для ЕР будет очень много

- расхождение интересов Медведева (понимает и чувствует, что ЕР не его полит сила; любит встречаться с представителями других партий) и Путина (больше заинтересован в укреплении однопартийности)

- нет ещё решения, чтобы все муниципальные образования жили по единому шаблону

 

Финансовая зависимость

- финансово-экономическая проблема: низкая финн обеспеченность муниципальных образований – противоречие между полит автономией и финн зависимость от гос власти, кот по сути сводит на нет самостоятельность местного самоуправления

- часто льне всех зависят сельские районы, некоторые промышленные города, особенно находящиеся в упадке – финансовая база абсолютно убогая (большая часть средств уходит в район, а не в поселение + в самом поселение экономика не сильно развита)

- много муниципальных образований на 80-90% зависят от региона; эта проблема никак не решается, так как никто не заинтересован в том, чтобы делиться деньгами с местным самоуправлением

 

Полномочия местной власти

- закон 2003г содержит список вопросов местного значения – того, чем занимается местная власть (инфраструктура, опр услуги населению – дороги, газ, вода, тепло; второй блок полномочий – планирование и благоустройство территорий/ землепользование; + полномочия, связанные с социальной сферой – культура, образование)

- отчасти эти вопросы решаются и региональной властью: есть пересечения и взаимодополнения

- земельный вопрос относится к местной компетенции, но часто региональная власть отбирает эти полномочия (Москва); НН: Шанцев с московской командой застройщиков и рекламистов хочет переделить землю заново, Булавинов ему противодействует

- в Одинцовском районе борьба за землю идет очень серьезная

- некоторые бизнесмены получают даже не муниципальные, а федеральные земли

- земли – пересечение интересов региональной, муниципальной властей и бизнеса

 

Бизнес во власти

- выборы, типажи: профессиональное чиновничество местного уровня и местный бизнес, зачастую криминализированный

- количество бизнес-мэров растет в последнее время

- бывает, что на местном уровне выдвигаются несколько единоросов (некоторые – несогласованно) и выигрывает не тот, кого поддерживает власть

- надо понимать, какие бизнесмены, от какого бизнеса и в какую власть идут

- если это пост мэра, то здесь главное – торговый сектор и строительная сфера; именно таким бизнесменам важны полномочия местной власти, связанные с застройкой

- бизнес-мэра часто оказываются в конфликте с губернатором, так как последнем не нравится, что они лишком яро используют свое положение (так выжили Донского в Архангельске)

- Волгоград: Ищенко, мэр-бизнесмен, против него было заведено уголовное дело

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.007 с.)