ТОП 10:

Территориально-политическая децентрализация.



· Территориально-политическая децентрализация - развитие самоуправления в регионах и на местах; смещение принятия политических решений в сторону регионов в унитарных государств.

· Проводится как из соображений повышения эффективности управления, так и для того, чтобы снизить остроту конфликта по линии центр-периферия (особенно если периферия отличается от центра в этно-конфессиональном отношении).

· Сопровождается деволюцией - передачей части полномочий центра в регионы. Различают:

o Симметричную ТПД – все регионы получают одинаковую автономию (Испания, Шри Ланка)

o Ассиметричную ТПД - территория получает свои полномочия с помощью специального нормативного акта и тем самым обретает более высокий политический статус, чем другие регионы (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании; Корсика и Фр. Полинезия во Франции).

· Принципиальным отличием децентрализованного унитарного государства от Ф. является то, что центр в любой момент может забрать у региона делегированные ему полномочия (пример – Великобритания применительно к Северной Ирландии).

За 2011:

Территориальное устройство гос-ва – это с одной стороны форма территориальной организации власти, а с другой – система взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня государственной власти – федеральный и региональный. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т.д.

Признаки:

1. Федеральная власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики.

2. Субъекты федерации не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке.

3. Государственная власть разделена между федеральным правительством и правительством субъектов федерации.

4. Главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным (бикамерализм – 2-х палатный парламент, одна из палат должна обеспечивать региональное представительство), а субъекты федерации должны иметь равное представительство хотя бы в одной из палат.

Регионализм. Одной из важнейших тенденций развития форм государственного устройства являются предпринимаемые в последние годы попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Выражением этого является новое течение регионализма, который представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством и в своем развитии может привести к созданию федеративных государств на месте унитарных.

Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в развитии государственного устройства Италии и Испании. В отличие от других государств, где есть автономные образования (например, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, иракский Курдистан, автономные округа индейского населения в Никарагуа и др.), в Италии и Испании автономия предоставлена всем территориальным сообществам, на которые непосредственно разделена страна. Таким образом, устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие административно-территориальные единицы (регионы областного типа) и которые могут иметь (а в Испании уже имеют) в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями.

Регионализмобладает признаками, сближающими его, с одной стороны, с федерализмом, а с другой, – с унитарным устройством государства. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная (но не судебная) власти, они формируют законодательные собрания и областные коллегиальные исполнительные органы. В конституциях содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы (в Италии их 19). Это напоминает размежевание компетенции между федерацией и штатами. Области имеют особые акты - статуты, которыми определяется их организация. Это не конституция, но и не обычные акты, так как некоторые из них утверждаются конституционными законами. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.

Но некоторые признаки сближают регионализм с унитарным государством. Так, области не имеют конституций. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве и что не свойственно ни одной федерации. Правительство при определенных условиях вправе распустить законодательный орган области. Изменение границ регионов тоже осуществляется актами центральной власти, с органами регионов проводится только консультация.

Конфедерацияпредставляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

 

Определение + признаки

Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной полит, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня гос власти – фед и региональный.

Признаки

- вертикальное разделение властных полномочий

- палата регионов или представительство в парламенте

- фед власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики

- субъекты фед не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке

 

Модели федерализма

1. Европейские федерации возникли на мозаичной основе римской империи и развивались через объединение независимых политий. Их можно назвать постфеодальными историческими моделями федераций.

Первым историческим примером территориально-политической интеграции федеративного типа является средневековая Швейцария (автономный союз германских феодальных политий, стремившихся объединиться с друг другом). В 1291 году три кантона (Швиц, Ури и Унтервальден) приняли решение о создании Вечного союза. После этого Швейцария развивалась через расширение территории конфедерации (так она официально назвалась) за счёт присоединения новых штатов. Также конфедерация стремилась к независимости от Римской империи. К 1513 году – 13 кантонов в конфедерации, земли имели различный статус. Конфедеративные начала преобладали над федеративными. Современная тер-пол система возникла после Венского конгресса 1815 года (независимость; договор между кантонами, который позволил сформировать федерацию вместо конфедерации; одинаковый статус земель) и начитывала 22 кантона.

2. Американская постколониальная модель формирования федераций включат в себя США и страны Латинской Америки. В состав федерации входят недавно освобождённые колонии, то есть объединение создаётся снизу и колонии оказываются слабо интегрированными, но стремящимися к союзу.

Для стран латинской Америки была характерна борьба федералистов и унитаристов, но большая часть стран всё же стала федерациями.

3. Ещё одна модель формирования федераций – колониальная. Федерация начинает формироваться не после обретения независимости, а самими колонизаторами. К таким федерациям относятся Канада, Австралия, Нигерия, Малайзия.

В настоящее время федерациями в мире являются: США, Канада, Мексика, Никарагуа, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Танзания, Эфиопия, ОАЭ, Индия, Пакистан, Грузия, Россия, Малайзия, Австралия, Микронезия, Коморские острова

ПРИМЕР Американский федерализм.

Конституции США, некоторых латиноамериканских федераций, Австралии ограничиваются установлением исключительной компетенции союза и передачей всех остальных полномочий (которые тем самым суть остаточные) субъектам федераций. Американская модель федерации строится на концепции "плавильного котла"

Большая централизация власти.

Административная деятельность центра, например, в области так называемой федеральной помощи штатам. Целевое субсидирование деятельности органов управления не только штатов, но и городов и графств является сегодня, пожалуй, одним из наиболее важных и действенных средств, позволяющих центру вмешиваться в их внутренние дела. Формально здесь никакого принуждения нет, но, учитывая, что штаты хронически испытывают дефицит в своих бюджетах, они всегда соглашаются на все условия центра и на контроль с его стороны. Иной формой усиления влияния центра в штатах является так называемое "добровольное сотрудничество" между ним и штатами. Формально оно основано на контрактах или соглашениях между сторонами, которые также сопровождаются условиями центра. Нередко оно проводится и без каких-либо формальных соглашений. Однако, лишая штаты политической самостоятельности, центр предоставляет им свободу действий в областях, не затрагивающих его интересы. Центр обычно оставляет без внимания те постановления и законы штатов, которые хотя и противоречат конституции США, как, например, препятствующие ввозу товаров из других штатов, но мало задевают его интересы. Именно подобного рода уступками штатам достигается стабилизирующая систему сбалансированность в отношениях между центром и субъектами американской федерации.

На протяжении последних десятилетий федеральное правительство Соединенных Штатов Америки неуклонно наращивает административную мощь. При этом, что показательно, штаты отнюдь не оттесняются на периферию политической жизни - они по-прежнему выступают активными игроками на федералистском поле. Иначе говоря, удивительным образом параллельно друг другу разворачиваются противоположные , разнонаправленные тенденции: с одной стороны, усиливается федеральный Центр, с другой - крепнут субъекты федерации, влияние которых на государственную политику становится все более действенным.

Сегодня федеративные отношения в США корректируются тремя различными способами: во-первых, внесением формальных поправок в Конституцию страны, во-вторых, решениями Верховного суда и, в-третьих, использованием механизма "федерального опережения". Сочетание столь непохожих друг на друга методик сделало систему предельно гибкой. Внедрение Конгрессом последнего элемента, состоявшееся совсем недавно, обеспечило практически непрерывное обновление федерации. Причудливая комбинация конфедеративных и унитарных черт, изначально заложенная в американской Конституции, допускает динамичное взаимодействие центробежных и центростремительных сил. Но благодаря тому, что корректировка системы может производиться без изменения конституционного текста, обе силы, действуя в одно и то же время, уравновешивают и гасят друг друга. Главный постулат "метаморфического" федерализма гласит, что никакого раз и навсегда данного оптимального соотношения полномочий Центра и субъектов в федерации просто не существует. С течением времени баланс сил в федеральной системе меняется и представление об идеале меняется вместе с ним.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.007 с.)