Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и факторы возникновения федерацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Исторические факторы связаны с формированием федераций в виде новых государств, создаваемых в процессе постфеодальной интеграции или постколониального объединения. Федерализация происходит в случае значительной исходной неоднородности объединяющейся территории и наличия у ее частей интереса к интеграции. Исторические факторы, связанные с раздробленной феодальной территориально-политической структурой, создали эффект традиционной гетерогенности. Примером служит старогерманская основа Священной Римской империи. На ее основе сформировались федеративные региональные структуры Германии, Австрии и Швейцарии. А колониальная система исторических провинций стала территориальной основой федерализации в США, Мексике и т.д. Возникновение федераций в бывших колониях связано с тем, что территории этих колоний были слабо интегрированы, и у них отсутствовала общая идентичность. Центр управления был вынесен, он находился в метрополии, которая не занималась специальной интеграцией колоний или сохраняла там традиционные феодальные образования. В результате на этапе освобождения независимые государства характеризовались сильно развитым регионализмом. 2. Этноконфессиональные факторы связаны с формированием федераций на основе полиэтнический государств, когда субъекты федераций более или менее совпадают с этническими ареалами. Эти факторы оказали наибольшее воздействие на федерализацию в Индии, Пакистане, Судане, Ираке, Нигерии (региональная структура эволюционировала от простой внутриколониальной к более дробной этноконфессиональной, которая лучше учитывает особенности этнической карты). ОДНАКО не во всех полиэтнических государствах развивается федеративная модель. Федерация НЕ происходит в государствах: 1) со слабо артикулированными интересами этнических общин; 2) где нет территорий компактного проживания этнических групп; 3) где действуют жесткие авторитарные и военные режимы. 3. Природно-географические факторы связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены морскими преградами или горными барьерами. В условиях географического обособления часто развивается ярко выраженная региональная идентичность, даже если обособленная территория не отличается по этническим параметрам. Примеры таких федераций – Коморские острова, Микронезия (3 островных группы и один отдельных остров). Для формирования федерации кроме дифференцированной физико-географической геоструктуры, необходимо реально развитая и артикулированная региональная идентичность.
Симметричная и асимметричной децентрализация Децентрализация – сознательно выбранное направление в региональной политике государства, в процессе которого идет развитие самоуправления в регионах и на местах, таким образом, происходит смещение принятия политических решений в сторону регионов. Важной составляющей децентрализации является деволюция – передача полномочий от центра к регионам и структурам самоуправления на местах. Унитарное государство – это единое государство с единой конституцией и гражданством, единой системой органов власти и судопроизводства, где функционируют единые законодательная, правовая и денежная система. Такой тип государства характеризуется централизованным руководством административно – территориальными единицами и отсутствием обособленных государственно-территориальных образований. Принятие политических решений является прерогативой исключительно прерогативой центра, а регионы выступают в качестве простых объектов управления. Такое государство нередко признается неэффективным, поскольку не учитывает региональные интересы, что в свою очередь может вести к упадку и росту недовольства в регионах. Сосредоточение всех возможных функций в центре ведет к чрезмерной бюрократизации, созданию громоздкого и неэффективного аппарата, не способного оперативно и адекватно решать проблемы территории. Унитарные государства бывают: 1. Централизованные – подчинение регионов центру осуществляется через должностные лица, назначенные центральными органами власти. (Казахстан, Финляндия) 2. Децентрализованные – региональные органы власти формируются независимо от центральных. (Великобритания, Италия, Япония) Территориально – политическая асимметрия относится к политическому неравенству регионов, различиям, связанным с их статусом и объемом полномочий. Она возникает в результате неравномерности в процессе децентрализации (или «федеративной централизации»), когда одни регионы получают более высокий политический статус, а другие – более низкий. Стоит отметить, что асимметрия в унитарных государствах возникает вследствие предоставления автономии отдельным «особым» частям территории. Глубину этого процесса можно определить, установив, какая часть населения и какая часть территории получают автономию. Например, в Португалии, Франции, а также Финляндии речь идет о небольших, географически обособленных перифериях. В Италии и Великобритании это уже значительная часть государства. Но можно подчеркнуть, что процессы асимметричной децентрализации являются однонаправленными и необратимыми.
Симметричная децентрализация В процессе децентрализации присутствуют такой шаг, как реорганизация всей территории страны, именно этот шаг ведет к федерализации государства. В данном случае государство следует определять как «регионалистское», своеобразная переходная форма между унитарным и федеративным государством. Именно в этой форме имеет место симметричная децентрализация.
ФЕДЕРАЛИЗМ Федерализм – совокупность признаков, а гос-во может быть в той или иной степени федерацией. Идеальный федерализм – пример глубокой децентрализации, много дискуссий, какую страну считать федерацией, а какую нет. Федерализм - явление эмпирически редкое. В западной науке сущ-т радикальный подход, что есть только 5 федераций: США, Канада, Германия, Швейцария…
Факторы федерализма могут быть внешними и внутренними. Федерализм может быть заимствован, а может быть сформирован изнутри. Россия, политические мутанты: Совет Федерации и др полит институты. Географию федерализма легко представить в виде совокупности групп стран, где действовали сходные внутренние факторы и шел обмен опытом между собой при формировании опр полит институтов.
География федерализма. Американский континент - центр формирования США - на С континента – Канада, кот в процессе объединения колоний создавали новую государственность, новую идентичность, речь шла о компромиссе между правами территорий и централизованного гос-ва, то есть федерации - Аргентина - Венесуэла - Бразилия - Мексика - возникали в условиях «green field»: создавались в «чистом поле» - в Лат Америке часть гос-в за унитаризм, часть - за федерализм. В той же Аргентине это была борьба, закончившаяся формированием региональных элит. В Венесуэле менее жесткая борьба, её создатель Боливар был сторонником образования большого унитарного латино-америкнского гос-ва; тем не менее, степень централизации здесь достаточно велика
Европа - грин филда не было - основа – Священная Римская империя, множество гос-в, расплывчатая идентичность - унитарное гос-во пытался создать Гитлер, но получилось ненадолго - Германия, - Австрия, - Швейцария (самая старая федерация в мире): была попытка образования унитарного гос-ва при Наполеоне, но слишком против было население - это три федерации на старой германской основе - 4-ая федерация, новая, самое неустойчивое западно-европейское гос-во: Венгрия - Бельгия, параллели: «регионы как административные образования», 3 шт + 3 лингвистических сообщества (фламандское, франко-язычное и германо-язычное); 3 субъекта федерации одного типа + 3 другого типа - новейшая федерация Босния-Герцоговина: республика Сербская + мусульмано-хорватская экстерриториальная федерация (федерация внутри федерации) - Европа – классический случай современной децентрализации, либо общая, либо автономизация частей созданием собственных правительств - Великобритания: Сев Ирландия, Шотландия получили автономию - интересен пример Испании: глубокая децентарлизация, деление страны на автономные сообщества со воими органами власти - в Италии степень автономизации областей велика - Португалия: 2 автономии в составе: остров Мадейра и Азорские острова - в Европе много примеров того, как вытраиваются отношения между центром и областями
Африка - громадное этническое разнообразие - пассивность общества, кот само не стремится к децентрализации - внешние заимствования и связи элит оказывают влияние на выбор отношений «центр – регионы» - бывшие французские колонии не интересны, очень сильно забюрократизированы, ни одной федерации там нет - англоязычные страны: Нигерия, развитие федеративных отношений происходит в опр степени - Эфиопия: федерации созданы по этническому принципу, федерализация произошла относительно недавно - ЮАР (с оговорками) - Танзания: возникла в процессе объединения 2 независимых гос-в - Каморские острова: 3 острова, 3 субъекта федерации, из них 2 хотят отделиться от 3-его
Азия - Индия: свой центр инноваций, на кот ориентируются многие др гос-ва - Пакистан - на пути к федерализации созданная недавно республика Непал (находится под большим влиянием Индии) - не федерации, но сходные организации региональной власти с Индией: Шри-Ланка - Малайзия (столица – Путраджайо): асимметричная федерация: часть субъектов федерации – конституционная монархия, 2 штата на острове Климантано, где не было традиционной монархической власти, а были губернаторы
Океания - Австралия - Федеративные штаты Микронезии (на В от Филиппин): 3 осн группы и 1 отдельно стоящий остров
Ирак, Судан находятся на пути к федерации.
Карибское море - Сенткидс Сеневис
Признаки федерации В федерации 2 уровня власти: федеральный и региональный, существующие параллельно. Главный вопрос: разграничение полномочий между уровнями власти. 1) Разграничение полномочий. Есть полномочия регионов, на кот не влияет центр. Есть полномочия центра, на кот не влияет регион. Это главный признак. Федерация – это объединение, но гос-в, возникших в результате объединения, крайней мало (США, Швейцария). Как правило, образовывались в результате распада. Федерация – это характер отношений между центром и регионами (разграничение полномочий) Разграничение полномочий всегда продолжается либо в сторону централизации, либо в сторону децентрализации.
1-ая развилка: Либеральный принцип разграничения полномочий: Россия, имитирует объединение территории в новое гос-во: все, тчо не закреплено за центром, отходит к регионам. Постановочный принцип разграничения: все полномочия всех уровней власти прописаны в Конституции, Индия (самая толстая Конституция)
2-ая развилка: Сферы совместных полномочий нет: США, старые конституции. Сферы полномочий: - федеральные - региональные - совместные
2) Развитое региональное самоуправление центр-регионы есть 2 параллельных гос машины, федерализм предполагает развитое региональное самоуправление: чем больше выборности, тем больше федерализма - ОАЭ: демократия по вертикали есть, но демократия в самих Эмиратах не развивается, нет ярко выраженного полит центра - федерализм без демократии невозможен, но не наоборот, согласно многим западным ученым - модель выборного губернатора характерна для США, все Латино-Американские федерации (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина), Нигерия, Федеративные штаты Микронезии, республика Сербская как часть Боснии-Герцоговины
Может быть ограничено назначаемыми чиновниками: - шажок в сторону централизации; - Индия (больше самоуправления, чем в Пакистане), Пакистан (власть назначаемого губернатора достаточно велика) - Индия, способ централизации: ставить во главу региона человека, кот ничего общего с этим регионом не имеет
3) Влияние регионов на общенациональный уровень - регионы в федеративном гос-ве не только автономны, но и обладают возможностью влияния на общенациональный уровень - это региональное влияние должно быть институционализировано: квоты для представительства регионов в центре, двухпалатный парламент
1-ая развилка: Наличие \ отсутствие 2-хпалатного парламента: Венесуэла, Микронезия (скорее напоминает совет федерации, то есть скорее нет нижней палаты) – 1 палата
2-ая развилка 2 палата есть, но как она сформирована: всенародными выборами или путем делигирования (Австрия, Германия)
3-я развилка: Если есть региональная палата, то равное или неравное представительство в ней региона Есть страны, где неравное представительство регионов в региональной палате: - Австрия (различия между регионами небольшие, можно легко привязать число квот к кол-ву жителей), - Германия (сложнее, т.к. большее кол-во жителей), - Индия (условная привязка к численности жителей)
Примеры деволюции: - Испания - Великобритания применительно к образованию автономий
Есть немало стран с 2-хпалатными парламентами, но не федераций: - Казахстан (по 2 чел с региона) - Мадагаскар
Касательно исполнительной власти. В исполнительной власти тоже можно организовать квотирование. Например, Каморкие о-ва 18. Модели и механизмы разделения властей. За 2011:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.195.90 (0.01 с.) |