ТОП 10:

Причины и факторы возникновения федераций



1. Исторические факторы связаны с формированием федераций в виде новых государств, создаваемых в процессе постфеодальной интеграции или постколониального объединения. Федерализация происходит в случае значительной исходной неоднородности объединяющейся территории и наличия у ее частей интереса к интеграции. Исторические факторы, связанные с раздробленной феодальной территориально-политической структурой, создали эффект традиционной гетерогенности. Примером служит старогерманская основа Священной Римской империи. На ее основе сформировались федеративные региональные структуры Германии, Австрии и Швейцарии. А колониальная система исторических провинций стала территориальной основой федерализации в США, Мексике и т.д. Возникновение федераций в бывших колониях связано с тем, что территории этих колоний были слабо интегрированы, и у них отсутствовала общая идентичность. Центр управления был вынесен, он находился в метрополии, которая не занималась специальной интеграцией колоний или сохраняла там традиционные феодальные образования. В результате на этапе освобождения независимые государства характеризовались сильно развитым регионализмом.

2. Этноконфессиональные факторы связаны с формированием федераций на основе полиэтнический государств, когда субъекты федераций более или менее совпадают с этническими ареалами. Эти факторы оказали наибольшее воздействие на федерализацию в Индии, Пакистане, Судане, Ираке, Нигерии (региональная структура эволюционировала от простой внутриколониальной к более дробной этноконфессиональной, которая лучше учитывает особенности этнической карты). ОДНАКО не во всех полиэтнических государствах развивается федеративная модель. Федерация НЕ происходит в государствах: 1) со слабо артикулированными интересами этнических общин; 2) где нет территорий компактного проживания этнических групп; 3) где действуют жесткие авторитарные и военные режимы.

3. Природно-географические факторы связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены морскими преградами или горными барьерами. В условиях географического обособления часто развивается ярко выраженная региональная идентичность, даже если обособленная территория не отличается по этническим параметрам. Примеры таких федераций – Коморские острова, Микронезия (3 островных группы и один отдельных остров).

Для формирования федерации кроме дифференцированной физико-географической геоструктуры, необходимо реально развитая и артикулированная региональная идентичность.

 

Симметричная и асимметричной децентрализация

Децентрализация – сознательно выбранное направление в региональной политике государства, в процессе которого идет развитие самоуправления в регионах и на местах, таким образом, происходит смещение принятия политических решений в сторону регионов. Важной составляющей децентрализации является деволюция – передача полномочий от центра к регионам и структурам самоуправления на местах.

Унитарное государство – это единое государство с единой конституцией и гражданством, единой системой органов власти и судопроизводства, где функционируют единые законодательная, правовая и денежная система. Такой тип государства характеризуется централизованным руководством административно – территориальными единицами и отсутствием обособленных государственно-территориальных образований. Принятие политических решений является прерогативой исключительно прерогативой центра, а регионы выступают в качестве простых объектов управления. Такое государство нередко признается неэффективным, поскольку не учитывает региональные интересы, что в свою очередь может вести к упадку и росту недовольства в регионах. Сосредоточение всех возможных функций в центре ведет к чрезмерной бюрократизации, созданию громоздкого и неэффективного аппарата, не способного оперативно и адекватно решать проблемы территории.

Унитарные государства бывают:

1. Централизованные – подчинение регионов центру осуществляется через должностные лица, назначенные центральными органами власти. (Казахстан, Финляндия)

2. Децентрализованные – региональные органы власти формируются независимо от центральных. (Великобритания, Италия, Япония)

Территориально – политическая асимметрия относится к политическому неравенству регионов, различиям, связанным с их статусом и объемом полномочий. Она возникает в результате неравномерности в процессе децентрализации (или «федеративной централизации»), когда одни регионы получают более высокий политический статус, а другие – более низкий.

Стоит отметить, что асимметрия в унитарных государствах возникает вследствие предоставления автономии отдельным «особым» частям территории. Глубину этого процесса можно определить, установив, какая часть населения и какая часть территории получают автономию. Например, в Португалии, Франции, а также Финляндии речь идет о небольших, географически обособленных перифериях. В Италии и Великобритании это уже значительная часть государства.

Но можно подчеркнуть, что процессы асимметричной децентрализации являются однонаправленными и необратимыми.

 

Симметричная децентрализация

В процессе децентрализации присутствуют такой шаг, как реорганизация всей территории страны, именно этот шаг ведет к федерализации государства. В данном случае государство следует определять как «регионалистское», своеобразная переходная форма между унитарным и федеративным государством. Именно в этой форме имеет место симметричная децентрализация.

 

 

ФЕДЕРАЛИЗМ

Федерализм – совокупность признаков, а гос-во может быть в той или иной степени федерацией. Идеальный федерализм – пример глубокой децентрализации, много дискуссий, какую страну считать федерацией, а какую нет. Федерализм - явление эмпирически редкое.

В западной науке сущ-т радикальный подход, что есть только 5 федераций: США, Канада, Германия, Швейцария…

 

Факторы федерализма могут быть внешними и внутренними. Федерализм может быть заимствован, а может быть сформирован изнутри.

Россия, политические мутанты: Совет Федерации и др полит институты.

Географию федерализма легко представить в виде совокупности групп стран, где действовали сходные внутренние факторы и шел обмен опытом между собой при формировании опр полит институтов.

 

География федерализма.

Американский континент

- центр формирования США

- на С континента – Канада, кот в процессе объединения колоний создавали новую государственность, новую идентичность, речь шла о компромиссе между правами территорий и централизованного гос-ва, то есть федерации

- Аргентина

- Венесуэла

- Бразилия

- Мексика

- возникали в условиях «green field»: создавались в «чистом поле»

- в Лат Америке часть гос-в за унитаризм, часть - за федерализм. В той же Аргентине это была борьба, закончившаяся формированием региональных элит. В Венесуэле менее жесткая борьба, её создатель Боливар был сторонником образования большого унитарного латино-америкнского гос-ва; тем не менее, степень централизации здесь достаточно велика

 

Европа

- грин филда не было

- основа – Священная Римская империя, множество гос-в, расплывчатая идентичность

- унитарное гос-во пытался создать Гитлер, но получилось ненадолго

- Германия,

- Австрия,

- Швейцария (самая старая федерация в мире): была попытка образования унитарного гос-ва при Наполеоне, но слишком против было население

- это три федерации на старой германской основе

- 4-ая федерация, новая, самое неустойчивое западно-европейское гос-во: Венгрия

- Бельгия, параллели: «регионы как административные образования», 3 шт + 3 лингвистических сообщества (фламандское, франко-язычное и германо-язычное); 3 субъекта федерации одного типа + 3 другого типа

- новейшая федерация Босния-Герцоговина: республика Сербская + мусульмано-хорватская экстерриториальная федерация (федерация внутри федерации)

- Европа – классический случай современной децентрализации, либо общая, либо автономизация частей созданием собственных правительств

- Великобритания: Сев Ирландия, Шотландия получили автономию

- интересен пример Испании: глубокая децентарлизация, деление страны на автономные сообщества со воими органами власти

- в Италии степень автономизации областей велика

- Португалия: 2 автономии в составе: остров Мадейра и Азорские острова

- в Европе много примеров того, как вытраиваются отношения между центром и областями

 

Африка

- громадное этническое разнообразие

- пассивность общества, кот само не стремится к децентрализации

- внешние заимствования и связи элит оказывают влияние на выбор отношений «центр – регионы»

- бывшие французские колонии не интересны, очень сильно забюрократизированы, ни одной федерации там нет

- англоязычные страны: Нигерия, развитие федеративных отношений происходит в опр степени

- Эфиопия: федерации созданы по этническому принципу, федерализация произошла относительно недавно

- ЮАР (с оговорками)

- Танзания: возникла в процессе объединения 2 независимых гос-в

- Каморские острова: 3 острова, 3 субъекта федерации, из них 2 хотят отделиться от 3-его

 

Азия

- Индия: свой центр инноваций, на кот ориентируются многие др гос-ва

- Пакистан

- на пути к федерализации созданная недавно республика Непал (находится под большим влиянием Индии)

- не федерации, но сходные организации региональной власти с Индией: Шри-Ланка

- Малайзия (столица – Путраджайо): асимметричная федерация: часть субъектов федерации – конституционная монархия, 2 штата на острове Климантано, где не было традиционной монархической власти, а были губернаторы

 

Океания

- Австралия

- Федеративные штаты Микронезии (на В от Филиппин): 3 осн группы и 1 отдельно стоящий остров

 

Ирак, Судан находятся на пути к федерации.

 

Карибское море

- Сенткидс Сеневис

 

Признаки федерации

В федерации 2 уровня власти: федеральный и региональный, существующие параллельно.

Главный вопрос: разграничение полномочий между уровнями власти.

1) Разграничение полномочий.

Есть полномочия регионов, на кот не влияет центр. Есть полномочия центра, на кот не влияет регион. Это главный признак.

Федерация – это объединение, но гос-в, возникших в результате объединения, крайней мало (США, Швейцария). Как правило, образовывались в результате распада.

Федерация – это характер отношений между центром и регионами (разграничение полномочий)

Разграничение полномочий всегда продолжается либо в сторону централизации, либо в сторону децентрализации.

 

1-ая развилка:

Либеральный принцип разграничения полномочий: Россия, имитирует объединение территории в новое гос-во: все, тчо не закреплено за центром, отходит к регионам.

Постановочный принцип разграничения: все полномочия всех уровней власти прописаны в Конституции, Индия (самая толстая Конституция)

 

2-ая развилка:
Сфера совместных полномочий есть: законы, кот могу принимать и центр, и регионы; Германия, Бразилия – новые конституции

Сферы совместных полномочий нет: США, старые конституции.

Сферы полномочий:

- федеральные

- региональные

- совместные

 

 

2) Развитое региональное самоуправление

центр-регионы есть 2 параллельных гос машины, федерализм предполагает развитое региональное самоуправление: чем больше выборности, тем больше федерализма

- ОАЭ: демократия по вертикали есть, но демократия в самих Эмиратах не развивается, нет ярко выраженного полит центра

- федерализм без демократии невозможен, но не наоборот, согласно многим западным ученым

- модель выборного губернатора характерна для США, все Латино-Американские федерации (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина), Нигерия, Федеративные штаты Микронезии, республика Сербская как часть Боснии-Герцоговины

 

Может быть ограничено назначаемыми чиновниками:

- шажок в сторону централизации;

- Индия (больше самоуправления, чем в Пакистане), Пакистан (власть назначаемого губернатора достаточно велика)

- Индия, способ централизации: ставить во главу региона человека, кот ничего общего с этим регионом не имеет

 

3) Влияние регионов на общенациональный уровень

- регионы в федеративном гос-ве не только автономны, но и обладают возможностью влияния на общенациональный уровень

- это региональное влияние должно быть институционализировано: квоты для представительства регионов в центре, двухпалатный парламент

 

1-ая развилка:

Наличие \ отсутствие 2-хпалатного парламента: Венесуэла, Микронезия (скорее напоминает совет федерации, то есть скорее нет нижней палаты) – 1 палата

 

2-ая развилка

2 палата есть, но как она сформирована: всенародными выборами или путем делигирования (Австрия, Германия)

 

3-я развилка:

Если есть региональная палата, то равное или неравное представительство в ней региона

Есть страны, где неравное представительство регионов в региональной палате: - Австрия (различия между регионами небольшие, можно легко привязать число квот к кол-ву жителей),

- Германия (сложнее, т.к. большее кол-во жителей),

- Индия (условная привязка к численности жителей)

 

Примеры деволюции:

- Испания

- Великобритания применительно к образованию автономий

 

Есть немало стран с 2-хпалатными парламентами, но не федераций:

- Казахстан (по 2 чел с региона)

- Мадагаскар

 

Касательно исполнительной власти. В исполнительной власти тоже можно организовать квотирование. Например, Каморкие о-ва

18. Модели и механизмы разделения властей.

За 2011:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.015 с.)