ТОП 10:

Габриэль Алмонд – структурно-функционалистский подход



· Функция ПС — обеспечение легитимности принуждения, направленного на стабилизацию власти и общества

· функции «входа»:

  • 1. политическая социализация (привлечение к участию);
  • 2. артикуляция интересов;
  • 3. агрегирование интересов;
  • 4. политическая коммуникация всех участников процесса.

· функции «выхода»:

o 1. нормотворчество;

o 2. применение норм к различным жизненным ситуациям;

o 3. воспроизведение норм.

· типология возможностей системы:

  • экстрактивная - способность ПС извлекать из среды ресурсы любых видов;
  • дистрибутивная - способность распределять/перераспределять извлеченные ресурсы;
  • регулятивная - способность ПС влиять на политическое поведение социальных субъектов;
  • реактивная - способность оперативно менять всё выше перечисленное в условиях новых вызовов

Карл Дойч - информационно- кибернетический подход

· ПС — целенаправленно организованная совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, направленных на управление и целенаправленное регулирование политических объектов.

· Виды коммуникаций: личные - персональные, неформальные; осуществляемые посредством организаций – например, правительством, партиями, лоббистскими структурами; проходящие через специальные структуры – например СМИ

· Функционирование политической системы:

1. получение информации: формирование блока данных на основе различных источников

2. оценка и отбор информации: переработка данных в соответствии с основными ценностями, нормами и стереотипами государства, текущей ситуацией и т.п.

3. принятие решений с целью урегулирования текущего состояния системы.

4. реализация решений

5. обратная связь, выводящая ПС на новый виток функционирования.

Ответ 2011:

Современные концепции политической системы.

Модель Дэвида Истона

Д. Истон: политическая система – совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности.

Истон анализировал 4 категории: политическую систему, ее окружение, реакцию и обратную связь.

Политическая система должна распределять ресурсы и побуждать к принятию этого распределения в качестве обязательного.

На входе политической системе поступает поддержка и требования. Требования связаны с мнением о желательном и нежелательном распределении ресурсов в обществе. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка, напротив, усиливает ее. Объекты поддержки: режим (совокупность устойчивых ожиданий, включая ценности), власть (институты) и политическое сообщество (лица осуществляющие политический труд).

В ответ на поддержку и требования политическая система производит политические решения (например, законы) и действия.

Проблема: не понятно, что конкретно происходит внутри политической системы.

Модель Алмонда и Пауэлла

Политическая система – совокупность ролей и их взаимодействий, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами в их политической аспекте.

4 функции на входе: артикуляция интересов, агрегирование интересов (осуществляется в основном партиями), политической социализации и политического рекрутирования, политическая коммуникация (обмен информацией между различными политическими силами, лидерами и гражданами).

3 функции на выходе: выработка правил и норм, применение правил, контроль за применением правил

При выполнении этих функций политическая система приобретает следующие возможности: регулятивную (координацию групп за счет введения норм), экстрактивную (добыча необходимых для системы ресурсов из среды), дистрибутивную (распределение ресурсов), реагирования (восприимчивость к окружающей среде) и символическая (убеждение в собственной необходимости).

Коммуникативная модель политической системы Дойча (кибернетический подход)

Эффективность действия системы зависит, во-первых, от своевременной и полной передачи информации и, во-вторых, от механизмов подачи команд, направляющих и контролирующих действия.

Политика – процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулирование и коррекция целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества по отношению к целям.

Поэтому функционирование политической системы зависит от качества и объема информации из внешней среды и информации о собственном движении.

На основе этих двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие действия по направлению к цели.

Достижение целей представляет собой стремление политической системы обеспечить динамичное равновесие в обществе. Реализация желаемых целей зависит от: информационной нагрузки на систему, запаздывания в реакции системы, приращения (отклонения от поставленной цели), упреждения (предвиденье проблем и способов их решения).

Политическая система как способ производства политик Эндрейна

Политическая система – это механизм формулирования и воплощения в жизнь решений, затрагивающих интересы общества в целом. Эффективность функционирования зависит от характера взаимосвязи между целым и его частями. Она определяется 3 факторами:

1. Культурные ценности, которые формируют политические задачи (доминирование материальных или нравственно-идеологических ценностей);

2. Структуры, которые обладают властью (устройство политической власти, степень централизации);

3. Поведение политиков и членов общества (отношения правящих и управляемых).

4 типа систем:

1. Народные – безгосударственное общество. Общая солидарность и преданность священным ценностям. Нравственное доминирует. Однородность общества. Принятие решений прерогатива коллектива;

2. Бюрократические авторитарные системы. Государство осуществляет строгий контроль над социальными группами. Власть сконцентрирована в руках элиты;

3. Согласительные политические системы воплощают идеалы свободы, равенства и прав человека. Относительно самостоятельные социальные группы и ограниченное государство. Плюрализм и согласование интересов;

4. Мобилизационные системы основаны на активном участии масс в политике. Контроль над ресурсами получают массовые организации. Во главе – харизматические лидеры.

 

Типология Р.Даля

- в основе 2 переменные:

· степень конкурентности полит системы

· степень полит участия граждан

- по одной оси откладывается конкуренция от мин до макс

- по другой оси участие

1. «Закрытая гегемония» (внизу слева): конкуренция сведена к минимуму, широкое участие масс не предполагается (Саудовская Аравия, Кювейт)

2. «Включающая гегемония» (внизу справа) конкуренция отсутствует, участие есть (Саддамовский Ирак)

3. «Конкурентные олигархии» (вверху слева) политика носит конкурентный характер, но это внутриэлитная конкуренция без особого участия масс (Украина и до, и после оранжевой революции за вычетом короткого периода самой революции имело место широкое автономное участие масс в политике; ельцинская Россия и, наверное, путинская)

4. «Полиархия» (вверху справа) политика конкурентная, широкое массовое автономное участие в политике (США)

(схема)

 

6 институтов(!, а не просто декларировано)полиархии

- выборность представителей

- свободные честные и частые выборы

- свобода выражения мнений

- альтернативность источников информации

- автономия гражданских ассоциаций

- включенность всех граждан в политическую жизнь (утопия, которую в свое время развенчивали Алмонд и Верба)

 

- из 6 признаков полиархии к демократии имеют отношение только первые 2, если брать определение демократии по Шумпетру

- конечно, этот термин носит оценочный характер

- другой вопрос: можно ли представить себе такую же матрицу с двумя переменными, к в верхней правой клетке мы сможем написать Россию?

- можно предпринимать самые разные концептуальные ходы

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.006 с.)