ТОП 10:

Что именуется субъектным составом



- 83 субъекта федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа

- 6 типов

- 6 типов не означают наличие 6-ти разных статусов

- наша карта является прямой наследницей советской

- есть разговоры об изменении границ, но нет внятного проекта

Сходства и различия между нынешней картой и советской

- СССР - многоступенчатая система многоуровневых автономий: союзные республики (РСФСР), кот в вою очередь делились на АССР и края с областями

- РСФСР асимметричная структура

- советская власть создала такую систему, кот провела разграничение государственности и суверенитета; суверенитет был делим между уровнями (только в АССР)

- многоступенчатость: наличие внутрирегиональных автономий (АОбл и АОкруг)

 

 

Автономные области

- кол-во АОбл постоянно менялось

- регионы, сразу получившие статус АССР, очень немного: Татария, Якутия, Дагестан, Крым, Казахстан

- Удмуртия, Мордовия, Бурятия, Тыва – все были сначала АОбл

- список республик в общем и целом сформировался к моменту принятия сталинской конституции

- АОбл постепенно перетекали на уровень Автономных республик

- 1991г: 4 АОбл из оставшихся 5-ти повысили свой статус и тоже тали республиками: Адыгея (была в составе Краснодаркого края), Карачаево-Черкессия (была в составе Ставропольского края), Алтай (была в составе Алтайского края) и Хакансия (была АОбл в составе Краснояркого края)

- осталась только 1 АОбл, Еврейская

- кол-во областей увеличилось до 21

- 1983г в составе РСФСР было 16 республик, так же как в 78,73,69 и т.д. )))

- некоторые изменения в конце 50 – начале 60-х: повышение статуса Тывы + ситуация с Калмыкией (1957 повысили до статуса республики)

 

Автономные округа и Национальные округа

- активно создаются в 30-е гг

- 10 штук с 1930-х до 2000гг.

- создавались на С и в случае небольших этнических анклавов

- к 50-м гг формируется административная карта россии

 

Края и области

- большой цикл укрупнения регионов с 1923 по 1930 гг.

- ликвидация всех дореволюционных губерний

- на месте системы губерний появляется система краев и областей

- отличие обл и краев от губерний: размеры территорий (стало 13)

 

Различия между краями и областями

- край имел более сложную внутреннюю структуру: если в составе региона есть АОбл, то это край; если есть АОкруг или нет нечего, то это обл

- искл: Приморский край, в составе кот не было АОбл, но была Уссурийская обл (АОбл это разновидность обл)

- Краснодарский край: внутри Адыгея, Ставропольский край: внутри Карачаево-Черкессия и т.д.

- в неокторых случаях республики могли быть частью краев

- области делились на округа, а округа на районы

- АОкруг был разновидностью просто округа в составе области

- если Аобл выходила из состава края, то край становился областью; так, когда-то нижегородская обл была нижегородским краем

 

Дальнейшая история

- постсоветская новация – города федерального значения

- 200-е гг: укрупнение субъектов федерация, было 89 0 стало 83: было 10 автономных округов - стало 4; было 49 областей – стало 46

- Пермская обл была пермский край, Камчасткая обл стала краем, был Забайкальский край – стал Читинская обл

- понятие обл была в дореволюционной России, но оно отличается: до революции базовая ед – губеорния ,а обл – периферийная административная единица в неспокойных окраинах (Кавказ, сибирь, ДВ), там был др порядок управления и элементами военного правления

- в Российской Империи использовалась понятие округ, но скорее не в общих случаях, на том же Кавказе

- при Советской власти округ стал общепринятым понятием

- Конституция 1993: выравнивание статусов территорий, любой регион становится субъектом федерации

- проблема сложносоставных субъектов федерации

- Россия становится из асимметричной федерации симметричной?

- Татарстан, как и Башкирия: не повезло с географическим фактором: союзные республики должны были иметь 1 внешнюю границу

- на волне парада суверенитетов, на этапе 1992г республики ещё могил зафиксировать свой особый статус

- был подписан «Федеративный договор», кот по замыслу должен был заложить основание новой российской федерации; по сути представлял собой 3 договора (эл-ты асимметрии) – договор с республиками, др – с краями, городами федерального значения, третий - автономными обл и автономными округами

- статусные различия определяются объемом полномочий

- федеративный договор больше давал республикам

 

Статусы российских регионов

- вроде как выровнены

- 83 субъекта РФ делятся на 2 группы 80+3

- из того что республика есть республика ничего не следует в рос законодательстве

 

Чем отличаются республики от основных субъектов федерации?

- 3 позиции, кот отличают республики от всего остального

- существенная позиция: все республики имеют право на свои государственные языки

- 2 символических позиции: в республиках осн закон называется конституцией ,а в др субъектах – уставном; высший судебный орган – верховный суд, а в др субъектах – точно не Верховный! Но это чистая символика

- из этого не следует особого статуса

- различия между регионами объясняются разграничением полномочий

Способы разграничения полномочий между центром и регионами:
- с помощью федеральных законов

- индивидуальные договора региона и центра

 

- в 3 случаях договора дали регионам много полномочий: Татарстан, Башкирия и Якутия: в 1994-95 гг их властям удалось согласовать с центром очень хорошие договора

- 2000 г центр ставит и в целом решает задачу: сделать все регионы одинаковыми, полный разрыв с практикой 1990-х гг

- после 1999 заканчивается практика индивидуальных договоров

- Татарстан коне4но несколько высовывается над общим уровнем, но уже не так как в СССР или в 1990-х гг.

- политика выравнивания 2000-х проходила достаточно последовательно

- закон о столице

- в Москве и Петербурге местное самоуправление урезано в своих правах (кусок власти снизу изъят)

- субъект может взять полномочия сверху (если центр дает) либо снизу (у местного самоуправления)

- «уничтожали» все регионы, то были выше среднего, но оставляли то, что было ниже среднего; те 3 из формулы 80+3 и есть те, кто ниже; это 3 из 4 автономных округа, кроме Чукотского!

- Чукотка: 1993 – разделение Чукотского округа и Магаданской области

- Чукотка субъект федерации как любой субъект федерации, но 3 остальных автономных округа не такие

- закон 2003 года, вступивший в силу 2005г: нарушил равноправие субъектов федерации

- Архангельская обл все, что могла, отобрала у Ненецкого округа

- влияние автономных округов велико не только в регионах, но и в Москве

- это округа – кормильцы РФ в добыче основной части нефти и газа; Тюмени приходится идти на компромиссы с округами

- 3 из формулы 80+3 имеют меньше полномочий, чем все остальные

 

Чечня

- тоже бы хотела, как и Татарстан, заключить договор с Москвой

- речь шла о том, что берите наш политический суверенитет, но отдайте нам всю экономику внутри республики в наши руки

- в 2000-е гг это выглядело слишком нагло

- разговор о диалоге с Чечней по аналогии с Татарстаном возникал регулярно

- Чечня без всякого договора получает суммы из российского бюджета

- формально она ничем не выделяется на общем фоне

 

Федеральные округа

- новация 2000-ого года в административном делении

- создан институт полномочных президента в федеральных округах

- это не новые субъекты федерации

- на этом уровне нет полноценной власти

- это проекция федерального центра на территорию

- при создании использовалась военная карта (на основе системы военных округов)

- де-юре нет границ между субъектами федерации, но есть межэду муниципалитетами

 

Закон о создании новых субъектов федерации Федеральных округов

1) можно взять извне

2) можно взять изнутри

можно только объединять в любых количествах

 

создание нового закона с одобрения фед конституционного закона.

 

Укрупнение в 2000-х гг.:

- Пермский край

- Красноярский

- Камчатка

- Таймыр

- Забайкалье

 

Инициатива со стороны Кремля (руководил Сурков)

Проблема: не учитывался этнический фактор (например, с бурятами)

Экономика не стала развиваться (обещалось на референдуме)

+непонятно со статусами

В красноярском крае объединенные субъекты à муниципалитеты

В др à округа, но это промежуточная категория, никаких собственных органов власти нет (ни региональный, ни муниципальный уровень)

 

23. Современная территориальная организация местного самоуправления в России. Формирование органов местной власти и их полномочия. Муниципальная реформа 2003 г. в России: причины, содержание и результаты.

За 2011: (ответ так себе)







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.009 с.)