Опасности президентской системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасности президентской системы



- на основе работ Хуана Линца «Опасности президентства»

- выделяет фундаментальные различия между президентской и парламентской системой:

- избираемый парламент – единственный центр демократической легитимности, в любой момент можно объявить вотум недоверия правительству (в момент формирования исполнительной власти и во время её функционирования никто не знает, сколько она продержится)

- в президентской системе сущ-т 2 центра демократической легитимности, так как президент выбирается вне зависимости от воли парламента; + срок правления президента четко ограничен

Проблемы

  1. В ситуации с 2-мя центрами демократической легитимности вполне возможно, что политический курс, предлагаемый этими центрами, будет различен – неразрешимый конфликт, так как единственный источник власти – народ, а кто больше имеет право говорить от имени народа: президент или большинство в ГД? Большая вероятность, что в случае конфликта начнут вмешиваться военные, также выступающие от имени народа
  2. Президентская система, в которой в которой 1 центр демократической легитимности персонифицирован, действует по принципу: победитель получает все (игра с нулевой суммой, президентство не делится); любая игра с нулевой суммой повышает вероятность конфликта. Парламент – это спектр политических мнений, а президент – нет. Президент ощущает себя как источник непреодолимой силы и может наломать таких дров, что мало не покажется
  3. Четкий строго определенный срок президентских полномочий: мы заранее делим весь политический процесс на четко ограниченные периоды

У нас был ликвидирован пост вице-президента (после 1993 года), была прописан другой тип преемственности. У нас преемник может вообще не избираться, никогда и никем. У случае досрочного прерывания полномочий президентская система может вынести на вершину власти людей, которые вообще никогда никуда не избирались (Путин до марта 2004 года ни разу никуда не избирался, но уже был в статусе исполняющего обязанности президента). В парламентской системе такого быть не может

4. В президентской системе глава должен учитывать те политические силы, с которыми в отдельных ситуациях он даже бы разговаривать не стал.

 

Минусы: Парламентская система придает политическому процессу большую гибкость. Система президентского правления – это жесткое правление. Говорят, что парламентская система слишком далеко отодвигает рядовых избирателей от влияния на реальный политический курс.

Плюсы: Президентская система позволяет народу открыто и прямо избрать главу исполнительной власти на определенный срок, а не оставлять это на закулисные политические игры.

 

А.Пшеворский: только те конституции действуют, которые уменьшают ставки в политических играх. а президентской же системе ставки чрезвычайно велики, игра идет с нулевой суммой, слишком велик соблазн пойти на всё, что угодно, игра с нулевой суммой. Объем приза настолько велик, что не факт, что обладатель сохранит ум, честь и совесть.

 

Почему же в Америке вообще существует такая опасная система? Почему они от неё не отказались?

Причина возникновения президентской системы в Америке: в процессе конституционного строительства безоговорочное лидерство принадлежало выходцам из Британии, они ничего не имели против британской политической системы. Они не видят угрозы превращения президентской власти во власть диктаторскую в силу 1) уникального американского федерализма + объем федеральной власти в целом не так велик, как в других странах, штаты автономны 2) права ношения оружия

 

В Америке президент не может сам вносить законы в конгресс, хотя и обладает законодательной инициативой. В России же закон, инициированный президентом, «пролетает в Думу со свистом».

Выбор между вариантами институционального дизайна предопределяет многое.

 

В РФ тоже не прекращается спор о правильности выбора президентской модели. Надо смотреть, что можно сделать в рамках той или иной системы. Надо думать о том, возможно ли в России с её политической культурой функционирование власти без сочетания символического и прагматического аспектов? Если у нас так долго существовала монархия, то, наверное, это было неслучайно. На самом деле, этот эксперимент с верховной властью в рамках конституции будет серьезней, чем в 1993.

 

19. Этапы формирования политической системы современной России.

 

20. Статус, полномочия, обязанности, порядок избрания и полномочия Президента РФ.

За 2011:

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации[11].

 

Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

 

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью[12], отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

 

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

 

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране»[13], в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

 

 

Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов Президент Российской Федерации будет избираться на шестилетний срок полномочий[14].

 

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[15].

 

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[16].

 

Полномочия Президента Российской Федерации

 

  • На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
  • назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует администрацию президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[19][20].
  • Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  • Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

 

  • В процессе осуществления своих полномочий президент Российской Федерации издает указы[21] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

 

21. Структура, полномочия и принципы деятельности Федерального Собрания РФ.

За 2011:

Федера́льное собра́ние — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

 

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

 

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции РФ).

 

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

 

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).

 

Структура Федерального собрания

 

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

 

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

 

Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

для заслушивания посланий президента РФ;

для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

 

 

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

 

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

 

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

 

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.[5]

 

Аппарат Госдумы

 

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

 

Председатели Госдумы

 

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.037 с.)