ТОП 10:

Семинар 2. Политическое и социально – экономическое развитие современной России в 1992-2010 гг.



Учебные вопросы:

1. Социально-экономическое развитие России в 1992-2010 гг. Переход к рынку.

2. Развитие политической системы России в 1992-2010гг.

3. Духовная жизнь в конце XX – начале XXI вв.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: об основных тенденциях развития современной России, о сущности посткоммунистической трансформации экономики и общественно - политической системы, об особенностях цивилизационного развития РФ в условиях глобализации.

знать:

· особенности российского типа эволюции, особенности социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношений между государством и обществом на современном историческом этапе;

· экономические, социальные, политические последствия модернизационного процесса, индустриального развития, научно-технической революции в современных условиях;

· содержание и основные этапы построения рыночной экономики в современной России;

· результаты и последствия реформирования отечественной экономики;

· сущность модернизации политической системы современной России;

· основные административные, судебные, правовые, военные, образовательные реформы в современной России;

· особенности и тенденции национально – государственного строительства, проблемы федерации и угрозы государственному единству;

· специфику духовного развития современной России.

уметь:

· рассмотреть обобщать и анализировать проблемы, обусловленные влиянием технологической и глобальной информационной революции на современные общественные процессы;

· выявить изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее двадцать лет;

· способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

владеть навыками:

· ориентироваться в современной системе источников информации, знание и умение использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

· самостоятельной, индивидуальной работе, принятию обоснованных решений;

· понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы;

· анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы;

· использования исторических знаний для формирования высоких моральных качеств и патриотизма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание:

1. Анализируя социально-экономическое развитие России в 1992-2010 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Чем отличается путь модернизации России в 1990-е годы? Какие экономические реформы были проведены в указанный период?

Экономический курс правительства Е.Гайдара – стремительный переход от командной к рыночной экономике через либерализацию цен и жесткую финансовую политику («шоковая терапия»). Концепция экономического либерализма. Резкое снижение жизненного уровня населения. Попытки корректировки курса реформ В.Черномырдиным и их последствия. Сдерживание инфляции. Приватизация. Состояние финансово-кредитной системы. Новый курс «младореформаторов» Б.Е.Немцова и А.Б.Чубайса с марта 1997г. по март 1998 г. Лозунг премьера С.В. Кириенко (март - август 1998 г.) – «Научиться жить по средствам». Август 1998 г. - дефолт по внутренним и внешним долгам. Финансовый кризис. Меры по стабилизации положения в стране, предпринятые премьер-министрами Е.Примаковым, С.Степашиным и В.Путиным. Основные итоги социально-экономического развития к концу 1990-х годов.

2) В чем сущность и противоречивые итоги социально-экономической политики В.В. Путина в 2000-2008 гг.?

Главные общенациональные приоритеты: создание условий для экономического роста, осуществление активной социальной политики. Расширение правовой базы рыночной экономики (Налоговый и Трудовой кодексы, закон о купле-продаже земли и др.). Отмена прогрессивной шкалы налогообложения. Введение единого 13%-го подоходного налога для всех физических лиц. Углубление либерально-рыночных преобразований: разработка реформы жилищно-коммунального хозяйства ЖКХ, реформирование естественных монополий- электроэнергетики, газовой и нефтяной отраслей, министерства путей сообщения, связи. Реформа военно-промышленного комплекса. Социальные программы по повышению пенсий, пособий, зарплат бюджетникам, борьба с бедностью. Начало промышленного роста, спад инфляции, укрепление рубля, оздоровление банковской системы, улучшение собираемости налогов. Причины экономического роста. Благоприятная экономическая конъюнктура. Задача диверсификации экономики. Борьба с инфляцией.

Противоречивые итоги социально-экономического развития страны к 2008г. Позитивные результаты: сокращение внешнего государственного долга, рост ВВП, радикальное увеличение государственного бюджета, накопление золотовалютных резервов, нарастание положительного сальдо внешней торговли. Негативные результаты: зависимость экономики от мировых цен на энергоносители, экстенсивные факторы роста, отставание в инновационных отраслях, резкое расширение вмешательства государства в рыночную экономику, Трудности в развитии малого и среднего бизнеса. Сохранение бедности населения. Увеличение диспропорции в распределении национального богатства между богатыми и бедными слоями населения.

3) Социально – экономический курс в 2008 – 2010 гг.

Работа над Концепцией долгосрочного социально – экономического развития РФ. Мировой финансово – экономический кризис и корректировка тактики социально – экономического развития в его условиях. Утверждение Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 г. и ей основные идеи. Переход на краткосрочное и среднесрочное планирование экономической деятельности. Последствия мирового экономического кризиса для России. Социальная политика и состояние общества в условиях кризиса. Промежуточные итоги политики Д.А. Медведева в социально – экономической сфере.

2. Анализируя развитие политической системы России в 1992-2010гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)По каким направлениям шел процесс становления и развития российской государственности в 1990-е гг.? Как повлияли политический кризис 1993г. и принятие новой Конституции на развитие политических процессов?

Политическая система в 1991-1993 гг.: основные институты власти и противоречия. Переходный период российской государственности. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Поляризация социально-политических сил в обществе. Угроза гражданской войны. Кризис власти осенью 1993 г.: действия противоборствующих сторон. Исторический смысл этих событий. Принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г., избрание новых органов власти. Политическая система России по Конституции 1993 г. Выборы во вторую Государственную Думу 14 декабря 1995 г. Президентская избирательная компания 1996 г.: ее итоги и значение. Возникновение и деятельность национально-патриотического оппозиционного блока. Противоречия в демократическом лагере. Конфронтация между законодательной и исполнительной ветвями власти во второй половине 1990-х гг. Конец «эпохи Ельцина».

Проблема становления российского федерализма в 1990-е гг. Причины угрозы территориального распада РФ. Рост сепаратизма и регионализации России. Подписание Федеративного договора 1992 г. Позиция Татарстана и Чечни. Заключение двусторонних договоров субъектов РФ с федеральным центром о разграничении полномочий. Война в Чечне: причины, этапы, пути преодоления кризиса. Противоречивые результаты политического развития России к концу ХХ века.

2) По каким направлениям шел процесс укрепления вертикали власти и развития политических процессов в период президентства В.В. Путина 2000- 2008 гг. и Д.А. Медведева 2008 – 2010 гг.?

Выборы В.Путина 26 марта 2000 г. Президентом РФ. Необходимость решения задачи укрепления единой вертикали власти и усиления контроля над региональными органами власти. Унификация законодательства и восстановление единого правового пространства. Создание семи федеральных округов и института полномочных представителей президента в них. Реорганизация Совета Федерации. Создание Государственного Совета. Итоги выборов в Государственную Думу в декабре 2003 г.Победа «Единой России».

Президентские выборы 2004г. События в Беслан в сентябре 2004г. Изменение порядка формирования органов исполнительной власти субъектов федерации. Реформы партийного строительства. Законы о партиях 2001 и 2004 гг. Изменения в выборном законодательстве 2007г.: отмена мажоритарной системы выборов, сохранение пропорциональной системы, запрет партиям объединяться в блоки, повышение порога прохождения в Думу до 7%, отмена порога явки избирателей и графы «против всех».

Характеристика основных политических партий. Результаты парламентских выборов 2007г. и президентских выборов 2008г. Общие тенденции политического развития современной России. Недостатки сложившейся системы: чрезмерная централизация власти, создание структурных предпосылок для складывания номенклатуры. Вопиющая бюрократизация. Утрата демократических элементов политической системы. Завершение эволюции общественно-политической системы от номенклатурно-олигархического капитализма при Б.Н.Ельцине к государственно-бюрократическому капитализму при В.В.Путине. Эволюция политического режима при президенте Д.А. Медведеве. Послания президента Д. А. Медведева Федераль­ному Собранию РФ и их содержание.

3. Анализируя развитие общества, его духовную жизнь в конце ХХ – начале ХХI вв., рассмотрите следующие вопросы:

1) Как взаимодействовала власть и общество в 1990-е годы? Как можно охарактеризовать состояние духовной и социальной сферы жизни населения в указанный период?

Общественно-политическая жизнь России в 1990-е гг. Поляризация социально-политических сил, угроза гражданской войны. Социальное расслоение российского общества. Безработица. Забастовочное движение. Падение общественного доверия к институтам власти. Проблема беженцев. Криминализация общества. Политические партии и общественные организации. Смена духовных ценностей, традиций, нравственных принципов в обществе. Кризис образования, медицины, науки, культуры. Поиск новых ценностных ориентиров социального и политического характера. Задача построения гражданского общества.

2) Чем характеризуется общественно-политическая и духовная жизнь российского общества в начале ХХI века?

Возрождение патриотического сознания, национального достоинства. Принятие закона о государственной символике в декабре 2000г. Модернизация образования. Компьютеризация школ. Строительство основ гражданского общества: создание реальной многопартийности, проведение гражданских форумов, создание Общественной палаты, поддержка властью гражданских общественных структур и др. Начало реализации социальных проектов по развитию образования, здравоохранения, строительства жилья и др. Программа «сбережения» населения. Поддержка инновационной научной деятельности. Расцвет кинематографии и др. Проблема коррупции и законодательного нигилизма.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.007 с.)