ТОП 10:

Политическое развитие современной России.



В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризовался радикальными изменениями во всех сферах жизни общества. В стране разрушались базовые компоненты прежней общественной системы и формировались элементы новой модели общественного устройства. Переход российского общества в новое качественное состояние сопровождался нестабильностью, стихийностью, кризисностью, неуправляемостью, альтернативностью социальных процессов.

Либеральный выбор, сделанный реформаторами после событий 1991 г., привел к расколу российского руководства, которое до этого было единым в борьбе с союзным центром. Новая власть не провела всеобщих выборов в центральные и местные органы представительной власти. Был сохранен прежний состав Съезда народных депутатов и Верховный Совет, который потенциально не был готов поддержать радикальные реформы. Исполнительная власть и Президент Б.Н.Ельцин выступали за радикальные рыночные реформы, принятие новой Конституции и создание президентской республики. Верховный Совет противодействовал проведению радикальных экономических реформ, отстаивал советскую систему власти и действующую Конституцию. В стране образовалось двоевластие. Противостояние Президента и Верховного Совета завершилось кровавыми событиями в Москве осенью 1993 г. и ликвидацией советской системы власти. После выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г. и принятия новой Конституции начался новый этап политической истории России, характеризующийся конструктивно-конфронтационным взаимодействием властей в конституционных рамках.

Итоги политического развития России к середине 1990-х гг. были противоречивыми. С одной стороны, была принята новая Конституция, Россия стала президентской республикой, утвердились демократические ценности, а с другой – Президент получил практически неограниченные права, власть приобрела номенклатурно-криминальный характер, налицо был разрыв между властью и обществом.

Последующие выборы отразили противоречивые настроения россиян. С одной стороны, они разочаровались в либеральном курсе (о чем свидетельствовали результаты выборов в Государственную Думу 1995 г., в результате которых 36% мест в парламенте получила КПРФ), а с другой – не желали возврата в прошлое, что подтвердила победа Б.Н.Ельцина на президентских выборах 1996 г.

Во второй половине 1990-х гг. конфронтация между Президентом Б.Н.Ельциным и Госдумой, имевшей «левое большинство» во главе с КПРФ, продолжалась. Это негативно отражалось на состоянии отечественной экономики, которой необходимы были рыночные законы и политическая стабильность. Только на рубеже 1999-2000 гг. обозначилась тенденция к консолидации различных ветвей власти.

После распада СССР перед Россией встали проблемы становления федерализма. В начале 90-х гг. в республиках наблюдался рост сепаратизма, принимались правовые акты, расширяющие их суверенитет и права. Республики игнорировали федеральный центр, диктовали ему свои условия. Области обвиняли центр в попустительстве сепаратизму, требовали равноправия субъектов Федерации. Федеральный центр терял контроль над территориями и регионами. В марте 1992 г. удалось подписать Федеративный договор со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана.

Новый этап в развитии федерализма наступил после принятия Конституции 1993 г., которая содержала противоречивые положения. С одной стороны: провозглашалась территориальная целостность РФ, верховенство федеральных законов на всей территории страны; исключалось право субъектов на отделение; обеспечивалась общность границ и др. С другой стороны: утверждался смешанный (национальный и национально-административный) принцип федеративного устройства; провозглашался конституционно-договорный тип Федерации; признавался принцип «асимметричности» субъектов Федерации; республикам придавался статус государств. Для укрепления государства центр пошел на заключение двусторонних договоров с субъектами федерации. К марту 2000 г. были подписаны договоры с 46 субъектами Федерации. Самой острой была чеченская проблема, для решения которой был предпринят силовой вариант, который привел к первой и второй чеченским войнам.

На выборах Президента в марте 2000 г. победил В.В.Путин, который соединил в себе либерализм (рынок, закон, личные свободы) с патриотической идеей (сохранение целостности государства, возрождение сильной и процветающей России), что в сочетании оказалось востребованным обществом. Основной политический курс Путина В.В. был направлен на укрепление государственной власти. Продолжилось реформирование политической системы, но в рамках Конституции 1993 г. В мае 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, одной из функций которых стало приведение в соответствие с Конституцией России регионального законодательства. Был реорганизован Совет Федерации: расширены его законодательные функции и полностью обновлен состав (места губернаторов и председателей законодательных собраний заняли региональные представители). В августе 2000 г. был образован Государственный Совет – консультативно-совещательный орган при Президенте РФ, состоящий из губернаторов.

После избрания В.В.Путина на второй президентский срок в марте 2004 г. реформирование политической системы было продолжено. Главы субъектов федерации теперь стали утверждаться местными законодательными собраниями по представлению Президента. Был создан институт негосударственного контроля – Общественная палата, которая проводит экспертизу предлагаемых законов. В декабре 2007 г. изменилась система выборов в Государственную Думу: они стали проводиться только по партийным спискам по пропорциональной системе с барьером для прохождения в Думу в 7% вместо 5%. Было запрещено партиям объединяться в блоки. Отменялся порог явки избирателей и графа «против всех» в избирательных бюллетенях.

Важным событием политической жизни России стали выборы Президента РФ в марте 2008 г. Инициатором выдвижения на пост Президента Д. А. Медведева была партия «Справедливая Рос­сия», возглавляемая С. М. Мироновым. В ее идеологии — преиму­щественно негативное отношение к приватизации 1990-х гг. и де­кларации о необходимости развертывания широких социальных программ для населения.

В ходе выборов Д. А. Медведев, набрав свыше 70% голосов, стал безусловным лидером и победителем. В мае 2008 г. состоялась ина­угурация нового Президента. Первые инициативы Д. А. Медведева, озвученные в Послании к Федеральному Собранию, свидетельство­вали о том, что реформирование политической системы РФ будет продолжаться в направлении усиления центральной власти. Так, он внес в Госдуму проекты законов по поправкам в действующую Конституцию об увеличении сроков полномочий Президента и пар­ламента с четырех до шести и с четырех до пяти лет соответственно (одобрен Государственной Думой в январе 2009 г.), об обязательс­твах правительства ежегодно отчитываться о проделанной работе и ряд других. Пост премьер-министра занял В. В. Путин — бывший Президент Российской Федерации. Такая политическая рокировка в высших эшелонах власти не имела аналогов в истории Российско­го государства и поэтому вызвала много дискуссий и в российский кругах, и в мировом сообществе, сам режим получил определение президентско-премьерский.

Подводя итоги, отметим, что формирование нового полити­ческого режима в России в период 1992-2008 гг. осуществлялось в условиях глобальных мировых процессов, экономических и поли­тических трансформаций, межгосударственных и этнических кон­фликтов, обострения противоречий из-за ресурсов, экологических и др. проблем. Практически на протяжении всего рассмотренного периода главное содержание политического процесса в России со­ставлял вопрос о разделении власти на исполнительную, законода­тельную и судебную. Основной задачей сегодня является формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей.

5.2. Социально-экономические проблемы перехода к «рыночной экономике».

В экономической области Россия должна была осуществить переход от командной к рыночной экономике. Этот переход был осуществлен по программе Е.Т.Гайдара с помощью либерализации цен и торговли, финансовой стабилизации, структурной перестройки экономики, социальной политики правительства. Несколько месяцев потребовалось на то, чтобы разрушить централизованную систему административного ценообразования, отпустить цены и создать равные условия для развития всех форм торговли. В результате резко ухудшилось положение населения: 40% оказалось за чертой бедности, граждане потеряли свои денежные сбережения, производители-монополисты диктовали высокие цены. Торговая инфраструктура была неразвита, уровень торгового обслуживания населения низким, а правовая защищенность потребителя слабой.

Четыре года решалась проблема финансовой стабилизации. К 1997 гг. инфляция была снижена с 2600% в 1992 г. до 24% в 1996 г. Стабилизировался курс рубля по отношению к доллару. Но эти позитивные тенденции имели неустойчивый характер: крупнейший финансовый кризис лета-осени 1998 г. привел к обвальному падению курса рубля, резкому росту цен и новому витку инфляции.

Приватизация осуществлялась с 1992 г. под руководством А.Б.Чубайса с помощью ваучеров – приватизационных чеков, дающих право на приобретение акций государственных предприятий. Собственность не досталась простым гражданам, т.к. стоимость ваучеров была определена без учета долгов предприятий. Тем не менее, приватизация ликвидировала монополизм государственной собственности, способствовала созданию мощного негосударственного сектора, удельный вес которого к 1997 г. составлял 70% всей российской экономики. Однако приватизация общенародной собственности приобрела криминальный характер. Только к 1998 г. утвердились более цивилизованные правила приватизации.

Крайне неудовлетворительно в 90-е гг. решалась задача структурной перестройки экономики: ее переориентация на нужды общества потребителей, сокращение удельного веса предприятий группы «А», конверсия предприятий ВПК, расширение наукоемких производств и др. Особенностью структуризации в России было то, что она проводилась без модернизации предприятий и стихийно. Этот процесс сопровождался непрерывным спадом производства, увеличением удельного веса сырьевых отраслей в отечественной экономике, ее деградацией и превращением в сырьевой придаток развитых стран. Проблема структурной перестройки экономики не решена до сих пор.

Но, пожалуй, самой непродуманной и недееспособной оказалась социальная политика российских властей в условиях рыночных преобразований. Правительство так и не предложило серьезной, эффективной социальной программы по защите населения от негативных последствий рыночных реформ. Действия правительства были запоздалыми, законы социального характера не выполнялись. Поэтому социальная цена оказалась чрезвычайно высокой: обнищание (21% населения в 1997 г. имели доходы ниже прожиточного минимума); безработица (7 млн. человек); потеря денежных сбережений, хроническая задержка зарплаты, пособий; падение рождаемости, рост смертности; уменьшение средней продолжительности жизни на 7-8 лет; катастрофическое положение науки, культуры, здравоохранения и образования.

Переход от командной экономики к рыночной осуществлялся в форме «шоковой терапии». В результате произошла полная замена экономической системы, но это отрицательно сказалось на положении основной массы населения страны.

Социально-экономическая политика президента В.Путина была направлена на расширение правовой базы рыночной экономики (приняты Налоговый и Трудовой кодексы, закон о купле-продаже земли и др.), углубление либерально-рыночных преобразований (реформы ЖКХ, естественных монополий, ВПК). Одним из фундаментальных достижений стало обретение финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты – рубля. Выросли цены на нефть и газ на мировых рынках, что позволило создать Стабилизационный фонд, разделённый на две части: Резервный фонд и Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния). Резко увеличились объёмы иностранных инвестиций в российскую экономику и капитализация фондового рынка. Государственный внешний долг сократился до 3% ВВП. Приоритетными направлениями развития экономики были объявлены повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие высокотехнологического промышленного производства, диверсификация экономики.

Разрабатывались и осуществлялись широкие социальные программы, нацеленные на повышение благосостояния граждан за счет увеличения зарплаты, пенсий, пособий. Началась реализация новой пенсионной реформы. Была проведена «монетаризация» льгот. Большое внимание уделялось развитию массового спорта. Осенью 2005г. началось осуществление национальных проектов по развитию сельского хозяйства, образования, медицины, строительства жилья. Весной 2006г. началось осуществление программы всеобщей газификации. Борьба с бедностью и удвоение валового внутреннего продукта – стали основными программными целями в социально-экономической сфере. Безработица и уровень бедности уменьшился более чем в 2 раза. Началось осуществление программы по «сбережению населения».

Главный результат восьми лет президентства Путина В.В. – достижение стабильности во всех сферах.

С началом мирового финансово-экономического кризиса Россия после периода стабилизации и резкого подъема оказалась перед угрозой не менее резкого спада. С кризисными проявлениями в своем экономическом развитии Россия столкнулась еще осенью 2007 г.: время от времени стали возникать кризисы ликвидности в банковском секторе, обозначился рост инфляции.

В сентябре 2008 г. Россия оказалась перед лицом полномасштабного кризиса глобального характера, который стал выражением исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства. В основе сложившейся в России на исходе первого десятилетия XXI в. кризисной модели капитализма лежит ряд системных слабостей отечественной экономики. Во-первых, годы финансового изобилия не были использованы в полной мере для развития производственной и технологической базы страны. Во-вторых, стоимость капитала в России в предыдущие годы оставалась высокой, что стимулировало расширение заимствований за рубежом. К концу 2008 г. сумма кредитов российских компаний на Западе превысила 550 млрд. долларов. В-третьих, доля инвестиций в ВВП РФ составляла 20%, в то время как для успешного перехода на качественно новый (инновационный) уровень экономики данный показатель не должен быть менее 30%. Осенью 2008 г. явственно обозначилось бегство ка­питала из России вместо его притока в страну. Всего за 2008 г. отток капитала из РФ составил огромную цифру в 129,9 млрд. долларов. В-четвертых, последовательное укрепление рубля превратилось в главный фактор проникновения в Российскую Федерацию импорта, в связи с чем дефицит торгового баланса по несырьевым товарам достиг неоправданно больших размеров. В-пятых, далеко не всегда руководство ряда рос­сийских компаний правильно просчитывало риски в финансовой и экономической деятельности.

В результате за 10 месяцев 2008 г. капитализация отечественного финансового рынка упала на 73%. Российскими властями были предложены меры выхода из кризиса на двух уровнях: международном и внутреннем. Президент РФ Д.А.Медведев, выступая 15 ноября 2008 г. на рабочем заседании глав государств и правительств «Группы двадцати» в Вашингтоне, констатировал необходимость перестройки всей международной финансовой архитектуры, сделав ее открытой и справедливой, эффективной и легитимной.

На внутреннем уровне руководство страны, не меняя стратегических установок в экономике и социальной сфере, принялось осу­ществлять комплекс мер оперативного и среднесрочного характера. Делается это на базовых конституционных основах: государство устанавливает гарантии социальной защиты граждан; расширяет экономическую, предпринимательскую свободу; обеспечивает рост малого и среднего бизнеса, становление инновационной экономики.

В целях первоочередной поддержки российской финансовой системы Правительство РФ и Центробанк России приняли решение о финансовой поддержке банков и компаний через предоставление кредитов на погашение задолженности, возмещение части убытков от кредитования других финансовых учреждений России, увеличение капитала Внешэкономбанка для страхования действий ведущих банков по поддержанию операций на биржевом рынке.

Правительство разработало ряд мер по стимулированию спроса на продукцию отечественных предприятий. Глава российского правительства В. В. Путин на X съезде «Единой России» в ноябре 2008 г. заявил, что исполнительная власть не допустит задолженности в выплате зарплат бюджетникам, пенсий, пособий; финансово поддержит безработных; простимулирует экспортеров; устранит избыточные административные барьеры для бизнеса; озаботится повышением производительности труда и предотвращением банкротства предприятий в сфере оборонно-промышленного комплекса, выделив на его нужды более 50 млрд. руб.

Мировой финансово-экономический кризис показал исчерпанностьсуществующей модели роста российской экономики, строив­шейся на высоких ценах на нефть и дешевых кредитах для российс­ких банков и предприятий, которые они брали за рубежом. Сложность ситуации усугубилась резким падением цен на нефть под влиянием спада мирового производства и уменьшения спроса на нефтепродукты. Во многом рост цен на сы­рье был вызван экономическим бумом в странах БРИК, прежде всего в Китае и Индии. Снижение потребления в этих странах сильно уда­рило по российской экономике. К концу 2008 г. российский бюджет более чем на 40% формировался за счет нефтегазовых доходов. Благодаря высоким ценам на нефть Россия сумела накопить почти 5,3 трлн. руб. в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Серьезное последствие кризиса — это отток капитала из страны и тенденция к значительному снижению иностранных инвестиций. В первом полугодии 2008 г. в реальный сектор отечес­твенной экономики поступило 73,2 млрд долларов иностранных инвестиций, а за третий квартал — только 17,3 млрд. Пик оттока капитала из России пришелся на октябрь 2008 г., составивший по официальным данным более 50 млрд. долларов. С августа по октябрь 2008 г. международные резервы РФ сократились на 112,8 млрд. долларов. Параллельно идет сокращение и золотовалютных резервов Центробанка РФ.

В условиях начавшегося кризиса 17 ноября 2008 г. глава российского правительства В.В. Путин подписал распоряжение, которым утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Цель разработки Концепции заключалась в определении путей и способов обеспечения в дол­госрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

— основные направления долгосрочного социально-экономи­ческого развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

— стратегия достижения поставленных целей, включая спосо­бы, направления и этапы;

— формы и механизмы стратегического партнерства государс­тва, бизнеса и общества;

— цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной области, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

— цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

— параметры пространственного развития экономики РФ, цели и задачи территориального развития.

Уже в ноябре — декабре ввиду низкого уровня прогнозируемости ситуации Правительство РФ по существу перешло на краткосрочное и среднесрочное планирование экономической деятельности, приняв План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, подготовленный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. В конце декабря 2008 г. был сформирован список из 1,5 тыс. системообразующих предприятий, которые получат поддержку государства. Речь идет о градообразующих и жизнеобеспечивающих предприятиях, о предприятиях, обладающих уникальными технологиями, а также имеющих международные обязательства.

Согласно некотором данным, практически по всем основным показателям экономика России уходит в минус. В отличие от Европы, которой угрожает де­фляция, спад в РФ развивается на фоне двузначной инфляции, что является признаком стагнации при высокой инфляции, т. е. стагфля­ции. Наибольшее падение показателей в 2008 г. наблюдалось в про­мышленности и строительстве. К тому же большинство оборонных предприятий оказалось хроническими должниками.

Возникла угроза социальной стабильности, в стра­не увеличилась безработица. Правительство направило свои усилия и на то, чтобы снизить напряженность на рынке труда, софинансируя в рамках соответствующих региональных программ поддержку уровня занятости. Известна и другая проблема в социальной сфере: рост зарплаты с начала 2006 по конец 2008 г. не имел под собой эко­номических оснований. Кроме того, в последние годы в России ока­зались заблокированы лифты социальной мобильности.

Поскольку российская экономика уже неотдели­ма от глобальной, руководство страны предлагает сегодня миру среднесрочную программу по выходу из финансово-экономи­ческого кризиса и новую архитектуру мировой экономики, включа­ющую выработку новых правил регулирования финансовых рын­ков; расширение финансовых возможностей МВФ; повышение роли и укрепление статуса G20; создание новой международной организа­ции с правом обязательных рекомендаций в регулятивной, финансо­вой и фискальной политике. Российские власти высказались также за создание системы из нескольких резервных валют, освобождение от виртуальных денег и дутых отчетов, списание безнадежных дол­гов и активов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.009 с.)