Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия во второй половине XVIII В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
29 июля 1762 г. произошел очередной переворот в результате которого Екатерина II (1762-1796 гг.), Екатерина провозгласила себя самодержицей, а своего супруга - низложенным. Развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли России в 50 – 80-е гг. XVIII в. продиктовало активную экономическую политику правительства. Она диктовалась интересами дворянства и отчасти крупных купцов и промышленников. Провозглашение свободы торговой и промышленной деятельности способствовало развитию крестьянской торговли и мануфактуры, что, несомненно, было выгодно дворянству, т.к. "капиталистые крестьяне" были крепостными и платили большой оброк, выкупались на волю за большие деньги. За время царствования Екатерины II было создано 2/3 мануфактур, зарегистрированных во второй половине 90-х гг. XVIII в. В социальной сфере политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Этот вариант государственной политики возник под влиянием идей французского Просвещения. Главным лозунгом Просвещения было достижение "царства разума". Вера в безграничные силы человеческого ума породила идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие деятели эпохи возлагали надежды на просвещенного монарха, который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Политика "просвещенного абсолютизма" в России представляла собой попытку предотвратить народные движения против крепостной системы и приспособить помещичье хозяйство к новым буржуазным отношениям. Под воздействием идей европейского Просвещения Екатерина II решила выработать новый Свод законов, который, сохраняя нетронутыми самодержавие и крепостное право, давал бы основание говорить о России как о правовом государстве. С этой целью в 1767 г. Екатерина II созвала в Москве Уложенную комиссию. Выборы депутатов носили сословный характер. Наибольшую остроту на заседаниях комиссии вызвало обсуждение крестьянского вопроса. Споры по этой проблеме прияли столь затяжной характер, что императрица разочаровалась в целесообразности работы комиссии и пришли к выводу о ее роспуске. Под предлогом войны с Турцией в 1768 г. комиссия была распущена, так и не составив нового Уложения. Явный крен внутриполитического курса в сторону защиты интересов дворянского сословия (Жалованная грамота дворянству 1785 г.; Жалованная грамота городам 1785 г.) привел к вспышке самой кровопролитной и жестокой крестьянской войны - войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), которая продемонстрировала наличие глубоких социальных противоречий в российском обществе. Пугачевское восстание нанесло сильный удар по провинциальной администрации. Екатерина предприняла шаги для восстановления и усовершенствования местного управления, для придания ему стабильности. В 1775 г. она издала "Учреждение о губерниях". Новая провинциальная администрация опиралась на дворянство, что усиливало зависимость императрицы от него. Налицо был союз наиболее консервативных элементов общества против всех остальных. Он сильно затормозил развитие торговой буржуазии и законсервировал крестьянство в безгласном и косном рабстве, создав социальные корни кризиса модернизации, который в конце концов потребовал для своего преодоления немалых усилий. Таким образом, жесткая приверженность принципам сословного общества противоречила начавшимся в государстве модернизационным процессам. С момента роспуска Уложенной комиссии в русской политике обозначилась важная черта: отныне периоды внутренних реформ станут чередоваться с периодами активной внешней политики. Реформы в России были как бы слишком пугающими, тогда как сфера внешней политики являлась более непринужденным и надежным полем деятельности для энергичных сторонников просвещенного абсолютизма. Основными направлениями внешней политики России при Екатерине II были южное, западное и восточное. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к Азовскому и Черному морям. Издавна большую опасность для южных границ империи представляло Крымское ханство. Оттуда при поддержке Турции постоянно совершались военные набеги татар. В конце столетия Екатерина II провела две победоносные войны с Турцией - в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., в результате которых Россия получила Крым и выход к Черному морю. На его побережье были созданы портовые города Херсонес, Одесса, Севастополь, который стал военной базой российского черноморского флота. Многовековая задача России по укреплению своих южных рубежей и получению возможности активных внешнеполитических действий на юге была решена. Одновременно с событиями русско-турецкой войны Европу потрясли события Великой французской революции. Революционные события оказались тесно переплетенными с Польским вопросом. Россия проявила весьма активную позицию в его решении. В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, последняя поучила Белоруссию, правобережную Украину, Литву, Курляндию, часть Волыни. Объединение белорусских и украинских земель явилось прогрессивным актом для развития этих народов. Росло влияние России и на востоке. Укреплялись экономические и культурные связи России и Казахстана, продолжалось освоение Сибири. В первой половине XVIII в. русские путешественники достигают Аляски, а с 1784 г. началось строительство постоянных поселений русских не ее территории. После смерти Екатерины II престол перешел к ее сыну - Павлу I (1796-1801 гг.). Павел стремился к еще большему укреплению самодержавия, к единоличной власти. Преобразования Павла I в армии, его стремление следовать военной доктрине прусского короля Фридриха II, вызвали серьезное неприятие в гвардии, что привело к последнему в истории России дворцовому перевороту. Павел 1 был убит заговорщиками. Российский престол перешел к его старшему сыну Александру I (1801-1825 гг.). Завершая наш краткий экскурс в события XVII – XVIII вв., можно выделить следующие изменения в развитии нашей страны: 1. На протяжении данного периода для экономической политики государства были характерны политика меркантилизма и протекционизма. Развитие элементов капитализма, однако, было затруднено углубление крепостнических отношений и проникновением их в формирующуюся промышленность, что обусловило нарастающее отставание России от передовых стран западной Европы; 2. Социальная политика государства была направлена на ликвидацию тех социальных институтов, которые ограничивали абсолютизм царской власти, а также на создание новых социальных слоев и их унификацию; 3. Государственно-правовая система России в XVII – XVIII вв. эволюционировала от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это выразилось в создании разветвленного бюрократического аппарата, новой служебной идеологии, сосредоточении в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, отсутствии каких-либо органов или законодательных актов, ограничивающих его полномочия; 4. В течение XVII – XVIII вв. происходят значительные изменения и духовной жизни России. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. церковь попадает под контроль светской власти и лишается части своих богатств в результате секуляризации церковного землевладения. Внутрицерковная жизнь также осложняется расколом, вызванным реформами середины XVII в. На этот период также приходится формирование новой сословной светской культуры и образования, проникновение в Россию идей Просвещения, складывание различных течений в общественно-политической жизни; 5. На протяжении XVII – XVIII вв. территория России значительно увеличивается в результате активной внешней политики. Были решены задачи выхода из экономической изоляции и укрепления государственных границ, что привело к изменению геополитического положения России и оформления ее имперского статуса. Однако, не смотря на усилия государственной власти, Россия оставалась аграрной страной, опутанной крепостническими (феодальными) отношениями, с абсолютной властью монарха. Это вело к тому, что в общественной жизни укреплялись элементы несвободы, а ростки гражданского общества жестко подавлялись. Таким образом, не смотря на определенный успех модернизации, Россия в конце XVIII – начале XIX вв. оставалась традиционным обществом.
Дополнительная литература 1. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ / Е.В. Анисимов. - Л.: Лениздат, 1989. 2. Анисимов, Е.В., Каменский, А.Б. Россия в XVII – первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994. 3. Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. - М.: Наука, 1989. 4. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1990. 5. Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. - М.: Мысль, 1994. 6. Первые Романовы на российском престоле / Н.Ф. Демидова. - М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1996. 7. Сорокин, Ю.А. Алексей Михайлович / Ю.А. Сорокин // Вопросы истории. - 1992. - №4, 5. 8. Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты России 1725 – 1825 годы / Сост. М.А.Бойцов. - М.: Современник, 1991. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Россия в XVII в. Учебные вопросы: 1. Социально – экономическое развитие России в XVII в. 2. Эволюция государственно-правовой системы России XVII в. 3. Внешняя политика России в XVII в. 4. Духовная жизнь России в XVII в. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о понятиях традиционное общество и модернизация, и особенностях модернизации России; о социально-экономическом, политическом развитии России, направлениях и принципах ее внешней политики и о духовных процессах, происходящих в XVII в. знать: · движущие силы и закономерности исторического процесса; · роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; · роль искусства, историческое наследие и культурные традиции своей страны, многообразие культур и цивилизаций и их взаимодействие; · важность гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. уметь: · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · ставить и решать познавательные задачи; анализировать социально значимые проблемы; · анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы; · работать самостоятельно и принимать решения; · анализировать экономические проблемы и общественные процессы. · владеть навыками · работы в коллективе; · публичных выступлений, аргументации, ведения полемики и дискуссии; · использования информационных технологий; постановки цели и поиска путей ее достижения; · активной экономической деятельности; · социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, руководства морально-правовыми нормами. Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами; · выполнить письменно задание по документам; · выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю; · акцентировать внимание: 1. Чтобы проанализировать развитие социально-экономических отношений в России в XVII в. необходимо уделить внимание следующим вопросам: Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Появление первых мануфактур, их особенности. Торговый и Новоторговый уставы. Политика меркантилизма. Влияние присоединения новых территорий на развитие хозяйства. Начало формирования всероссийского рынка. Медные деньги. Соборное Уложение 1649 г. Формы землевладения: дворцовые, родовые, жалованные и церковные вотчины, поместное землевладение, черносошные земли. Положение крестьян и посадского населения. Расселение крестьян на территории России. "Бунташный век": городские восстания 40-х гг. XVII в., Соляной, Медный бунты, Соловецкое восстание. Восстание С.Т. Разина. 2. Для понимания эволюции государственно-правовой системы России XVII в. необходимо изучить следующие проблемы: Выделите основные направления эволюции государственного строя и правовой системы России в XVII веке. Покажите начало оформления абсолютизма. Отмирание сословно-представительной монархии. Падение роли Земских соборов. Изменение состава Боярской думы. "Тайная" или "Ближняя" дума. Изменения в приказной системе управления. Организация местного управления. Воеводы. Разряды – военно-административные округа. Изменения в соотношении церковной и светской власти. Соборное Уложение 1649 г. – обобщение норм государственных и общественных отношений в допетровский период. Торговый устав 1653 г. Новоторговый устав 1667 г. 3. Для характеристики внешней политики России в XVII в. нужно рассмотреть следующие вопросы: Основные направления внешней политики России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русско-китайские отношения. Присоединение Украины, русско-польская и русско-шведская войны. Урегулирование положения на западных границах России. Ухудшение взаимоотношений с Крымом и Турцией. Бахчисарайское перемирием. Крымские походы времен царевны Софьи. 4. Для понимания духовных процессов, происходящих в России в XVII в. необходимо изучить следующие темы: Особенности духовной жизни России в XVII в. Противостояние светской и церковной власти. Укрепление авторитета церкви в результате деятельности патриарха Филарета. Патриарх Никон и необходимость церковных реформ для унификации обрядов. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Противостояние светской и духовной власти в середине XVII в. Ссылка Никона. Дальнейшая борьба с расколом. Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. "Бунташный век". Славяно-греко-латинская академия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.014 с.) |