Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Традиции комедии дель арте в итальянской драматургии XVIII века
Похожие статьи вашей тематики
Реформа комедии Карло Гольдони. Полемика Гольдони и Гоцци. Традиции комедии дель арте в пьесах Карло Гоцци.
Немецкая литература XVIII века.
Германия второй половины XVIII века. Эстетические взгляды Г. Э. Лессинга. Теория и практика мещанской драмы. Германия второй половины XVIII века. Идеи Гердера в трактате «Ко дню Шекспира». «Буря и натиск». Творчество штюрмеров. Этапы творческого пути Иоганна Вольфганга Гете. Молодой Гете. Традиции Шекспира в пьесе «Гец фон Берлихинген с железной рукой». «Страдания молодого Вертера». Романы о Вильгельме Майстере. «Веймарский классицизм». Лирика Гете. «Фауст» – итог XVIII века. Движение «Буря и натиск» и ранние драмы Фридриха Шиллера. Эстетические идеи трактата «О наивной и сентиментальной поэзии». «Веймарский классицизм». Лирика Шиллера (гимны, баллады). Шиллер и Россия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование основных разделов и
тем
| Всего
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
| XVII век и судьба ренессансного наследия. Эстетика барокко
|
|
|
|
|
| Испанская литература XVII века.
|
|
|
|
|
| Английская литература в XVII веке.
|
|
|
|
|
| Французская литература XVII века.
|
|
|
|
|
| Немецкая литература XVII века.
|
|
|
|
|
| Общая характеристика эпохи Просвещения.
|
|
|
|
|
| Английское Просвещение. Просветительский роман.
|
|
|
|
|
| Английский сентиментализм и предромантизм
|
|
|
|
|
| Особенности французского Просвещения.
|
|
|
|
|
| Французский роман в XVIII веке
|
|
|
|
|
| Итальянская литература XVIII века.
|
|
|
|
|
| Немецкая литература в XVIII веке.
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
| | | | | | | |
Примерное тематическое планирование
аудиторной работы
№
| Тема
| Кол-во часов
| Форма
|
| XVII век и судьба ренессансного наследия
XVII век как переходная эпоха. Основные исторические события. Изменение картины мира в XVII веке. Реформация и контрреформация. Личность и государство. Научные открытия. Кризис семантики в XVII веке. Место классицизма и барокко в истории литературы. Понятие «рефлексивного традиционализма» (Аверинцев).
|
| Лекция
|
| Эстетика барокко. Творчество Дж. Марино
Барокко: история термина. Репутация барокко и ее изменение на протяжении трех столетий. Архитектура и искусство барокко. Барокко и маньеризм. Трактат Э. Тезауро «Подзорная труба Аристотеля». Понятия «остроумие», «эмблема», «метафора-кончетто». Творчество Дж. Марино.
|
| Лекция
|
| Испанская литература XVII века.
Лопе де Вега – основатель национальной испанской драмы
Испания в XVII веке. Творческий путь Лопе де Вега. Разновидности «комедиас». Жанр трагикомедии в творчестве Лопе де Вега, соединение ренессансной традиции и тенденций новой эпохи. Основные черты испанской национальной драмы. Последователи Лопе. Тирсо де Молина и его пьеса «Севильский озорник, или Каменный гость».
|
| Лекция
|
| Испанское барокко
Б. Грасиан – теоретик барокко. Творчество Б. Грасиана. «Критикон». Понятия «хенио» и «инхенио». Кеведо. Плутовской роман. Гонгоризм и консептизм. Творчество Гонгоры. «Темный стиль» Гонгоры.
|
| Лекция
|
| Философская драма П. Кальдерона
Творческий путь Кальдерона. Классификация его драм. «Дама-невидимка» и традиции Лопе де Вега. Эстетика барокко в драме «Поклонение кресту». Эмблематическая природа драмы «Жизнь есть сон». Черты трагикомедии в драме.
|
| Лекция
|
| Жанр трагикомедии в
творчестве Лопе де Вега
Основные положения трактата Лопе де Вега «Новое искусство сочинять комедии в наше время». Черты жанра в пьесах «Звезда Севильи», «Фуэнте Овехуна».
|
| Семинар
|
| Английская литература в XVII веке
Жанр трагикомедии. Ф. Бомонт и Д. Флетчер, «Рыцарь пламенеющего пестика». Творчество Б. Джонсона. Теория гуморов. Черты ренессансной, барочной, классицистической эстетики в пьесах Джонсона.
|
| Лекция
|
| Эволюция ренессансной метафоры
в комедии Б. Джонсона «Вольпоне»
Основные понятия ренессансной эстетики. Теория народно-смеховой культуры у Бахтина. Элементы народно-смеховой культуры в «Вольпоне». Система образов и черты новой эпохи
|
| Семинар
|
| Английская поэзия XVII века
«Кавалеры» и «метафизики». Черты новой поэзии в сравнении с елизаветинской. Общая характеристика поэзии «кавалеров» (Б. Джонсон, Р. Лавлейс, Р. Геррик). Два поколения поэтов-метафизиков. Основные черты метафизической поэзии. Творчество Д. Донна. Эмблематическое мышление в сборнике «Храм» Дж. Герберта. Э. Марвелл.
|
| Лекция
|
| Английская метафизическая поэзия
Характеристика понятия. Метафизическая поэзия в литературной критике XX века. Движение метафоры в стихотворении Д. Донна «Прощание, запрещающее печаль».
|
| Семинар
|
| Творчество Мильтона
Эстетика барокко в поэзии раннего Мильтона («Веселый», «Задумчивый»). Английская революция и трактаты Мильтона. Библейские мотивы в «Потерянном рае». Черты парафразы и эпоса в поэме.
|
| Лекция
| | | | | | |
| Французская литература XVII века
Прециозная литература, либертены, комический роман. Блез Паскаль. Эстетика классицизма. Декарт. «Поэтическое искусство» Буало. Академия. Роль абсолютистского государства. Этапы развития классицизма.
|
| Лекция
|
| Трагедия в классицизме
П. Корнель. Ж. Расин. Творческий путь Корнеля. Черты трагедии в классицизме. Две манеры Корнеля. Творческий путь Расина. «Андромаха». Развитие конфликта. «Федра». Пути развития античного сюжета. Поздний Расин. «Аталия».
|
| Лекция
|
| Воплощение художественных принципов
классицизма в трагедии П. Корнеля «Сид»
История постановок пьесы. Развитие конфликта. Система образов. Претензии Академии. Дух классицизма в «Сиде».
|
| Семинар
|
| Комедия в классицизме
Ж. Б. Мольер. Творческий путь Мольера. Формирование жанра «высокой комедии». «Дон Жуан». Театральная судьба пьес Мольера. Буало о Мольере. «Предисловие к «Критике школы жен», «Тартюф».
|
| Лекция
|
| «Мещанин во дворянстве». Жанр комедии-балета
Создание и постановка пьесы. Черты народно-смеховой культуры в пьесе. Основные сюжетные линии. Система образов. Специфика жанра комедии-балета.
|
| Семинар
|
| Жанр высокой комедии. «Тартюф», «Дон-Жуан»
Взгляды Мольера на жанр высокой комедии. «Предисловие к “Тартюфу”». Эстетика классицизма в комедиях. Герой-резонер. Воплощение принципа «поучать, развлекая» в действии пьес. Эволюция высокой комедии.
|
| Семинар
|
| Немецкая литература XVII века
Тридцатилетняя война (1618–1648) как основная тема немецкой литературы XVII века. М. Опиц и его «Книга о немецкой поэзии». Лирика М. Опица, А. Грифиуса. Элементы барокко в романе Гриммельсгаузена.
|
| Лекция
|
| Общая характеристика эпохи Просвещения
Исторические границы Просвещения. Философия Локка. Новая картина мира и формирование просветительской эстетики. Английская литература в XVIII веке. Значение малых жанров документальной прозы для формирования просветительского романа в английской литературе. А. Поуп. «Опыт о человеке».
|
| Лекция
|
| Творчество Д. Дефо
Истоки английского просветительского романа. Формирование просветительского романа в творчестве Дефо. Памфлеты и трактаты, жанр «путешествия» в его творчестве.
|
| Лекция
|
| «Робинзон Крузо» Д. Дефо
Философский роман и роман-проповедь
Просветительская концепция человека в романе. Двуплановая структура романа. Жанровая природа романа.
|
| Семинар
|
| Творчество Д. Свифта
Творческий путь Свифта. «Сказка бочки». Жанр памфлета у Свифта. «Путешествие Гулливера» – роман-памфлет. Просветительские идеи, современная история в романе.
|
| Лекция
|
| Эпистолярный роман Ричардсона.
Роман воспитания в творчестве Г. Филдинга
Значение Ричардсона. Эпистолярный жанр в романах «Памела, или Вознагражденная добродетель», «Кларисса». Полемика Ричардсона и Филдинга о романе. Творческий путь Филдинга. Роман «История Тома Джонса, Найденыша». Понятие «комический эпос в прозе». Размышления Филдинга о специфике романного жанра.
|
| Лекция
|
| Английский сентиментализм
в поэзии и прозе. Л. Стерн
Эстетика сентиментализма. Описательная и кладбищенская поэзия. Идеи Д. Юма, Беркли и новая роль чувства. Организация сюжета в «Сентиментальном путешествии» Л. Стерна. «Тристрам Шенди». Особенности структуры романа.
|
| Лекция
|
| Эстетика сентиментализма в романах Л. Стерна
Сентиментализм и трансформация романного жанра: «Тристрам Шенди». Принцип «сентиментального путешествия». Роль фабулы в структуре романа.
|
| Семинар
|
| Эстетика предромантизма и готический роман
Формирование новых эстетических категорий возвышенного и живописного. Понятие «предромантизм». Пиранези и формирование готического романа. Основные черты жанра в романе «Замок Отранто» Г. Уолпола. Творчество Э. Рэдклифф.
|
| Лекция
|
| Кризис сентиментализма
в английской поэзии XVIII века
Предромантическая поэзия (Макферсон, Чаттертон). Сентиментализм в творчестве Р. Бернса (фольклорное начало, «миф о шотландской простоте»). Мистицизм У. Блейка.
|
| Лекция
|
| Особенности французского Просвещения
Этапы развития французского Просвещения. Его специфика. Классицизм и рококо. Творчество Вольтера. Творческий путь Вольтера. Драматургия Вольтера. «Магомет». Философские повести.
|
| Лекция
|
| Жанр философской повести в XVIII веке.
«Кандид» Вольтера
Понятие «оптимизма». Теории Лейбница. Проблема мирового зла. Эльдорадо. Особенности жанра.
|
| Семинар
|
| Пути французского романа в XVIII веке
Традиции пикарески: Лесаж. Сентименталистские мотивы в «Манон Леско» Прево. Эпистолярный роман. «Опасные связи» Шадерло де Лакло. Философский роман. Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Руссоистские идеи в романе «Юлия, или Новая Элоиза».
|
| Лекция
|
| Немецкая литература
Немецкая литература в XVIII веке. Готшед. Предромантизм. Эстетические взгляды Лессинга. Мещанская драма (Лессинг).
|
| Лекция
|
| Предромантизм и группа «Буря и натиск»
Германия второй половины XVIII века. Идеи Гердера в трактате «Ко дню Шекспира». «Буря и натиск». Творчество штюрмеров.
|
| Лекция
|
| Творческий путь Гете
Этапы творческого пути Гете. Молодой Гете. Традиции Шекспира в пьесе «Гец фон Берлихинген с железной рукой». «Страдания молодого Вертера». Романы о Вильгельме Майстере. «Веймарский классицизм». Лирика Гете. «Фауст» – итог XVIII века.
|
| Лекция
|
| Жанровая специфика «Фауста» Гете
История создания «Фауста». Мотив испытания в первой части. Связь с идеями «Бури и натиска». Вопрос о человеке как основа развертывания сюжета. Жанровая природа «Фауста»
|
| Семинар
|
| Всего часов
|
| Лекции
Семинары
| | | | | |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
№
| Задание
| Рекомендуемая
литература
| Срок
выполнения
| Форма
контроля
|
| Прочитать пьесу П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
| Кальдерон П. Жизнь есть сон.
| сентябрь
| лектура
|
| Прочитать роман Ф. Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос».
| Кеведо Ф. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос.
| сентябрь
| лектура
|
| Прочитать поэму Мильтона «Потерянный рай».
| Мильтон Дж. Потерянный рай.
| октябрь
| лектура
|
| Подготовиться к контрольной работе по теме «Эстетика барокко (драматические жанры, особенности поэзии барокко)».
| Статьи «комедия», «трагедия», «трагикомедия», «ауто сакраментале» в литературоведческих энциклопедических справочниках.
История зарубежной литературы XVII века/Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.
| ноябрь
| контрольная работа
|
| Прочитать роман Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».
| Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
| октябрь
| лектура
|
| Прочитать «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта.
| Свифт Дж. Путешествия Гулливера.
| ноябрь
| коллоквиум
|
| Подготовится по вопросам к коллоквиуму на тему «Трансформация романного жанра в романе о Тристраме Шенди» Л. Стерна.
Что такое роман воспитания? Как использует Стерн этот жанр?
Что определяет судьбу, «дарования и самый склад ума» Тристрама Шенди?
Почему история героя начинается с истории «гомункула»? Как это мотивирует сам герой (Том 1, гл.II, III, IV)?
Приведите примеры мелких подробностей. Почему они играют такую большую роль в романе?
Почему Стерн обозначает основной принцип повествования выражением история «про белого бычка»?
Какой повествовательный принцип отвергается Стерном? Как герой мотивирует избранный им способ повествования (Том 1, гл. XIV)? Какое свойство романного жанра таким образом подчеркивается?
В чем заключается «отступательное искусство» (см. том 1, гл. XII)? Приведите примеры отступлений.
Каким образом автор/герой выходит за пределы повествования в пространство живой жизни (См. Том 1, гл. XVIII, XX)?
Что такое «конек»? Какую роль это понятие играет в композиции романа (см. Том 1, гл. IX)? Каково происхождение понятия (Том 1, гл. X)?
В чем заключается «конек» пастора Йорика? Уолтера Шенди (см. Том 2, гл. XXVII, XXIX, XXXIV)? Дяди Тоби (Том 2, гл. III, V)?
Выходит ли пространство в романе за пределы Шенди-холла? Почему?
| Стерн Л. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена». Том первый, второй (гл. III, V, XXVII, XXIX, XXXIV).
Вулф В. «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна//Писатели Англии о литературе. М., 1972. С. 290.
Верховская Ю. Стерн//Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1997. Т. 2. С. 284–286.
Якушева Г. В. Воспитания роман // Литературной энциклопедии терминов и понятий. М., 2001. Ст. 148–149.
История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 88–93.
| ноябрь
| коллоквиум
|
| По следующим пунктам подготовить ответ на тему «Идеи Д. Дидро о театре».
· Реформа театра и политические задачи Просвещения.
· Роль обыденности в обновленном театре
· Что такое серьезная комедия? Соотношение терминов «слезная комедия» и «серьезная комедия». Чем серьезная комедия отличается от мещанской драмы?
· Какое место занимает мещанская драма среди других драматических жанров?
· Сравните мещанскую драму и трагикомедию XVII века.
· Какую роль в театре играет актерское мастерство («Парадокс об актере», 1773)?
| Дидро Д. Беседы о “Побочном сыне”. Рассуждения о драматической поэзии // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.
Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. М., 1988. С. 423–425.
История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 167–169.
Статьи «комедия слезная», «мещанская драма» в Литературной энциклопедии терминов и понятий. М., 2001.
Дополнительно:
Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1975.
| декабрь
| коллоквиум
|
| Прочитать роман Г. Уолпола «Замок Отранто»
| Уолпол Г. Замок Отранто.
| декабрь
| Лектура
|
| По следующим пунктам подготовить ответ на тему «Творчество Ш. Монтескье».
· Творческий путь Монтескье. Трактаты «Рассуждения о причинах величия и падения римлян» (1734) и «О духе законов» (1748).
· Восток и современная Франция в романе Монтескье «Персидские письма» (1721). Принцип «маскарада».
· Образ «размышляющего над миром человека». Узбек.
· Просветительский взгляд на современное общество в романе.
| История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 138–143.
Дополнительно:
Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.
| январь
| Ответ на экзамене
|
| Подготовить ответ на тему «Творчество Дидро»
· «Философские мысли» (1746).
· Дидро и «Энциклопедия».
· Теория драмы Дидро.
· Жанр философского романа в творчестве Дидро. Романы «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист и его хозяин».
| Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. М., 1988. С. 415 – 425.
Дополнительно:
Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.
| январь
| Ответ на экзамене
|
| Подготовить ответ на тему «Руссо и руссоизм»
· Основные положения «Рассуждения о науках и искусствах». (1750).
· Представление о государстве в трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» (1754).
· «Общественный договор».
· «Естественный человек» и «естественная религия» по Руссо.
· Природа и цивилизация.
| История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 173 –179.
Дополнительно:
Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.
| январь
| Ответ на экзамене
|
| Подготовить ответ на тему «Трилогия о Фигаро П. Бомарше»
· Влияние теории драмы Дидро на Бомарше.
· Роль интриги в структуре пьес трилогии. Как она изменяется от первой пьесы к последней?
· Фигаро – носитель добродетелей третьего сословия.
· Эстетика рококо в пьесах.
· «Преступная мать» как «серьезная драма».
| История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. С. 191–195.
Дополнительно:
Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.
| январь
| Ответ на экзамене
| 14.
| Подготовить ответ на тему «Традиции комедии дель арте в итальянской драматургии XVIII века»
Реформа комедии Карло Гольдони. Как изменяются в его пьесах традиционные маски?
Каким образом Гольдони наследовал Мольеру?
Как повлияла культура Просвещения на комедию Гольдони?
Как меняются образы слуг в его пьесах?
Полемика Гольдони и Гоцци. Как понимает Гоцци «подражание природе»?
Что такое «фьяба»?
С каких позиций отстаивает Гоцци комедию дель арте?
В чем необычность фьябы «Принцесса Турандот»?
| История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991. С. 206–218.
Дополнительно:
Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.
| январь
| Ответ на экзамене
|
| Подготовить ответ на тему «Творчество Шиллера»
· Движение «Буря и натиск» и ранние драмы Шиллера.
· Эстетические идеи трактата «О наивной и сентиментальной поэзии».
· «Веймарский классицизм».
· Лирика Шиллера (гимны, баллады).
· Шиллер и Россия.
| История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991. С. 297–306, 312–319.
Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. М., 1988. С. 520–540.
Дополнительно:
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.
| январь
| Ответ на экзамене
|
Термины и понятия
классицизм
| барочная эпопея
| разум, образец, вкус
| пасторальный роман
| иерархическая система жанров
| пикарескный (плутовской) роман
| классицистическая трагедия
| галантно-героический роман
| классицистическая комедия
| библейская парафраза
| классицистический характер
| мадригал
| конфликт чувства и разума
| эпиграмма
|
|
|
| Просвещение
| высокая комедия
| рококо
| комедия нравов
| просветительский классицизм
| комедия характеров
| сентиментализм
| комедия-балет
| предромантизм
| комедия дель арте
|
|
| чувствительность
| ирои-комическая поэма
| энтузиазм
| ода
| живописное
| басня
| возвышенное
| сатира
| воображение
|
|
| барокко
| «спор о древних и новых»
| остроумие
| естественный человек
| метафора-кончетто
| общественный договор
| метафорический код
| «робинзонада»
| эмблема
| энциклопедия
| метафорический код
| руссоизм
| анаграмма
| штюрмеры
| акростих
| «веймарский классицизм»
| перифраза
|
| бурлеск
| трактат
|
| памфлет
| маринизм
| эссе
| гонгоризм
|
| консептизм
| эпистолярный роман
| метафизическая поэзия
| готический роман
| поэзия кавалеров
| роман воспитания
| прециозная литература
| философский роман
| либертены
| философская повесть
|
|
| трагикомедия
| мещанская драма
| комедия интриги
| мелодрама
| испанская национальная драма
| слезная комедия
| СПИСОК УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ХРЕСТОМАТИИ
Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. / Под ред. С. Мокульского. М., 1953. Т. 1.
Западноевропейская литература XVII века. Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. М., 2002.
Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия. В 2-х т.т. / Под ред. Б. И. Пуришева, Н. П. Михальской. М., 1988.
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987 – 1988. Т. 4 – 5.
Зарубежная литература тысячелетия. 1000–2000. М., 2001.
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. М., 1997.
Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. М., 1988.
История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.
История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1985.
История немецкой литературы: В 3 т. М., 1985. Т. 1.
Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. М., 1987.
Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.
Горбунов А. Н., Малиновская Н. Р., Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII века: Учебное пособие / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005.
Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. М., 1981.
|