Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура периода петровских реформ - XVIII вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особое место в культуре России отводится времени правления Петра I. В отличие от средневековой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в XVIII веке начинают бурно развиваться светские формы многих видов искусства, в частности - живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Для Петровской эпохи характерно, прежде всего то, что сам Петр, гордясь талантом россиян, помогал их творческому росту и, руководствуясь идеей государственного блага, всячески поощрял их деятельность. Многие творческие личности обучались иностранцами и в самой России, куда последние приглашались для выполнения работ по договору и отдавали свой талант русской культуре Во время петровских реформ начала практиковаться планировка городских ансамблей. В это время интенсивно застраивалась новая столица государства – Петербург, куда были привлечены мастера и архитекторы с других русских городов, а также иноземные зодчие Доменико Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, его сын Фарфоломей и др. В итоге выработался смешанный эклектический архитектурный стиль, хотя преобладали барочные черты, особенно в Москве, где более бережно относились к старомосковским традициям. Во второй половине ХVIII в. на смену «барокко» постепенно приходит новый стиль – классицизм, отличающийся строгой симметрией, прямыми линиями, колоннадами. Петропавловский собор, Зимний, Таврический дворцы в Петербурге, Дом Пашкова, здание Сената в Москве и другие памятники архитектуры составляют важную часть русского культурного наследия этого времени. В ХVIII в. под влиянием западного искусства получает развитие скульптура. До этого, по существу, в течение семи веков подобный вид искусства почти не существовал, за исключением народной деревянной скульптуры Перми и Вологды. Итальянский зодчий Б.К. Растрелли, ставший основоположником русской скульптуры нового времени, выполнил скульптурные портреты Петра I, А.Д. Меншикова, императрицы Анны Иоанновны. В стиле классицизма М.И. Козловским были созданы памятник А.В. Суворову, Э.-М. Фальконе – памятник Петру I в Петербурге, На ХVIII в. приходится расцвет портретной живописи. Основоположники русской светской живописи Андрей Матвеев и Иван Никитин соединили в своих произведениях самобытность и западные традиции. Работы А. Матвеева «Автопортрет с женой», И.Никитина «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» отличаются правдивостью характеристик, глубиной художественного выражения индивидуальных черт героев. В 30-е годы наметился перелом к «придворному», «парадному» направлению в русской живописи. Крупнейшими портретистами того времени были А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский. В их работах сочетались торжественность, красочное богатство и изящество с верной передачей характеров человеческих личностей. Лиризмом отличаются полотна А.П. Антропова «Неизвестная в розовом платье», В. Боровиковского – портрет М.И. Лопухиной. Основоположником исторического жанра в живописи был А.П. Лосенко. В его работах «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» проявились черты классицизма и реализма. На исторические темы писал и Г.И. Угрюмов. В конце ХVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основу легли приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. Преобразования Петра I подвергли ломке и старый патриархальный быт, утверждая светский образ жизни. Чтобы отделывать в новых дворцах и домах интерьеры на «европейский манер», понадобилось развивать и прикладное искусство. Появляются новые формы мебели, почетное место в убранстве дворцов занимают шпалеры, стеклянная и хрустальная посуда, изделия из фарфора. При Петре I развитие школы и науки становится государственным делом. Начальное образование давали епархиальные, цифирные, гарнизонные школы. В начале ХVIII в. открылись профессиональные учебные заведения: навигационная, артиллерийская, инженерная, медицинская школы, горнозаводское училище, продолжали действовать духовные семинарии. Появились закрытые дворянские учебные заведения: Смольный институт благородных девиц, Морской, Артиллерийский, Инженерный кадетские корпуса; профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – Танцевальная школа, в Москве – Балетное училище и Академия художеств. В 1725 г. была создана Академия наук, а в 1755 г – открыт Московский университет. В конце ХVIII в. в России было 550 учебных заведений. Литература ХVIII в. развивалась под влиянием классицизма и представлена произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях Денис Иванович Фонвизин. Последняя четверть ХVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина. Основным жанром его произведений была ода. В ХVII на Руси появился театр, сначала придворный и школьный, а затем и крепостной. До этого на протяжении веков его заменяли народные обряды-свадьбы, праздники, выступления скоморохов. Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче под влиянием западной культуры. Первое представление, пьеса «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 г. Ставились и другие спектакли на библейские сюжеты. Они отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Школьный театр впервые был образован при Славяно-греко-латинской академии. В начале ХVIII в. по указу Петра I был создан Публичный театр, имевший постоянную труппу из немецких, а затем и русских артистов и собственное здание – «Комедиальную храмину». Появились театры при кадетском корпусе и других учебных заведениях. В 1750 г. в Ярославле начал действовать первый провинциальный публичный театр, который затем по указу императрицы Елизаветы Петровны был переведен в Петербург и стал профессиональным государственным театром под названием Российский театр. Во второй половине ХVIII в. развитие получили частные крепостные театры. Наиболее известным среди них был театр графа Шереметьева, в котором играли талантливые придворные актеры и актрисы Прасковья Жемчугова, Музыка была представлена выступлениями баянов, гусляров, народной обрядовой музыкой, церковным песнопением. В ХVIII в. музыкальное искусство становится более разнообразным, оно используется при театральных представлениях, в аристократических салонах во время домашних и публичных концертов с участием русских и зарубежных исполнителей. В последней трети ХVIII в. формируются основные направления оперной, хоровой, инструментарной, камерной музыки и русская композиторская школа. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. появился жанр камерной лирической песни – русского романса, одним из создателей которого стал известный композитор и исполнитель О.А. Козловский.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся: · Чем на Ваш взгляд вызваны особенности русского культурного архетипа? · Какое влияние на формирование русской культуры оказало распространение христианства? · Роль Петра I в становлении русской культуры. · Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I? Литература 1. Качановский, В.В. История культуры России / B.B. Качановский. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. – 222 с. 2. Кондаков, И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учебное пособие по специальности «Культурология» / И.В. Кондаков. – М.: Книжный дом, 2008. – 356 с. 3. Муравьев, А.В. Очерки истории русской культуры IX–XVIII вв.: пособие для учители / А.В. Муравьев, AM. Сахаров. – М.: Просвещение, 1987. – 196 с. 4. История культуры России: курс лекций для негуманитарных специальностей / В.И. Добрынина [и др.]. – М.: Знание, 1993. – 224 с. 5. История русской культуры IX-XX вв.: учебное пособие для исторических факультетов высших учебных заведений / B.C. Шульгин [и др.]; под ред. Л.В. Кошман. – 5-е изд., стер – M.: Дрофа, 2004. – 475 с.
Практический блок Семинарские занятия Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Целью семинарских занятий является отработка навыков и умений работы с учебной и специальной литературой по курсу, первоисточниками, овладение приемами обоснования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, совершенствование методов критического анализа наиболее сложных и противоречивых проблем религиоведения. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления с соответствующими разделами учебников и учебных пособий. Затем необходимо приступить к более углубленному изучению научных проблем, выносимых на семинарское занятие. Нужно тщательно проанализировать первоисточники, а также обратиться к рекомендованным для подготовки к семинару монографиям, коллективным исследованиям, научным публикациям. Из них следует отобрать необходимую информацию для освещения вопроса, сделать выписки. После этого нужно систематизировать материал. Его изложение студентом на семинаре должно быть логичным и аргументированным. Многие вопросы, выносимые на семинарские занятия, носят проблемный характер и предполагают научные дискуссии, участвуя в которых студент должен четко и доказательно обосновывать свою позицию. Поощряется подготовка к семинарам рефератов. Доклады студентов на занятиях могут сопровождаться мультимедийными презентациями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.33 (0.008 с.) |