Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозно-мифологические представления древних египтянСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большую роль в жизни египтян играла религия. Их религиозные взгляды сложились в эпоху Древнего царства, в дальнейшем они претерпели значительные изменения, которые, тем не менее, не коснулись исходных черт и особенностей религии. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть, отождествляемую с фараоном. В каждом номе (области) Египта почиталось собственное божество. Особенностью египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований – тотемизма. Поэтому египтяне представляли своих богов в образах животных, змей, лягушек, крокодилов, баранов, кошек. Звери считались священными, их содержали при храмах, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и зооморфизм египетских богов. бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Хнум – барану, Собек – крокодилу, богиня Хатхор – корове. С развитием египетской цивилизации богам стали придавать антропоморфный вид. Остатки древнейшего поклонения богам-животным законсервировались в виде птичьих и звериных голов у антропоморфных (человекоподобных) божеств и проявлялись в элементах головных уборов (голова сокола у Гора, рога коровы у Исиды, рожки газели у Сатит, рога барана у Амона и т. д.). При всем многообразии богов главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Не менее важным и почитаемым был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны Хонсу был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей». С момента становления государственности фараон считался живым богом на Земле, воплощением бога Гора. В Древнем царстве его представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве – сыном Амона-Ра. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью в специально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Подобно богам, фараоны имели свои храмы, где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения. Обожествление фараона отражало огромную власть монарха, как неограниченного главы египетского государства и освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса. Египетское многобожие не способствовало централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (1419 – ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Важнейшим элементом религиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь - протест против смерти. Желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл большую роль не в только религиозной и культурной, но и политической, экономической, жизни Древнего Египта. Согласно вероучению древних египтян смерть не означала конец: жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Это привело к возникновению искусства изготовления мумий. Мумификация обеспечивала длительное сохранение тела. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни человека на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник – ремесленником и т.д. Поэтому для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей – слуг, работников, орудия труда. Таким образом, египетская религия прошла длительный путь развития и со временем превратилась в законченную религиозную систему. А географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Таким образом, египетская религия прошла длительный путь развития и со временем превратилась в законченную религиозную систему. А географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. 3.1.3 Письменность и литература Каждая цивилизация создала свою систему письма. Египетская письменность зародилась в конце IV тыс. до н.э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени среднего царства. Первые письменные знаки возникли из рисунков, правильнее из рисуночного письма в виде определенного набора знаков, передающих звуки и произносимые слова, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность – иероглифики. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа. Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стены, обелиски, статуи и т.д.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Писцы писали кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с краской. Если текст наносили на твердый материал, то иероглифы выводили тщательно, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки реформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса. Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство: сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религией и традиционность древних сюжетов. Религиозная литература так, например, египетские «Тексты пирамид», «Книга мертвых» - были сборниками заклинаний и путеводителями умершего в загробном царстве. Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений. Излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были массовой поэзией, но некоторые из дошедших до современности гимнов, в частности, гимн Нилу и гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса. Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, образный язык, что делает литература Древнего Египта одним из самых интересных явлений мировой литературы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 3062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.33 (0.01 с.) |