Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальностей профиля А - педагогика

Поиск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

“ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ”

Для специальностей профиля А - педагогика

 

 

Составитель: доцент кафедры истории Беларуси,

кандидат исторических наук Барабаш Н.В.

 

Рассмотрен и утвержден

на заседании Совета БГПУ _____ ___________ 2015 г. пратакол №

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Лекции ………………………………………………………

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Темы семинаров………………………………………………

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы к зачету………………………

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа ………………………………………

Литература …………………………………………

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с программой дисциплины «История мировой культуры» и требованиями Государственного образовательного стандарта Республики Беларусь; предназначен для преподавателей, а также студентов специальностей профиля А-педагогика.

УМК учебной дисциплины «История мировой культуры» в соответствии с программой охватывает вопросы художественной культуры от древности до нашего времени, в частности раскрывает основные характеристики стилей и направлений, сложившихся в ту ли иную эпоху. Значительное место отведено изучению памятников и ярких произведений изобразительного искусства, архитектуры, научным изобретениям, жизни и деятельности творцов различных эпох и народов.

Изучение учебной дисциплины «История мировой культуры» позволяет студенту понять свою специальность через призму вечных культурных ценностей, красоты, гармонии, высокой нравственности, осмыслить этику и эстетику человеческих отношений. «История мировой культуры» - уникальный в этом отношении предмет.

Актуальность данной дисциплины определяется тем, что на современном этапе развития общества происходит рост национального самосознания, повышается интерес к культурным традициям, развивается культурное многообразие. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов мира.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение системной подачи материала по «истории мировой культуры» с тем, чтобы повысить качество преподавания дисциплины, а также управление и самоуправление учебной деятельностью по развитию компетентностей обучающихся и ее успешного усвоения студентами.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «История мировой культуры» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Философия способствует познанию и объяснению сущности культуры.

Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп.

История позволяет проследить эволюцию развития культуры, механизмы, движущие силы культурного процесса.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Требования к академическим компетенциям.

Студент должен:

- АК-1. Владеть историко-культурной терминологией и понятийным аппаратом.

- АК-2. Уметь понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования.

- АК-3. Обладать умением представлять результаты исследования в форме докладов, рефератов.

- АК-4. Знать основные категории, теоретические аспекты и методы истории мировой культуры как самостоятельной научной дисциплины.

- АК-5. Знать исторические и региональные типы культур, их основные особенности и достижения.

- АК-6. Знать вклад выдающихся деятелей прошлого в историю мировой культуры.

Требования к социально-личностным компетенциям:

Студент должен:

- СЛК-1. Участвовать в реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия.

- СЛК-2. Строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеть навыками и приемами профессионального общения.

- СЛК-3. Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

- СЛК-4. Уметь быть готовым к работе в коллективе.

- СЛК-5. Иметь способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Требования к профессиональным компетенциям:

Студент должен:

- ПК-1. Использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач.

- ПК-2. Уметь делать выводы и формулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся информации так и дополнительно собранной информации.

- ПК-3. Владеть культурой мышления, способность воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения
(ПК-3).

В результате изучения учебной дисциплины «История мировой культуры» студент должен знать:

- основные понятия и терминологию изучаемой дисциплины;

- культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры;

- выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох;

- историко-философские и социокультурные традиции формирования мировых культур;

- основные культурно-исторические центры и регионы мира.

В результате изучения учебной дисциплины «История мировой культуры» студент должен уметь:

- выделять этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи;

- оценивать достижения культуры, характерные для различных народов;

- понимать и объяснять феномен культуры, еѐ роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры;

- показать на конкретных примерах место и роль культуры Беларуси в мировой художественной культуре.

В результате изучения учебной дисциплины «История мировой культуры» студент должен владеть:

- основными понятиями в области различных видов искусств во взаимосвязи с нравственно-ценностным и стилевым содержанием культуры эпохи.

- знаниями об основных тенденциях развития современной культуры в мире и в Беларуси.

- навыками общекультурной, интеллектуальной подготовки; современными, разносторонними представлениями о развитии культуры; азами коммуникабельности и культурной мобильности.

Учебно-методический комплекс состоит из:

- теоретического блока (конспект лекций по дисциплине)

- практического раздела (планы семинарских занятий, краткий терминологический словарь, темы рефератов)

- раздела контроля знаний (вопросы к зачету, тест)

- вспомогательного раздела (учебная программа, учебно-методическая карта дисциплины, методические рекомендации, перечень учебных изданий).

Програмный материал дисциплины включает лекции и практические (семинарские) занятия, представленные в учебно-методическом комплексе.

Учебно-методический комплекс рассчитан на самостоятельное использование преподавателями и студентами в процессе подготовки к лекционным, практическим (семинарским) занятиям, а также к зачету.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Лекция 1. Введение в учебную дисциплину «История мировой культуры». (2 ч.)

План:

1. Место «истории мировой культуры» среди гуманитарных наук. Предмет ее изучения. Понятие «культура», ее основные функции.

2. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории мировой культуры.

3. Периодизация мировой культуры.

 

Ключевые понятия: культура, функции культуры, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход

 

Первобытное искусство

В позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э. - возникло первобытное искусство, которое отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство эпохи палеолита в своем развитии прошло несколько этапов, названия которых происходят от названия местностей, где были обнаружены артефакты.

Первый этап – Перигорда, хронологические рамки 35 – 30 тыс. лет до н.э. характерен появлением следов первобытного искусства: насечек, нарезов на предметах из кости, на камне. Второй этап - Ориньяк (30 – 19 тыс. лет до н. э.). К этому периоду относятся найденные археологами оттиски человеческих рук с широко расставленными пальцами, обведенными по контуру; различные зигзагообразные линии, оставленные человеческой рукой на сырых стенах пещер. Третий этап - Солютре (19 – 15 тыс. лет до н. э.) для этого периода свойственно появление глиняных скульптурных изображений животных, каменных или костяных женских изображений, так называемых «палеолитических Венер». Они символизировали плодородие, были связаны с культом женщины-матери, прародительницы рода. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии и многих других странах. Кроме женских образов встречаются реалистические фигурки животных. Таким примером является глиняная фигура медведя из пещеры Монтеспан (Франция), выполненная в натуральную величину с насаженным черепом натурального зверя. Найдены также и другие глиняные фигурки зверей разной величины.

Статуэтки, камни с гравированными изображениями развивали абстрактно-образное мышление и способствовали переходу к живописи.

Период Мадлен (15 – 10 тыс. лет до н. э.) является вершиной наскальной живописи. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Ласко, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании. Эти пещерные рисунки были открыты еще в XIX веке. Пещерные росписи, выполнены в четырех цветах (красном, черном, охре и зеленом). Главное место в пещерной живописи отводилось животным и сценам охоты на них. Анализируя памятники наскальной живописи можно выделить ее характерные черты:

- изображения очень реалистичны, точны в деталях;

- передается динамика движения;

- в рисунках почти не встречаются изображения рыб, птиц, растений. Зато преобладают животные. Редко встречаются изображения человека;

- в рисунках не соблюдаются пропорции между величиной животных;

- использование широкой палитры красок.

В мезолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук, стрелы. Совершенствовались орудия труда, была освоена техника шлифовки камня, стали использоваться сложные приспособления, сделанные с помощью микролитов, то есть небольших острых кусочков кремня, вставленных в костяную или деревянную основу. Из микролитов изготовлялись и наконечники стрел.

Изменились характер и техника наскального или пещерного искусства: наряду с рисунками животных чаще стали появляться изображения людей, причем следует отметить в качестве новой отличительной черты преобладание сюжетных схем, бытовых сцен, например, группы людей на охоте, рыбной ловле и т.д. Первобытные художники стремились передать экспрессию, движение, смысл событий. Но в то же время живопись теряет свою многоцветность, рисунки становятся более схематичными. Подобный характер имеют картины на скалах Виллторта (Испания).

В неолите высокого совершенства достигла техника обработки камня путем шлифования. К культурным новшествам можно отнести освоение техники изготовления керамики из обожженной глины, прядения и ткачества. В 6 тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появились первые изделия из меди, началось изготовление орудий труда из бронзы.

В конце неолита и в период энеолита (3 – 2 тысячелетие до н. э.) появляются жилища, культовые сооружения, в том числе на Ближнем Востоке – каменные; мегалиты (культовые сооружения из огромных камней). Мегалиты были трех типов: менгиры (длинные камни до 20 м, например, аллея менгиров из 2613 камней во Франции); дольмены (вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем); кромлехи (архитектурные ансамбли из огромных камней вокруг центрального камня). Ярким примером сочетания менгиров, дольменов и кромлехов является алтарь солнца «Стоунхендж» в Англии, относящийся к концу IV тысячелетия до н. э.

Для наскального искусства эпохи неолита характерно усиление элементов символизма, абстракции, которые выражались через орнамент: геометрический, зооморфный, антропоморфный. В центральной Европе был распространен «ленточный» орнамент в виде спиральных, зигзагообразных и других лент. Позднее орнамент стал более абстрактным (круги, овалы, ромбы и т. д.), с символами. Например, ломаные линии означали воду, ромбы – мироздание, ориентированное по сторонам света. Появились рисунки в виде так называемых «рентгеновских снимков», когда при изображении животных рисовались и их внутренние органы, а также в виде петроглифов, то есть знаков на камнях, представлявших упрощенные схемы рисунков.

На стадии неолита наряду с усложнением изобразительного искусства были уже накоплены определенные астрономические и медицинские знания, в отдельных регионах появилось пиктографическое письмо.

Таким образом, в первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты). Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре первобытной эпохи и древнейшего человечества в целом. Закрепляя в зримых образах жизненный опыт и мировосприятие, древний человек углублял и расширял представления о реальности, обогащал и развивал свой духовный и внутренний мир. Культура первобытной эпохи отразила первые представления человека об окружающем его мире, благодаря человеку сохранялись, накапливались и передавались знания и умения.

Древнее Междуречье

Возникновение и развитие письменности. Литература

Важнейшим достижением шумерской культуры было создание письменности, которая получила название – клинописи. Такое название было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих беспорядочное нагромождение клиньев. Необходимость в способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько этапов. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер. Т. е. явления, понятия конкретных объектов передавались условными рисунками-символами.

В дальнейшем эта система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, например шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тыс. до н. э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи.

Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римлян назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, т.к. письменные символы напоминали клинья.

Усовершенствованная во II тысячелетии до н. э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Основу литературного наследия Месопотамии составляют мифы, легенды, эпосы, рассказывающие о сотворении и человека. Некоторые из них в преобразованном виде вошли в текст Библии. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше», герой которой Гильгамеш – полулегендарный правитель города Урука, который отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия и затем воскресить своего друга Энкиду. Основная мысль этого эпоса сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.

Такая же мысль об ограниченности человеческих возможностей приводится в другой поэме, героем которой является Этана.

Легенды и эпосы дополняют лирические произведения – гимны, посвященные многочисленным богам. Так например, гимн, воспевающий солнечного бога – Шамаш.

Развитие научных знаний

Наука в древнем Двуречье развивалась под влиянием религиозно-мифологического созерцания, тем более что ею занимались исключительно жрецы. Больших достижений шумеро-аккадская цивилизация достигла в математике и астрономии. Появление шестидесятеричной системы исчисления позволило час разделить на 60 минут, а минуты на 60 секунд. В математической области в Месопотамии были известны системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен квадратный корень из двух, равный 1.41213, определено число пи, равное 3.125. Вавилоняне умели вычислять проценты, изме­рять площадь и объём различных геометрических фигур и т.д. Жрецы вычислили протяженность года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалов и организации руководства государством. Шу­мерам и вавилонянам были известны 12 созвездий зодиака. Существовали специальные астрономические школы, где изучалось движение звезд, Луны, Солнца. Об уровне технических знаний жители Месопотамии говорят различные со­оружения: башня бога Мардука, известная по Библии и одно из чудес света — висящие сады Семирамиды, которые являлись одновременно и прекраснейшим и сложнейшим архитектурным сооружением. Фактически сады Семирамиды были первым ботаническим садом, где собирались как сами редкие растения, так и знания о них.

Шумеро-вавилонская культура повлияла на ближневосточные и европейские народы.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:

· В чем заключается особенность культуры Древнего Востока, общие черты?

· Какое влияние на формирование египетской и месопотамской цивилизаций оказали природные условия?

· Какова роль письменности и писца в культуре Древнего Египта и Месопотамии?

· Каким образом религиозные верования древних египтян повлияли на египетское искусство?

· Что такое египетский канон?

· Как можно было, согласно представлениям древних египтян, получить посмертное блаженство?

 

Литература

1. Искусство Древнего Египта. – М., 1972.

2. Керам, К. Боги, гробницы, ученые / К. Керам. – М., 1991

3. Культура Древнего Египта. – М., 1976

4. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта /

5. Н.А. Померанцева. – М., 1985.

6. Рак, И.В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – СПб, 1997.

7. Щуринова, Р. Искусство Древнего Египта / Р. Щуринова. – М., 1972.

 

Классический период

Классический период продолжался на протяжении V - IV вв. до н.э. (до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Хероне в 338 г. до н.э.). Древнегреческая цивилизация достигла своего расцвета. На этот период приходится золотой век Афин, наивысший подъем афинской демократии (Перикл), формируется классическая культура античного полиса.

В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в эпоху архаики. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова «софос» - «мудрый»). Софисты это странствующие философы, которые за плату обучали желающих, диалектике, риторике, грамматике, математическим наукам. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим мастерством убеждать и доказывать.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ. Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Сократ все внимание уделял человеку - его природе, возможнотям, восспитанию. Основой человеческого существования и развития он считал разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов. Философ подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни.

Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомо - мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. По мнению Демокрита, нет явлений без причины, в мире все причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины, и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.

Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук.

Таким образом, древнегреческие философы создали язык философии, сформулировали все существенные вопросы данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, которые в последующих исторических системах развивались более полно.

В классический период главной целью образования было формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства. В систему образования помимо риторики, арифметики, астрономии, геометрии, входили музыка, танцы, занятия спортом.

Классический период– время расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода – комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. его на протяжении V в. до н. э. восстанавливал мастер скульптуры Фидий. В строительстве этого храма принимали участие зодчие Иктин и Калликрат и др.

Ансамбль Акрополя включал в себя ряд сооружений - пропилеи (парадные ворота), главный храм Афин - Парфенон, посвященный покровительнице города Афине-Парфенос и символизировал победу греков над врагами. Парфенон - один из шедевров мировой культуры. Фидий как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса. В частности, статую Афины высотой 12 метров. К числу величайших работ этого мастера относится скульптура Зевса Олимпийского, украшавшая Храм в Олимпии.

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон (421 - 406 гг. до н.э.) со знаменитым портиком кариатид.

В эпоху классики возник третий ордер - коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н. э.).

В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие даже в движении теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Все эти особенности скульптуры переданы в работах знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон работал в бронзе. Главной задачей скульптора было - запечатлить момент перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Ярким примером является его известная работа «Дискобол», «Афина и Силен Марсий», установленная в Афинском акрополе.

Поликлету принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Примером служит «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.

Во времена поздней классики свои произведения создают Скопас и Пракситель. Скопас работал во многих городах Греции, но более всего прославился своим фризам для Мавзолея в городе Галикарнас. Пракситель («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»).

Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Дальнейшее развитие получил театр

Выдающимися авторами трагедий V в. до н. э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом. Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных недостатков полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).

Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г. Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы.

Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры.

Эллинистический период

Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство Александрия, державшееся только силой оружия, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический (сочетание греческих и восточных традиций) и экстенсивный (тиражирование прошлых культурных образцов, их систематизация) характер. Интенсивно развивалась только наука.

Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.

Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства. Греки перестраивали свои колонии и старые восточные поселения (города Приена, Никея).

Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины, где проводились театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.

Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская – важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии составили, построенные в III в. до н. э. Мусейон и библиотека, насчитывавшая до 700 000 книг). В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.

В 280 г. до н.э. на острове Фарос греки возвели огромный маяк, высотой 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения.

Эллинизм – период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.

Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики.

В эпоху эллинизма возникли новые литературные жанры – буколическая поэзия, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонги («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма – ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.

Исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создали Птолимей, Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки.

Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона.

Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м.

Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма – ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.

Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой – утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»). В некоторых скульптурных портретах обозначился крен к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.

Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции.

Завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:

· Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции?

· Что такое древнегреческий "полис"?

· Особенности древнегреческой скульптуры.

· Характерные черты древнегреческой архитектуры. Дорический, ионический и коринфский ордер.

· Основные философские школы Древней Греции.

 

Литература:

1. Алпатов, М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.А. Алпатов. - М.,1987.

2. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар.- М. - 1993

3. Верная, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.П. Верная. М. - М., 1988.

4. Куманецкий, К. История культуры Древнего Рима и Греции / К. Куманецкий. - М., 1990

5. Кун, И.А. Мифы Древней Греции / И.А. Кун. - М., 1989

Лекция 6. Культура Византии

Ключевые понятия: Византийская империя, христианство, иконоборчество, Вселенский собор, базилика, крестово-купольный тип храма, мозаика, икона, фреска, кни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.023 с.)