Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архаический период в развитии древнегреческой культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эту эпоху формируется полисная система, создаются институты демократии (Солон), складывается Милетская школа натурфилософии, возникает доэсхиловская трагедия, создается аргосская школа скульпторов, распространяется чернофигурная керамика. Целью искусства становится создание красоты, которая символизирует духовное и физическое совершенство, добро. Особое внимание уделяется духовному, нравственному и патриотическому воспитанию гражданина. Большую роль в античной культуре играла мифология. Во II тыс. до н.э. окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога «Зевса» - «отца людей и богов». Каждое определенное божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня мудрости, войны, высших родов искусства; Гермес - бог торговли, Артемида - богиня охоты, Афродита - богиня любви и красоты. Пантеон богов воспроизводился в архитектуре древних греков (храм Артемиды в г. Эфес). Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Основной признак древнегреческой философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы. В VI в. до н.э. в Милете возникла милетская школа, основателями и мыслителями которой были Фалес (624-547 гг. до н. э.), Анаксимандр (610-548 гг. до н. э.) и Анаксимен (вторая половина IV в. до н. э.). Представители милетской школы воспринимали мир как единое целое, пытались осмыслить его закономерности. Пифагор (ок. 540 - 500 г. до н.э.) и его последователи, считали основой мира числа и числовые отношения. Они внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Гераклит Эфесский (ок. 554 - 483 гг. до н.э.) считал первоосновой мира огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе постоянно происходят изменения, вечная борьба, превращение друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики. Таким образом, философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. Литература периода архаики существовала в устной форме: эпос, обрядовые песни, басни. Истоками древнегреческой литературы считаются «Илиада» и «Одиссея», автором которых является Гомер, написанные в VIII в. до н.э. К этому времени относится творчество Гесиода. В его поэме «Труды и дни» автор утверждал, что счастье человеку приносит лишь богатство, которое добыто собственным трудом. Со временем эпос уступил место лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VIII – VI вв. до н. э. были Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо), Архилох. В VI в. в отдельный жанр греческой литературы оформляется басня, которую связывают с именем Эзопа. Многие сюжеты его басен «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица» были заимствованы писателями последующих эпох Ж. де Лафонтеном (1621- 1695 гг.), В VII – VI вв. до н. э. зарождается греческий театр, возникший из обрядовых праздников в честь бога Диониса. Многие театральные сюжеты были заимствованы из мифологии, отражая через ее форму современную общественную жизнь. Искусство архаики характеризуется поисками формы, которая выражает эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Появляются два типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (кора) с полуулыбкой на лицах. Развиваются круглая скульптура, рельеф, барельеф и горельеф, что позволяло делать изображения разными по объему на плоскости. Греческая вазопись эпохи архаики поражает богатством, разнообразием форм, красотой декора. Это пиксиды для хранения ювелирных изделий, килики и скифосы для вина и т. д. Около 700 г. до н.э. коринфские керамисты изобрели чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими и батальными сюжетами. В 530-е гг. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей. В архаическую эпоху формируется ордерная система, представленная дорическим и ионическим ордерами. Слово «ордер» латинское и означает соотношение и пропорциональность взаимного расположения несомых и несущих элементов стоично-балочной конструкции. Таким образом, архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, которая сыграла значительную роль в развитии мировой цивилизации. Классический период Классический период продолжался на протяжении V - IV вв. до н.э. (до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Хероне в 338 г. до н.э.). Древнегреческая цивилизация достигла своего расцвета. На этот период приходится золотой век Афин, наивысший подъем афинской демократии (Перикл), формируется классическая культура античного полиса. В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в эпоху архаики. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова «софос» - «мудрый»). Софисты это странствующие философы, которые за плату обучали желающих, диалектике, риторике, грамматике, математическим наукам. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим мастерством убеждать и доказывать. Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ. Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Сократ все внимание уделял человеку - его природе, возможнотям, восспитанию. Основой человеческого существования и развития он считал разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов. Философ подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни. Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомо - мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. По мнению Демокрита, нет явлений без причины, в мире все причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины, и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью. Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук. Таким образом, древнегреческие философы создали язык философии, сформулировали все существенные вопросы данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, которые в последующих исторических системах развивались более полно. В классический период главной целью образования было формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства. В систему образования помимо риторики, арифметики, астрономии, геометрии, входили музыка, танцы, занятия спортом. Классический период– время расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода – комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. его на протяжении V в. до н. э. восстанавливал мастер скульптуры Фидий. В строительстве этого храма принимали участие зодчие Иктин и Калликрат и др. Ансамбль Акрополя включал в себя ряд сооружений - пропилеи (парадные ворота), главный храм Афин - Парфенон, посвященный покровительнице города Афине-Парфенос и символизировал победу греков над врагами. Парфенон - один из шедевров мировой культуры. Фидий как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса. В частности, статую Афины высотой 12 метров. К числу величайших работ этого мастера относится скульптура Зевса Олимпийского, украшавшая Храм в Олимпии. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон (421 - 406 гг. до н.э.) со знаменитым портиком кариатид. В эпоху классики возник третий ордер - коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н. э.). В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие даже в движении теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Все эти особенности скульптуры переданы в работах знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия. Мирон работал в бронзе. Главной задачей скульптора было - запечатлить момент перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Ярким примером является его известная работа «Дискобол», «Афина и Силен Марсий», установленная в Афинском акрополе. Поликлету принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Примером служит «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя. Во времена поздней классики свои произведения создают Скопас и Пракситель. Скопас работал во многих городах Греции, но более всего прославился своим фризам для Мавзолея в городе Галикарнас. Пракситель («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Дальнейшее развитие получил театр Выдающимися авторами трагедий V в. до н. э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом. Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных недостатков полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.). Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г. Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы. Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры. Эллинистический период Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство Александрия, державшееся только силой оружия, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический (сочетание греческих и восточных традиций) и экстенсивный (тиражирование прошлых культурных образцов, их систематизация) характер. Интенсивно развивалась только наука. Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения. Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства. Греки перестраивали свои колонии и старые восточные поселения (города Приена, Никея). Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины, где проводились театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование. Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская – важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии составили, построенные в III в. до н. э. Мусейон и библиотека, насчитывавшая до 700 000 книг). В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры. В 280 г. до н.э. на острове Фарос греки возвели огромный маяк, высотой 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения. Эллинизм – период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова. Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики. В эпоху эллинизма возникли новые литературные жанры – буколическая поэзия, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонги («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма – ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную. Исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создали Птолимей, Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки. Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона. Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м. Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма – ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме. Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой – утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»). В некоторых скульптурных портретах обозначился крен к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами. Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции. Завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся: · Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции? · Что такое древнегреческий "полис"? · Особенности древнегреческой скульптуры. · Характерные черты древнегреческой архитектуры. Дорический, ионический и коринфский ордер. · Основные философские школы Древней Греции.
Литература: 1. Алпатов, М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.А. Алпатов. - М.,1987. 2. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар.- М. - 1993 3. Верная, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.П. Верная. М. - М., 1988. 4. Куманецкий, К. История культуры Древнего Рима и Греции / К. Куманецкий. - М., 1990 5. Кун, И.А. Мифы Древней Греции / И.А. Кун. - М., 1989
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.013 с.) |