Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Особенности культуры В качестве предмета изучения

Поиск

СЕМИНАР 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ

Вопросы:

1. Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия.

2. Структура культуры.

3. Основные функции культуры.

4. Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре.

 

1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с различными определениями культуры, продемонстрировав, сколь разнообразно понимание этого феномена. По возможности, следует указывать, кто является автором того или иного определения, выбрать, какое из определений кажется наиболее полным и понятным. Чтобы продемонстрировать сложность феномена культуры необходимо рассмотреть ряд подходов, сложившихся в культурологии: философско-антропологический, философско-исторический или деятельностный, аксиологический или ценностный, социологический, диалоговый. При рассмотрении каждого из подходов следует продемонстрировать его преимущества и недостатки.

 

2 вопрос: Рассматривая структуру культуры, необходимо обосновать необходимость структурирования данного феномена, а также рассмотреть ряд различных структур, отметив, по какому принципу были выделены те или иные элементы. Обязательно следует рассмотреть деление культуры на материальную, духовную и художественную; деление на мировую, национальную, контркультуру, субкультуру, индивидуальную; на массовую, элитарную и народную; на доаграрную, аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную культуры; кратко охарактеризовать их.

3 вопрос: При подготовке этого вопроса следует не только назвать различные функции культуры и дать их дефиниции, но постараться определить наиболее значимые функции, а также выделить наиболее близкие по своему значению функции, объединив их в группы и объяснить свой выбор.

 

4 вопрос: В этом вопросе необходимо продемонстрировать, как трансформировалось понимание культуры с течением времени. Что понимали под словом «культура» в античности, какие еще понятия, сформировавшиеся в этот период, были близки к современному пониманию слова «культура» (образованность, цивилизованность, досуг). Какой смысл слово «культура» приобретает в средние века. Какие новые акценты получает этот феномен в эпоху Возрождения. Особое внимание следует обратить на осмысление понятия «культура» в Новое время (Гердер, Руссо, Кант, Гегель и др.). Так же следует указать, когда возникает культурологическая наука, кем сформулированы ее основные принципы, задачи и методология, чем культурология отличается от других наук, изучающих культуру.

 

Доклад: Региональная культура: сущность, элементы, функции.

 

Основные термины: аксиология, ценности, субкультура, контркультура, массы, массовая культура, элита, элитарная культура, традиция, традиционная культура, народная культура, индивидуальная культура, национальная культура, социализация, инновация, инкультурация.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию: Учеб. пособ. – А. И. Арнольдов. – М. – 1993. – 349 с.*
  2. Белов, К. А. О ценностях идеальных и неидеальных. Медитации на культурологические ценности / К. А. Белов. – Дубна. – 2004. – 272 с.*
  3. Бидни, Д. Концепция культуры // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 36-42.*
  4. Гофман, А. Б. О культуре массовой и немассовой // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 46-51.*
  5. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: Учеб. пособ. для студ. Вузов / Б. С. Ерасов. – М. – 2000. – 591 с.*
  6. Клакхон, К. Что такое культура? // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 83-92.
  7. Пелипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пилипенко, И. Г. Яковенко. – М. – 1998. – 371 с.*
  8. Пигалев, А. И. Призрачная реальность культуры (фетишизм и наглядность невидимого) / А. И. Пигалев. – Волгоград. – 2003. – 354 с.*
  9. Развитие представлений о культуре от античности до эпохи Просвещения.- Часть 1. – Волгоград. – 1994. – 24 с.*
  10. Уайт, Л. Понятие культура и культурология // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 188-202.*
  11. Уайт, Л. Эссе о культуре // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004. – 1064 с.

 

ПУБЛИКАЦИИ ИЗ НАУЧНЫХ СБОРНИКОВ ВОЛГГТУ

  1. Вальковский, А. В. Стеб как эстетический прием российской контркультуры / А. В. Вальковский, Н. Б. Шипулина // Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2007. – Вып. 13. – С. 52-55.
  2. Кравченко, Ю. В. Особенности процессов формирования региональных элитных групп / Ю. В. Кравченко // Человек, культура, общество: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2004. – Вып. 1. – С.93-97.
  3. Назаров, Д. Н. Массовое и индивидуальное в современной культуре / Д. Н. Назаров, Л. В. Щеглова // Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2007. – Вып. 13. – С. 44-51.
  4. Селезнев, С. Д. Культурные причины возникновения и особенности бытования жаргонов (на примере языка «падонкаф») / С. Д. Селезнев, Н. Б. Шипулина // Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2008. – Вып. 14. – С. 65-69.
  5. Соловьева, А. В. Научные подходы к определению понятия «ценность» / А. В. Соловьева // Человек, культура, общество: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2005. – Вып. 2. – С.116-124.

СЕМИНАР 2. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Вопросы:

  1. Первоэлементы культуры и время их возникновения.
  2. Анализ различных теорий культурогенеза.
  3. Проблема зарождения ранних религиозных верований.
  4. Теоретические концепции происхождения языка.

1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо рассмотреть процесс антропогенеза и сопоставить его с процессом культурогенеза, выяснив, на каком из этапов антропогенеза появляются все пять первоэлементов культуры, то есть когда появляются все основания говорить о возникновении культуры как феномена. Следует объяснить значение каждого из первоэлементов, а также рассказать, каким образом было установлено время его появления.

 

2 вопрос: В данном вопросе следует рассмотреть ряд теорий культурогенеза (эволюционно-трудовую, игровую, психоаналитическую, символическую и др.), выясняя, каким образом их авторы понимают процесс возникновения культуры, что считают движущей силой этого процесса. При анализе теорий культурогенеза необходимо не только изложить их суть, но и выяснить их слабые и сильные стороны.

 

3 вопрос: В ответе на этот вопрос необходимо рассмотреть два аспекта. Во-первых, выяснить, каким образом ряд культурологических направлений решает проблему происхождения религиозных верований: был ли «безрелигиозный» период в истории человечества, что было движущей силой этого процесса, каковы психологические корни возникновения религии. Во-вторых, следует рассмотреть сами ранние религиозные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию; объяснить не только, в чем заключается суть этих верований, но и выяснить, у каких народов преобладали те или иные воззрения, кто из исследователей придавал особое значение той или иной ранней религии.

 

4 вопрос: При подготовке этого вопроса следует не только рассмотреть ряд основных концепций возникновения речи (звукоподражательную и междометную гипотезы, жестовую теорию, эволюционно-трудовую теорию, гипотезу спонтанного скачка и др.), но и выяснить, какую роль играет язык в процессе формирования национального менталитета.

 

Доклад: Памятники первобытной культуры Нижневолжского региона.

Основные термины: антропогенез, культурогенез, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, зооморфизм, антропоморфизм, ментальность.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев, В. П. История первобытного общества: Учебник для вузов / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М. – 1999. – 487 с. *
  2. Брей, У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп; пер. с англ. – М. 1990. – 368 с.
  3. Белик, Л. А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособ. / Л. А. Белик. – М. – 1998. – 238 с.*
  4. Бунак, В. В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека / В. В. Бунак. – М. – 1966. – С. 32-54.
  5. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. – М. – 1994. – 608 с.*
  6. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский; пер. с англ. – М. – 2005. – 184 с.
  7. Мансуэлли, Г. Цивилизации древней Европы / Г. Мансуэлли, Р. Блок; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2007. – 560 с. – (Великие цивилизации).
  8. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М. – 1989. – 573 с.
  9. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М. – 1990. – 622 с.
  10. Уайт, Л. Теория эволюции в культурной антропологии // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004. – 1064 с.
  11. Уайт, Л. Эволюция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004. – 1064 с.
  12. Угринович, Д. М. Психология религии / Д. М. Угринович. – М. – 1986. – 352 с.*
  13. Фрезер, Дж. Дж. Первобытные табу и суеверия // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 530-554.
  14. Эванс-Притчард, Э. Теории примитивной религии / Э. Эванс-Притчард; пер. с англ. – М. – 2004. – 142 с.
  15. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до элевзинских мистерий / М. Элиаде. – М.: 2002. – 464 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов, С. А. «Святые» реликвии: миф и действительность / С. А. Арутюнов, Н. К. Жуковская. – М. – 1987. – 107 с.*

2. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М., 1987. – 378 с.

3. Леви –Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. – 328 с.

4. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М., 1935. – 476 с.

5. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М. – 1957. – 659 с.

6. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М. – 1991. – 473 с.

7. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. - 1976. – 536 с.

8. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. – 1991. – 736 с.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М. – 1991. – Т. 1. А-К. – 671 с.; 1992. – Т. 2. К-Я. – 719 с.

10. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп - Л.. – 1996. – 366 с.

11. Шестов, Н. И. Политический миф теперь и прежде / Н. И. Шестов. – М. – 2005. – 417 с.

12. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М. – 1990. – 542 с.

13. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. – 1987. – 106 с.

14. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. - М. – 1991. – 278 с.

 

Региона.

Основные термины: ирригация, теократизм, деспотизм, автократизм, традиционализм, коллективизм, рельеф, фреска, канон, монументализм, эпичность, «восточный тип рабства», политеизм, иероглиф, бюрократия, «осевое время».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев, С. С. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев. – М.: 1989 – 548 с.
  2. Берто, Ф. Тайна египетских пирамид // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 399-409.
  3. Блаватская, Т. В. Своеобразие критской культуры // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 409-412.
  4. Васильев, Л. С. История Востока. В 2-х т. / Л. С. Васильев. – М. – 2001. – 438 с.*
  5. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Минск. – 1999. – 830 с.*
  6. Кинг, Х. А. Древнеегипетский храм / Х. А. Кинг. – М. – 1979. – 433 с.
  7. Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб. – 2000. – 376 с.*
  8. Культура Древнего Египта. – М. – 1976. – 462 с.
  9. Лапинская, Я. М. Мифология Древнего Египта / Я. М. Лапинская, М. М. Марциняк. – М. – 1989. – 563 с.
  10. Померанцева, И. Я. Эстетические основы искусства Древнего Египта / И. Я. Померанцева. – М. – 1985. – 487 с.
  11. Рубинштейн, Р.И. Египетская мифология / Р. И. Рубенштейн // Мифы народов мира. - Т.1. - М., 1999. – С. 420-427.
  12. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. –1987. – С.32-37, 79-92.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Античная цивилизация / Под ред. Блаватского И. М. – М. – 1973. – 387 с.

2. Античность как тип культуры. – М. – 1988. – 169 с.

3. Берти, Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова / Э. Берти // Культурология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С. 457-468.*

4. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврепида до Александрии / А. Боннар; пер. с фр. – М. – 1995. – 671 с.*

5. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: 1988. – 468 с.

6. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с.

7. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с.

8. Кессиди, Ф. К проблеме греческого чуда / Ф. Кессиди // Культурология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С. 501-516.*

9. Культура античного мира. – М. – 1966. – 299с.*

10. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. – М. – 1986. – 350 с.*.

11. Лосев, А. Ф. История античной цивилизации в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М. – 1989. – 520 с.*

12. Надточаев, А. С. Философия и наука в эпоху античности / А. С. Надточаев. – М. – 1990. – 267 с.

13. Словарь античности: пер. с нем. – М. 1989. – 704 с.

14. Шаму, Фр. Эллинистическая цивилизация / Фр. Шаму; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2008. – 480 с.

 

Нижневолжского региона.

Основные понятия: ойкумена, симфония, ораторское искусство, юриспруденция, историография, "Римский миф", императорский культ, эклектичность, функционализм, декоративность, реализм, империи, исихазм, агиография.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – М. – 1977. – 434 с.

2. Византия и Русь: Сб. ст. / Отв. ред. Г. К. Вагнер. – М. – 1989. – 334 с.

3. Гийу, А. Византийская цивилизация / А. Гийу; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2005. – 552 с.

4. Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима / П. Грималь; пер. с фр.- Екатеринбург. М. – 2008. – 512 с.

5. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с.

6. Естрина, О. В. Русско-византийский диалог как фактор социокультурного генезиса / О. В. Естрина // Восточное славянство как культурно-этническая общность: сб. науч. ст. – Волгоград. – 2002. – С.43-47.

7. Естрина, О. В. Истоки византизма: корреляция православной церкви и императорской власти в Византийской империи / О. В. Естрина // Философское осмысление социально-экономических проблем: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2003. – Вып. 5. – С. 32-39.

8. Каждан, А. П. Византийская культура (X-XII вв.) / А. П. Каждан. – СПб. – 1997. – 281 с.

9. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. – М. – 1994. – 278 с.

10. Культура античного мира. – М. – 1966. – 299с.*

11. Оболенский, Д. Византийское содружество наций / Д. Оболенский. – М. -1998. – 655 с.

12. Плетнева, Т. С. Зрелища древнего мира / Т. С. Плетнева. – Л. – 1971. – 266 с.

13. Сюзюмов, М. Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории / М. Я. Сюзюмов // Византийский временник. – М. – 1968. – Т. 29.

14. Удальцова, З. В. Византийская культура / З. В. Удальцова. – М. – 1988. – 287 с.*

15. Шаповалов, А. С. Византийское культурное наследие // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 559-567.

 

СЕМИНАР 7. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Вопросы:

  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Мировые религии – их характеристики и значение.

Ответы на первые три вопроса семинара следует строить по единому плану:

1) Время и место возникновения, основатель, социокультурные предпосылки (идеи и верования, ставшие основой религии).

2) Догматическая основа и вероисповедательные принципы (понимание мира и человека, смысла человеческого существования, добра и зла, космогонические и эсхатологические идеи), основные персонажи священного пантеона, их имена и функции, Священное Писание (когда и кем создано, на каком языке, из каких частей состоит).

3) Организация церкви: ее структура и глава, священнослужители, круг их прав и обязанностей, монашество; конфессии (течения).

4) Обряды и ритуалы, язык вероисповедания, праздники и запреты, регламентация бытового поведения, реликвии.

5) Распространение (в мире – в каких странах большинство населения является приверженцами той или иной религии); распространено ли в России (если да, то где, насколько многочисленно), есть ли в нашем регионе (представители, религиозные центры и т.п.). Отношение к другим религиям.

 

4 вопрос: При ответе на этот вопрос необходимо указать, какие религии и почему называются мировыми, каковы их обязательные признаки. Каково значение мировых религий в их влиянии на культуру.

 

Доклад: Мировые религии в Нижневолжском регионе: история и современность

Основные термины: Аллах, Ад, авраамическая традиция, Библия, бодхисатва, Будда, далай-лама, дзэн-буддизм, карма, католицизм, Коран, ламаизм, монашество, монотеизм, мулла, Мухаммед, муфтий, намаз, нирвана, Пасха, православие, протестантизм, Рай, рамазан (рамадан), сансара, Символ Веры, суннизм, сунны, суфизм, Три-питака, Троица, хадж, шариат, шиизм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / А. Бэшем; пер. с фр. – Екатеринбург: 2007. – 496 с. – (Великие цивилизации).
  2. Кардини, Фр. Европа и ислам: история непонимания / Фр. Кардини; пер. с итал. – СПб. – 2007. – 332 с.
  3. Майоров, Г. Г. Этика христианства / Г. Г. Майоров. – М. – 1987. – 278 с.
  4. Мень, А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т. 3. У Врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры / А. В. Мень. – М. – 1992. – 239 с.
  5. Мень, А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т. 6. На пороге Нового Завета: от эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя / А. В. Мень. – М. – 1993. – 622 с.
  6. Мень, А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.7. Сын Человеческий / А. В. Мень. – М. – 1992. – 324 с.
  7. Свенцицкая, И. С. Раннее христианство: страницы истории / И. С. Свенцицкая. – М. – 1988. – 336 с.
  8. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; пер. с фр. – Екатеринбург: 2006. – 544 с. – (Великие цивилизации).
  9. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с. Т. 3. От Магомеда до Реформации / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 352 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М. – 1965. – 488 с.
  2. Блок, М. Апология истории или мастерство историка / М. Блок. – М. – 1986. – 234 с.
  3. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. – М. – 1989. – 468 с.
  4. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства / А. Я. Гуревич. – М. – 1990. – 369 с.
  5. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья / В. П. Даркевич. – М.: 1990. – 388 с.
  6. Дюби, Ж. Куртуазная любовь во Франции XII века // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 439-447.
  7. Захаров, И. В. Миссия университетов в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. – М. – 1994. – 239 с.*
  8. История зарубежной литературы: средние века и Возрождение: Учебник для филологических специальностей ВУЗов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. – М. – 1987. – 415 с.
  9. Кардини, Фр. Истоки средневекового рыцарства / Фр. Кардини; пер. с итал. – М. – 1998. – 438 с.
  10. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. – СПб. – 2007. – 398 с.
  11. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2005. – 568 с. – (Великие цивилизации).
  12. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа / М. Оссовская. – М. – 1987. – 528 с.
  13. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. – М. – 1988. – 540 с.
  14. Ястребицкая, А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А. Л. Ястребицкая. – М. – 1995. – 411 с.*

 

Нижневолжского региона.

Основные термины: византизм, атлантизм (вестеринзация), славяно-языческий фактор, евразийство, двоеверие, язычество, былина, агиография, фольклор, эпос, православие, юродство, "Москва - третий Рим".

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая / С. С. Аверинцев // Новый мир. – 1988. – № 7. – С.210-220. Статья вторая / С. С. Аверинцев // Новый мир. – 1988. - № 9. – С.227-239.
  2. Безлюдова, М. М. Энергетические тайны древнерусских пословиц / М. М. Безлюдова. – М. – 2001. – 96 с.
  3. Боровский, Я. Мифологический мир древних славян / Я. Боровский. – Киев. – 1982.
  4. Вернадский, Г. В. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры / Г. В. Вернадский. – М. – 2005. – 339 с.
  5. Византия и Русь: Сб. ст. / Отв. ред. Г. К. Вагнер. – М. – 1989. – 334 с.
  6. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. – М. 1989. – 764 с.
  7. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / И. Н. Данилевский. – М. – 1998. – 398 с.*
  8. Даркевич, В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (к. Х - ХШ) / Вопросы истории. - 1997. - № 4.*
  9. Естрина, О. В. Русско-византийский диалог как фактор социокультурного генезиса / О. В. Естрина // Восточное славянство как культурно-этническая общность: сб. науч. ст. – Волгоград. – 2002. – С.43-47.
  10. Ипатов, А. Н. Православие и русская культура / А. Н. Ипатов. – М. – 1985. – 128 с.*
  11. Каравашкин, А. В. Философия прекрасного в Древней Руси // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 462-472.
  12. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу «Культура древней Руси»: Пособ. для студ. вузов / А. И. Клибанов. – М. – 1994. – 366 с.*
  13. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. - М., 1983.
  14. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970.
  15. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. – В 3-х т. – М. – 1993-1995. *
  16. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – СПб. – 2000. – 622 с.*
  17. Синицына, Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции / Н. В. Синицына. – М. – 1998. – 416 с.
  18. Синявский, А. Д. Иван-Дурак: Очерки русской народной веры / А. Д. Синявский. – М.: 2001. – 464 с.
  19. Соболев, А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям / А. Н. Соболев. – М. – 1913. – 86 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамсон, М. Л. От Данте к Альберти / М. Л. Абрамсон. – М. – 1979. – 179 с.*
  2. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. – М. – 1989. – 138 с.
  3. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры / Л. М. Брагина. – М. – 2002. – 384 с.*
  4. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: В 3 т. / Ф. Бродель; пер. с фр. – М. – 2007.
  5. Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования / Я. Буркхардт. – М. – 1996. – 591 с.*
  6. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Дж. Вазари. – М. – 1996.
  7. Гайденко, П. П. Коллизии возрожденческого титанизма / П. П. Гайденко // Вопросы литературы. – 1980. - № 3. – С.27-34.
  8. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения / Ж. Делюмо; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2006. – 720 с. – (Великие цивилизации).
  9. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебник / Под ред. Брагиной Л. М. – М. – 2001. – 479 с.*
  10. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М. – 1982. – 648 с.
  11. Малюга, Ю. Я. Реформация и Северное Возрождение // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 512-513.
  12. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в XV столетии / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. - № 3. – С. 54-76.
  13. Рутенбург, В. А. Титаны Возрождения / В. А. Рутенбург. – М. – 1967. – 122 с.
  14. Соколов, М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения / М. Н. Соколов. – М. – 1999. – 422 с.*
  15. Сунягин, Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения / Г. Ф. Сунягин. – М. – 1987. – 274 с.
  16. Февр, Л. Возрождение // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 515-530.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердяев, Н. А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 54-67.
  2. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М. – 1956. – 85 с.
  3. Вебер, М. Наука как призвание и как профессия / М. Вебер // Избр. произв. – М.: 1990. - С. 273-289.
  4. Волков, Г. Н. У колыбели науки / Г. Н. Волков. – М. –1971. – 178 с.*
  5. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки / П. П. Гайденко. – М. – 1980. – 238 с.
  6. Ганжин, В. Т. Нравственность и наука. – М. – 1978. – 264 с.
  7. Кузнецова, Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецова. – М. – 1982. – 284 с.
  8. Молчанов, В.В. Новый Франкенштейн / В. В. Молчанов. – М. – 1986. – 167 с.
  9. Попов, Е. В. Спор о технике и его значение для культуры ХХ века / Е. В. Попов // Введение в культурологию. – М. – 1996. – С. 73-89.
  10. Попов, Е. В. Экология и экологическая культура / Е. В. Попов, Н. И. Краснобородько // Введение в культурологию. – М. – 1996. – С. 90-103.
  11. Шоню, П. Цивилизация классической Европы / П. Шоню; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2005. – 608 с. – (Великие цивилизации).
  12. Шоню, П. Цивилизация Просвещения / П. Шоню; пер. с фр. - Екатеринбург, М. – 2008. – 688 с. – (Великие цивилизации)
  13. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. – 1994. – 456 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский, Г. В. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры / Г. В. Вернадский. – М. – 2005. – 339 с.

2. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. – М. 1989. – 764 с.

3. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с.

4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М. – 1990. – 387 с.

5. Кантор, В. К. Меняется ли российская ментальность: по материалам «круглого стола» «Российская ментальность» / В. К. Кантор // Вопросы философии. – 1994. – № 1. – С. 15-20.

6. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. – М. – 2002. – 496 с.

7. Пантин, И. К. Проблема самоопределения России: историческое измерение / И. К. Пантин // Вопросы философии. – 1999. – № 10. – С. 3-17.

8. Переслегин, С. О спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира // Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. – 2005. – С. 579-603.

9. Сендеров, В. А. Евразийство – миф XXI века / В. А. Сендеров // Вопросы философии. – 2001. – № 4. – С. 56-67.

10. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / А. Дж. Тойнби; пер. с анг. – М. – 2003. – 592 с.

11. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М. – 2005. – 603 с.

12. Цымбурский, В. Российская цивилизация и ее геокультура // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 671-680.

13. Чаадаев, П. Я. Первое философическое письмо // Избранные сочинения / П. Я. Чаадаев – М. – 1991. – С.17- 37.

 

Социокультурной динамики.

Основные термины: глобализация,маргинальность, кич, абстракционизм, модернизм, постмодернизм, социокультурная динамика, альтернативные культуры, культурная идентичность

ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные проблемы культуры XX века: Пособ. для студ. негуманит. спец. – М. – 1993. – 190 с.*
  2. Бердяев Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. – М. – 1990. – 45 с.
  3. Вебер, А. Избранное. Кризис европейской культуры / А. Вебер. – Спб. – 1999. – 564 с.*
  4. Единое поле мировой культуры: обсуждение новой концепции // Общественные науки и современность. - 2003. - №6. – С. 54-72.*
  5. Корзун, Н. В. Рок, игры, мода и реклама / Н. В. Корзун. – М. – 1989. – 134 с.*
  6. Культура: теории и проблемы. - М.,1995.*
  7. Миголатьев, А. А. Философия цивилизации / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 4. – С. 78-97.*
  8. Модернизм: анализ и критика основных направлений: сб. науч. ст. – М. – 1987. – 278 с.
  9. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы в интеграции / Под ред. Г. И. Зверевой. – М. – 2003. – 188 с.*
  10. Самосознание европейской культуры ХХ века: сб. науч. ст. – М. – 1991. – 176 с.*
  11. Шестаков, В. П. Мифология XX века: критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В. П. Шестаков. – М. – 1988. – 222 с.*

 

СЕМИНАР № 14. ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В КУЛЬТУРЕ

Вопросы:

1. Культура как способ накопления и поддержания социального опыта.

2. Становление современной системы образования.

3. Российское техническое образование и Болонский процесс.

4. Творчество как необходимый компонент культурного развития.

1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо вспомнить (тема № 1) какие функции культуры связаны с процессом накопления, поддержания и передачи социального опыта (трансляционная, нормативная, регуляционная, адаптационная и др.), в чем заключается их суть. Что за процессы реализуют эти функции, какие существуют формы и механизмы приобщения к культуре. В чем заключается суть процесса социализации и каковы его элементы (воспитание, обучение, адаптация, взросление), а также разновидности (инкультурация, аккультурация, ассимиляция). Необходимо выяснить, что является конечными результатами процессов социализации (личность) и инкультурации (интеллигент).

 

2 вопрос: Рассматривать становление современной системы образования следует через сравнительный анализ античной и средневековой школы, а также через знакомство с историей формирования европейского университетского образования. Помимо этого, необходимо познакомиться с процессом формирования системы образования в России, от церковно-приходских школ до университетов и технических вузов, выявить разницу между специальным естественно-научным, техническим и гуманитарным образованием.

 

3 вопрос: При подготовке этого вопроса следует познакомиться с целями и задачами Болонского процесса, выяснить, когда и где он был организован, какие страны и почему стали инициаторами этого процесса. Когда Россия присоединилась к этому процессу и какие перспективы открылись перед российским высшим техническим образованием.

 

4 вопрос: В этом вопросе следует рассмотреть творчество как необходимый элемент культурной динамики, как условие познания природы, общества и человека, а также как способ формирования, сохранения и приумножения ценностей культуры. Рассмотреть виды творческой деятельности (научно-исследовательская работа, технические формы изысканий и открытий, художественно-эстетическое освоение действительности) и выяснить их общее и особенное. Дать характеристику творческого труда (свободный, осознанный, деятельностный), проанализировать амбивалентность творческих процессов (сочетание опыта, традиций и инноваций), а также степень и меру ответственности творца перед обществом и культурой.

 

Доклад: Проблемы современного университетского образования глазами студентов Волгоградского государственного технического университета.

Основные термины: адаптация, аккультурация, ассимиляция, Болонский процесс, инкультурация, традиции, инновация, ценности, нормы, социализация, гуманитарное образование, естественно-научное образование, техническое образование, университет, социальная компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнольдов, А. И. Творчество – радость открытия // Введение в культурологию: Учеб. пособ. – А. И. Арнольдов. – М. – 1993. – С. 217-227.
  2. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. – М. – 1969. – 246 с.
  3. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев // Собр. Соч. в 2 т. – М. – 1994.*
  4. Гуманитарные и естественные науки в Нижневолжском регионе: тез. докл. межвуз. научно-практич. конф. студ. и молодых ученых, 5-9 декабря 1999 г. / Волгоград. Гос. ун-т. – Волгоград. – 1995. – 137 с. *
  5. Захаров, И. В. Миссия университетов в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. – М. – 1994. – 239 с.*
  6. Злобин, Н. С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. – М. – 1980. – 164 с.
  7. Кучмаева, И. К. Культурное наследие: современные проблемы / И. К. Кучмаева. – М. – 1987. – 187 с.
  8. Лихачев, Д. С. Прошлое – будущему / Д. С. Лихачев. – Л. – 1985. – 342 с.
  9. Проблемы культурного наследия в философской теории и практике современного Запада: Сборник науч. ст. – М. – 1989. – 387 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М. – 1993. – 345 с.*

2. Антология культуроведческой мысли. – М. – 1996. – 674 с.*

3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и еРРенессанса / М. М. Бахтин. - М., 1990.

4. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособ. / А. А. Белик. – М. – 1998. – 238 с.*

5. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок; пер. с фр. – М. – 1986. – 256 с.

6. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. – М. – 1963. – 118 с.

7. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. – М. – 1995. – С. 83-97.

8. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я Данилевский. – М. – 1992. – 389 с.

9. Лотман, Ю. М. Феномен культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. – Вып. 10. – Тарту. – 1978. – С. 47-71.

10. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. – 1992. – 568 с.

11. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби; пер. с анг. – М. – 1991. – 736 с.

12. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. – М. – 1990. – 138 с.

13. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. – 1989. – 147 с.

14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М. – 2005. – 603 с.

15. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга. – М. – 1991.

16. Уайт, Л. Теория эволюции в культурной антропологии // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004. – 1064 с.

17. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглнр. – Т.1. – М. – 1992. – 653 с.*

18. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. – 1991. – 567 с.

 

 

СЕМИНАР 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ

Вопросы:

1. Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия.

2. Структура культуры.

3. Основные функции культуры.

4. Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре.

 

1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с различными определениями культуры, продемонстрировав, сколь разнообразно понимание этого феномена. По возможности, следует указывать, кто является автором того или иного определения, выбрать, какое из определений кажется наиболее полным и понятным. Чтобы продемонстрировать сложность феномена культуры необходимо рассмотреть ряд подходов, сложившихся в культурологии: философско-антропологический, философско-исторический или деятельностный, аксиологический или ценностный, социологический, диалоговый. При рассмотрении каждого из подходов следует продемонстрировать его преимущества и недостатки.

 

2 вопрос: Рассматривая структуру культуры, необходимо обосновать необходимость структурирования данного феномена, а также рассмотреть ряд различных структур, отметив, по какому принципу были выделены те или иные элементы. Обязательно следует рассмотреть деление культуры на материальную, духовную и художественную; деление на мировую, национальную, контркультуру, субкультуру, индивидуальную; на массовую, элитарную и народную; на доаграрную, аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную культуры; кратко охарактеризовать их.

3 вопрос: При подготовке этого в<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.016 с.)