Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 1. Особенности культуры В качестве предмета изучения↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СЕМИНАР 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия. 2. Структура культуры. 3. Основные функции культуры. 4. Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре.
1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с различными определениями культуры, продемонстрировав, сколь разнообразно понимание этого феномена. По возможности, следует указывать, кто является автором того или иного определения, выбрать, какое из определений кажется наиболее полным и понятным. Чтобы продемонстрировать сложность феномена культуры необходимо рассмотреть ряд подходов, сложившихся в культурологии: философско-антропологический, философско-исторический или деятельностный, аксиологический или ценностный, социологический, диалоговый. При рассмотрении каждого из подходов следует продемонстрировать его преимущества и недостатки.
2 вопрос: Рассматривая структуру культуры, необходимо обосновать необходимость структурирования данного феномена, а также рассмотреть ряд различных структур, отметив, по какому принципу были выделены те или иные элементы. Обязательно следует рассмотреть деление культуры на материальную, духовную и художественную; деление на мировую, национальную, контркультуру, субкультуру, индивидуальную; на массовую, элитарную и народную; на доаграрную, аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную культуры; кратко охарактеризовать их. 3 вопрос: При подготовке этого вопроса следует не только назвать различные функции культуры и дать их дефиниции, но постараться определить наиболее значимые функции, а также выделить наиболее близкие по своему значению функции, объединив их в группы и объяснить свой выбор.
4 вопрос: В этом вопросе необходимо продемонстрировать, как трансформировалось понимание культуры с течением времени. Что понимали под словом «культура» в античности, какие еще понятия, сформировавшиеся в этот период, были близки к современному пониманию слова «культура» (образованность, цивилизованность, досуг). Какой смысл слово «культура» приобретает в средние века. Какие новые акценты получает этот феномен в эпоху Возрождения. Особое внимание следует обратить на осмысление понятия «культура» в Новое время (Гердер, Руссо, Кант, Гегель и др.). Так же следует указать, когда возникает культурологическая наука, кем сформулированы ее основные принципы, задачи и методология, чем культурология отличается от других наук, изучающих культуру.
Доклад: Региональная культура: сущность, элементы, функции.
Основные термины: аксиология, ценности, субкультура, контркультура, массы, массовая культура, элита, элитарная культура, традиция, традиционная культура, народная культура, индивидуальная культура, национальная культура, социализация, инновация, инкультурация. ЛИТЕРАТУРА
ПУБЛИКАЦИИ ИЗ НАУЧНЫХ СБОРНИКОВ ВОЛГГТУ
СЕМИНАР 2. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Вопросы:
1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо рассмотреть процесс антропогенеза и сопоставить его с процессом культурогенеза, выяснив, на каком из этапов антропогенеза появляются все пять первоэлементов культуры, то есть когда появляются все основания говорить о возникновении культуры как феномена. Следует объяснить значение каждого из первоэлементов, а также рассказать, каким образом было установлено время его появления.
2 вопрос: В данном вопросе следует рассмотреть ряд теорий культурогенеза (эволюционно-трудовую, игровую, психоаналитическую, символическую и др.), выясняя, каким образом их авторы понимают процесс возникновения культуры, что считают движущей силой этого процесса. При анализе теорий культурогенеза необходимо не только изложить их суть, но и выяснить их слабые и сильные стороны.
3 вопрос: В ответе на этот вопрос необходимо рассмотреть два аспекта. Во-первых, выяснить, каким образом ряд культурологических направлений решает проблему происхождения религиозных верований: был ли «безрелигиозный» период в истории человечества, что было движущей силой этого процесса, каковы психологические корни возникновения религии. Во-вторых, следует рассмотреть сами ранние религиозные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию; объяснить не только, в чем заключается суть этих верований, но и выяснить, у каких народов преобладали те или иные воззрения, кто из исследователей придавал особое значение той или иной ранней религии.
4 вопрос: При подготовке этого вопроса следует не только рассмотреть ряд основных концепций возникновения речи (звукоподражательную и междометную гипотезы, жестовую теорию, эволюционно-трудовую теорию, гипотезу спонтанного скачка и др.), но и выяснить, какую роль играет язык в процессе формирования национального менталитета.
Доклад: Памятники первобытной культуры Нижневолжского региона. Основные термины: антропогенез, культурогенез, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, зооморфизм, антропоморфизм, ментальность.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА 1. Арутюнов, С. А. «Святые» реликвии: миф и действительность / С. А. Арутюнов, Н. К. Жуковская. – М. – 1987. – 107 с.* 2. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М., 1987. – 378 с. 3. Леви –Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. – 328 с. 4. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М., 1935. – 476 с. 5. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М. – 1957. – 659 с. 6. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М. – 1991. – 473 с. 7. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. - 1976. – 536 с. 8. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. – 1991. – 736 с. 9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М. – 1991. – Т. 1. А-К. – 671 с.; 1992. – Т. 2. К-Я. – 719 с. 10. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп - Л.. – 1996. – 366 с. 11. Шестов, Н. И. Политический миф теперь и прежде / Н. И. Шестов. – М. – 2005. – 417 с. 12. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М. – 1990. – 542 с. 13. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. – 1987. – 106 с. 14. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. - М. – 1991. – 278 с.
Региона. Основные термины: ирригация, теократизм, деспотизм, автократизм, традиционализм, коллективизм, рельеф, фреска, канон, монументализм, эпичность, «восточный тип рабства», политеизм, иероглиф, бюрократия, «осевое время». ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
1. Античная цивилизация / Под ред. Блаватского И. М. – М. – 1973. – 387 с. 2. Античность как тип культуры. – М. – 1988. – 169 с. 3. Берти, Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова / Э. Берти // Культурология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С. 457-468.* 4. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврепида до Александрии / А. Боннар; пер. с фр. – М. – 1995. – 671 с.* 5. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: 1988. – 468 с. 6. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с. 7. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с. 8. Кессиди, Ф. К проблеме греческого чуда / Ф. Кессиди // Культурология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону. – 1995. – С. 501-516.* 9. Культура античного мира. – М. – 1966. – 299с.* 10. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. – М. – 1986. – 350 с.*. 11. Лосев, А. Ф. История античной цивилизации в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М. – 1989. – 520 с.* 12. Надточаев, А. С. Философия и наука в эпоху античности / А. С. Надточаев. – М. – 1990. – 267 с. 13. Словарь античности: пер. с нем. – М. 1989. – 704 с. 14. Шаму, Фр. Эллинистическая цивилизация / Фр. Шаму; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2008. – 480 с.
Нижневолжского региона. Основные понятия: ойкумена, симфония, ораторское искусство, юриспруденция, историография, "Римский миф", императорский культ, эклектичность, функционализм, декоративность, реализм, империи, исихазм, агиография. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – М. – 1977. – 434 с. 2. Византия и Русь: Сб. ст. / Отв. ред. Г. К. Вагнер. – М. – 1989. – 334 с. 3. Гийу, А. Византийская цивилизация / А. Гийу; пер. с фр. – Екатеринбург. – 2005. – 552 с. 4. Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима / П. Грималь; пер. с фр.- Екатеринбург. М. – 2008. – 512 с. 5. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с. 6. Естрина, О. В. Русско-византийский диалог как фактор социокультурного генезиса / О. В. Естрина // Восточное славянство как культурно-этническая общность: сб. науч. ст. – Волгоград. – 2002. – С.43-47. 7. Естрина, О. В. Истоки византизма: корреляция православной церкви и императорской власти в Византийской империи / О. В. Естрина // Философское осмысление социально-экономических проблем: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2003. – Вып. 5. – С. 32-39. 8. Каждан, А. П. Византийская культура (X-XII вв.) / А. П. Каждан. – СПб. – 1997. – 281 с. 9. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. – М. – 1994. – 278 с. 10. Культура античного мира. – М. – 1966. – 299с.* 11. Оболенский, Д. Византийское содружество наций / Д. Оболенский. – М. -1998. – 655 с. 12. Плетнева, Т. С. Зрелища древнего мира / Т. С. Плетнева. – Л. – 1971. – 266 с. 13. Сюзюмов, М. Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории / М. Я. Сюзюмов // Византийский временник. – М. – 1968. – Т. 29. 14. Удальцова, З. В. Византийская культура / З. В. Удальцова. – М. – 1988. – 287 с.* 15. Шаповалов, А. С. Византийское культурное наследие // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 559-567.
СЕМИНАР 7. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Вопросы:
Ответы на первые три вопроса семинара следует строить по единому плану: 1) Время и место возникновения, основатель, социокультурные предпосылки (идеи и верования, ставшие основой религии). 2) Догматическая основа и вероисповедательные принципы (понимание мира и человека, смысла человеческого существования, добра и зла, космогонические и эсхатологические идеи), основные персонажи священного пантеона, их имена и функции, Священное Писание (когда и кем создано, на каком языке, из каких частей состоит). 3) Организация церкви: ее структура и глава, священнослужители, круг их прав и обязанностей, монашество; конфессии (течения). 4) Обряды и ритуалы, язык вероисповедания, праздники и запреты, регламентация бытового поведения, реликвии. 5) Распространение (в мире – в каких странах большинство населения является приверженцами той или иной религии); распространено ли в России (если да, то где, насколько многочисленно), есть ли в нашем регионе (представители, религиозные центры и т.п.). Отношение к другим религиям.
4 вопрос: При ответе на этот вопрос необходимо указать, какие религии и почему называются мировыми, каковы их обязательные признаки. Каково значение мировых религий в их влиянии на культуру.
Доклад: Мировые религии в Нижневолжском регионе: история и современность Основные термины: Аллах, Ад, авраамическая традиция, Библия, бодхисатва, Будда, далай-лама, дзэн-буддизм, карма, католицизм, Коран, ламаизм, монашество, монотеизм, мулла, Мухаммед, муфтий, намаз, нирвана, Пасха, православие, протестантизм, Рай, рамазан (рамадан), сансара, Символ Веры, суннизм, сунны, суфизм, Три-питака, Троица, хадж, шариат, шиизм. ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Нижневолжского региона. Основные термины: византизм, атлантизм (вестеринзация), славяно-языческий фактор, евразийство, двоеверие, язычество, былина, агиография, фольклор, эпос, православие, юродство, "Москва - третий Рим". ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА 1. Вернадский, Г. В. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры / Г. В. Вернадский. – М. – 2005. – 339 с. 2. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. – М. 1989. – 764 с. 3. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М. – 2006. – 560 с. 4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М. – 1990. – 387 с. 5. Кантор, В. К. Меняется ли российская ментальность: по материалам «круглого стола» «Российская ментальность» / В. К. Кантор // Вопросы философии. – 1994. – № 1. – С. 15-20. 6. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. – М. – 2002. – 496 с. 7. Пантин, И. К. Проблема самоопределения России: историческое измерение / И. К. Пантин // Вопросы философии. – 1999. – № 10. – С. 3-17. 8. Переслегин, С. О спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира // Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. – 2005. – С. 579-603. 9. Сендеров, В. А. Евразийство – миф XXI века / В. А. Сендеров // Вопросы философии. – 2001. – № 4. – С. 56-67. 10. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / А. Дж. Тойнби; пер. с анг. – М. – 2003. – 592 с. 11. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М. – 2005. – 603 с. 12. Цымбурский, В. Российская цивилизация и ее геокультура // Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко – М. – Екатеринбург. – 2003. – С. 671-680. 13. Чаадаев, П. Я. Первое философическое письмо // Избранные сочинения / П. Я. Чаадаев – М. – 1991. – С.17- 37.
Социокультурной динамики. Основные термины: глобализация,маргинальность, кич, абстракционизм, модернизм, постмодернизм, социокультурная динамика, альтернативные культуры, культурная идентичность ЛИТЕРАТУРА
СЕМИНАР № 14. ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В КУЛЬТУРЕ Вопросы: 1. Культура как способ накопления и поддержания социального опыта. 2. Становление современной системы образования. 3. Российское техническое образование и Болонский процесс. 4. Творчество как необходимый компонент культурного развития. 1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо вспомнить (тема № 1) какие функции культуры связаны с процессом накопления, поддержания и передачи социального опыта (трансляционная, нормативная, регуляционная, адаптационная и др.), в чем заключается их суть. Что за процессы реализуют эти функции, какие существуют формы и механизмы приобщения к культуре. В чем заключается суть процесса социализации и каковы его элементы (воспитание, обучение, адаптация, взросление), а также разновидности (инкультурация, аккультурация, ассимиляция). Необходимо выяснить, что является конечными результатами процессов социализации (личность) и инкультурации (интеллигент).
2 вопрос: Рассматривать становление современной системы образования следует через сравнительный анализ античной и средневековой школы, а также через знакомство с историей формирования европейского университетского образования. Помимо этого, необходимо познакомиться с процессом формирования системы образования в России, от церковно-приходских школ до университетов и технических вузов, выявить разницу между специальным естественно-научным, техническим и гуманитарным образованием.
3 вопрос: При подготовке этого вопроса следует познакомиться с целями и задачами Болонского процесса, выяснить, когда и где он был организован, какие страны и почему стали инициаторами этого процесса. Когда Россия присоединилась к этому процессу и какие перспективы открылись перед российским высшим техническим образованием.
4 вопрос: В этом вопросе следует рассмотреть творчество как необходимый элемент культурной динамики, как условие познания природы, общества и человека, а также как способ формирования, сохранения и приумножения ценностей культуры. Рассмотреть виды творческой деятельности (научно-исследовательская работа, технические формы изысканий и открытий, художественно-эстетическое освоение действительности) и выяснить их общее и особенное. Дать характеристику творческого труда (свободный, осознанный, деятельностный), проанализировать амбивалентность творческих процессов (сочетание опыта, традиций и инноваций), а также степень и меру ответственности творца перед обществом и культурой.
Доклад: Проблемы современного университетского образования глазами студентов Волгоградского государственного технического университета. Основные термины: адаптация, аккультурация, ассимиляция, Болонский процесс, инкультурация, традиции, инновация, ценности, нормы, социализация, гуманитарное образование, естественно-научное образование, техническое образование, университет, социальная компетентность. ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА 1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М. – 1993. – 345 с.* 2. Антология культуроведческой мысли. – М. – 1996. – 674 с.* 3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и еРРенессанса / М. М. Бахтин. - М., 1990. 4. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособ. / А. А. Белик. – М. – 1998. – 238 с.* 5. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок; пер. с фр. – М. – 1986. – 256 с. 6. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. – М. – 1963. – 118 с. 7. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. – М. – 1995. – С. 83-97. 8. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я Данилевский. – М. – 1992. – 389 с. 9. Лотман, Ю. М. Феномен культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. – Вып. 10. – Тарту. – 1978. – С. 47-71. 10. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. – 1992. – 568 с. 11. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби; пер. с анг. – М. – 1991. – 736 с. 12. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. – М. – 1990. – 138 с. 13. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. – 1989. – 147 с. 14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М. – 2005. – 603 с. 15. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга. – М. – 1991. 16. Уайт, Л. Теория эволюции в культурной антропологии // Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. – М. – 2004. – 1064 с. 17. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглнр. – Т.1. – М. – 1992. – 653 с.* 18. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. – 1991. – 567 с.
СЕМИНАР 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия. 2. Структура культуры. 3. Основные функции культуры. 4. Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре.
1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с различными определениями культуры, продемонстрировав, сколь разнообразно понимание этого феномена. По возможности, следует указывать, кто является автором того или иного определения, выбрать, какое из определений кажется наиболее полным и понятным. Чтобы продемонстрировать сложность феномена культуры необходимо рассмотреть ряд подходов, сложившихся в культурологии: философско-антропологический, философско-исторический или деятельностный, аксиологический или ценностный, социологический, диалоговый. При рассмотрении каждого из подходов следует продемонстрировать его преимущества и недостатки.
2 вопрос: Рассматривая структуру культуры, необходимо обосновать необходимость структурирования данного феномена, а также рассмотреть ряд различных структур, отметив, по какому принципу были выделены те или иные элементы. Обязательно следует рассмотреть деление культуры на материальную, духовную и художественную; деление на мировую, национальную, контркультуру, субкультуру, индивидуальную; на массовую, элитарную и народную; на доаграрную, аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную культуры; кратко охарактеризовать их. 3 вопрос: При подготовке этого в<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.016 с.) |