Семинар 3. Мифология как этап культурного развития человеческого общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3. Мифология как этап культурного развития человеческого общества



Вопросы:

  1. Понятие мифов и мифологии. История изучения мифологии.
  2. Особенности мифологического мышления. Мифологическое время и пространство.
  3. Мифологическая классификация.
  4. Мифотворчество ХХI века: архаизация в массовой культуре.

1 вопрос: При подготовке этого вопроса необходимо разобраться, что такое миф и мифология и чем миф отличается от других форм раннего народного творчества – легенды и сказки. Когда мифология становится объектом научного анализа, и кто из культурологов предавал ее изучению особое значение. Какие идеи относительно происхождения и функции мифов были сформулированы антропологическим, историческо-лингвистическим, психоаналитическим, структурно-функциональным и социологическим направлениями.

 

2 вопрос: Рассматривая особенности первобытного мышления, нашедшего себе отражение в мифологии, следует разъяснить такие его характеристики, как синкретизм, дуализм, антропоморфизм, личное отношение к природе, эгоцетризм, «логика мифа», «магия слова», образность мышления, чуждость эмпирической проверки, принцип снятия противоречий и др. В контексте рассмотрения особенностей мифологического мировосприятия необходимо выявить специфику понимания пространства и времени, отличие от современного восприятия этих категорий.

 

3 вопрос: При рассмотрении мифологической классификации необходимо не только выяснить, какие мифы относятся к категории мифов о животных, антропогонических, теогонических, астральных, лунарных, солярных, космогонических, эсхатологических, мифов о происхождении смерти, близнечных, календарных, о культурном герое, о непорочном зачатии, но и разобраться, какие из этих мифологических сюжетов появляются раньше других, какие же возникают только в развитых мифологических системах. Свой ответ необходимо иллюстрировать примерами из различных мифологических систем, для этого нужно познакомиться с мифологией простых культур, например с мифами народов Австралии, Океании или Северной Америки, а также с развитыми мифологическими системами, например с мифами Древнего Египта или Междуречья. Рассматривая тот или иной мифологический сюжет, следует также ответить на вопрос, каким из четырех способов в данном мифе решена этиологическая функция (дано объяснение от противного, на основе практического опыта, казуистическое или на основе антропоморфизации).

 

4 вопрос: При рассмотрении данного вопроса необходимо познакомиться с таким явлением современной массовой культуры как «архаизация» (или «реккуренция»), постараться выяснить ее роль и значение, рассмотреть наиболее яркие примеры архаизации массовой культуры, для чего, например, следует выяснить, как современный кинематограф воспроизводит эсхатологические, близнечные или героические мифологические сюжеты. Или, напротив, рассмотреть примеры социально-политических мифов современности.

 

Доклад: «Казачьи сказки» В. Когитина как отражение казачьей ментальности.

Основные термины: архетип, сакральное, синкретизм, дуализм, антропоморфизм, этноцетризм, «логика мифа», «магия слова»,аллегория, табу, бессознательное, ритуал, теогония, космогония, эсхатология, эзотерический, экзотерический.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов, С. А. «Святые» реликвии: миф и действительность / С. А. Арутюнов, Н. К. Жуковская. – М. – 1987. – 107 с.*

2. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М., 1987. – 378 с.

3. Леви –Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. – 328 с.

4. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М., 1935. – 476 с.

5. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М. – 1957. – 659 с.

6. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М. – 1991. – 473 с.

7. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. - 1976. – 536 с.

8. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. – 1991. – 736 с.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М. – 1991. – Т. 1. А-К. – 671 с.; 1992. – Т. 2. К-Я. – 719 с.

10. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп - Л.. – 1996. – 366 с.

11. Шестов, Н. И. Политический миф теперь и прежде / Н. И. Шестов. – М. – 2005. – 417 с.

12. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М. – 1990. – 542 с.

13. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М. – 1987. – 106 с.

14. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. - М. – 1991. – 278 с.

 

ПУБЛИКАЦИИ ИЗ НАУЧНЫХ СБОРНИКОВ ВОЛГГТУ

  1. Андрющенко, О. Н. Реккуренция ранних архетипов мифологического мировосприятия человека как феномен мировой массовой культуры / О. Н. Андрющенко, О. В. Естрина // Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2007. – Вып. 13. – С. 100-106.
  2. Рябцев, С. И. Динамика социально-политической мифологии советского периода / С. И. Рябцев // Человек, культура, общество: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2005. – Вып. 2. – С.56-67.

 

СЕМИНАР 4. ДРЕВНИЙ ВОСТОК КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Вопросы:

  1. Цивилизация и ее характеристики.
  2. Характерные черты Древневосточных цивилизаций (на примере Древнего Египта).
  3. Особенности религии и мифологии Древнего Египта.
  4. Специфика искусства древневосточных цивилизаций.

1 вопрос: При подготовке этого вопроса следует обратить внимание на ряд аспектов. Во-первых, необходимо выяснить, что значит термин «цивилизация», когда он появляется в научном обороте и какие значения имеет. Во-вторых, нужно установить, когда происходит переход к цивилизации, с какими событиями этот переход связан, что значит «неолитическая революция». В-третьих, обязательно следует указать, какое значение для человечества имеет переход на цивилизационную стадию культурной динамики. В-четвертых, следует охарактеризовать цивилизацию как особый этап в культурной динамике человечества, выделяя ее специфические черты

 

2 вопрос: Рассматривая специфические черты Древневосточных цивилизаций следует, прежде всего, выяснить, какие именно цивилизации определяются термином «Древневосточные», отметить время и место их возникновения и объяснить, почему все эти социокультурные образования образуют единую группу. Какое значение для понимания специфики древневосточных цивилизаций имеет концепция К. Ясперса об «осевом времени»? Выявляя наиболее близкие, родственные характеристики древневосточных цивилизаций необходимо проанализировать их экономическую основу (что было основой хозяйства и кто был основным собственником средств производства), особенность организации власти, социальную структуру общества (какая социальная группа играла особую роль, какой характер носило рабство, кто был основным производителем), специфику духовной, художественной и научной культуры. Анализ следует проводить на примере Древнеегипетской цивилизации.

 

3 вопрос: Анализ вопроса следует начинать с выявления характерных черт древневосточных религий: политеизм, теократизм, доминирование космогонических и календарных мифов, сакрализация смерти, развернутый комплекс представлений о загробном существовании и других, причем необходимо установить причину формирования этих характеристик. Выявив ту или иную характеристику, следует приводить примеры из древнеегипетской религии и мифологии, доказывая свои выводы. Чтобы знакомство с религиозными верованиями Древнего Египта было более полным, следует познакомиться с одним из основных календарных мифов этой цивилизации – с мифом об Осирисе, знать основной сюжет и действующих персонажей (их имена: Осирис, Сет, Исида, Тот, Анубис, Гор, внешний вид, функции). В заключение ответа необходимо рассказать о религиозной реформе Эхнатона, раскрыть ее причины и суть, оценить ее влияние на культуру Египта.

 

4 вопрос: Ответна этот вопрос, также, следует начинать с выявления основных характеристик древневосточного искусства в целом, узнав, что значит каноничность, монументальность, сакральность, эпичность, тяга к роскоши и другие характеристики. Раскрывать суть выявленных характеристик следует на примере искусства Древнего Египта, но чтобы ответ был более полным и наглядным, его необходимо проиллюстрировать изображениями конкретных архитектурных, скульптурных и живописных памятников.

 

Доклад: Хазарский каганат – древневосточная цивилизация Нижневолжского

Региона.

Основные термины: ирригация, теократизм, деспотизм, автократизм, традиционализм, коллективизм, рельеф, фреска, канон, монументализм, эпичность, «восточный тип рабства», политеизм, иероглиф, бюрократия, «осевое время».

ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.007 с.)