Тема 18: мир исламской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18: мир исламской культуры.



1. Особенности происхождения Ислама.

2. Нравы и обычаи народов мусульманского Востока.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Семейно-клановые отношения ставятся выше государственных в __ культуре, основанной на вере в единого бога

1) Западноевропейской;

2) Мусульманской;

3) Античной;

4) Современной.

б) Что из ниже перечисленного является одним из «пяти столпов» ислама:

1) Молитва;

2) Жертвоприношение;

3) Многоженство;

4) Почитание предков.

в) Назовите священную книгу, в которой изложены основы ислама:

1) Талмуд;

2) Библия;

3) Коран;

4) Тора.

г) Что из ниже перечисленного является характерным образцом живописи стран ислама?

1) иконы;

2) портреты правителей;

3) фрески в мечетях;

4) книжная миниатюра.

д) Кто является основателем ислама?

1) Шах-Джахан;

2) Ашока Милостивый;

3) Мухаммед;

4) Абу Бекр.

Литература:

Еремеев А. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990, 548 с.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996, 433 с.

Максуд Р. Ислам. М., 2001, 302 с.

Тема 19: ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Понятие античной культуры. Объективистский, космологический, героический характер античной культуры.

2. Концепция культуры Ф.Ницше (“аполлоновское” и “дионисийское” начала в античной культуре).

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) В античный период цивилизация рассматривалась как...

1) степень развития личности и межличностных отношений

2) технический способ выживания человека и приспособления человека к миру

3) неорганическое состояние культуры

4) форма существования гражданского общества

б) Выберите правильное высказывание:

1) Катарсис — очищение через сострадание и страх;

2) Катарсис — система норм, правил, господствующая в художественном направлении;

3) Катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния человека;

4) Все вышеперечисленное.

в) В чем состоит «секрет» феноменального развития античных государств, искусства, науки? Почему, по словам А.Лосева, «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности»:

1) благодаря системе рабства, которая предоставила человеку досуг для свободных занятий;

2) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией;

3) в силу особых природно-климатических условий;

4) благодаря психологической личности древних греков.

г) Что означало слово «демократия» у античных греков:

1) власть толпы;

2) власть аристократии;

3) власть народа;

4) власть тиранов.

д) Как обозначают один из условных принципов античной эстетики:

1) гармония;

2) тождество;

3) созвучие;

4) подражание.

Литература:

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988, 322 с.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1980,

468 с.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996, 337 с.

Рожинский И.Д. Античный человек.\\О человеческом в человеке. М., 1991,

225 с.

 

Тема 20: МИФОЛОГИЯ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ.

1.Античная (древнегреческая и древнеримская) мифология.

2.Рождение жанра античной драмы. Творчество Софокла, Эсхила, Эврипида и Аристофана.

3.Заполните таблицу.

Имя древнегреческого или древнеримского бога Функции, выполняемые богом

4.Тестовые задания к теме:

а) Как в Древней Греции и Риме назывался обряд обожествления героя:

1) карнавал;

2) апофеоз;

3) величание;

4) эпиталама.

б) Как называется установка культуры, восходящая к мифической фигуре одного из героев – похитителя огня; означает неограниченные притязания человека на покорение природы и преобразование мира:

1) гегемонизм;

2) героизм;

3) прометеизм;

4) титанизм.

в) Подберите правильное определение к понятию "мифология":

1) наука, изучающая мифы и сказания;

2) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

3) оба определения правильные.

4) оба определения не правильные.

г) Как древние греки называли мифы о происхождении и родословной богов:

1) теогония;

2) теология;

3) теософия;

4) теодицея?

д) Как греки и римляне называли чужеземцев, говоривших на непонятных языках:

1) вандалы;

2) бурбоны;

3) варвары;

4) геростраты.

Литература:

Боннар А. Греческая цивилизация. В двух книгах. Ростов-на-Дону, 1994.

Кармин А. Культурология. С-Пб., 2001, 830 с.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993,

436 с.

Мифы древнего мира. Мифы, легенды, сказания. С-Пб., 1995, 436 с.

Тема 21: МЕСТО АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В

СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Философия и искусство как вершины античной культуры.

2. Н.Данилевский о значении и месте античной культуры в культуре общечеловеческой.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Выберите правильное понимание термина «золотое сечение»:

1) один из видов построения сюжета в литературном произведении;

2) один из основных художественных приемов в современном сюрреализме;

3) способ плоскостного построения художественного произведения;

4) математическое соотношение пропорций, когда целое так относится к

своей большей части, как большая к меньшей.

б) Как обозначают один из условных принципов античной эстетики:

1) гармония;

2) тождество;

3) созвучие;

4) подражание.

в) К какому историческому типу культуры относится характеристика, данная А.Ф. Лосевым: "Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальным, одушевленно-разумным и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе, и ничего кроме него нет. Основное представление о мире... сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят... Приходят они с неба... и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля — это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры? отвечу: сам Космос сочиняет драмы и комедии"?

1) культура Древнего Египта;

2) античная культура;

3) культура Древней Индии;

4) средневековая культура.

г) В античный период цивилизация рассматривалась как..

1) степень развития личности и межличностных отношений;

2) технический способ выживания человека и приспособления человека к миру;

3) неорганическое состояние культуры;

4) форма существования гражданского общества.

д) Какой смысл греки вкладывали в понятие «пайдейя»?

1) взросление человека, накопление им жизненного опыта;

2) воспитание ребенка;

3) воспитание достойного гражданина;

4) обучение ребенка.

Литература:

Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х книгах. Ростов-на-Дону, 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 469 - 477.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1980,

546 с.

 

Тема 22: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

1. Христианство как духовный стержень средневековой культуры.

2. Типы средневековой культуры (храмовая, рыцарская, городская, фольклор).

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Укажите одну из существенных черт духовной культуры Средневековья:

1) преобладание в религиозной культуре элементов светской культуры;

2) духовная культура Средневековья – это элитарная культура отцов церкви;

3) психологическая самоуглубленность, поиск спасения души в исповеди и

очищении;

4) смесь языческих верований, мистицизма и религии?

б) Как называется элемент смеховой культуры, преувеличенно смешное, искаженное подобие чего-либо:

1) скетч;

2) эпиграмма;

3) басня;

4) гротеск?

в) Укажите на одну из основных черт духовной культуры Средневековья:

1) духовная культура Средневековья – это добродетели рыцарской

культуры;

2) духовная культура Средневековья основана на разъяснении Библии;

3) главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством;

4) духовной культуре Средневековья присущ дух аристократизма и

элитарности.

г) Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья нашла отражение в работах отечественного культуролога…

1) Н.Бердяев;

2) М.Бахтин;

3) Э.Ильенков;

4) С.Булгаков

д) Назовите направление в западноевропейском искусстве ХII-XIY веков, являющееся по своей сути культовым; характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры:

1) ампир;

2) романтизм;

3) барокко;

4) готика.

Литература:

Библия или Новый Завет (любое издание).

Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996, 431 с.

Лобковиц Н. Христианство и культура. \\Вопросы философии, 1993, №3.

Миркин З.,Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.026 с.)