Тема 29: традиции протестантизма в культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 29: традиции протестантизма в культуре



ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

1. Сущность и предпосылки Реформации.

2. Особенности протестантской трудовой этики и ее роль в формировании европейской культуры.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Какими из перечисленных понятий можно обозначить главный вклад западноевропейской культуры в развитие человеческой цивилизации?

1) монархия и религия;

2) капитализм и наука;

3) философия и литература;

4) изобразительное искусство.

б) В 15 веке Мартин Лютер выступил против продажи церковью документов об «отпущении грехов», что послужило началом Реформации. Как назывался такой документ «об отпущении грехов»?

1) интродукция;

2) инквизиция;

3) индивидуализация;

4) индульгенция.

в) Общее название ряда западноевропейских сект, образовавшихся в результате реформации католической церкви…

1) лютеранство;

2) баптизм;

3) протестантизм;

4) православие.

г) Назовите термин, обозначающий в христианской культуре любовь к ближнему:

1) альтруизм;

2) агапе;

3) бескорыстие;

4) эрос.

д) Как называют человека, сформировавшегося в условиях западной культуры, ориентированной на «выпытывание» последних тайн природы с целью окончательного ее покорения?

1) человек разумный;

2) фаустовский человек;

3) ренессансный человек;

4) человек играющий.

Литература:

Вебер М. Избранные произведения.\\ Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990, 432 с.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987,

395 с.

 

Тема 30: КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

1. Основные культурные доминанты Просвещения.

2. «Совершенный» и «естественный» человек в живописи, скульптуре, литературе эпохи Просвещения.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Назовите одну из важнейших мировоззренческих концепций в культуре Просвещения:

1) вера в разум как высший критерий оценки окружающего мира и средство

его преобразования;

2) обращение к человеку, как к высшему началу бытия;

3) обращение к культурному наследию античности;

4) каноничность, выраженная в опоре на труды отцов церкви и

религиозные правила?

б) Представление о способности человека преобразовать окружающий мир в соответствии со своими нуждами характерно для ______________культуры:

1) мусульманской;

2) западной;

3) китайской;

4) русской.

в) Представление о природе, как мастерской, где человек является полным хозяином и может преобразовывать природный «материал» по своему желанию характерно для …

1) Китайского общества;

2) Японского общества;

3) Античности;

4) Западноевропейского общества XVIII-XIX вв.

г) Кто утвердил термин «просвещение» в западноевропейской культуре?

1) И.Кант;

2) Х.Ортега-и-Гассет;

3) Дж. Вазари;

4) Вольтер.

д) Как называется идейно-художественное направление в европейской культуре конца XYIII-начала XIX веков, отразившее разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения?

1) романтизм;

2) сентиментализм;

3) примитивизм;

4) рационализм.

Литература:

Гвардини Р. Конец Нового Времени. \\ Вопросы философии. 1990, № 4.

Кармин А. Культурология. С-Пб., 2001, 830 с.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, 402 с.

Харенберг Б. Хроника человечества. М., 1996, 458 с.

 

Тема 31: ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА.

1.Языческая культура древних славян. Принятие христианства.

2. Феномен «двоеверия» и его художественное отражение в искусстве.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Памятники письменности и литературы Древней Руси это…

1) Азбуковники;

2) Летописи;

3) Сказания;

4) Былины.

б) Назовите служителей языческих культов в культуре древних славян:

1) жрецы;

2) монахи;

3) послушники;

4) волхвы.

в) Кто из русских мыслителей называл русскую икону «умозрением в красках»?

1) Ф.Достоевский;

2) Н.Федоров;

3) Н.Рерих;

4) Е.Трубецкой.

г) Какое стремление преобладало в русском культурном архетипе?

1) жить среди людей;

2) быть как все;

3) быть не хуже других;

4) быть личностью.

Литература:

Аверинцев С.С. Крещение Руси и пути русской культуры // Русское зарубежье в год 1000-летия Крещения Руси. М., 1991, 235 с.

Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975, 360 с.

Булгаков С.В. Православие. М., 1994, 211 с.

Богуславская В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994, 340 с.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XII вв. М., 1992, 220 с.

Задорожная И.Я. Народные и православно-христианские праздники. М., 1991, 354 с.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994, 501 с.

Кривошеева Ю.В. Религия восточных славян накануне Крещения Руси. М., 1988, 327 с.

Косова Г.А. Язычество в Православии. М., 1975, 461 с.

 

Тема 34: РУССКАЯ КУЛЬТУРА IX-XYII ВЕКОВ.

 

1.Происхождение, особенности, этапы развития и достижения русской культуры.

2. Православие – источник нравственных и духовных ценностей русского народа.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Кто из отечественных мыслителей считал, что своеобразием русской культуры является православный христианский гуманизм, суть которого раскрыта в творчестве А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского:

1. В.Вернадский;

2. С.Булгаков;

3. В.Вейдле;

4. Н. Бердяев.

б) Как называется культовое здание у православных христиан, в котором совершается богослужение:

1) монастырь;

2) церковь;

3) приход;

4) алтарь.

в) Согласно русскому народному мифологизированному сознанию…

1) всякая власть от бога;

2) источник власти – народ;

3) царь не интересуется судьбами простых людей;

4) царь добр к простому народу.

г) Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении…

1) сохранить отжившую культуру;

2) сохранить отжившие элементы общества;

3) совершенствовать возрожденные элементы культуры;

4) сохранить ценности культуры.

д) Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора?

1) Д.Черный;

2) А.Рублев;

3) Ф.Грек;

4) Прохор с Городца.

Литература:

Византия и Русь. М., 1989, 532 с.

Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М., 2002, 453 с.

Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991, 348 с.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996, 420 с.

Поликарпов В.С. История нравов в России. Ростов-на-Дону, 1995, 351 с.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999, 280 с.

 

Тема 35: КУЛЬТУРА РОССИИ ХYIII – НАЧАЛА ХХ ВЕКА.

 

1. Европеизация и секуляризация русской культуры в 18 веке.

2. Русское дворянство как культурно-исторический феномен.

3. Трагические судьбы русской культуры начала 20 века.

4. Тестовые задания к теме:

а) Один из типов русского интеллигента, выведенный в русской литературе ХIX века:

1) «лишний человек»;

2) «маленький человек»

3) толстосум;

4) бизнесмен.

б) Русский художник, автор картин «Аленушка», «Богатыри»:

1) В.И.Суриков;

2) В.М.Васнецов;

3) И.Е.Репин;

4) В.Г.Петров.

в) Что явилось главной причиной раскола русской культуры на советскую и зарубежную:

1) разруха после Первой мировой войны и революции;

2) неустойчивость политической и экономической жизни;

3) интеллектуальное и физическое насилие над интеллигенцией;

4) неустойчивость политической жизни.

г) Назовите направление в русской общественной мысли, представители которого считали, что развитие культуры в России должно идти по западноевропейскому пути:

1) евразийство;

2) европоцентризм;

3) западничество;

4) чародейство.

д) Кто из русских мыслителей полагал, что негативными для развития культуры являются болезненные «разрывы» в культуре преемственности, причину которых он усматривал в революциях – убогих и бесплодных, а также в духовных оскудениях – «мещанском» обмельчании духа:

1) В.Розанов;

2) Н.Арсеньев;

3) И.Ильин;

4) Вячеслав Иванов.

Литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, 190 с.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1993, 315 с.

Гомберг-Вержбинская З.П. Передвижники. 2-е изд. Л., 1970, 210 с.

Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова 1870-1880 гг. М.,

1963, 320 с.

Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993, 431 с.

Тема 36: КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И

ПРОБЛЕМЫ.

1. Социокультурная ситуация конца ХХ века.

2. Философия и искусство модернизма как выражение кризиса и попытки его преодоления в культуре. Постмодернизм.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Сегодня многие ученые говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в.,

основной причиной которого называют…

1) утрату людьми системного характера своих ценностных ориентации в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику;

2) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания;

3) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий.

б) Преобладающей формой современных социальных отношений является…

1) разработка технологий мягких социальных взаимодействий;

2) развитие процессов стихийной локализации исторических традиций;

3) формирование общепланетарного культурно-информационного поля;

4) развитие мультикультурализма

в) Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам называется…

1) Геноцидом;

2) Депортацией;

3) Сегрегацией;

4) Дискриминацией.

г) Постмодерн, как новый тип культуры…

1) Противопоставляет друг другу безликого «массового человека» и эгоцентричного эстета-интеллектуала;

2) Предлагает эстетический гедонизм;

3) Разрушает систему символических противоположностей;

4) Возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры.

д) Философскую базу постмодернизма составляет…

1) Признание однообразия культуры как позитивного состояния;

2) Осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры;

3) Отрицание пределов вмешательства человека в видоизменения культуры;

4) Вмешательство человека в естественные изменения природы.

Литература:

Кармин А. Культурология. С-Пб, 2001, 830 с.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.\\Социально-политический журнал, 1995, № 3-5.

Мир на пороге ХХ1 столетия. Чебоксары. 1993. Гл.7

Тема 37: МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.

1. Проблема “элитарного” и “массового” в культуре.

2. Массовая культура как феномен ХХ века. Роль средств массовой информации в распространении массовой культуры.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Выберите словосочетание, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе, рассчитанных на широкое потребление:

1) Современная культура;

2) Массовая культура;

3) Традиционная культура;

4) Материальная культура.

б) Что является характерным для массовой культуры:

1) Доступность для любого человека;

2) Низкий интеллектуальный уровень;

3) И то и другое;

4) Оба ответа не правильные.

в) Чем можно объяснить появление массовой культуры:

1) Переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества;

2) Кризисом элитарной культуры в начале ХХ века;

3) Изобретением телевидения;

4) Все варианты правильные.

г) Почему «мыльные» сериалы пользуются большой популярностью у зрителей:

1) сделаны по законам массовой культуры;

2) обладают высокими художественными достоинствами;

3) приближают элитарное искусство к массовому зрителю;

4) влияют на духовное развитие человека.

д) Какая характеристика не подходит к объектам массовой культуры?

1) уникальный, единственный в своем роде;

2) легко тиражируемый, серийный;

3) максимально приближенный к потребителю;

4) понятный, легко доступный.

Литература:

Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1994, 230 с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998, 588 с.

Культура: теория и проблемы. М., 1995, 316 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.056 с.)