Периодизация первобытной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация первобытной культуры



Первобытность - исторически первый и самый продолжительный этап развития человеческой культуры. Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая характеризует верования, традиции и обычаи, искусство народов, которые жили более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, (так например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

В современной науке существуют несколько периодизаций в изучении культуры первобытного общества: Археологическая периодизация делит раннюю историю и культуру человечества на каменный, бронзовый и железные века. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: (палеолит – 2 млн. – 8 тыс. лет назад – 8 тыс. лет назад), мезолит – 8 – 7 тыс. лет, неолит – 7 – 4 тыс. лет до н. э. В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3 – 1тыс. до н.э.).

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы
XIX в. американский этнограф Л.Г. Морган в работе «Древнее общество». Он делит первобытное общество на три периода: дикость (ранний родовой строй), варварство (возникновение земледелия и животноводства) и цивилизацию (появление бронзовой металлургии, письменности и государств).

По социальному устройству первобытную культуру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху военной демократии, т.е. идёт движение от первобытного стада к соседской общине. Таким образом, представленные периодизации в равной степени позволяют проследить основные этапы становления и развития первобытной культуры.

Основные черты первобытной культуры

Возникновение культуры ученые связывают с появлением homo sapiens, которого называют кроманьонцем - «человеком разумным», а так же с его активной деятельностью по преобразованию окружающего мира и самого себя. Кроманьонцы занимались охотой, собирательством. По сравнению со своими предшественниками неандертальцами они использовали более совершенные орудия труда из камня, дерева и кости. У них была хорошо развита речь.

Данные археологии, этнографии и лингвистики позволяют выделить основные черты первобытной культуры:

Синкретизм (греч. sinkretismos – соединение), то есть всеобщий, единый характер. Мы не можем выделить отдельные виды культуры. Материальное производство было тесно связано с искусством, искусство с магией, магия – с культовыми действиями, ритуальными плясками, музыкой, первыми простейшими скульптурными изображениями и т.д.

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, растений, животных.

Традиционализм – определенные приемы изготовления артефактов, изобразительного искусства были характерны для отдельных местностей на протяжении длительного периода.

Первобытное искусство

В позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э. - возникло первобытное искусство, которое отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство эпохи палеолита в своем развитии прошло несколько этапов, названия которых происходят от названия местностей, где были обнаружены артефакты.

Первый этап – Перигорда, хронологические рамки 35 – 30 тыс. лет до н.э. характерен появлением следов первобытного искусства: насечек, нарезов на предметах из кости, на камне. Второй этап - Ориньяк (30 – 19 тыс. лет до н. э.). К этому периоду относятся найденные археологами оттиски человеческих рук с широко расставленными пальцами, обведенными по контуру; различные зигзагообразные линии, оставленные человеческой рукой на сырых стенах пещер. Третий этап - Солютре (19 – 15 тыс. лет до н. э.) для этого периода свойственно появление глиняных скульптурных изображений животных, каменных или костяных женских изображений, так называемых «палеолитических Венер». Они символизировали плодородие, были связаны с культом женщины-матери, прародительницы рода. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии и многих других странах. Кроме женских образов встречаются реалистические фигурки животных. Таким примером является глиняная фигура медведя из пещеры Монтеспан (Франция), выполненная в натуральную величину с насаженным черепом натурального зверя. Найдены также и другие глиняные фигурки зверей разной величины.

Статуэтки, камни с гравированными изображениями развивали абстрактно-образное мышление и способствовали переходу к живописи.

Период Мадлен (15 – 10 тыс. лет до н. э.) является вершиной наскальной живописи. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Ласко, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании. Эти пещерные рисунки были открыты еще в XIX веке. Пещерные росписи, выполнены в четырех цветах (красном, черном, охре и зеленом). Главное место в пещерной живописи отводилось животным и сценам охоты на них. Анализируя памятники наскальной живописи можно выделить ее характерные черты:

- изображения очень реалистичны, точны в деталях;

- передается динамика движения;

- в рисунках почти не встречаются изображения рыб, птиц, растений. Зато преобладают животные. Редко встречаются изображения человека;

- в рисунках не соблюдаются пропорции между величиной животных;

- использование широкой палитры красок.

В мезолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук, стрелы. Совершенствовались орудия труда, была освоена техника шлифовки камня, стали использоваться сложные приспособления, сделанные с помощью микролитов, то есть небольших острых кусочков кремня, вставленных в костяную или деревянную основу. Из микролитов изготовлялись и наконечники стрел.

Изменились характер и техника наскального или пещерного искусства: наряду с рисунками животных чаще стали появляться изображения людей, причем следует отметить в качестве новой отличительной черты преобладание сюжетных схем, бытовых сцен, например, группы людей на охоте, рыбной ловле и т.д. Первобытные художники стремились передать экспрессию, движение, смысл событий. Но в то же время живопись теряет свою многоцветность, рисунки становятся более схематичными. Подобный характер имеют картины на скалах Виллторта (Испания).

В неолите высокого совершенства достигла техника обработки камня путем шлифования. К культурным новшествам можно отнести освоение техники изготовления керамики из обожженной глины, прядения и ткачества. В 6 тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появились первые изделия из меди, началось изготовление орудий труда из бронзы.

В конце неолита и в период энеолита (3 – 2 тысячелетие до н. э.) появляются жилища, культовые сооружения, в том числе на Ближнем Востоке – каменные; мегалиты (культовые сооружения из огромных камней). Мегалиты были трех типов: менгиры (длинные камни до 20 м, например, аллея менгиров из 2613 камней во Франции); дольмены (вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем); кромлехи (архитектурные ансамбли из огромных камней вокруг центрального камня). Ярким примером сочетания менгиров, дольменов и кромлехов является алтарь солнца «Стоунхендж» в Англии, относящийся к концу IV тысячелетия до н. э.

Для наскального искусства эпохи неолита характерно усиление элементов символизма, абстракции, которые выражались через орнамент: геометрический, зооморфный, антропоморфный. В центральной Европе был распространен «ленточный» орнамент в виде спиральных, зигзагообразных и других лент. Позднее орнамент стал более абстрактным (круги, овалы, ромбы и т. д.), с символами. Например, ломаные линии означали воду, ромбы – мироздание, ориентированное по сторонам света. Появились рисунки в виде так называемых «рентгеновских снимков», когда при изображении животных рисовались и их внутренние органы, а также в виде петроглифов, то есть знаков на камнях, представлявших упрощенные схемы рисунков.

На стадии неолита наряду с усложнением изобразительного искусства были уже накоплены определенные астрономические и медицинские знания, в отдельных регионах появилось пиктографическое письмо.

Таким образом, в первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты). Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре первобытной эпохи и древнейшего человечества в целом. Закрепляя в зримых образах жизненный опыт и мировосприятие, древний человек углублял и расширял представления о реальности, обогащал и развивал свой духовный и внутренний мир. Культура первобытной эпохи отразила первые представления человека об окружающем его мире, благодаря человеку сохранялись, накапливались и передавались знания и умения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.005 с.)