Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация первобытной культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первобытность - исторически первый и самый продолжительный этап развития человеческой культуры. Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая характеризует верования, традиции и обычаи, искусство народов, которые жили более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, (так например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. В современной науке существуют несколько периодизаций в изучении культуры первобытного общества: Археологическая периодизация делит раннюю историю и культуру человечества на каменный, бронзовый и железные века. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: (палеолит – 2 млн. – 8 тыс. лет назад – 8 тыс. лет назад), мезолит – 8 – 7 тыс. лет, неолит – 7 – 4 тыс. лет до н. э. В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3 – 1тыс. до н.э.). Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы По социальному устройству первобытную культуру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху военной демократии, т.е. идёт движение от первобытного стада к соседской общине. Таким образом, представленные периодизации в равной степени позволяют проследить основные этапы становления и развития первобытной культуры. Основные черты первобытной культуры Возникновение культуры ученые связывают с появлением homo sapiens, которого называют кроманьонцем - «человеком разумным», а так же с его активной деятельностью по преобразованию окружающего мира и самого себя. Кроманьонцы занимались охотой, собирательством. По сравнению со своими предшественниками неандертальцами они использовали более совершенные орудия труда из камня, дерева и кости. У них была хорошо развита речь. Данные археологии, этнографии и лингвистики позволяют выделить основные черты первобытной культуры: Синкретизм (греч. sinkretismos – соединение), то есть всеобщий, единый характер. Мы не можем выделить отдельные виды культуры. Материальное производство было тесно связано с искусством, искусство с магией, магия – с культовыми действиями, ритуальными плясками, музыкой, первыми простейшими скульптурными изображениями и т.д. Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, растений, животных. Традиционализм – определенные приемы изготовления артефактов, изобразительного искусства были характерны для отдельных местностей на протяжении длительного периода. Первобытное искусство В позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э. - возникло первобытное искусство, которое отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство эпохи палеолита в своем развитии прошло несколько этапов, названия которых происходят от названия местностей, где были обнаружены артефакты. Первый этап – Перигорда, хронологические рамки 35 – 30 тыс. лет до н.э. характерен появлением следов первобытного искусства: насечек, нарезов на предметах из кости, на камне. Второй этап - Ориньяк (30 – 19 тыс. лет до н. э.). К этому периоду относятся найденные археологами оттиски человеческих рук с широко расставленными пальцами, обведенными по контуру; различные зигзагообразные линии, оставленные человеческой рукой на сырых стенах пещер. Третий этап - Солютре (19 – 15 тыс. лет до н. э.) для этого периода свойственно появление глиняных скульптурных изображений животных, каменных или костяных женских изображений, так называемых «палеолитических Венер». Они символизировали плодородие, были связаны с культом женщины-матери, прародительницы рода. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии и многих других странах. Кроме женских образов встречаются реалистические фигурки животных. Таким примером является глиняная фигура медведя из пещеры Монтеспан (Франция), выполненная в натуральную величину с насаженным черепом натурального зверя. Найдены также и другие глиняные фигурки зверей разной величины. Статуэтки, камни с гравированными изображениями развивали абстрактно-образное мышление и способствовали переходу к живописи. Период Мадлен (15 – 10 тыс. лет до н. э.) является вершиной наскальной живописи. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Ласко, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании. Эти пещерные рисунки были открыты еще в XIX веке. Пещерные росписи, выполнены в четырех цветах (красном, черном, охре и зеленом). Главное место в пещерной живописи отводилось животным и сценам охоты на них. Анализируя памятники наскальной живописи можно выделить ее характерные черты: - изображения очень реалистичны, точны в деталях; - передается динамика движения; - в рисунках почти не встречаются изображения рыб, птиц, растений. Зато преобладают животные. Редко встречаются изображения человека; - в рисунках не соблюдаются пропорции между величиной животных; - использование широкой палитры красок. В мезолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук, стрелы. Совершенствовались орудия труда, была освоена техника шлифовки камня, стали использоваться сложные приспособления, сделанные с помощью микролитов, то есть небольших острых кусочков кремня, вставленных в костяную или деревянную основу. Из микролитов изготовлялись и наконечники стрел. Изменились характер и техника наскального или пещерного искусства: наряду с рисунками животных чаще стали появляться изображения людей, причем следует отметить в качестве новой отличительной черты преобладание сюжетных схем, бытовых сцен, например, группы людей на охоте, рыбной ловле и т.д. Первобытные художники стремились передать экспрессию, движение, смысл событий. Но в то же время живопись теряет свою многоцветность, рисунки становятся более схематичными. Подобный характер имеют картины на скалах Виллторта (Испания). В неолите высокого совершенства достигла техника обработки камня путем шлифования. К культурным новшествам можно отнести освоение техники изготовления керамики из обожженной глины, прядения и ткачества. В 6 тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появились первые изделия из меди, началось изготовление орудий труда из бронзы. В конце неолита и в период энеолита (3 – 2 тысячелетие до н. э.) появляются жилища, культовые сооружения, в том числе на Ближнем Востоке – каменные; мегалиты (культовые сооружения из огромных камней). Мегалиты были трех типов: менгиры (длинные камни до 20 м, например, аллея менгиров из 2613 камней во Франции); дольмены (вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем); кромлехи (архитектурные ансамбли из огромных камней вокруг центрального камня). Ярким примером сочетания менгиров, дольменов и кромлехов является алтарь солнца «Стоунхендж» в Англии, относящийся к концу IV тысячелетия до н. э. Для наскального искусства эпохи неолита характерно усиление элементов символизма, абстракции, которые выражались через орнамент: геометрический, зооморфный, антропоморфный. В центральной Европе был распространен «ленточный» орнамент в виде спиральных, зигзагообразных и других лент. Позднее орнамент стал более абстрактным (круги, овалы, ромбы и т. д.), с символами. Например, ломаные линии означали воду, ромбы – мироздание, ориентированное по сторонам света. Появились рисунки в виде так называемых «рентгеновских снимков», когда при изображении животных рисовались и их внутренние органы, а также в виде петроглифов, то есть знаков на камнях, представлявших упрощенные схемы рисунков. На стадии неолита наряду с усложнением изобразительного искусства были уже накоплены определенные астрономические и медицинские знания, в отдельных регионах появилось пиктографическое письмо. Таким образом, в первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты). Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре первобытной эпохи и древнейшего человечества в целом. Закрепляя в зримых образах жизненный опыт и мировосприятие, древний человек углублял и расширял представления о реальности, обогащал и развивал свой духовный и внутренний мир. Культура первобытной эпохи отразила первые представления человека об окружающем его мире, благодаря человеку сохранялись, накапливались и передавались знания и умения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.011 с.) |