Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнерусская культура iх – первой половины хIII вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С образованием Древнерусского государства одновременно начинает складываться и древнерусская культура. Она формировалась на основе традиций, обычаев, эпоса восточных славян с включением в неё и некоторых элементов культуры соседних неславянских племён, а также при активном взаимодействии с культурами других стран и народов. С самого начала культура Руси складывалась, как синтетическая, то есть, под влиянием различных культурных направлений, школ, художественных стилей. Но эти влияния на русской почве творчески перерабатывались в соответствии с миропониманием народа, его жизненным опытом. До принятия христианства у восточных славян преобладали языческие верования. Славяне почитали: Сварога - бога неба, Ярило - бога солнца, Перуна - бога грома и молнии, а также божеств окружающей природы, покровителей людей и животных, домовых. Были развиты тотемические представления об окружающем мире (вера в животных-покровителей), фетишизм (вера в неодушевленные предметы, идолы, наделяемые сверхестественными свойствами), анимизм (вера в духов, одушевление природы). С переходом к христианству политеизм заменяется монотеизмом, верой в единого Бога, хотя в народе еще долгое время сохранялись языческие представления, обычаи, существовало своего рода двоеверие. Вместе с введением христианской религии усиливается влияние Византии, что позволило в свою очередь приобщить русскую культуру к античному наследию. Это влияние особенно сказалось на развитии духовной культуры Руси, прежде всего письменности и литературы. Найденные в ходе археологических раскопок берестяные грамоты, в Новгороде, Пскове, Киеве; металлические застежки от креплений переплетов; надписи на камнях, костяных и деревянных изделиях - все это свидетельствует о высоком уровне развитии грамотности не только среди русской знати, но и среди простых горожан. Развитие грамотности и письменности способствовало появление во второй половине IХ в. Азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием. В ХI в. на Руси появляются рукописные книги, написанные особым почерком Уставом. Рукописных книг ХI - ХIII вв. до нас дошло немного. Самые ранние издания: Остромирово Евангелие (1057 г.), два Изборника князя Святослава Ярославовича (1073 и 1076 гг.) и Мстиславское Евангелие ХII в. написаны церковно-славянским языком, украшены заставками, концовками, буквицами-инициалами, миниатюрами. Оригинальная литература представлена тремя жанрами: летописями, житиями и «Словами». Оригинальная литература представлена тремя жанрами: летописями, житиями и «Словами». В начале XII в. была создана «Повесть временных лет», авторство которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. До нас она дошла в более поздних списках, известных как Ипатьевский, Лаврентьевский, Суздальский, куда вошли также и созданные в XIII в. Киевская и Галицко-Волынская летописи. К этому жанру можно отнести и созданный в 1187 г. шедевр древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Агиографическая литература (от agios – святой и grafo –пишу) или жития святых представлена произведениями, повествующими о судьбе того или иного святого. Это, прежде всего, «Сказание о Борисе и Глебе», житие игумена Феодосия и др. Речи, называвшиеся в древности называются «поучениями» или «словами» и относятся к жанру красноречия. Его расцвет относится к ХI-ХIIвв. Именно в это время были созданы такие выдающиеся памятники дидактической литературы, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. С принятием христианства в городах начинается каменное строительство. На Руси были возведены величественные памятники древнего зодчества: Десятинная церковь в Киеве (X в.), Софийские Соборы в Киеве (40-е гг. XI в.), в Новгороде, в Полоцке (50-е гг. XI в.). Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии (крестово-купольный стиль). Внутреннее убранство храмов отличалось богатством и пышностью. Преобладали фрески, мозаики, сюжеты, которых отличались от византийской религиозности светскостью тематики (групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, сцены охоты, игры скоморохов в Киевском софийском соборе). В период феодальной раздробленности более отчетливо стали проявляться региональные особенности, формируются новгородская, отличающаяся строгой композицией (церковь Спаса на Нередице), полоцкая с особой техникой кладки и удлиненными подкупольными барабанами (Софийский собор, Спасо-Ефросиньевская церковь) школы зодчества. Наиболее ярким и декоративным было белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с изящной резьбой на фасадах храмов, пышным внутренним убранством (Успенский, Дмитриевский соборы, храм Покрова-на-Нерли). Во время татаро-монгольского нашествия каменное строительство на Руси практически прекратилось, за исключением Новгородской земли, где преобладало оборонное зодчество. С ХI в. зарождается иконопись. Первые иконописцы как и архитекторы в Древней Руси были греки, которые обучали будущих русских мастеров. Поэтому в первых произведениях отчетливо проявляются византийские традиции. Но уже к ХII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции, которые передают региональные особенности, характерные скорее для субкультур, поскольку в целом сохранились элементы общности стиля, единства композиционных и технических приемов зарождавшейся единой общерусской культуры. Формируются киевская, новгородская, владимирская, псковская и др. школы древнерусской иконописи. Древняя Руси славилась мастерами декоративно-прикладного искусства. В городах развивалось около 60 видов ремесел: оружейное, ювелирное, резьба по кости и др. Для предметов декоративно-прикладного искусства характерны яркая цветовая гамма, растительный или «звериный» орнамент, основанный на традициях древности. Позже старые языческие символы уступили место изображениям святых в сочетании с орнаментом из стилизованных цветов. Во время татаро-монгольского нашествия были утеряны ряд технических приемов, которыми пользовались ранее русские мастера. Таким образом, Древняя Русь уже в домонгольский период превратилась в страну высокоразвитой культуры, отличающаяся высоким для того уровнем образования, развития общественной мысли, литературы, архитектуры, техники. В IХ-ХIII вв. начала складываться единая русская культурная общность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.53 (0.006 с.) |