Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место «истории мировой культуры» среди гуманитарных наук. Предмет ее изучения. Понятие «культура», ее основные функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«История мировой культуры» - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об основных периодах развития общемировой и отечественной культуры от древности до нашего времени, общественных течениях и художественных стилях, шедеврах и ярких произведениях изобразительного искусства, архитектуры, научных изобретениях, жизни и деятельности творцов различных эпох и народов. Предметом изучения «истории мировой культуры» является ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. В настоящее время «история мировой культуры» выступает в качестве интегративного предмета социально-гуманитарного профиля, содержит в себе результаты и достижения современного гуманитарного знания, включая историю, религиоведение, философию, искусствоведение и др. В процессе изучения ключевым понятием является «культура». «Культура» происходит от латинского слова «cultura», которое означало в Древнем Риме возделывание почвы, ее культивирование, то есть какие-либо изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном определении подчеркивается важная особенность - единство культуры, человека и его деятельности. Каждая эпоха вкладывала в понятие культура свое представление. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668—1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Жан Жак Руссо (1712—1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Во второй половине XIX в. понятие «культура» приобрело статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие употреблялось с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818—1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант, а в начале В настоящее время существуют разные подходы к пониманию «культуры», определим наиболее важные 1. Аксиологический. Культура - это мир ценностей, совокупность лучших творений человека. 2. Антропологический. Культура - это совокупность артефактов, искусственных, созданных человеком предметов и явлений, все, то, что сделано людьми и характеризует их жизнь, отличает человеческое общество от природного мира. 3. Информационный подход. Культура - это мир смыслов, система социальной информации, ценности, опыт, образцы деятельности, сохраняемые и транслируемые человеческим сообществом. Наличие множества подходов к изучению культуры позволяет сделать вывод о многогранности и сложности этого понятия. Вместе с тем выделим основополагающие определения. Во-первых, культура присуща только человеческому обществу. Во-вторых, она является результатом деятельности человека и условием его саморазвития. В-третьих, культура – это совокупность положительных ценностей. В-четвертых, культура является условием жизнедеятельности человека. Таким образом, не претендуя на универсальный подход, можно дать следующее определение понятия. Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, воплотившихся в материальных и духовных ценностях, определяющих нормы поведения людей, отношения друг к другу, обществу, природе, творческий процесс, формирующий личность и общество. Функции культуры. Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культуру необходимо изучать с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Важнейшими функциями культуры являются познавательная, воспитательная, информативная, коммуникативная. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Культура выступает как форма самоидентификации людей. Благодаря ей, общество осмысляет, что его связывает с другими обществами, что отличает данное общество от других. Информативная функция культуры играет важную роль в передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, литературных памятниках, «языках» науки и искусства. Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность, развиваются способности, умения, его физические и духовные качества). 2. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории мировой культуры. В современной науке ученые выделяют несколько подходов к изучению истории человеческой культуры. Формационный подход был сформулирован известными немецкими мыслителями и общественными деятелями XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Этот подход основан на рассмотрении истории, как смены общественно-экономических формаций, соответственно каждой формации соответствует свой тип культуры, который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Представители этого подхода исходят из заданного изначально и длящегося на всех этапах единства культурно-исторического процесса. Цивилизационный подход анализирует историю как смену цивилизаций. Каждой из которых характерны стадии рождения, расцвета и упадка. Представители цивилизационного подхода доказывают отсутствие общей закономерности в развитии культуры человечества. Объектом исследования в таком подходе является материальная и духовная культуры различных цивилизаций. В хронологическом порядке рассматривается египетская цивилизация, древнеиндийская цивилизация, древнегреческая цивилизация, средневековая цивилизация и т. д. Представители цивилизационного подхода доказывают, что нет общей закономерности развития культуры человечества. Закономерность характерна только для развития культуры внутри одной цивилизации. Этот подход в объяснении исторического процесса и культуры начал складываться в XVIII веке. Его основоположниками были французские философы-просветители Все эти подходы дают возможность высветить разные грани одной истины, которая становится понятна в результате объективного подхода к изучению разнообразных теорий о культуре общества. Ведущую роль в истории играют не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.188.225 (0.007 с.) |