Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты культуры Возрождения: антропоцентризм и гуманизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот период имеет свои отличительные черты. Во-первых, усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества искусство, философия, литература, образование, наука. Во вторых, в центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. Такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувствособственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма к общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль Творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием -это непременная часть культуры Возрождения. В третьих, гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр- могучая и прекрасная личность. В четвертых, этот период характеризуется обособлением отдельных форм человеческой жизни: единое бытие средневекового человека постепенно разделяется на жизнь трудовую, общественную, личную, в быту, в искусстве, в общении. Складывается практика индивидуального выбора профессии, возможность самостоятельно глядеть на мир, строить свою жизнь, думать, чувствовать, желать. С этой эпохи начинается личное бытие человека. Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем, в средние века была религия. Наука Наука этого периода развивалась в двух центрах почти не связанных друг с другом. Первый центр – это университеты и школы, в которых развивалась традиционная средневековая наука. Вторым центром можно считать мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов. Создавая произведения искусства, они опирались на эксперимент, так как большинство мастеров не имели систематического образования, не знали латыни, иногда были даже малограмотными. Однако творческая деятельность требовала соединения мастерства с наукой, прежде всего с математикой. В XI веке в странах Западной Европы вошли в употребление «арабские» цифры, закрепившие позиционную систему счисления. Ученые эпохи Возрождения более широко, по сравнению с арабскими учеными, были знакомы с трудами античных математиков, особенно Евклида и Архимеда. В XV и начале XVI века успехи европейской математики были связаны с деятельностью флорентийского математика Луки Пачоли (1445 – после 1509 гг.), автора «Суммы арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности» (1494), содержащего сводку всего известного тогда математического знания, а также трактата «Божественная пропорция» (1496 – 1499). Соединение творчества с наукой привело к выделению искусства из ремесла. Художники Возрождения не достигли бы такого совершенства, если бы они с помощью математики не изучили правил перспективы. Произведение Особенность развития науки Возрождения состоит в том, что все ее важнейшие направления – живопись, архитектора, скульптура, а также математика, механика, анатомия, медицина, зачатки химии – объединялись в деятельности одного человека. Примером может служить деятельность Л.Б. Альберти и Леонардо да Винчи. Крупнейшим научным открытием XVI века была гелиоцентрическая система устройства Вселенной, разработанная польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543 гг.). С 1515 по 1530 год он работал над своей знаменитой книгой «Об обращении небесных сфер», в которой доказал, что Земля круглая и что она является лишь одной из обращающихся вокруг Солнца планет. Эпоха Возрождения была временем великих географических открытий: в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, в 1519 году Фернандо Магеллан отправился в кругосветное путешествие. Таким образом, два богатых континента западного полушарии были открыты для освоения «Старым светом». Изобразительное искусство Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Внимание художников привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В отличии от средневековья, когда изображали божественный мир и его персонажи, теперь основное внимание уделяют человеку и его индивидуальности. Наряду с фресками развивается и станковая живопись (картины, написанные на холсте, дереве, картоне и другом материале и не связанные с плоскостью стены), появляется светская живопись (портрет). В XV в. получает распространение гравюра. Фламандский художник Ян ван Эйк разрабатывает технику масляной живописи. Важнейшим достижением изобразительного искусства Возрождения стало воссоздание после тысячелетнего перерыва круглой скульптуры, т.е. обработанной со всех сторон. Все новые приемы изображения стали использовать художники Раннего Возрождения. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичели (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто (1266 -1337) освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы. Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом - и это не полный перечень основных направлений его деятельности. Почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: "Один из вас предаст меня", а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - «Джоконда» по имени ее мужа Джокондо. Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель "Сикстинской мадонны", величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью "превзойти природу". Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477-1576), в оспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников. К концу XV - первой трети XVI вв. относится расцвет творчества Ариосто (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения. Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI -первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, гденачалась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь былареорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои 'взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (154 -1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах". Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только а Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким. Литература Особенно ярко культура Возрождения проявилась в литературе и изобразительном искусстве. Основными чертами литературы Возрождения были жизнеутверждающий характер, восхищение красотой мира, человека и его свершений. Важнейшей темой поэзии становится любовь. Большое место в литературе занимают сатира и пародии на современные нравы, на человеческую глупость, на средневековые идеалы и средневековую культуру. Последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения был уроженец Флоренции Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.). Мировую славу ему принесла поэма «Божественная комедия», в которой слились поэзия, философия, теология, наука. «Божественна комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру, включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, образ которой становится символом мудрости и красоты. В поэме автор обличает католическое духовенство и превозносит достоинства человека. Родоначальником гуманизма в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.). Большую известность Петрарке принесли любовные сонеты, посвященные Лауре. В этих сонетах впервые прославляется реальная земная любовь, которая противостоит аскетическому мировоззрению Средневековья. Петрарка является автором двух поэм, посвященных истории родной страны. Поэма «Африка» – это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги древнеримского полководца Сципиона, завоевателя Африки. Поэма «О знаменитых мужах» – биографии выдающихся римлян. Петрарка является создателем эпистолярного жанра в новоевропейской литературе. Он превращает свои частные письма в чисто литературные произведения, в которых в резкой сатирической форме выступает против нравов Ватикана. Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.), автор «Декамерона», сборника 100 реалистических новелл. Во время эпидемии чумы во Флоренции 10 юношей и девушек укрываются на загородной вилле и там в течение 10 дней (гр. «декамерон» – десятиднев) рассказывают каждый по одной новелле в день, в которых высмеивают духовенство, показную святость, ханжество, религиозное лицемерие. В «Декамероне» Боккаччо создал классический стиль итальянской новеллы. Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни авторов получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. В испанской литературе получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616) был драматургом, автором новелл и романов. Его пьесы «Театр чудес», «Ревнивый старик», «Два болтуна» были едкой сатирой на существующие в Испании порядки. Основная идея «Назидательных новелл» – любовь к жизни, моральная требовательность к себе и другим, глубокая человечность и великодушие. Мировую славу Сервантесу принес роман «Дон Кихот», в котором сочетаются реализм, героика и романтизм. Пародируя рыцарские романы, писатель показал жизнь современной Испании. Основоположник испанской национальной драмы Лопе де Вега (1562 – 1635 гг.) создал более 1500 литературных произведений, в том числе такие, как «Собака на сене», «Учитель танцев». В Англии литература Возрождения представлена драматургией Уильяма Шекспира (1564 – 1616 гг.). Он писал жизнеутверждающие комедии «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». В своих пьесах Шекспир отстаивает идею природного равенства людей, право каждого человека на свободную мысль и свободное чувство. Значительный вклад в мировую литературу внесло творчество нидерландского философа и писателя Эразма Роттердамского (1496 – 1536). Его наследие представлено прозой («Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Наставление христианского воина») и поэзией (136 стихов и небольших поэм). Он создал новую гуманистическую систему богословия, в которой главное место занимает человек, его нравственный облик, а не фанатичная религиозность, достойная лишь похвалы «Богини Глупости». Французская литература представлена творчеством Франсуа Рабле (1494 – 1553), написавшим сатирический роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах – отце и сыне. Он обличает и высмеивает церковь за ханжество, невежество и пороки ее служителей, размышляет над тем как помочь человеку стать всестороннее развитой личностью. Таким образом, литература эпохи Возрождения утверждала идею антропоцентризма, согласно которой не Бог, а человек является центром мироздания и «венцом творения». Архитектура На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возникает новая архитектурная система – стиль Возрождения. В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и общих признаков нового стиля. Основное внимание архитекторы уделяли строительству светских зданий и дворцов. Происходят изменения и в церковной архитектуре. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно охватить единым взглядом, то церкви Возрождения мы видим полностью, что позволяет оценить красоту и пропорциональность построек. В этот период идет формирование городской культуры, расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи Возрождения был не только административным, но и культурным центром. При планировке городов архитекторы стремились достичь гармонии отдельных сооружений и их объединения в архитектурные ансамбли. Разрабатывались проекты «идеального города» для идеального человека. В этом городе должны были быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для творчества. Один из таких проектов создал Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – великий итальянский ученый, архитектор, теоретик архитектуры. Он написал первый архитектурный трактат Ренессанса «Десять книг о зодчестве», в котором собраны воедино и четко сформулированы представления того времени об ордере, пропорциях и принципах городской планировки. Критически изучив римское архитектурное наследие, Альберти теоретически обосновал новое архитектурное направление. Это книга оказала большое влияние на развитие архитектуры не только Ренессанса, но и последующих эпох. В Италии в этот период большое внимание уделяют строительству в центре города домов для богатых семей – палаццо. Наиболее значительной работой Альберти стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции, в котором он применил ордерную декорировку фасада. Возведенные по его проектам фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Францеско в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе определили целое направление в итальянской архитектуре века, оказавшее очень большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Большой вклад в развитие стиля Возрождения внес Филиппо Брунеллески (1377 – 1446 гг.) – великий итальянский архитектор, скульптор и ученый раннего Возрождения, один из основоположников архитектуры Возрождения и создатель теории перспективы. В это время увеличивается строительство общественных сооружений. Известная работа Брунеллески – Воспитательный дом (приют для брошенных детей) во Флоренции. Также он создает проекты церквей и палаццо во Флоренции. Самая знаменитая работа Брунеллески – возведение купола над собором Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Восьмигранный купол имеет диаметр 42 метра, высота – 13,5 метров, работа длилась 16 лет (1420 – 1436 гг.) Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная Брунеллески, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII – XVIII веков. В период Высокого Возрождения ведущее положение в архитектуре занимает Рим. Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии и сохраняет эту роль на протяжении всех последующих веков, фактически до настоящего времени. Основоположником архитектуры Высокого Возрождения был Донато Анджело Браманте (1444 – 1514 гг.), приглашенный из Милана в Рим в 1499 году. Он расширят и перестраивает папский дворец Ватикан, создает проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора Св.Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Строительство собора оказалось большим и трудным делом, к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен. После его смерти строительством собора руководили Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. По проекту последнего над собором Св.Петра возведен купол. Архитектура итальянского Возрождения является первым этапом в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и Нового времени. Она оказала значительное влияние на архитектуру европейских стран. Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся: · Что означает понятие «Возрождение»? · Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения? · Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и Северное Возрождение? · Когда и почему появляются идеи Реформации? · Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?
Литература 1. Алпатов М. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М., 1970. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI век. Т. 1-2. М., 1977. 4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1990. 5. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.112 (0.01 с.) |