Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская культура периода Реформации

Поиск

Основные вопросы

1. Сущность и причины Реформации.

2. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера и его основные требования. Лютеранство.

3. Реформация в Швейцарии. Идеи Ж. Кальвина: сходство и отличие от взглядов М. Лютера. Кальвинизм.

4. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Пуританизм.

5. Влияние Реформации на европейскую и мировую культуру.

Литература

1. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // Вопросы истории. 1995. №10. С. 44-53.

2. Реформация и ее причины. Лютеранская и швейцарская реформация. Распространение реформации в Европе // Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1995. С. 49-82.

3. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984.

Методические указания

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование католической церкви. Назовите причины Реформации, выделите ее основные направления, перечислите крупнейшие протестантские конфессии. Что считается началом Реформации? Расскажите о деятельности М. Лютера, охарактеризуйте «95 тезисов». В чем различие взглядов М. Лютера и Т. Мюнцера? Почему идеи Т. Мюнцера не получили в Германии широкого распространения? Изложите основы лютеранского вероучения, опираясь на «Аугсбургское вероисповедание» Ф. Меланхтона.

Чем различалось реформирование церкви в Германии и Швейцарии? Изложите идеи У. Цвингли и Ж. Кальвина. Поясните смысл кальвинистского догмата об абсолютном предопределении. Покажите, как в кальвинизме совмещаются полный детерминизм и требование активной деятельности. Что общего в лютеранстве и кальвинизме, каковы различия между ними?

Рассмотрите, как проходила Реформация в Англии? Что представляет собой англиканский символ веры? Почему в Англии распространился пуританизм? Чего требовали пуритане, как они обосновывали свои требования?

Расскажите, как католическая церковь реагировала на Реформацию. Почему несмотря на активное противодействие католической церкви остановить Реформацию не удалось?

В заключение выделите, в чем значение Реформации, и покажите, каково ее влияние на последующую европейскую и мировую культуру.

Контрольные вопросы

1. Что такое Реформация? Назовите ее причины.

2. Охарактеризуйте «95 тезисов» Мартина Лютера.

3. Чем отличается учение М. Лютера от учения Т. Мюнцера?

4. Назовите основные догматы лютеранства.

5. Назовите основные догматы кальвинизма.

6. Что представляет собой англиканская церковь? Что такое пуританизм?

7. Назовите методы борьбы католической церкви с Реформацией.

8. В чем отличие культуры периода Реформации от элитарной культуры Возрождения?

9. Добавьте в глоссарий:

понятия и памятники: Северное Возрождение, Реформация, индульгенция, лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, гравюра, мейстерзингер, плутовской роман, эссе, утопический социализм, реконкиста.

персоналии: Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский, Ван Эйк, Рубенс, Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах старший, Франсуа Рабле, Пьер де Ронсар, Мишель де Монтень, Томас Мор, Вильям Шекспир, Мигель де Сервантес, Лопе де Вега, Эль Греко, Диего Веласкес.

 

Тема 19

Культура Северной Америки

 

Основные вопросы

1. Искусство Доколумбовой Америки.

2. Формирование культуры Латинской Америки в период Конкисты.

3. Специфика культуры и искусства Северной Америки.

Литература

1. Америка / Под ред. Л.М. Геймана. – М., 1997.

2. Бурстин Д. Трилогия «Американцы». – М., 1990-1994.

3. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. – М., 1990.

4. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989.

5. История США в 4 т. – М., 1979-1985.

6. Ко М. Майя: Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. – М., 2003.

Методические указания

При подготовке к теме необходимо рассмотреть, в первую очередь, специфику культуры таких племён, как ольмеки, майя, ацтеки, инки. Географическое расположение древнейших очагов культуры. Религиозные и космогонические представления. Обычаи и праздники. Календарь. Материальная культура. Развитие искусства. Культура о. Пасха. Версии происхождения и предназначения гигантских рисунков в пустыне Наска, которые были найдены в 30-х годах XX века.

Начало формирования культуры Латинской Америки относят к 1492 г. – году открытия Америки. Влияние «Конкисты» – завоеваний испанцев и португальцев в конце XV-XVI вв. Образование новой культуры в результате этнокультурного смешения. Термин «Латинская Америка» обозначает не только территорию, но и историческую, языковую и культурную совокупность. Формирование трёх групп: Индоамерики, Афроамерики, Евроамерики.

Развитие культуры США необходимо рассматривать с возникновения североамериканских колоний в XVII веке. Общественное устройство. Англия как отправная точка культурного развития. Роль войны за независимость в культуре. Возникновение США. Приток иммигрантов из других стран. Просвещение и образование в Америке. Влияние интеллектуальных исканий Европы на американскую культуру. Развитие искусства, гуманитарных и естественных наук. Технические достижения. Американская литература, живопись, театр и архитектура.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные черты культуры Мезоамерики?

2. Охарактеризуйте основные черты культуры следующих племен: алеуты, эскимосы, ирокезы, делавары, могикане, апачи.

3. Каковы причины распространенности обряда человеческих жертвоприношений?

4. Какие загадки цивилизации майя до сих пор не разгаданы?

5. Каковы достижения цивилизации атцеков?

6. Каково современное состояние культуры американских индейцев? Какие меры применяются для ее сохранения?

7. Каковы основные черты и достижения афрокультуры Америки?

8. Каково влияние пуританской церкви на искусство?

9. В чем отличие культуры американской культуры 19 века от культуры Европы того же периода?

10. Добавьте в глоссарий:

понятия и памятники: иглу, вигвам, торбаса, мокасины, каноэ, вампум, томагавк, Трубка Мира, Мировое дерево, молитвенные перья, тотем, каучук, «священная игра в мяч», Теотиуакан, Теночтитлан, «Пирамида Луны», «Пирамида Солнца», храм Тлауискальпантеукли, календарь майя, рисунки в пустыне Наска, племена: алеуты, эскимосы, ирокезы, делавары, могикане, апачи; цивилизации: ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки; Война за независисмость, Декларация независимости, «Моби Дик», «Хижина дяди Тома», Капитолий, небоскреб, Бруклинский мост.

боги и персоналии: Тескатлипока, Кетцалькоатль, Уитцилопочтли, Хунаб Ку, Постящийся Койот, Бенджамин Франклин, Дж. Вашингтон, Ф. Купер, В. Ирвинг, Г. Мелвилл, Г. Бичер-Стоу, М. Твен.


Тема 28

Культурно-исторические и туристские центры в России

 

Основные вопросы

1. Москва как политический, исторический и культурный центр.

2. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

3. Жемчужины культуры под Санкт-Петербургом: Петергоф, Царское село, Ломоносов.

4. Золотое кольцо России.

5. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.

6. Сочи как центр культуры и отдыха.

7. Кижи– уникальный памятник деревянного зодчества.

8. Культурно-исторические памятники Казани.

Методические указания

Рассматривая Москву как политический, исторический и культурный центр, необходимо рассмотреть следующие достопримечательности Московского Кремля: Спасская и Троицкая башни, Соборная площадь, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризположения, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата, Теремной и Большой Кремлевский дворцы, оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол. Красная площадь. Храм Василия Блаженного.

Изучая достопримечательности Санкт-Петербурга: Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Летний дворец Петра I, Летний сад, Казанский кафедральный собор, Исаакиевский собор, Кунсткамера, нельзя забывать о жемчужинах пригородов северной столицы: Петергоф – летняя резиденция российских императоров. Основные достопримечательности Петергофа: Большой дворец, Монплезир, Екатерининский корпус, Эрмитаж, дворец Марли, Коттедж, Аллея фонтанов. Достопримечательности Царского села (г. Пушкин): Екатерининский дворец, церковь Знамения, Царскосельский лицей, дом Теппера де Фергюссона, павильоны «Агатовы комнаты», «Эрмитаж», «Грот», Камеронова галерея, Александровский дворец, Египетские ворота, Арсенал.

При рассмотрении памятников Золотого Кольца России, особое внимание стоит уделить белокаменному зодчеству Владимиро-Суздальской земли: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Рождественский собор в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском. Сочи как центр культуры и отдыха.

Особое значение имеет изучение туристского потенциала Сочи, центра зимней олимпиады 2014 года. Основные достопримечательности Сочи: смотровая башня на горе Большой Ахун, здание морского вокзала, здание Зимнего театра, дачи Якобсона, Трапезникова, Зиновьевой, вилла «Вера», виадуки, собор Михаила Архангела, дольмены, ацангуары, остатки средневековых крепостей.

Кижи – уникальный памятник деревянного зодчества. Основные достопримечательности: Преображенская, Покровская, Лазаревская церкви, крестьянские избы – дома Ошевнева, Елизарова, Сергеева, Волкостровская часовня.

Памятники тысячелетней Казани. Ансамбль Казанского Кремля: Башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор, Губернаторский дворец. Петропавловский собор. Памятники Старо-Татарской Слободы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Подготовьте сообщения о пяти культурно-исторических центрах России (по выбору студента);

2. Подготовьте сообщения о Казани как туристском объекте и о двух городах Татарстана (Свияжск, Елабуга, Булгар, Биляр, Чистополь и др.) как о культурно-исторических центрах (по выбору студента).

Контроль.

Темы курсовых работ по дисциплине

«Мировая культура и искусство»

1. Миф как явление культуры.

2. Символика цвета в различных культурах.

3. Специфика религиозного искусства (на примере одной из мировых религий).

4. Проблема происхождения искусства. Основные особенности первобытного искусства.

5. Памятники материальной культуры первобытности.

6. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

7. Памятники архитектуры и скульптуры Древнего Египта, сохранившиеся до настоящего времени.

8. Изобразительное искусство и архитектура Древней Месопотамии.

9. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии.

10. Мечеть как символ ислама. Тадж-Махал – жемчужина арабо-мусульманской культуры.

11. Художественные традиции в арабо-мусульманской культуре.

12. Своеобразие китайского искусства. Триединство живописи, поэзии, каллиграфии.

13. Самобытность и своеобразие культуры Японии.

14. Искусство Доколумбовой Америки.

15. Традиционное искусство Африки.

16. Периодизация культуры Древней Греции. Основные черты древнегреческой культуры.

17. Древнегреческая мифология и религия.

18. Театр и его роль в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).

19. Искусство в Древнем Риме. Его особенности.

20. Византийские архитектура и иконопись.

21. Культура средневекового города.

22. Место христианства в культуре средневековья. Крестовые походы, их значение для европейской культуры.

23. Художественные традиции в культуре ислама.

24. Средневековое изобразительное искусство.

25. Романский стиль в средневековой культуре.

26. Сокровища готической архитектуры (собор Нотр-Дамм в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Любеке (Германия), старая Прага)

27. Архитектура, живопись, скульптура эпохи Возрождения: основные особенности.

28. Творчество Леонардо да Винчи

29. Творчество Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана.

30. Нидерландская школа Возрождения (творчество Рубенса, Рембрандта)

31. Литература эпохи Возрождения: путь от Данте и Боккаччо до Шекспира и Сервантеса.

32. Влияние Реформации на европейскую культуру.

33. Основные черты культуры эпохи Просвещения.

34. Литература эпохи Просвещения: Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Иоганн Вольфганг Гете.

35. Гений Иоганна Себастьяна Баха.

36. Венская школа классической музыки (В.А.Моцарт, Л. Ван Бетховен).

37. Стиль барокко в европейском искусстве.

38. «Золотой век» испанской живописи.

39. Стиль рококо во Франции.

40. Садово-парковое искусство Европы Нового времени.

41. XIX в. как «век науки». Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный процесс.

42. Новый подход к человеку в искусстве романтизма.

43. Национальные художественные школы европейских стран 19 века (Англия, Германия, Франция – по выбору студента).

44. Классицизм в европейском искусстве.

45. Романтизм в музыкальной культуре Европы.

46. Импрессионизм как самобытное явление французского искусства.

47. Художественные искания постимпрессионистов (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Ван Гог, Гоген)

48. Западный авангард первой половины 20 века (Матисс, Пикассо)

49. Сюрреализм в 20 веке.

50. Модерн в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

51. Искусство постмодернизма (поп-арт, «новый реализм», концептуализм)

52. Архитектурный постмодернизм.

53. Феномен перфоманса и инсталляции в современном искусстве.

54. Голливуд и искусство кино 20 века.

55. Мода как искусство в 20 веке.

56. Телевидение как феномен культурной жизни современного общества.

57. Джаз: история и современность.

58. Рок-культура в мировом искусстве.

59. Технократическая и виртуальная культура современности.

60. Своеобразие языческой культуры древних славян.

61. Принятие христианства. Роль Византии в становлении православной русской культуры.

62. Архитектура и живопись Киевской Руси: связь с византийской традицией и своеобразие.

63. Первые литературные памятники Киевской Руси.

64. Культура Руси периода раздробленности (XII–XIII вв.): особенности архитектуры, отражение опыта монголо-татарского ига в литературных памятниках.

65. Формирование ансамбля Московского Кремля.

66. Расцвет русской иконописи в XIV – XV вв. Фрески Феофана Грека. Творчество Андрея Рублева.

67. Московская архитектура XIV–XV вв.

68. Культурные последствия раскола в русском православии.

69. Начало обмирщения русской культуры в XVII в.: просвещение, литература, новые стили в архитектуре и живописи.

70. Возрастание роли литературы в культуре XVIII в. Творчество Д. Фонвизина, Г. Державина, Н. Карамзина.

71. Русская культура XVIII в.: театр, скульптура и живопись; барокко и классицизм в архитектуре.

72. «Золотой век» русской культуры: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка первой половины XIX в.

73. Реализм в русской живописи 19 века.

74. Искусство русского балета: история и современность.

75. Создание русских национальных музеев в Москве и Петербурге.

76. Санкт-Петербург – жемчужина европейской архитектуры.

77. Значение деятельности товарищества передвижных художественных выставок для культуры России.

78. Модернизм в русской культуре 19-20 вв.

79. «Серебряный век» русской культуры: многообразие тенденций в общественно-политической мысли, литературе, изобразительном искусстве на рубеже XIX–XX вв.

80. Творчество В.Серова и живопись «серебряного века».

81. Художественное объединение «Мир искусства»

82. Символизм в русской культуре на рубеже 19-20 веков.

83. Культурная революция 1917 года: достижения, противоречия.

84. Искусство сталинской эпохи.

85. Советский кинематограф начала 20 века.

86. Социалистический реализм: просчеты и достижения.

87. Тема Великой отечественной войны в советском искусстве.

88. Плакат и его значение в советском искусстве.

89. Русские за рубежом: страницы истории культуры.

90. Бардовская песня как явление советской музыкальной культуры.

91. Сокровища советской мультипликации.

92. Влияние «перестройки» на культуру России конца 20 века.

93. Русский рок как явление национальной культуры.

94. Отечественное декоративно-прикладное искусство.

95. Народная культура России как национальное наследие.

96. Казань – тысячелетний город.

97. Народные промыслы Татарстана.

98. Сокровища татарской национальной литературы.

99. Современное изобразительное искусство Татарстана.

100. Охрана национального наследия как проблема экологии культуры.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Мировая культура и искусство»

1. Культура. Функции культуры.

2. Виды и формы культуры.

3. Духовная культура. Структура духовной культуры.

4. Религия как форма духовной культуры. Мировые религии.

5. Массовая, элитарная, народная культуры.

6. Искусство как форма культуры.

7. Понятия стиля и жанра в искусстве.

8. Стили средневекового искусства.

9. Барокко и рококо как стили искусства.

10. Классицизм и романтизм Нового времени.

11. Основные направления модернизма.

12. Ранние формы религиозных верований.

13. Синкретизм первобытного искусства.

14. Культура и искусство Древнего Египта.

15. Культура и искусство Древней Месопотамии.

16. Культура и искусство Древней Индии.

17. Культура и искусство Древнего Китая.

18. Религиозные представления в культуре античности.

19. Культура и искусство Древней Греции крито-микенского, гомеровского и архаического периодов.

20. Культура и искусство Древней Греции классического периода и эпохи эллинизма.

21. Культура и искусство Древнего Рима.

22. Европейская культура раннего средневековья.

23. Романское и готическое искусство в Европе.

24. Византийская культура и искусство.

25. Культура Японии.

26. Культура Америки.

27. Гуманизм как основа культуры Возрождения.

28. (VIII современн-X вв.) и культура казанских татар XV-XVI вв.

29. Культура татар XVII-XIX вв.

30. Культура Татарстана советского периода.

31. Культура Татарстана Искусство Итальянского Возрождения.

32. Искусство Северного Возрождения и Реформации.

33. Интеллектуальные искания в культуре Просвещения.

34. Искусство эпохи Просвещения.

35. Романтизм как направление в искусстве XIX века.

36. Искусство XIX века. Реализм.

37. Модерн и символизм в европейской живописи.

38. Европейское искусство XX века.

39. Культурная ситуация начала XXI века.

40. Культура древних славян.

41. Культура и искусство Киевской Руси.

42. Культура и искусство периода феодальной раздробленности и Московской Руси.

43. Русская культура и искусство XVII в.

44. Русская культура и искусство XVIII в.

45. «Золотой век» русской культуры.

46. «Серебряный век» русской культуры.

47. Культура и искусство советского периода (1917-1939).

48. Культура и искусство советского периода (1939-1985).

49. Культура и искусство России постсоветского периода.

50. Казань как историко-культурный центр.

Рекомендуемая литература.

Основные учебные пособия:

1. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

2. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М., 2005.

3. Культурология: Учеб. пособие /под ред. А.А.Радугин. – М., 2001.

4. Культурология: учебник / А.В.Костина. – М., 2008.

5. Культурология. История мировой культуры (под ред. А.М. Марковой). Изд. 2-ое – М., 2000.

6. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2007.

7. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Многоуровневое учеб. пособие. - Ростов-на-Дону,1997.

Дополнительная литература ко всем разделам курса:

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусства. - М., 1996.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998.

3. Забайлов Л.К.., Шапинский В.А. Постмодернизм. - М., 1993.

4. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО «ИКАР», 1993.

5. Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. Ред. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998.

6. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. - М., 1982.

7. Милюков П.М. Очерки по истории русской культуры в 3-х томах. - М., 2003.

8. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн (+CD). – СПб.: Питер, 2007.

9. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка (+CD). – СПб.: Питер, 2007.

10. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Учебное пособие. Ч.1-2. - Екатеринбург, 1993.

11. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. - М., 2005.

12. Справочник по мировой культуре и искусству /С.М.Петкова. – Изд. 3-е., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 507 с.: ил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.012 с.)