Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Древнего Рима. Культура Средневековья.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы: 1. Влияние Греции на римскую культуру. Специфика культуры Древнего Рима, ее основные черты. 2. Древнеримская религия. Влияние мифологии Древней Греции на религиозные представления римлян и его последствия, восточные культы, возникновение христианства. 3. Литература. Творчество Апулея, Вергилия, Горация, Овидия. 4. Архитектура и скульптура. 5. Значение римской культуры, ее вклад в общемировую культуру. 6. Особенности средневековой культуры. 7. Борьба христианской церкви с инакомыслием. Ереси. Инквизиция. 8. Средневековое искусство: стили архитектуры. Методические указания Культура Древнего Рима продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и другими факторами. Покажите, в чем проявилось влияние греческой культуры на римскую. Выделите специфические черты римской культуры. Рассмотрите, как изменялась с течением времени древнеримская религия. Покажите наличие в ранней римской религии пережитков анимизма и тотемизма. Какое влияние оказала мифология Древней Греции на религиозные представления римлян? Сравните пантеон греческих и римских богов. Какую роль в Древнем Риме играли жрецы? Примерно со II в. до н. э. начинается проникновение в Рим культов восточных богов. С чем это было связано и в чем проявлялось? Завершая работу над данным вопросом, расскажите о возникновении христианства. Как и почему изменялось отношение официальных властей к христианам? Проследите эволюцию древнеримской литературы от царского периода к периоду поздней Империи. Покажите, в чем проявилось влияние греческой литературы на римскую. Поясните, почему период ранней Империи называют «золотым веком» римской литературы. Остановитесь на творчестве Вергилия, Горация, Овидия, Апулея. Рассматривая древнеримскую архитектуру и скульптуру, покажите, в чем ее отличие от древнегреческой. Архитектура Древнего Рима достигла высокого развития как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Шедевры римской архитектуры поражали своими масштабами и доминированием отчужденных и замкнутых форм. Покажите это на конкретных примерах. В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, начиная со II в. до н. э. стал реалистический портрет. Что он собой представлял? В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Взаимодействие германского и романского начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Вспомните социально-экономические и политические особенности средневековья. Выделите характерные черты средневековой культуры. В духовной культуре средневековья важнейшую роль играла христианская религия. Покажите, что представляла собой церковная организация. В чем проявлялась и на чем основывалась политическая, экономическая и идеологическая мощь христианской церкви? Каковы источники ее богатства? В чем причины борьбы церкви и государства, проходившей на протяжении средних веков? Чем были вызваны и к чему привели крестовые походы? Что вам известно о рыцарско-монашеских орденах? Поясните, что такое «ересь», почему она возникает. Расскажите о деятельности инквизиции. В культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым было положение и роль искусства. Христианство отвергло идеалы, воодушевлявшие античных художников, разрушило античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, божественному. Раскройте такие черты средневекового искусства как типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идей иерархии. Ведущее место в средневековом искусстве занимала архитектура. Это было вызвано, прежде всего, потребностью в строительстве храмов. Покажите характерные особенности романского и готического стилей. Что собой представляла средневековая скульптура? В заключении покажите, что в период средневековья наметилось разделение культуры на официальную и народную, выделите основные противоречия средневековой культуры. Контрольные вопросы 1. В чем специфика культуры Древнего Рима, каковы ее основные черты? 2. В чем значение римской культуры? 3. Назовите основные периоды истории Древнего Рима. 4. Перечислите основные особенности древнеримской религии. 5. Назовите основные особенности древнеримской литературы. Перечислите наиболее известных авторов. 6. Как изменялся тип жилищ древних римлян? 7. Раскройте сущность понятий «атрий», «таблиниум», «базилика», «перестиль», «амфитеатр». 8. Опишите два наиболее известных архитектурных памятника Древнего Рима (по вашему выбору). 9. В чем значение древнеримской культуры? 10. Каково происхождение термина «средние века» и хронологические рамки средневековья? 11. Каковы особенности средневековой культуры? 12. Поясните смысл термина «каролингское возрождение». 13. В чем проявлялось экономическое, политическое, идеологическое могущество католической церкви в период средневековья? Каковы источники ее доходов? 14. Что такое ересь? Какие ереси вам известны? Чем романский стиль отличался от готического? Самостоятельная работа. 1. Добавьте в глоссарий: «Культура Древнего Рима» понятия: культура этруссков, авгуры, понтифики, пенаты, гении, лары, риторика, принципат, доминат, центурии, когорты, базилика, арка триумфальная, амфитеатр, эдикт, катакомбы, термы. персоналии: Вергилий, Меценат, Цезарь, Цицерон, Плавт, Теренций, Лукреций, Плиний, Сенека, Светоний, Гален, Тацит. боги и герои, памятники: Юпитер, Юнона, Теллура, Церера, Марс, Венера, Плутон, Меркурий, Ромул, Рэм, Янус, Эней, Колизей, Пантеон, форум Траяна, Арка Константина. «Культура Средневековья» понятия: папа римский, Вселенский собор, монастырь, теология, схоластика, харизма, ересь, инквизиция, аутодафе, индульгенция, монашеский орден, университет, фреска, икона, базилика, апсида, портал, неф, аркбутаны, контрфорсы, витраж, богословие, сага, миннезингеры, трубадуры, ваганты, городская культура, жонглер, моралите, романский стиль, готический стиль. персоналии: Ф.Кассиодор, Боэций, Ф.Аквинский, Карл Великий, Иоанн Дамаскин, П.Абеляр. памятники литературы: поэма «Беовульф», «Старшая Эдда», «Сага об Эрике Рыжем», «Песнь о Роланде», Роман Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах», Баллады о Робин Гуде, сочинение «Да и нет» Петра Абеляра. памятники архитектуры: Собор Нотр-Дам в Париже (Франция); Соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия); Вестминстерское аббатство в Лондоне; Собор в Любеке (Германия). 2. Подготовьте доклады на тему: «Крестовые походы и их значение. Рыцарско-монашеские ордена»; «Пантеон богов Древнего Рима», «Знаменитые памятники готического искусства». Семинар 7. Европейское Возрождение. Основные вопросы: 1. Периодизация Возрождения. 2. Своеобразие культуры Возрождения. 3. Литература Ренессанса. 4. Архитектура и изобразительное искусство: отличительные особенности. Творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. 5. Значение культуры Возрождения. Методические указания Возрождение (фр. «Renissance») – переходная историческая эпоха между средневековьем и новым временем, наступившая в XIII (XIV)–XVI вв. в странах Центральной и Западной Европы, прежде всего, в Италии. Как трактуется термин «Возрождение»? Когда он был введен в научный оборот? Необходимо подчеркнуть, что это первый исторический период, когда люди осознали себя как отдельную эпоху и назвали её, исходя из положения в ряду других эпох. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения новой культуры. Возрождение интереса к ценностям и памятникам античной культуры. Формирование гуманистического мировоззрения. Актуализация античной мудрости: «Человек есть мера всех вещей». Идеал человека – универсальная, творческая, активная личность. Дайте периодизацию итальянского Возрождения. Выделите особенности культуры Ренессанса. Поясните такие из них как антропоцентризм, гуманизм, аристократический характер культуры. Литература Ренессанса отличается особенной направленностью на человека, акцентированным описанием человеческой красоты, человеческой радости и печали. Литература этого периода достаточно богата и разнообразна. Выделите ее основные черты и жанры. Остановитесь на творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Шекспира, Рабле, Сервантеса. Особенно ярко культура Возрождения проявилась в изобразительном искусстве. Охарактеризуйте творчество Джотто, Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Палладио и др. Искусство маньеризма. Важно показать, чем изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения отличались от средневековых, как изменились приемы изображения, какие жанры получили наибольшее развитие. Обратите внимание, что именно в этот период создается теория живописи и архитектуры. Завершая работу над темой, выделите значение культуры Возрождения. Контрольные вопросы 1. Какие трактовки термина «Возрождение» вам известны? 2. Какие периоды выделяют в эпохе Возрождения? 3. Какие идеи были заимствованы культурой Ренесанса из культуры античности? Объясните их сущность и влияние на формирование мировоззрения человека эпохи Возрождения. 4. Каковы особенности культуры Возрождения? 5. В чем отличие литературы эпохи Возрождения от литературы периода средневековья? 6. Перечислите основные особенности архитектуры и изобразительного искусства эпохи Возрождения. 7. В чем значение культуры Возрождения? Самостоятельная работа. 1. Добавьте в глоссарий: понятия: гуманизм, антропоцентризм, кондотьер, палаццо, капелла, колонна, пилястры, масляная живопись, мойолика, титанизм, маньеризм, тондо. памятники: «Рождение Венеры», «Весна», «мадонна Литта», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Давид», «Пьета», росписи Сикстинской капеллы, «Моисей», «мадонна Констабиле», «Сикстинская мадонна», «Афинская школа». Собор во Флоренции, капелла Медичи, собор св.Петра в Риме персоналии: Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо, Н.Маккиавели, Савонаролла, Брунелески, Медичи, Ботичелли, Донателло, Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джоржоне, Тициан, Веронезе. 2. Подготовьте доклады на тему: «Великие творцы эпохи Возрождения» (персоналии по выбору студента); «История великих полотен» (произведение искусства по выбору студентов). Семинар 8. Культура арабского мира. Основные вопросы: 1. Религиозно-интеллектуальный контекст исламистской культуры. 2. Изобразительное искусство и каллиграфия. 3. Поэзия, музыка и архитектура арабского Востока. 4. Ислам России сегодня. Методические указания Отметим два классических подхода к изучению мусульманской культуры. Дихотомия Восток-Запад. Особенности традиций мусульманского Востока. Доисламская Аравия. Исторические, социально-экономические и культурные условия возникновения ислама. Истина и легенды о жизни Мохамеда. Основные религиозные направления и течения в исламе. Шариат и фикх. Ислам как религиозная доктрина, образ жизни, основа исторических традиций, нравственных принципов и социального поведения. Формирование мусульманской теократии и Арабский халифат. Суннизм, шиизм, суфизм. Коран: структура и основное содержание. Коран и Библия: сравнительный анализ мотивов и сюжетов. Мусульманское искусство. Византийское и персидское влияние. Роль орнамента в искусстве Халифата. Арабески, геометрический, эпиграфический фриз (декоративная надпись). Каллиграфическое письмо. Ислам в изобразительном искусстве. Храм как модель мира в культуре ислама. Своеобразие декора мечети, арабески. Особенности изобразительного искусства Омейядов. Багдад как модель Вселенной и центр Халифата Аббасидов. Мавританское искусство Северной Африки и Андалусии. Становление и развитие арабской литературы. Книжная миниатюра. Искусство ковроделия. Арабская поэзия и музыка: придворные панегиристы и любовная лирика, суфийская поэзия. Культовые сооружения. Планировка ранних арабских мечетей. Мечеть Амра в Фустате. Архитектурные ансамбли Каира (гробницы Мамлюков), Мавританской Испании (Замок Альгамбра). Прикладное искусство: текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия. Влияние искусства и науки арабов на христианскую Европу. Проблемы современного ислама. Ислам в России. Мечети Казани. Мусульманский центр в Санкт-Петербурге. Контрольные вопросы 1. Каковы были условия возникновения ислама? 2. Как переводится слово «ислам»? Почему именно так была названа новая религия? 3. Перечислите основные религиозные направления и течения в исламе. 4. Какова роль орнамента в искусстве ислама? Перечислите основные элементы восточного орнамента. 5. Каковы основные архитектурные элементы мечети? 6. Какие виды декоративно-прикладного искусства наиболее развиты в арабском мире? 7. Каковым оказалось влияние искусства и науки арабов на христианскую Европу? 8. Как было влияние культуры ислама на народную татарскую культуру? Самостоятельная работа. 1. Добавьте в глоссарий: понятия и памятники: ислам, Коран, сура, каллиграфия, миниатюра, суфизм, шиизм, Аллах, Кааба в Мекке, мечеть Пророка в Медине, мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, хиджра, хаджж, шариат, мечеть, михраб, минарет, медресе, мулла, намаз, аят, Арабский Халифат, Кордовский Халифат, Альгамбра, Тадж-Махал. персоналии: Мухаммед, Омар Хайям, Абу Нувас, Аль-Исфахани, Ибн-Сина – Авиценна, Аль-Фараби, Навои, Низами. 2. Подготовьте доклады на тему: «Мечети Казани» (по выбору студента); «Искусство каллиграфии». Семинар 9.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.008 с.) |