Культурология в системе научного знания. Предмет и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология в системе научного знания. Предмет и методы исследования



Содержание

 

Теория культуры.. 4

1. Культурология в системе научного знания. Предмет и методы исследования. 4

2. Представление о культуре в исторической динамике. 7

3. Мифологический тип культуры. Особенности мифологического мышления. Картина мира в мифологической культуре. Миф – понятие, структура, функции, типология. Миф и магия, миф и религия, миф и ритуал. 10

4. Провиденциалистский тип культуры. Культура и религия. Христианство как духовный стержень европейской культуры: история, догматика, памятники. 13

5. Нововременной тип культуры. Концепция человека и картина мира в нововременной культуре. И. Кант «Что такое просвещение». 16

6. Буддизм: история возникновения, основные направления, теоретические постулаты и практическая составляющая. 19

7. Динамика культуры: понятие, факторы, источники, концептуальные подходы.. 22

8. Классификация этносов. Этногенез. 25

9. Ислам: история возникновения, основные течения, догматика и культ. 27

10. Понятие этноса в современной науке. Проблема этничности и этно-культурной идентификации личности. 30

11. Культура, субкультура, контркультура – соотношение понятий. Дефиниции, типология 33

12. Массовая и элитарная культура. Понятие массовой культуры. Функции и виды массовой культуры 36

13. Искусство как социокультурный феномен. Морфология, жанровая структура. Специфика художественного творчества и содержания. 39

14. Понятие знака и знаковой системы. Типы знаковых систем. Семиотический подход к изучению культуры.. 42

15. Система эстетических категорий и понятий. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, потребность, вкус, идеал, оценка. 45

История культуры.. 48

1. Культура Древнего Египта: социальные и мировоззренческие основы культуры. Важнейшие факторы и основные этапы развития египетской цивилизации. 48

2. Искусство Древней Греции и его периодизация. 50

3. История культуры Китая, периодизация. Важнейшие культурные достижения. 53

4. Культура Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись. 56

5. Культура западноевропейского Возрождения: предпосылки, периодизация, источники, основные проблемы в искусстве Возрождения. Локальные варианты.. 58

6. Основные этапы развития японской культуры (до эпохи Мейдзи) 61

7. Культура Западной Европы в средние века: периодизация и стилистика средневековой культуры 64

8. Европейская культура 17 века. Становление стилевых систем нововременного искусства: барокко и классицизм.. 67

9. Европейская культура эпохи Просвещения. 69

10. Культура Древней Руси (10 в. 1-я п. – 15 в.). Зодчество. Иконопись. 71

11.Культура Московского царства (2-я п. 15 – 17 вв.): архитектура, иконопись, идеология, семантика московского Кремля. 74

12. Отечественная культура 18 века. Основные тенденции развития. Концепция человека в литературе, живописи. Архитектура Петербурга – модель новой России. 77

13. Культура России 19 века: основные периоды и тенденции развития. Реализация общественной мысли в художественной культуре. 80

14. Европейская культура 19 века. Основные направления в искусстве Европы 19 века 83

15. Художественная культура 20 века. От авангарда до постмодернизма. Многообразие видов и форм художественной культуры.. 86

Список литературы.. 89

 


Теория культуры

Классификация этносов. Этногенез

 

Классификация этносов — сочетание разнообразных этносов (народов) мира в смысловые группы на основе многих признаков или параметров этого вида общности людей: языка, территории и других, с учетом их дополнительных вариаций. Широкое распространение имеет этно-лингвистическая классификация этносов на основе генеалогической классификации языков на семьи, группы и изолированные языки (например, «народы индоевропейской семьи», «народы уральской семьи» и т. п.); эта классификация этносов обычно применяется для группировки этносов на картах народов, а также в статистических справочниках. Может быть использована классификация этносов по степени внутренней языковой гомогенности с выделением этносов, значительные части которых пользуются другими языками или в результате языковой ассимиляции уже перешли на такие языки, считают их «родными» (например, ирландцы — английский). Классификация этносов по территории связана прежде всего с географическим расселением этносов, по которому они могут быть сгруппированы по историко-географическим областям и частям света (например, «народы Кавказа», «народы Европы» и т. п.). Для целей классификации можно учитывать особенности территориального размещения этносов с выделением различных ступеней их сосредоточения — от компактно до дисперсно расселенных народов, а также долю городского населения, с выделением более или менее урбанизированных этносов. Группировка этносов по особенностям расселения смыкается с классификацией их по наличию формы потестарной организации (в частности — государственности) и по доле этноса, живущей вне такой организации. Существенный этнографический интерес представляет довольно трудно выполнимая классификация по доли этнической специфической культуры, разработанная классификация хозяйственно-культурных типов применяется главным образом для сравнительно ранних этапов исторического развития; кроме того, во многих случаях она рассекает этносы на части (напр., береговые и оленные чукчи), что в данном случае недопустимо. Среди параметров этноса наиболее объективны его демографические характеристики, прежде всего - численность, которая может быть положена в основу классификации как в своих абсолютных, так и в относительных значениях; последнее может быть использовано, напр., для выделения и группировки этнических меньшинств. Важное значение имеет социально-классовая структура этноса, которую можно использовать в классификационных целях как в синхронном, так и в диахромном, т. е. историческом плане.

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. В. Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками[16].


История культуры

Список литературы

 

  1. Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973.
  2. Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007.
  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.

4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994.

  1. Введение христианства на Руси. – М., 1987.
  2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М., 1986.
  3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.
  4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001.
  5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
  6. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gukovskij-italiya/index.htm
  7. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1988.
  8. Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978.
  9. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
  10. Иванов С. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилёва./С. Иванов//Журнал «История»// http://his.1september.ru
  11. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.
  12. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/
  13. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.// http://lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt
  14. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
  15. Кондаков И. Культура России. - М., 2000.
  16. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt
  17. Коростелев Ю.А. Культурология./Электронный ресурс// http://cde.ael.ru/
  18. Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии. – М., 2000./Электронный ресурс// http://avt.miem.edu.ru
  19. Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005.

25. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.

26. Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/

27. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

28. Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/
  2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
  3. Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика./Е. Луковникова/Архив. Документы истории//http:// www.pravoslavie.ru
  4. Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» – (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)// (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). - М.: ИФ РАН, 2005.
  5. Мень А.В. История религии. Т. 6. - М., 1991.// http://royallib.ru/read/men_aleksandr/istoriya_religii_tom_6.html#0
  6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа]
  7. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. [ Ресурс локального доступа]
  8. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.
  9. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970.
  10. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX в. - М., 1979.
  11. Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/
  12. Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1 половина). - М., 1985.
  13. Стернин Г. Художественная жизнь России 1900–1910 годов. - М., 1998.
  14. Таубе К. Мифы ацтеков и майя. – М., 2005./Электронный ресурс// http://mesoamerica.narod.ru/myth_taube3.html
  15. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
  16. Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com
  17. Чистяков Г. Над строками Нового Завета. – М., 1999. [Ресурс локального доступа]

 



 


[1] Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии. – М., 2000./Электронный ресурс// http://avt.miem.edu.ru

[2] Там же.

[3] См.: Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 5-12.

 

[4] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998

[5]Таубе К. Мифы ацтеков и майя. – М., 2005./Электронный ресурс// http://mesoamerica.narod.ru/myth_taube3.html

 

[6] См.: Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com

 

[7] Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001. С. 8

[8] Там же. С. 9

[9] Там же. С. 12

[10] Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/

[11] Георгиева Т.С. Указ. соч. С. 13

[12] Там же. С. 22

[13] Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» – (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)// (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). - М.: ИФ РАН, 2005.

 

[14] См.: Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994; Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.

 

 

[15] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

 

[16] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[17] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/

 

[18] Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt

[19] Васильев Л.С. Указ. соч. С. 399.

[20] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

 

[21] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[22] Там же.

[23] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998

[24] Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005. С. 47

[25] Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/

[26] Там же.

[27] Коростелев Ю.А. Культурология./Электронный ресурс// http://cde.ael.ru/

[28] Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007. С. 22

[29] Там же. С. 18-19.

[30] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[31] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[32] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[33] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 10.

 

[34] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 85.

[35] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[36] Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995. С. 280-288.

 

[37] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986. С. 36-39.

[38]Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info

[39] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52

[40] Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 54

[41] Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gukovskij-italiya/index.htm

 

[42] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[43] Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1988. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/

 

 

[44] Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/

 

[45] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа

 

[46] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа]

 

[47] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа] Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm

[48] Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. [ Ресурс локального доступа]

 

[49] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. [ Ресурс локального доступа] Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.

 

[50] Иванов С. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилёва./С. Иванов//Журнал «История»// http://his.1september.ru История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002.

[51] Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1 половина). - М., 1985.

 

[52] Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.

 

[53] Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978.

 

[54] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа

 

[55] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[56] Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.// http://lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt

 

Содержание

 

Теория культуры.. 4

1. Культурология в системе научного знания. Предмет и методы исследования. 4

2. Представление о культуре в исторической динамике. 7

3. Мифологический тип культуры. Особенности мифологического мышления. Картина мира в мифологической культуре. Миф – понятие, структура, функции, типология. Миф и магия, миф и религия, миф и ритуал. 10

4. Провиденциалистский тип культуры. Культура и религия. Христианство как духовный стержень европейской культуры: история, догматика, памятники. 13

5. Нововременной тип культуры. Концепция человека и картина мира в нововременной культуре. И. Кант «Что такое просвещение». 16

6. Буддизм: история возникновения, основные направления, теоретические постулаты и практическая составляющая. 19

7. Динамика культуры: понятие, факторы, источники, концептуальные подходы.. 22

8. Классификация этносов. Этногенез. 25

9. Ислам: история возникновения, основные течения, догматика и культ. 27

10. Понятие этноса в современной науке. Проблема этничности и этно-культурной идентификации личности. 30

11. Культура, субкультура, контркультура – соотношение понятий. Дефиниции, типология 33

12. Массовая и элитарная культура. Понятие массовой культуры. Функции и виды массовой культуры 36

13. Искусство как социокультурный феномен. Морфология, жанровая структура. Специфика художественного творчества и содержания. 39

14. Понятие знака и знаковой системы. Типы знаковых систем. Семиотический подход к изучению культуры.. 42

15. Система эстетических категорий и понятий. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, потребность, вкус, идеал, оценка. 45

История культуры.. 48

1. Культура Древнего Египта: социальные и мировоззренческие основы культуры. Важнейшие факторы и основные этапы развития египетской цивилизации. 48

2. Искусство Древней Греции и его периодизация. 50

3. История культуры Китая, периодизация. Важнейшие культурные достижения. 53

4. Культура Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись. 56

5. Культура западноевропейского Возрождения: предпосылки, периодизация, источники, основные проблемы в искусстве Возрождения. Локальные варианты.. 58

6. Основные этапы развития японской культуры (до эпохи Мейдзи) 61

7. Культура Западной Европы в средние века: периодизация и стилистика средневековой культуры 64

8. Европейская культура 17 века. Становление стилевых систем нововременного искусства: барокко и классицизм.. 67

9. Европейская культура эпохи Просвещения. 69

10. Культура Древней Руси (10 в. 1-я п. – 15 в.). Зодчество. Иконопись. 71

11.Культура Московского царства (2-я п. 15 – 17 вв.): архитектура, иконопись, идеология, семантика московского Кремля. 74

12. Отечественная культура 18 века. Основные тенденции развития. Концепция человека в литературе, живописи. Архитектура Петербурга – модель новой России. 77

13. Культура России 19 века: основные периоды и тенденции развития. Реализация общественной мысли в художественной культуре. 80

14. Европейская культура 19 века. Основные направления в искусстве Европы 19 века 83

15. Художественная культура 20 века. От авангарда до постмодернизма. Многообразие видов и форм художественной культуры.. 86

Список литературы.. 89

 


Теория культуры

Культурология в системе научного знания. Предмет и методы исследования

 

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой — культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лес ли Уайта. Попытки обнаружить за этим номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами — одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней. Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью» понятия культуры как «онтологического» феномена. В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода. Первый — рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историчес ком развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре. Второй — представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени. Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Следует отметить и наличие нескольких моделей современных культурологических исследований: классическую, с жестким разделением субъекта и объекта познания, базирующуюся на рационально-сциентистской методологии; неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах номинализма, герменевтики; постмодернистскую, реализующую феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающий в рамках своей культуры значение «чужих» культур.

В культурологии выделяют следующие подразделы - теория культуры (философия культуры), история куль­туры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социо­логия культуры) и др. Культурология находится еще в ста­дии становления, поиска своего предмета и методов. Она при­надлежит одновременно к области социального знания (связана с социологией и антропологией), использую­щего количественные методы сбора данных, и к гумани­тарному знанию (искусствознание и философия куль­туры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. Именно поэтому, культурологию, из-за этой множественности её источниковедческой базы и из-за нежелания и сложности обладать энциклопедичностью знаний данных частных наук, некоторые исследователи воспринимают как суммарное обозначение целого комплекса наук, самостоятельно изучающих культурное поведе­ние человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования.

Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих культурных процессов и яв­лений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры. Культурология не только изучает предпосылки и факто­ры, под влиянием которых возникают, формируются и раз­виваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохране­нии и передаче культурных ценностей. Культурология изу­чает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов. Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры. Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду 3 основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретически-самостную. Соответственно, в культу­рологии различают философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом некоторые культурологи нередко ошибочно противопоставляют все эти три об­ласти культурологического познания.

При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисципли­ны антропология, социология, психология история педа­гогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культур­ные явления[1].

В культурологии применяются различные методы изучения культуры. Главными из них являются: 1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом. 2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны. 3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций. 5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры[2].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.092 с.)