Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественная культура 18 века. Основные тенденции развития. Концепция человека в литературе, живописи. Архитектура петербурга – модель новой РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отечественная культура этого периода связана с деятельностью Петра Великого. Император Пётр I является выдающимся историческим деятелем. С его именем связаны глобальные культурные перемены в истории России. Во время своего царствования Пётр Великий провёл крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада и использование её огромных природных ресурсов, при этом Пётр не ставил себе задачу разрушения феодально-крепостнического строя, и даже наоборот, стремился к его укреплению. Петр I создал чёткую государственную структуру, основанную на том, что крестьянство должно служить дворянству, находясь в его собственности. Дворянство при этом должно служить монарху, за это государство полностью обеспечивает дворянство, а монарх же в свою очередь, опираясь на дворянство, служит государственным интересам. В целом, реформы Петра Великого коснулись всех сфер общественной жизни. Особенно масштабными стали реформы в области культуры и просвещения. Прежде всего, как человек передовых европейских взглядов, Пётр I ликвидировал монополию духовенства на образование, им были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигационных наук (1701), медико-хирургическая школа. В основанном Петром I городе Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийские школы (1719), школы переводчиков при коллегиях. В 1724 году была основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом. Создавались начальные «цифирные» школы, издавались книги, учебные карты и пособия, буквари. Петром I был введён новый календарь в 1700 году, в котором началом года было 1 января, а не 1 сентября, как ранее, и летосчисление велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова. С конца 1702 года в России стала выходить первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». В 1719 году была открыта Кунсткамера – первый в России естественноисторический музей, в котором демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, диковинные изделия, живые и заспиртованные «монстры». Пётр I также продолжал укреплять культурные связи с Западной Европой, практиковалось обучение молодых русских дворян за границей, и в Россию приглашались иностранные мастера и учёные, в Европе закупались книги, приборы, оружие. По инициативе императора был открыт первый русский общедоступный театр. Большие успехи были достигнуты в области архитектуры и проектировании городов. К примеру, был возведён архитектурный ансамбль Петергофа, также были построены крепости Кронштадт и Петропавловская, жилые дома стали возводиться по типовым проектам. Архитектура этого периода отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, цветные изразцы. Эта архитектура получила название московское барокко. В архитектуре также ярко проявилось так называемое «петровское барокко». Этот термин достаточно условен, так стиль, одобренный Петром I для возведения зданий в Петербурге, включал черты итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. «Елизаветинское барокко» - новый художественный стиль, ярко проявившийся в архитектуре, живописи, садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве. Этот стиль характеризуется разнообразием декоративных элементов и убранства, пространственной масштабностью, чёткостью планировочных решений, пластикой и динамикой форм. Франческо Бартоломео Растрелли является одной из ключевых фигур в русском искусстве вередины 18 века. Стиль его зодчества – русское барокко, соединившее в себе русские и западные традиции. Им были построены Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и многие другие шедевры архитектуры. Растрелли очень любил размах, пышность, яркие краски, часто использовал богатое скульптурное убранство и затейливые орнаменты[48]. В целом, в архитектуре Петербурга нашли свое отражение новые европейские тенденции развития культуры России, это своего рода символ новой России. Вторая половина столетия связана с развитием классицизма. Классицизм выдвинул новые этические нормы, поскольку огромное значение придавалось общественно-воспитательной функции искусства. Эстетика классицизма ориентировалась на разумное начало, была также установлена строгая иерархия жанров. В целом, классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлечённости. В целом, эпоха классицизма стала для России периодом культурного взлёта во всех областях духовной культуры – литературе, живописи, музыке, архитектуре и т.д. Завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Вводятся новшества, связанные со строительством архитектурных сооружений: теперь они должны выражать мощь и величие Российской империи. Политическое и экономическое развитие страны стало причиной предъявления новых требований к гражданскому строительству. Наиболее яркими представителями классицизма в России были архитекторы В.П. Бажов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Баженовым были построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Михайловский замок в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей. Казаков работал в Москве над типами городских домов и общественных зданий (Сенат в Московском Кремле, Петровский дворец). Матвей Казаков – создатель облика классической Москвы. Ученик, друг, соратник Баженова и одновременно его творческая противоположность. На рубеже 1770-1780-х гг. начался переход к строгому (зрелому) классицизму. Изживание барочных приёмов в композициях и декоративном оформлении. Начало интереса к архитектуре Древнего Рима и наследию Палладио. Иван Старов – один из первых мастеров, перешедших от раннего классицизма к строгому. Старов являлся автором замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победы в русско-турецкой войне. Наиболее ярко классицизм проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами. Главная ценность классицизма – ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример – Дворцовая площадь архитектора К. Росси. В эпоху классицизма также творили такие мастера, как Ч. Камерон, Николай Львов и Дж. Кваренги - ведущий зодчий Петербурга второй половины екатерининского царствования. Классическое направление в изобразительном искусстве представлял М. Козловский – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва»). Также стоит отметить знаменитое творение французского скульптора Э.М. Фальконе, создавшего памятник «Медный всадник», ставший символом Петербурга. Большие успехи в указанный период были достигнуты в литературе. А. Сумароков стал основоположником русской драматургии. Во второй половине 18 века расцвело творчество поэта Г.Р. Державина. В своих одах он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Появляются все основные законы живописи нового времени – прямая перспектива, анатомическая правильность фигур, светотень, реальное изображение, изображение обнаженного тела. Появляется портрет – парадный, камерный, обычный и костюмированный, двойной, погрудный, в полный рост. Осваивается мифологический и аллегорический сюжет. Главное место в живописи с начала ХVШ в. начинает занимать картина маслом на светский сюжет. В портретах начала XVIII в. проявляется исключительный интерес к человеку, к его внутреннему миру, к реалиям быта (Матвеев, Вишняков, Никитин и др.). Эти тенденции характеры и для литературы того времени[49].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.006 с.) |