Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная культура 20 века. От авангарда до постмодернизма. Многообразие видов и форм художественной культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В первой половине ХХ в. основной характер художественной культуры Запада определило направление модернизма. Модернизм возник во Франции, а затем распространился в Западной Европе, Америке и России. В рамках модернизма, в основном, происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия позднего индустриального общества. В социально-политических движениях он проявился в лево- и право- радикальных движениях. К модерну относятся различные течения в искусстве ХХ в., боровшиеся между собой: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в разных формах художественной культуры – живописи, поэзии, литературе, скульптуре, графике, музыке, архитектуре, хореографии. В философском плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма (А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Символизм стремился говорить на языке небывалых образов, отвергались традиции классической поэзии, характерен интерес к фольклору, мифу, словотворчество (П. Валери, Т. Элиот, В. Иванов, А. Белый). Дадаизм – утверждал алогизм как основу творческого процесса, провозглашал полную самостоятельность слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности. Имажинизм (от франц. image – образ) – требовал передачи непосредственных впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически малосвязанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов». Футуризм (от лат. futurum – будущее) – объявлял человеческие чувства, идеалы счастья, любви, добра – «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу»; характерна связь с индустриализмом, «машинерией», техникой. Экспрессионизм – преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок – нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. Сюрреализм – стремился показать подсознание человека, соединить несоединимое: реальность и фантазию, натуралистические детали, переданные с фотографической точностью, и абстрактные формы. Особое место среди сюрреалистов принадлежало С. Дали (1904 – 1989). Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализма и рационализма, формировали новый мифологизм и конструировали техноутопии, личностные и надличностные миры форм и смыслов. Модернизм отразил стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и «реализма», предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование, или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения. Источником нового могут стать самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма; апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов; утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма; приобщение к архаическим мифам, связующих человека со стихиями природы; непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и т.д. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы. Модернизм отстаивал в течение века право на лабораторную работу, его эстетика не могла по своей природе быть общедоступной. Модернизм (как и постмодернизм) – это внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным[55]. С 70-х гг. ХХ в. в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, отчетливо проявляется направление – постмодернизм. Постмодернизм особенно заметно повлиял на идеологическую и религиозную жизнь, на литературу и искусство, на гуманитарное знание. Постмодернизм стремится к преодолению модернистско-авангардных установок и ориентаций, к приспособлению духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия. Системный анализ постмодернизма затруднен его крайним принципиальным разнообразием, сосуществованием различных творческих парадигм и подчеркнутым отрицанием стиля как принципа духовности. Постмодернизм – это не обозначение какого-либо стиля: на основе прежних стилей и направлений он строит разнородное эклектическое образование. Эклектика вызревала в ходе всей европейской истории ХХ в. Уже в начале века культура перестала быть комфортным пространством. В одной точке сосредотачивались все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкивались друг с другом и усиливали процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивалось и ставило человека на грань хаоса, начала бытия. Отражением этих явлений стало искусство постмодернизма. В эстетике и искусстве постмодерна теоретик и художник являются фигурами молчащими. В традиционной культуре художник – мастер. В постмодернизме обесценивается время, затрачиваемое на овладение мастерством, хотя не отменяется ни талант, ни интуиция. Центральной становится проблема «дилетантизма» в искусстве. В своей основе постмодернизм антитоталитарен, нет больше мифов единства, но и их потеря не вызывает огорчения. Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования, вырабатывать в нем нормативное «я». Постмодерн как культура оказывается чисто количественным феноменом – идет физическое приращение, возрастание бытия, «восстание масс». Постмодерн труден для интеллектуалов, но доступен неграмотным, и тому подобным. Их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобождение от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами. Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 г. и стал реакцией на искусство, которое к этому времени вкусило все прелести общества потребления. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, для постмодернизма присущ «антиэстетический» характер, деструктивность по отношению ко всем сколько-нибудь принятым общим принципам, стремление к выявлению частностей культурной жизни. Для постмодернизма характерно: подчеркнутая «антистильность», смешение жанров, фрагментарность в образных средствах, ирония, банализация этих средств – все это ведет к «деконструированию», которое должно подорвать и любые нормативные или смысловые элементы культуры. Постмодернизм отвергает и интернациональные стили в искусстве (архитектуре), подвергает сомнению веру в науку и технику, отдавая предпочтение локальным, самобытным, многообразным формам жизнедеятельности. Постмодернизм не отвергает ни модернизм, ни любые другие культурные парадигмы, но ликвидирует ту статусную иерархию, вершину которой занимали творцы и экспериментаторы. Отвергается и различие между центром и периферией, между создателем культурных произведений и аудиторией и даже между совершенным или высоким в искусстве и случайным или повседневным[56]. Список литературы
4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. 5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994.
25. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. 26. Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/ 27. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. 28. Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm
[1] Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии. – М., 2000./Электронный ресурс// http://avt.miem.edu.ru [2] Там же. [3] См.: Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 5-12.
[4] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998 [5]Таубе К. Мифы ацтеков и майя. – М., 2005./Электронный ресурс// http://mesoamerica.narod.ru/myth_taube3.html
[6] См.: Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com
[7] Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001. С. 8 [8] Там же. С. 9 [9] Там же. С. 12 [10] Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/ [11] Георгиева Т.С. Указ. соч. С. 13 [12] Там же. С. 22 [13] Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» – (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)// (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). - М.: ИФ РАН, 2005.
[14] См.: Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994; Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.
[15] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
[16] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. [17] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
[18] Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt [19] Васильев Л.С. Указ. соч. С. 399. [20] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
[21] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. [22] Там же. [23] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998 [24] Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005. С. 47 [25] Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/ [26] Там же. [27] Коростелев Ю.А. Культурология./Электронный ресурс// http://cde.ael.ru/ [28] Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007. С. 22 [29] Там же. С. 18-19. [30] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. [31] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. [32] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.
[33] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 10.
[34] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 85. [35] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.
[36] Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995. С. 280-288.
[37] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986. С. 36-39. [38]Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info [39] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52 [40] Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 54 [41] Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gukovskij-italiya/index.htm
[42] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.
[43] Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1988. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/
[44] Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/
[45] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа
[46] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа]
[47] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа] Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm [48] Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. [ Ресурс локального доступа]
[49] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. [ Ресурс локального доступа] Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.
[50] Иванов С. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилёва./С. Иванов//Журнал «История»// http://his.1september.ru История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002. [51] Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1 половина). - М., 1985.
[52] Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.
[53] Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978.
[54] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа
[55] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.
[56] Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.// http://lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.012 с.) |