Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная культура 20 века. От авангарда до постмодернизма. Многообразие видов и форм художественной культуры

Поиск

 

В первой половине ХХ в. основной характер художественной культуры Запада определило направление модернизма. Модернизм возник во Франции, а затем распространился в Западной Европе, Америке и России. В рамках модернизма, в основном, происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия позднего индустриального общества. В социально-политических движениях он проявился в лево- и право- радикальных движениях. К модерну относятся различные течения в искусстве ХХ в., боровшиеся между собой: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в разных формах художественной культуры – живописи, поэзии, литературе, скульптуре, графике, музыке, архитектуре, хореографии. В философском плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма (А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Символизм стремился говорить на языке небывалых образов, отвергались традиции классической поэзии, характерен интерес к фольклору, мифу, словотворчество (П. Валери, Т. Элиот, В. Иванов, А. Белый). Дадаизм – утверждал алогизм как основу творческого процесса, провозглашал полную самостоятельность слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности. Имажинизм (от франц. image – образ) – требовал передачи непосредственных впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически малосвязанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов». Футуризм (от лат. futurum – будущее) – объявлял человеческие чувства, идеалы счастья, любви, добра – «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу»; характерна связь с индустриализмом, «машинерией», техникой. Экспрессионизм – преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок – нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. Сюрреализм – стремился показать подсознание человека, соединить несоединимое: реальность и фантазию, натуралистические детали, переданные с фотографической точностью, и абстрактные формы. Особое место среди сюрреалистов принадлежало С. Дали (1904 – 1989). Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализма и рационализма, формировали новый мифологизм и конструировали техноутопии, личностные и надличностные миры форм и смыслов. Модернизм отразил стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и «реализма», предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование, или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения. Источником нового могут стать самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма; апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов; утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма; приобщение к архаическим мифам, связующих человека со стихиями природы; непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и т.д. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы. Модернизм отстаивал в течение века право на лабораторную работу, его эстетика не могла по своей природе быть общедоступной. Модернизм (как и постмодернизм) – это внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным[55]. С 70-х гг. ХХ в. в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, отчетливо проявляется направление – постмодернизм. Постмодернизм особенно заметно повлиял на идеологическую и религиозную жизнь, на литературу и искусство, на гуманитарное знание. Постмодернизм стремится к преодолению модернистско-авангардных установок и ориентаций, к приспособлению духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия. Системный анализ постмодернизма затруднен его крайним принципиальным разнообразием, сосуществованием различных творческих парадигм и подчеркнутым отрицанием стиля как принципа духовности. Постмодернизм – это не обозначение какого-либо стиля: на основе прежних стилей и направлений он строит разнородное эклектическое образование. Эклектика вызревала в ходе всей европейской истории ХХ в. Уже в начале века культура перестала быть комфортным пространством. В одной точке сосредотачивались все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкивались друг с другом и усиливали процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивалось и ставило человека на грань хаоса, начала бытия. Отражением этих явлений стало искусство постмодернизма. В эстетике и искусстве постмодерна теоретик и художник являются фигурами молчащими. В традиционной культуре художник – мастер. В постмодернизме обесценивается время, затрачиваемое на овладение мастерством, хотя не отменяется ни талант, ни интуиция. Центральной становится проблема «дилетантизма» в искусстве. В своей основе постмодернизм антитоталитарен, нет больше мифов единства, но и их потеря не вызывает огорчения. Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования, вырабатывать в нем нормативное «я». Постмодерн как культура оказывается чисто количественным феноменом – идет физическое приращение, возрастание бытия, «восстание масс». Постмодерн труден для интеллектуалов, но доступен неграмотным, и тому подобным. Их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобождение от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами. Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 г. и стал реакцией на искусство, которое к этому времени вкусило все прелести общества потребления. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, для постмодернизма присущ «антиэстетический» характер, деструктивность по отношению ко всем сколько-нибудь принятым общим принципам, стремление к выявлению частностей культурной жизни. Для постмодернизма характерно: подчеркнутая «антистильность», смешение жанров, фрагментарность в образных средствах, ирония, банализация этих средств – все это ведет к «деконструированию», которое должно подорвать и любые нормативные или смысловые элементы культуры. Постмодернизм отвергает и интернациональные стили в искусстве (архитектуре), подвергает сомнению веру в науку и технику, отдавая предпочтение локальным, самобытным, многообразным формам жизнедеятельности. Постмодернизм не отвергает ни модернизм, ни любые другие культурные парадигмы, но ликвидирует ту статусную иерархию, вершину которой занимали творцы и экспериментаторы. Отвергается и различие между центром и периферией, между создателем культурных произведений и аудиторией и даже между совершенным или высоким в искусстве и случайным или повседневным[56].


Список литературы

 

  1. Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973.
  2. Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007.
  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.

4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994.

  1. Введение христианства на Руси. – М., 1987.
  2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М., 1986.
  3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.
  4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001.
  5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
  6. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gukovskij-italiya/index.htm
  7. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1988.
  8. Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978.
  9. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
  10. Иванов С. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилёва./С. Иванов//Журнал «История»// http://his.1september.ru
  11. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.
  12. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/
  13. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.// http://lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt
  14. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
  15. Кондаков И. Культура России. - М., 2000.
  16. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt
  17. Коростелев Ю.А. Культурология./Электронный ресурс// http://cde.ael.ru/
  18. Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии. – М., 2000./Электронный ресурс// http://avt.miem.edu.ru
  19. Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005.

25. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.

26. Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/

27. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

28. Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/
  2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
  3. Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика./Е. Луковникова/Архив. Документы истории//http:// www.pravoslavie.ru
  4. Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» – (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)// (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). - М.: ИФ РАН, 2005.
  5. Мень А.В. История религии. Т. 6. - М., 1991.// http://royallib.ru/read/men_aleksandr/istoriya_religii_tom_6.html#0
  6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа]
  7. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. [ Ресурс локального доступа]
  8. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.
  9. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970.
  10. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX в. - М., 1979.
  11. Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/
  12. Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1 половина). - М., 1985.
  13. Стернин Г. Художественная жизнь России 1900–1910 годов. - М., 1998.
  14. Таубе К. Мифы ацтеков и майя. – М., 2005./Электронный ресурс// http://mesoamerica.narod.ru/myth_taube3.html
  15. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
  16. Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com
  17. Чистяков Г. Над строками Нового Завета. – М., 1999. [Ресурс локального доступа]

 



 


[1] Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии. – М., 2000./Электронный ресурс// http://avt.miem.edu.ru

[2] Там же.

[3] См.: Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 5-12.

 

[4] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998

[5]Таубе К. Мифы ацтеков и майя. – М., 2005./Электронный ресурс// http://mesoamerica.narod.ru/myth_taube3.html

 

[6] См.: Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1980./Электронный ресурс// http://www.erlib.com

 

[7] Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001. С. 8

[8] Там же. С. 9

[9] Там же. С. 12

[10] Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/

[11] Георгиева Т.С. Указ. соч. С. 13

[12] Там же. С. 22

[13] Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» – (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)// (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). - М.: ИФ РАН, 2005.

 

[14] См.: Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1994; Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.

 

 

[15] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

 

[16] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[17] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/

 

[18] Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt

[19] Васильев Л.С. Указ. соч. С. 399.

[20] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

 

[21] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[22] Там же.

[23] См.: Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998

[24] Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005. С. 47

[25] Культурология: Учебник./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007./Электронный ресурс// http://yanko.lib.ru/books/cultur/

[26] Там же.

[27] Коростелев Ю.А. Культурология./Электронный ресурс// http://cde.ael.ru/

[28] Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. – Нижний Новгород, 2007. С. 22

[29] Там же. С. 18-19.

[30] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[31] Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.

[32] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[33] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 10.

 

[34] Античная цивилизация. Сборник. //Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М., 1973. С. 85.

[35] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[36] Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995. С. 280-288.

 

[37] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986. С. 36-39.

[38]Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info

[39] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52

[40] Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 54

[41] Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л., 1990.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gukovskij-italiya/index.htm

 

[42] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[43] Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1988. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/

 

 

[44] Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/

 

[45] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа

 

[46] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа]

 

[47] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. Ч. 1-3. [ Ресурс локального доступа] Лебедева Е. Чертоги русского царя.// http://www.pravoslavie.ru/put/32081.htm

[48] Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. [ Ресурс локального доступа]

 

[49] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993. [ Ресурс локального доступа] Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.

 

[50] Иванов С. Русь и степь в концепциях евразийцев и Льва Гумилёва./С. Иванов//Журнал «История»// http://his.1september.ru История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002.

[51] Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1 половина). - М., 1985.

 

[52] Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.

 

[53] Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978.

 

[54] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа

 

[55] Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.//Ресурс локального доступа.

 

[56] Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.// http://lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.012 с.)