Становление культурологии как науки, её предмет и объект исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление культурологии как науки, её предмет и объект исследования



Направления культурологии

- Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".

- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Методы культурологии

- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Основная задача культурологии

Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

История термина «культура».

Проблема определения понятия «культура».

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких, как английское coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие, причем агрикультурный, сельскохозяйственный смысл долгое время сохранялся. Так, Френсис Бэкон говорил о "культуре и удобрении умов", а в середине XVIII века английский епископ, сетуя на недостатки современного воспитания, писал, что "люди благородного рождения и воспитания не хотят растить своих детей для церкви" (словами "люди...рождения...и воспитания" я постарался передать словосочетание "persons of either birth or culture").

Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура за несколько столетий. В современных европейских языках можно выделить (если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, например, культура вики, культура микробов) четыре основных смысла слова культура:

• абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

• обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

• абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

• абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. (то есть все то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики.

В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним слова «цивилизация», либо как его антоним. Слово «цивилизация» происходит от латинского слова civilis (гражданин), и в конце XVIII в. во французском и английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития, движение, направленное от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности. Использование в английском и французском языках слов «культура» и «цивилизация» в качестве синонимов отражало веру французов и англичан конца XVIII — начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.

Основные функции культуры

1. Познавательная (гносеологическая) предполагает познание мира и человека, их строения и законов развития с помощью знаков, символов, текстов, мифа, религии, науки, искусства
2. Коммуникативная предполагает передачу информации с помощью языков, материальных предметов, через компоненты духовной культуры и через образы художественной культуры
3. Креативная (преобразовательная) предполагает преобразование и освоение мира
4. Нормативная создание общественных норм, правил поведения человека (традиции, обычаи, этикет, законы)
5. Релаксационная обеспечивает сохранение физ. И псих. Здоровья человека: расслабление через спорт, туризм, через праздники и выходные; личная гигиена, традиции отдыха и кулинарии
6. Сигнификативная культурные предметы и явления имеют свои знания и ценности

 

Телесность – социокультурный феномен включения человеческого тела в среду культурную и общественную; это преобразованное человеческое тело, наделенное значениями и смыслами в культурной и социальной среде.

Человеческое тело входит в культуру через игру, труд и обряды. Человеческое тело – это всегда определенная форма (организм) и соответствующее ей содержание.

 

Телесность раскрывает

 

Тема 3 Типология культуры

Культура – универсальна, всечеловечна. Но вместе с тем она неисчерпаемо многообразна. Сложное строение культуры, множественность социокультурных миров в синхронном и диахронном срезах требуют классификации, типологизации как метода исследования. Поэтому культурологи разрабатывают типологические конструкции, позволяющие сравнивать культуры на основе сходства и различия между ними.

Для типологизации необходим выбор некоего ведущего признака – основания, по которому можно объединять культуры в одну группу или же различать их. Выбор основания, как правило, определяется познавательной ситуацией, т.е. проблемами, стоящими перед исследователем, поэтому в культурологии используется все возрастающее число оснований. Выделим из них лишь наиболее известные и эвристичные.

Культуры могут сравниваться по пространственной локализации (географический ареал с особенностями среды обитания во многом определяет некоторые культурные черты) или по временному признаку (на этой основе выделяют исторические эпохи, периоды). В основе исторических типологий лежит то или иное представление о сущности культурно-исторического процесса. Такие типологии можно условно отнести к следующим группам: 1) универсалистские (история – единый, непрерывный процесс); 2) плюралистические (история – дискретна, происходит смена культурных типов); 3) синтетические (соединяются первый и второй подходы). Историческая типология строится на основе исторической реконструкции, включающей анализ исторических фактов и моделирование культуры путем абстрагирования и идеализации. В качестве основания для типологии могут выбираться абстрактные признаки, зачастую не представленные в явлениях непосредственно. Известный социолог М. Вебер предложил т.н. метод «идеальных типов» - познание общества и культуры посредством наложения на них «типичного образа». «Идеальный тип» - это теоретическая конструкция на основе широких наблюдений, обобщений, идеализаций, логического связывания элементов, встречающихся в различных обществах разных эпох. Такими абстракциями являются «город», «село», «государство», «Восток», «Запад» и др. Яркими образцами типологии на основе идеальных типов могут служить типологии П.А. Сорокина и Дж. Фейблмана.

Основные подходы к исторической типологии культуры.

Существует два основных подхода к исторической типологии культуры.

Эволюционистский. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура человечества развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя возможны отставания отдельных регионов. Развитие мировой культуры — универсальный непрерывный поступательный прогресс, который совершается от бессвязной однородности к согласованной разнородности через дифференциацию и интеграцию. Такое понимание культурного развития было особенно популярно в к.19-н.20 вв. (Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор). 60-е гг. 20 в. стали новым этапом всплеска интереса к идее эволюции.

В рамках эволюционизма была создана европоцентристская типология культуры, которая берет в качестве общего основания типологии европейскую модель культурного развития. В качестве культурных типов здесь выделяются первобытная культура, культура древневосточных цивилизаций, античная, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Такая типология, однако, не может быть использована для адекватного описания развития культуры Востока, России и других регионов.

Марксистский подход к типологии культуры также связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К.Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации как первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития культуры. Ее представители выделяют определенные типы культуры, подчеркивая их своеобразие, выдвигают идею замкнутости и локальности культуры. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории культурного развития. Основоположником теории локальных культур считают Н.Я.Данилевского. Другие представители этого подхода — О.Шпенглер, А.Тойнби. Более подробно их идеи будут рассмотрены в теме «Культура и цивилизация».

На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит историческая типология, которая учитывает многолинейное культурное развитие, но не отрицает идею общечеловеческой культуры. Этапы такой типологии: первобытная культура; культура древних обществ Востока, а затем локальные культурные типы, наиболее крупными из которых являются Запад и Восток. Для западной культуры возможна периодизация: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

Разрабатываются и используются также синхронно-структурные классификации. На основе выделения системообразующих связей между элементами культуры вычленяют «ядро» («центр», «культурная доминанта») как сложившуюся стабильную целостность и «периферию» - динамическую, инновационную составляющую культуры. В синхронном плане культуры могут классифицироваться по ценностям, восприимчивости к инновациям, способам регуляции поведения, по знаковым особенностям, по основному типу личности и пр. Возможно различение культур на основе такого эмпирически выявленного признака, как отношение к письменному слову. Так, отечественный культуролог С.С. Аверинцев, сопоставляя древнееврейскую и древнегреческую культуры показывает, что первая придавала центральное значение письменному слову, вторая – устному. У древних евреев, как и у древних египтян, «слово мыслится как настоящая, доподлинная, окончательная реальность лишь тогда, когда это написанное слово»[1]. «В древнееврейской культуре из века в век вызревает специфическое для нее и определяющее для средневековья представление о священной книге, «священном Писании», как о центральной святыне и мере всех вещей, ради которой «и мир сотворен». <…> Все буквы сакрального текста пересчитаны, и каждая может иметь таинственное значение»[2]. С другой стороны, древние греки, уже имея весьма развитую письменность, не наделяли ее сакральным статусом. Для классической греческой культуры «письменный текст – лишь подсобный набросок, нечто вроде партитуры»[3].

Отечественный культуролог Э.А. Орлова на основе анализа работ американских культурантропологов разработала классификацию подходов к выбору основания для типологии культур. Культуры можно типологизировать по антрополого-философским основаниям (по характеру ценностных ориентаций людей в отношении своего бытия в мире), по основанию социального действия (способу организации социального взаимодействия), по формам мышления, по шкале «индивидуализм-коллективизм», по дистанции власти, по шкале «мужественность-женственность», «монологизм –диалогизм» и пр. Одним из наиболее признанных методов классификации является сравнение культурных универсалий – типовых и повторяющихся аспектов жизни, которые проявляются во всех человеческих сообществах.

Ни одна из существующих типологий не является абсолютно исчерпывающей. Возможны и другие основания для типологий, в зависимости от цели исследования.

Примеры классификации культуры:

Религиозная символика

Русский поэт А.Белый в работе «Смысл искусства» в нач. ХХ в. писал:«Религия есть связь переживаний. Переживания бывают единоличные и коллективные. Религия есть связь переживаний». Поэт отмечал, что процесс построения моделей переживания – это процесс символизации.

Роль Символов в религии была исследована многими учеными- культурологами

Богданов Александр Александрович (1873-1928) в работе «Теология» отмечает: «символы фиксируют» живую пластическую ткань психических образцов, аналогично тому, как скелет фиксирует пластическую ткань коллоидных белков нашего тела».

В религиозном культе символическую роль играют следующие явления:

А) свет (свечи, лампады, паникадила);

Б) одежда священнослужителей;

В) фетишизированные звуки (Сороки П.А.): заклинания, заговоры, молитвы;

Г) магия имени (символическим обозначением имени И.Х. была Рыба, что означало мистическую тайну. Спас)

Д) двуязычие религии: н-р, в православии – церковно-слав.язык и древнерусский язык, затем русский; в мусульманстве- арабский язык и татар.

Е) символическое пространство архитектуры, котрое всегда символично.

Ж) символическое пространство музыки – ритм.

В древнегреческом искусстве особняком стоят явления иконописи и житийной литературы, которая также играют символическую роль.

В заключении, любая религия и идеология складывается из разного рода символов, культивирует их и пытается ими защититься.

Мусульманские праздники

Религиозные праздники являются часть обрядов ислама. Все торжества отмечаются по мусульманскому лунному календарю – хиджре. Наиболее значительными для мусульман праздниками считаются Ид аль-адха – праздник жертвоприношения и Ид аль-фитр – праздник разговения. Все праздники тесно связаны с догмами ислама.

Ид аль-адха считается великим праздником. В России он больше известен под тюркским названием Курбан-байрам. Праздник начинается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяц рамадан и длится 3-4 дня.

Для мусульман праздник символизирует истинность учения Мухаммеда, а также всемогущество и милосердие Аллаха.

Мифология праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Мусульманская традиция ставит на место Исаака старшего сына Исмаила, называя Авраама Ибрахимом.

Согласно мифу, первая жена Ибрахима была бездетна. Он взял в жены рабыню – египтянку. Между женами начались раздоры. Вторая жена удалилась в пустыню. Вскоре родился сын. Оба страдали от жажды. Голос с небес произнес: «Вот вода!». Семь раз прошла женщина между холмами, но безрезультатно. Она воскликнула: «Истами, я ил, ил» («Услышь, Господи!»). так сыну, женщина увидела рядом с мальчиком чистый источник воды.

Когда Исмаил вырос, Ибрахим получил во сне повеление Аллаха принести сына в жертву. Дважды к Исмаилу в человеческом облике являлся сатана и уговаривал не повиноваться намерению отца. Сын признался в этом Ибрахиму, и тот велел бросить в Иблиса камень.

Когда Ибрахим занес над горлом Исмаила нож, Аллах послал на землю архангела Джабраила с тем, чтобы затупить нож и принести для закланения овцу. Ибрахим воскликнул от радости: «Нет Бога, кроме Аллаха! Велик Аллах!». за то, что Ибрахим выдержал испытание, Господь благословил его и поклялся приумножить его род. Согласно генеалогии, от Исмаила произошли все северные арабы.

Курбан-байрам тесно связан с хаджем – паломничеством в Мекку, священным городом мусульман.

10 зуль-хиджжа мусульмане несут на заклание животных в память о поступке Ибрахима. Животных часто разукрашивают краской и увешивают магическими ожерельями и бубенчиками.

Празднование начинается с раннего утра. После полного омовения мусульманин одевает новую одежду. пользуются благовониями. В мечети совершается утренний намаз, позже – (в мечети или специальной площадке) мулла произносит проповедь. После нее мусульмане обычно идут на кладбище молиться за умерших.

И наступает время проведения жертвенного обряда. Над священным животным служитель мечети читает специальную молитву, а специальный человек перезает ей горло. Голова животного должна указывать в сторону Мекки; (ей в рот часто кладут леденец). Кровь и печень жертвы завертывают в черную ткань, чтобы скрыть от света и сохранить длительное время. Из глаз животного изготавливают амулет.

Шкуры отдают в мечеть; из мяса готовят традиционные блюда (В России – это плов, манты, шашлык, лагман, чучвара, жаркое, бешбармак, самса). Для детей и женщин – всевозможные сладости.

В последующие 3-4 дня наносят визиты друзьям и родственникам, преподнося подарки. (Малоимущим рекомендуется избегать визитов).

 

Тема 7 Культура и личность

Почему так много определений культуры? Потому что человек сложен и его суть не исчерпывается одним определением.

Неизменно одно: человек крайне деятельное существо, трудоголик, непрерывно обучающийся в течение жизни.

Один из основоположников современной генетики Томас Хант Морган утверждал, что у человека есть два процесса наследственности:

1.через половые клетки;

2.путем передачи опыта из поколения в поколение посредствам примера, речи и письма (сигнальная наследственность или соц. преемственность).

Второй процесс и есть культура.

Социализация личности

Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности. Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения,посредством его активной социальной деятельности.

Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности.

Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относится к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией — процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры.

В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их. Действия первого типа личности — назовем ее личностью реактивного типа — развертываются чаще всего по схеме: «стимул — реакция».

Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращает человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно.

Личность такого типа — назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. Такая личность, разумеется, учитывает влияние окружающей среды и давление обстоятельств, но она действует не столько под их воздействием, сколько под влиянием цели действия

Разумеется, проактивный тип личности своей творческой жизнедеятельностью способен внести более существенный вклад в развитие культуры, чем реактивный, базисный, чем маргинальный, решающий, чем воспринимающий.

Но в этом процессе существуют две взаимосвязанные стороны. Выдающиеся творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет— образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально-этнической общности и ее культуры.

Именно своеобразие национально-этнического менталитета и национального характера в наибольшей степени влияют на типологические особенности и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации.

 

Культура Оренбургского края

Прогресс исторического и социокультурного развития указывает на следующие особенности культуры Оренбуржья:

a. наслоение культур различного происхождения;

b. влияние пограничного фактора;

c. культура континентального степного типа.

 

Первыми письменными сведениями о народах южного Урала мы обязаны античному древнегреческому историку Геродоту.

С 6 в. до н.э. до 4 в. н.э. на берегах Урала жили Ираноязычные племена: савроматы и сарматы. Оренбургские степи были частью их кочевий.

В конце 4 в. н.э. на берегах Урала с востока вторгаются гунны. Началась длинная эпоха «великого переселения» восточных кочевников на запад. Возможно, что башкиры пришли в лесостепи именно с этой волной.

В 7-10 вв. гунны были вытеснены печенегами, пришедшими из Азии, печенеги были изгнаны тюрками. В нач. 13 в. на берегах Урала появляются монголы. 1229 год – первое упоминание о реке Яик в русских летописях, которые сообщают о поражении сторожевых отрядов булгар от монголов.

В 1236 г. монголо-татарское войско Батыя перешло волго-уральские степи и двинулось на завоевание Киевской Руси. На нижней Волге монголо-татары основали государство Золотая Орда. Власть его распространилась и на оренбургские степи.

В состав Орды вошли башкиры, установив с монголами и татарами хорошие отношения. Их культура была сохранена в неприкосновенности. Исконно башкиры вели кочевой образ жизни, занимались разведением скота, пчел, охотой и ловлей птиц и зверей.

Из смешения тюркских и монгольских племен образовался новый народ – казахи (в 17-18 вв. – киргиз-кайсаки).

Победа русских в Куликовской битве 1380 г. подорвал могущество золото-ордынских ханов. После завоевания Московским государством Казани при Иване IV началось освоение Оренбургского края. С северо-востока сюда переселялись татары, мордва, чуваши. С юга проникали казаки, создавшие первые русские поселения. Государственного оформления оренбургские степи не имели: они считались кочевыми угодьями башкир и казахов.

Борьба между народностями и кочевниками становилась ожесточенной. Яицкие казаки обратились к московскому царю Алексею Михайловичу за помощью. Царь удовлетворил их просьбу: принял на службу – и пожаловал р.Яик в вечное владение.

Положение казаков укрепилось, в край прибывали «вольные люди».

Устроителем обширного и неспокойного Оренбургского края, первым оренбургским губернатором был Иван Иванович Неплюев (1693-1773). Он отдал Южному уралу 16 лет. 15 марта 1744 г. была создана Оренбургская губерния. Она была необъятной, включая территорию нынешних Оренбургскую и Челябинскую областей, часть Самарской, Курганской областей и Башкортостана, Татарстана, Узбекистана, Казахстана. Теперешнюю территорию она превышала в 12,3 раза.

При Неплюеве в Оренбургском крае были начаты разработки илецкой соли и промысел вязания пуховых платков, открыты мел, известь, глина и различные руды.

Оренбургский край планомерно заселялся в течение вт.пол. 18 в. и перв.пол. 19 в. переселенцами из центра России. По национальному составу к 20 гг. 19 в. доминировали русские, затем – башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, казахи, украинцы, поляки и др.

Через 137 лет после основания губернии название «Оренбургский край» стало историческим понятием, т.к. 11 июля 1881 года распоряжением правительства было упразднено оренбургское генерал-губернаторство. Это означало потерю прежнего стратегического значения и воинственного облика.

Становление культурологии как науки, её предмет и объект исследования

В 40-е гг. ХХ в. американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975 гг.) предложил изучить культурные явления в рамках специальной области научного знания. Для обозначения этой науки ученый предложил термин «культурология». Он писал: «Культурология изучает взаимодействие не (человеческих) индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий)».

Культурология (лат. cultura – «воспитание», «образование» + греч. logos – «слово», «учение»).

Культурология – наука о сущности культуры, законах развития культуры, методах познания культуры.

Становление культурологии как науки происходит в ХVII-ХVIII вв. в эпоху Нового времени и идет путем объединения четырех социо-гуманитарных дисциплин:

a. культуроведение, которое описывает достижения разных культур;

b. культурогенез, который изучает происхождение культур;

c. культурософия, которая изучает смысл культуры и возможные перспективы ее развития;

d. социология культуры, которая описывает функции культуры.

Развитие культурологии в России происходило благодаря деятельности российских ученых: Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и др.

Термин «культурология» прочно закрепился в России. На западе термин «культурология» не привился. В Европе и Америке основными науками о культуре являются:

a. социальная и культурная антропология;

b. социология;

c. семиотика;

d. этнопсихолингвистика;

e. постмодернизм.

Таким образом, задача культурологии заключается в ответах на три основных вопроса о предмете и методах дисциплины: что? как? почему?

Что изучает культурология? – культурология изучает культурные проблемы, которые регулируют взаимодействие и взаимопонимание между людьми.

Почему это изучает культурология?

Человеческую жизнедеятельность изучает множество социо-гуманитарных наук: история, педагогика, политология, философия, социология, экономика, юриспруденция. Но именно культурология выстраивает мировоззрение личности, она формирует те ценности и смыслы, которыми человек руководствуется в жизни. Кроме того, именно культура помогает человеку преодолевать типичные стрессы с помощью стандартных способов защиты.

 

 

Первоначально слово «культура» было термином земледелия и применялось для обозначения культурных растений. Постепенно оно стало обозначать более широкий круг явлений и предметов, общими свойствами которых было искусственное происхождение, т.е. противопоставление

 

В мировой культурологии нет единого понимания культуры. Существует более 300 различных определений того, что есть культура. Многозначность этого понятия вынуждены отмечать современные культурологи России: П. Гуревич, Б. Ерасов, М. Каган.

Культура – специфическое явление человеческой жизни, которая пронизывает все, что делает человек, и включает в себя пять основных элементов:

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...

Направления культурологии

- Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".

- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Методы культурологии

- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.111 с.)