Диффузионизм как направление в культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диффузионизм как направление в культурологии



Диффузионизм как направление в культурологии исходит из убеждения, что основой развития культуры и общества являются процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Представители:

Основы диффузионизма были сформулированы немецким ученым: Фриц Гребнер (1877-1934) в работе «Этнологический метод», Лео Фробениус (1873-1938) в работе «Происхождение африканских культур».

  1. Культура создается под влиянием определенных географических условий и типов хозяйственной деятельности.
  2. Человек не творец культуры, а ее носитель.
  3. Культурогенез связывается с «культурной диффузией» < лат. diffusio – разлитие, просачивание, проникновение, Т.Е. пространственное перемещение культуры или ее элементов из определенных центров.
  4. История культуры – история перемещения нескольких «культурных кругов». «Культурный круг» - отдельная культура, которая не развивается во времени, а с помощью человека мигрирует в пространстве. Элементы «Культурного круга» возникают однажды, являются уникальными и неповторимыми. Развитие культуры в новых условиях мышления пойти по другому пути.

Фробениус различал две первичные культуры:

a. матриархальная, для которой характерны единство с природой, эмоциональное начало, наличие пространства (рус., немец., африканские культуры);

b. патриархальная, для которой характерны покорение природы, рациональность, использование магии (англосаксы, арабская и романская культуры).

В культуре доминируют то одна, до другая культура, т.к. верх берет то мужское начало (доминирует власть, вещи, независимость), то женское начало (ценить качество жизни, забота, человечность). Эти два начала соперничают и дополняют друг друга.

Тур Хейердал.

Социологическая школа в культурологии. Символическая школа в культурологии.

Социологический подход в изучении культуры видит корни культуры в обществе людей. Его представители: Томас Элиот, Макс Вебер, Толкотт Парсонс.

Сорокин П.А. (1889-1968) в четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» системно излагает историю культуры с древнейших времен до сер. ХХ в. Для ученого культура есть совокупность всего сотворенного или признанного обществом на определенной ступени. В соответствии с видами мировоззрения Сорокин выделяет три типа суперсистем:

  1. Чувственная суперсистема признает реальным мир чувств. Человек ценит чувства, уют, комфорт. Его идеал – личное счастье. Все направлено на то, чтобы разбудить и удовлетворить чувства: в искусстве – наслаждение цветом, формой, линией;

в живописи – господство пейзажа, портрета, натюрморта;

в науке – опыты развитие биологии, медицины, техники.

Н/р, Греко-римская цивилизация; эпоха Возрождения – ХVIII в.

  1. Идеальная суперсистема опирается на интуицию и признает реальным мир веры в Бога. (Н/р, Европейское средневековье IХ-ХI вв.)
  2. Идеалистическая суперсистема признает реальным бесконечно многообразный мир, наполненной в равной степени чувствами и идеями, признающий разумное и интуитивное. Искусство изображает реальных людей. Наука хочет быть полезной обществу. Идеал – ответственный духовный человек.

Один тип суперсистемы плавно перетекает в другой. К сожалению, научно-техническая цивилизация лишает человека, божественного, святого, сводит личность к механизму. Выход – возрождение духовности и появление идеальной суперсистемы.

Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром и его символическим удвоением. Основателем этой школы является Эрнст Кассирер (1874-1945), автор «Философии символических форм». Ученый полагает, что культура – символическая вселенная. Человек пользуется символами повсюду: в науке, в языке, в религии, в мифе, в искусстве. Символы формируют видение мира, развивают мышление. Среди форм мировоззрения, сформированных символами, нет доминирующего или «правильного»; они все равнозначны. Современный человек живет уже не в реальном мире, а в воображаемом. Через символы человек самореализуется. Весь мир напоминает покрывало «символических форм». Кассирер считает, что человек мыслит медленно и сложно, но однажды он поймет, что «символ – ключ к природе человека».

Animal rationale animal symbolicum (разумное животное).

Ю.М. Лотман (1922-1973) в работах «Несколько мыслей о типологии культур», «Технический прогресс как культурологическая проблема» указывает на то, что смена коммуникации влечет изменения глобальных культурных типов в истории:

первая смена – переход от бесписьменных культур к письменным,

вторая смена – появление печатного станка,

третья смена – распространение новых современных информационных технологий,

четвертая смена – эра «новые информационные технологии»: расширяется информационное пространство, углубляется диалог культур, появляются новые виды искусства и творчества. Но большой размах преобладает массовая культура.

Структурализм как направление в культурологии

Структурализм как направление в культурологии исходит из убеждения, что культура – система знаков, символов и культурных текстов. В этой системе существуют универсальные психические структуры, скрытые от сознания и определяющие поведение человека в обществе.

Изучением структур занимались Ролан Барт (1915-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Клод Леви-Строс (род.1908)

Структура – совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура – свою концепцию Леви-Строс излагает в работе «Структурная антропология». Ученый говорит о двух структурах:

  1. структура человеческого разума,
  2. структура окружающей физической реальности.

Связь между человеком и реальностью не является непосредственной. Их соединяют определенные структурные образования. В ходе исторического развития человек все дальше отдаляется от природы, а структуры все утрачиваются, образы заменяются. В культуре человека появляется масса условностей, символов, мифов. Все чаще между сознательной и бессознательной сферами человека возникают конфликты. Решить их возможно, изучая структуру мышления первобытного человека, гармонично сочетающего природное и культурное, коллективное и индивидуальное. Ученый доказывает, что структура человеческого разума одинакова во все времена. Но современный человек живет в ситуации глубокого раскола между природой и культурой, и именно это делает его несчастным. Нельзя возвышаться над природой. «Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения».

Идеалом является мифологическое мировоззрение.

Раздел 3. Культура в системе мир-человек

Тема 7. Культура и личность

Тема 8. Культура в современном мире

Тема 7 Культура и личность

Почему так много определений культуры? Потому что человек сложен и его суть не исчерпывается одним определением.

Неизменно одно: человек крайне деятельное существо, трудоголик, непрерывно обучающийся в течение жизни.

Один из основоположников современной генетики Томас Хант Морган утверждал, что у человека есть два процесса наследственности:

1.через половые клетки;

2.путем передачи опыта из поколения в поколение посредствам примера, речи и письма (сигнальная наследственность или соц. преемственность).

Второй процесс и есть культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)