Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диффузионизм как направление в культурологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диффузионизм как направление в культурологии исходит из убеждения, что основой развития культуры и общества являются процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Представители: Основы диффузионизма были сформулированы немецким ученым: Фриц Гребнер (1877-1934) в работе «Этнологический метод», Лео Фробениус (1873-1938) в работе «Происхождение африканских культур».
Фробениус различал две первичные культуры: a. матриархальная, для которой характерны единство с природой, эмоциональное начало, наличие пространства (рус., немец., африканские культуры); b. патриархальная, для которой характерны покорение природы, рациональность, использование магии (англосаксы, арабская и романская культуры). В культуре доминируют то одна, до другая культура, т.к. верх берет то мужское начало (доминирует власть, вещи, независимость), то женское начало (ценить качество жизни, забота, человечность). Эти два начала соперничают и дополняют друг друга. Тур Хейердал. Социологическая школа в культурологии. Символическая школа в культурологии. Социологический подход в изучении культуры видит корни культуры в обществе людей. Его представители: Томас Элиот, Макс Вебер, Толкотт Парсонс. Сорокин П.А. (1889-1968) в четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» системно излагает историю культуры с древнейших времен до сер. ХХ в. Для ученого культура есть совокупность всего сотворенного или признанного обществом на определенной ступени. В соответствии с видами мировоззрения Сорокин выделяет три типа суперсистем:
в живописи – господство пейзажа, портрета, натюрморта; в науке – опыты развитие биологии, медицины, техники. Н/р, Греко-римская цивилизация; эпоха Возрождения – ХVIII в.
Один тип суперсистемы плавно перетекает в другой. К сожалению, научно-техническая цивилизация лишает человека, божественного, святого, сводит личность к механизму. Выход – возрождение духовности и появление идеальной суперсистемы. Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром и его символическим удвоением. Основателем этой школы является Эрнст Кассирер (1874-1945), автор «Философии символических форм». Ученый полагает, что культура – символическая вселенная. Человек пользуется символами повсюду: в науке, в языке, в религии, в мифе, в искусстве. Символы формируют видение мира, развивают мышление. Среди форм мировоззрения, сформированных символами, нет доминирующего или «правильного»; они все равнозначны. Современный человек живет уже не в реальном мире, а в воображаемом. Через символы человек самореализуется. Весь мир напоминает покрывало «символических форм». Кассирер считает, что человек мыслит медленно и сложно, но однажды он поймет, что «символ – ключ к природе человека». Animal rationale animal symbolicum (разумное животное). Ю.М. Лотман (1922-1973) в работах «Несколько мыслей о типологии культур», «Технический прогресс как культурологическая проблема» указывает на то, что смена коммуникации влечет изменения глобальных культурных типов в истории: первая смена – переход от бесписьменных культур к письменным, вторая смена – появление печатного станка, третья смена – распространение новых современных информационных технологий, четвертая смена – эра «новые информационные технологии»: расширяется информационное пространство, углубляется диалог культур, появляются новые виды искусства и творчества. Но большой размах преобладает массовая культура. Структурализм как направление в культурологии Структурализм как направление в культурологии исходит из убеждения, что культура – система знаков, символов и культурных текстов. В этой системе существуют универсальные психические структуры, скрытые от сознания и определяющие поведение человека в обществе. Изучением структур занимались Ролан Барт (1915-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Клод Леви-Строс (род.1908) Структура – совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях. Структура – свою концепцию Леви-Строс излагает в работе «Структурная антропология». Ученый говорит о двух структурах:
Связь между человеком и реальностью не является непосредственной. Их соединяют определенные структурные образования. В ходе исторического развития человек все дальше отдаляется от природы, а структуры все утрачиваются, образы заменяются. В культуре человека появляется масса условностей, символов, мифов. Все чаще между сознательной и бессознательной сферами человека возникают конфликты. Решить их возможно, изучая структуру мышления первобытного человека, гармонично сочетающего природное и культурное, коллективное и индивидуальное. Ученый доказывает, что структура человеческого разума одинакова во все времена. Но современный человек живет в ситуации глубокого раскола между природой и культурой, и именно это делает его несчастным. Нельзя возвышаться над природой. «Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения». Идеалом является мифологическое мировоззрение. Раздел 3. Культура в системе мир-человек Тема 7. Культура и личность Тема 8. Культура в современном мире Тема 7 Культура и личность Почему так много определений культуры? Потому что человек сложен и его суть не исчерпывается одним определением. Неизменно одно: человек крайне деятельное существо, трудоголик, непрерывно обучающийся в течение жизни. Один из основоположников современной генетики Томас Хант Морган утверждал, что у человека есть два процесса наследственности: 1.через половые клетки; 2.путем передачи опыта из поколения в поколение посредствам примера, речи и письма (сигнальная наследственность или соц. преемственность). Второй процесс и есть культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.209 (0.007 с.) |