Этапы формирования культурологических учений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования культурологических учений



В культурологии выделяют различные школы, которые изучали проблемы развития культуры и место человека в культуре. Культурологи пристально изучают процесс антропосоциокультурогенеза, учитывая, что

 

Ученые, пользуясь особыми методами познания культуры, разрабатывали законы развития культуры и по-разному рассматривали будущее культуры.

Этапы формирования культурологических учений.

  1. 1800-1860 гг. – этнографический этап.
  2. 1860-1920 гг. – этап цивилизационной, эволюционной школ и диффузионизма.
  3. 20-50-е гг. ХХ в. – этап натуралистический, социологической и символической школ.
  4. 30-60-е гг. – этап цивилизационных школ и структурализма.
  5. 50-80-е гг. ХХ в. – этап неоэволюционизма и неофрейдизма.
  6. 80-е гг. ХХ в. наст. время – этап поструктурализма и постмодернизма.

7. 2 Цивилизационная школа в культурологии

8. Цивилизациооный подход в изучении культуры исходит из убеждения, что культура – целостная система. Необходимо было понять законы развития этой системы, выстроить историческую типологию культур, попытаться объяснить причины падения и возвышения цивилизаций. Этой задаче посвятили свои исследования в России Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – Освальд Шпенглер (1880-1936), в Англии – Арнольд Тойнби (1889-1975).

9. Данилевский в книге «Россия и Европа» развивает концепцию обособленных «культурно-исторических типов», или цивилизационный. Ученый выделяет 10 культурно-исторических типов. Они самобытны, от этнографического состояния они переходят к государственному и от него к цивилизации. Культурно-исторический тип ярко проявляет себя в 4 сферах деятельности человека: религиозная, культурная наука, эстетика, искусство, техника, промышленность, политическая, экономическая. Роль цивилизаций в истории человечества неодинакова: «+», «–«, «служащая другим целям».

10. Удел России – «удел счастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать». За ней будущее.

11. В основе т. Данилевского лежит идея отрицания единого направления прогресса. Культуры подобны живым организмам. Достигнув зрелости, они живут долго, но цветут и плодоносят однажды.

12. Идеи Данилевского развиваются Шпенглером в двухтомнике «Закат Европы» (1914). Культуры не развиваются по законам. Они подобны «цветам в поле». Ученый выделил 8 типов культур, достигших смерти. Культура раскрывает душу народа. Умирая, культура вырождается в цивилизацию, переходит от творчества к бесплодию, от «души» к «интеллекту». В цивилизации преобладает массовая культура, бездуховный технизм и спорт. Н/р, у античной культуры – «обозримый предел»: космос, растворенность во времени, нет истории, археологии, астрономии.

13. Тойнби изложил свои взгляды на культуру в работе «Изучение истории» (12 томов). Им выдвинута т. «локальных цивилизаций». Под цивилизаций ученый понимает устойчивую совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик. Локальные цивилизации включают пять стадий развития: возникновение – рост – надлом – разложение – гибель. Тойнби формулирует закон «вызова – и – ответа»: цивилизации появляются под воздействием природной среды и человеческого окружения. Неблагоприятная обстановка способствует росту и развитию, цивилизаций, сильная неблагоприятная ситуация – гибели.

14. Единственной причиной прогресса является духовная жизнь, а не материальный и технический процесс. примирить враждующие группы, сформировать экологически здоровое отношение к природе и спасти человечество от гибели может новая мировая религия. Истина – в постижении Бога.

15. 3 Эволюционная школа в культурологии

16. Эволюционизм в изучении культуры исходит из убеждения, что процесс антро-социо-культурогенеза мышление восстановить на основе изучения существующих примитивных обществ.

17. Основоположником эволюционизма считается англ. исслед. Эдуард Тайлор (1832-1917), в работе «Первобытная культура» дал развернутую картину эволюционного развития культуры.

18. Основная проблема эволюционизма – применимость принципов дарвинизма к развитию человеческой культуры. Если следовать строго, т. Тайлора, то человеческая культура и общество не имеют четкой структуры. Культура есть адаптация людей к природе; развитие культуры у всех народов происходит одинаково. Культурная адаптация приводит к усложнению культуры, к возникновению новых культурных явлений. Э. Тайлор в своих исследования пытался систематизировать обычаи и обряды, мифы и верования первобытных сообществ. Его вывод: для понимания современного состояния культуры нужно знать древнюю и раннюю культуру.

19. В числе других представителей эволюционизма следует назвать англ. культуролога Герберта Спенсера (Джеймса Фрейзера, Льюиса Моргана. Исследователи порой рассматривали вместе культуру и общество).

20. Спенсер (1820-1903) . В работе «Основные начала» уподобляет культуру и общество организму, в котором социальные институты напоминают органы и части тела, а культурные процессы – физиологические процессы. В подобном организме ученый выделял три системы: «питательная» – производство, «распределительная» – торговля, «регулятивная» - государственный аппарат.

21. Интерес к эволюционизму стал возрождаться в 60-е гг. ХХ в. в США благодаря Л. Уайту. Был сформулирован один из законов культуры: из естественного отбора и случайных вариаций удерживаются только те культурные черты, которые целесообразны.

22. Уайт в книге «Эволюция культуры»(1959): культура – способ овладения миром, способ преобразования и регулирования естественных процессов с помощью символов. Доминанта - материальная культура. (4 подсистемы культуры: социальная, технологическая, идеологическая, поведенческая).

23. 4 Натуралистическая школа в культурологии

24. Натуралистический подход в изучении культуры стремится подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет медиков, психологов, биологов; среди них Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937), Эрих Фромм (1900-1980), Карл фон Фриш (1886-1982), Конрад Лоренц (1903- ).

25. В своих воззрениях на культурогенез и функции и функции культуры Фрейд исходил из основного постулата психоанализа: тождество фило- и онтогенез душевной жизни человека и человечества.

26. Впервые необозримый горизонт человеческой культуры распахнулся перед Фрейдом в работе «Тотем и табу» (1913), написанной в контакте с Юнгом.

27. В центре культурогенеза, по Фрейду, находится дикарь, терзаемый бессознательным чувством вины – Эдиповым комплексом. Испытывая муки индивидуальной психики, он проецирует свои смыслы и образы вовне. Рождается культура в виде древних мифов, сказок, фантазий, снов, плодов воображения. Культура указывала путь для проявления индивидуального бессознательного. С одной стороны, культура принадлежала человеку через табу и подавляла свободу, но, с другой стороны, она спасла, ритуалы страха, порождаемого запретами.

28. В своих работах «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1929), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) – рассматривают культуру как репрессивный механизм, подавляющий индивидуальность.

29. По Фрейду, главной силой бессознательного был инстинкт сексуального влечения – Либидо (от лат. желание), сыгравший важнейшую роль в естественном отборе. Переключение энергии Либидо на цели не сексуальные и «высокие» названо сублимацией (от лат. «возвышаю»). Для Фрейда Либидо – символ жизни, а Сублимация запретных импульсов Либидо – источник и тайна культурного творчества. Грубое подавление Либидо ведет к патологии души, что становится причиной невроза.

30. По Фрейду, мучающая человечество культура была дарована женщиной. Она вынуждала культурных героев совершать мужские поступки. Женщина прникнута животворящим Эросом и потому позволяет снять чрезмерную репрессивность культуры.

31. Идеи Юнга о культуре отражены почти во всех его работах «Архетип и символ», «Психологические типы», «Об отношении аналитической психологии к поэзии», «Феномен духа в искусстве и науке». В качестве главных сил, образующих индивидуальность человека, Юнг рассматривал Архетипы «коллективного бессознательного», несущие древнейший опыт человечества.

32. Архетип (от греч. Arche – начало, typos – форма) – дух далекого прошлого. Он оживает и воплощается в сознание под воздействием сильной проблемной ситуации. Архетип проявляется в «вечных» образах литературы и искусства, в снах, в мифах, в сказках, в неврозах. Среди архетипических фигур: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель, физически и сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком и деятельный мужчина, мудрец.

33. Архетипическими являются ситуации: рождение, достижение половой зрелости, ухаживание, половая связь, брак, смерть. Архетипы формируют представление о мотивах человеческих поступков, о нравах и обычаях.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.005 с.)