Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы формирования культурологических ученийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В культурологии выделяют различные школы, которые изучали проблемы развития культуры и место человека в культуре. Культурологи пристально изучают процесс антропосоциокультурогенеза, учитывая, что
Ученые, пользуясь особыми методами познания культуры, разрабатывали законы развития культуры и по-разному рассматривали будущее культуры. Этапы формирования культурологических учений.
7. 2 Цивилизационная школа в культурологии 8. Цивилизациооный подход в изучении культуры исходит из убеждения, что культура – целостная система. Необходимо было понять законы развития этой системы, выстроить историческую типологию культур, попытаться объяснить причины падения и возвышения цивилизаций. Этой задаче посвятили свои исследования в России Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – Освальд Шпенглер (1880-1936), в Англии – Арнольд Тойнби (1889-1975). 9. Данилевский в книге «Россия и Европа» развивает концепцию обособленных «культурно-исторических типов», или цивилизационный. Ученый выделяет 10 культурно-исторических типов. Они самобытны, от этнографического состояния они переходят к государственному и от него к цивилизации. Культурно-исторический тип ярко проявляет себя в 4 сферах деятельности человека: религиозная, культурная наука, эстетика, искусство, техника, промышленность, политическая, экономическая. Роль цивилизаций в истории человечества неодинакова: «+», «–«, «служащая другим целям». 10. Удел России – «удел счастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать». За ней будущее. 11. В основе т. Данилевского лежит идея отрицания единого направления прогресса. Культуры подобны живым организмам. Достигнув зрелости, они живут долго, но цветут и плодоносят однажды. 12. Идеи Данилевского развиваются Шпенглером в двухтомнике «Закат Европы» (1914). Культуры не развиваются по законам. Они подобны «цветам в поле». Ученый выделил 8 типов культур, достигших смерти. Культура раскрывает душу народа. Умирая, культура вырождается в цивилизацию, переходит от творчества к бесплодию, от «души» к «интеллекту». В цивилизации преобладает массовая культура, бездуховный технизм и спорт. Н/р, у античной культуры – «обозримый предел»: космос, растворенность во времени, нет истории, археологии, астрономии. 13. Тойнби изложил свои взгляды на культуру в работе «Изучение истории» (12 томов). Им выдвинута т. «локальных цивилизаций». Под цивилизаций ученый понимает устойчивую совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик. Локальные цивилизации включают пять стадий развития: возникновение – рост – надлом – разложение – гибель. Тойнби формулирует закон «вызова – и – ответа»: цивилизации появляются под воздействием природной среды и человеческого окружения. Неблагоприятная обстановка способствует росту и развитию, цивилизаций, сильная неблагоприятная ситуация – гибели. 14. Единственной причиной прогресса является духовная жизнь, а не материальный и технический процесс. примирить враждующие группы, сформировать экологически здоровое отношение к природе и спасти человечество от гибели может новая мировая религия. Истина – в постижении Бога. 15. 3 Эволюционная школа в культурологии 16. Эволюционизм в изучении культуры исходит из убеждения, что процесс антро-социо-культурогенеза мышление восстановить на основе изучения существующих примитивных обществ. 17. Основоположником эволюционизма считается англ. исслед. Эдуард Тайлор (1832-1917), в работе «Первобытная культура» дал развернутую картину эволюционного развития культуры. 18. Основная проблема эволюционизма – применимость принципов дарвинизма к развитию человеческой культуры. Если следовать строго, т. Тайлора, то человеческая культура и общество не имеют четкой структуры. Культура есть адаптация людей к природе; развитие культуры у всех народов происходит одинаково. Культурная адаптация приводит к усложнению культуры, к возникновению новых культурных явлений. Э. Тайлор в своих исследования пытался систематизировать обычаи и обряды, мифы и верования первобытных сообществ. Его вывод: для понимания современного состояния культуры нужно знать древнюю и раннюю культуру. 19. В числе других представителей эволюционизма следует назвать англ. культуролога Герберта Спенсера (Джеймса Фрейзера, Льюиса Моргана. Исследователи порой рассматривали вместе культуру и общество). 20. Спенсер (1820-1903). В работе «Основные начала» уподобляет культуру и общество организму, в котором социальные институты напоминают органы и части тела, а культурные процессы – физиологические процессы. В подобном организме ученый выделял три системы: «питательная» – производство, «распределительная» – торговля, «регулятивная» - государственный аппарат. 21. Интерес к эволюционизму стал возрождаться в 60-е гг. ХХ в. в США благодаря Л. Уайту. Был сформулирован один из законов культуры: из естественного отбора и случайных вариаций удерживаются только те культурные черты, которые целесообразны. 22. Уайт в книге «Эволюция культуры»(1959): культура – способ овладения миром, способ преобразования и регулирования естественных процессов с помощью символов. Доминанта - материальная культура. (4 подсистемы культуры: социальная, технологическая, идеологическая, поведенческая). 23. 4 Натуралистическая школа в культурологии 24. Натуралистический подход в изучении культуры стремится подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет медиков, психологов, биологов; среди них Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937), Эрих Фромм (1900-1980), Карл фон Фриш (1886-1982), Конрад Лоренц (1903-). 25. В своих воззрениях на культурогенез и функции и функции культуры Фрейд исходил из основного постулата психоанализа: тождество фило- и онтогенез душевной жизни человека и человечества. 26. Впервые необозримый горизонт человеческой культуры распахнулся перед Фрейдом в работе «Тотем и табу» (1913), написанной в контакте с Юнгом. 27. В центре культурогенеза, по Фрейду, находится дикарь, терзаемый бессознательным чувством вины – Эдиповым комплексом. Испытывая муки индивидуальной психики, он проецирует свои смыслы и образы вовне. Рождается культура в виде древних мифов, сказок, фантазий, снов, плодов воображения. Культура указывала путь для проявления индивидуального бессознательного. С одной стороны, культура принадлежала человеку через табу и подавляла свободу, но, с другой стороны, она спасла, ритуалы страха, порождаемого запретами. 28. В своих работах «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1929), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) – рассматривают культуру как репрессивный механизм, подавляющий индивидуальность. 29. По Фрейду, главной силой бессознательного был инстинкт сексуального влечения – Либидо (от лат. желание), сыгравший важнейшую роль в естественном отборе. Переключение энергии Либидо на цели не сексуальные и «высокие» названо сублимацией (от лат. «возвышаю»). Для Фрейда Либидо – символ жизни, а Сублимация запретных импульсов Либидо – источник и тайна культурного творчества. Грубое подавление Либидо ведет к патологии души, что становится причиной невроза. 30. По Фрейду, мучающая человечество культура была дарована женщиной. Она вынуждала культурных героев совершать мужские поступки. Женщина прникнута животворящим Эросом и потому позволяет снять чрезмерную репрессивность культуры. 31. Идеи Юнга о культуре отражены почти во всех его работах «Архетип и символ», «Психологические типы», «Об отношении аналитической психологии к поэзии», «Феномен духа в искусстве и науке». В качестве главных сил, образующих индивидуальность человека, Юнг рассматривал Архетипы «коллективного бессознательного», несущие древнейший опыт человечества. 32. Архетип (от греч. Arche – начало, typos – форма) – дух далекого прошлого. Он оживает и воплощается в сознание под воздействием сильной проблемной ситуации. Архетип проявляется в «вечных» образах литературы и искусства, в снах, в мифах, в сказках, в неврозах. Среди архетипических фигур: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель, физически и сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком и деятельный мужчина, мудрец. 33. Архетипическими являются ситуации: рождение, достижение половой зрелости, ухаживание, половая связь, брак, смерть. Архетипы формируют представление о мотивах человеческих поступков, о нравах и обычаях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.01 с.) |