Тема 2 Морфология культуры: строение и функции культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Морфология культуры: строение и функции культуры



Современная культура по своему строению делится на три составляющие:

  1. материальная культура;
  2. духовная культура;
  3. художественная культура.

Такое строение культура имела не всегда. Первоначально материальная и духовная культуры были неразделимы, т.к. материальная форма хранила и передавала духовное содержание. С возникновением религиозного и мистического сознания произошло расслоение материальной и духовной культур. Значение духовности в человеческой жизни стало возрастать.

1) Материальная культура – это явление человеческой деятельности, охватывающее материальные блага; «земная» культура. Ее особенность: обречена на старение, разрушение, уничтожение. Материальная культура предстает в виде 3 форм.

a. Физическая культура охватывает медицинские, игровые, спортивные воздействия на человеческое тело и культурные отношения к собственному телу.

b. Техническая культура направлена на создание вещей, предназначенных для развития материального производства, экономики, для создания продуктов питания и потребления, для освоения новых технологий. Ее особенность в ХХI в. опережает в развитии все другие виды культур.

c. Социально-организационная культура охватывает самостоятельно существующие институты, учреждения, предприятия, культуру места жительства.

Материальная культура — результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (включают археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).

Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы).

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию — о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для нескольких поколений ВОВ).

Корабли — тоже символы эпохи: парусный — символ петровской эпохи; каравелла — Колумб открыл Америку.

Важная часть материальной культуры — постройки — жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как первый «культурный» источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.

Жилище — это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; с другой — создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность.

Кроме того, жилище — защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства

2) Духовная культура – это явление человеческой деятельности, охватывающее духовную жизнь человека и общества; «небесная», возвышенная культура. Ее особенности:

a. достижения духовной культуры не подвержены никаким физическим, химических, механическим, биологическим воздействиям;

b. усвоить достижения духовной культуры можно с помощью воспитания и образования. Противоречия, возникающие между материальной и духовной культурами, снимаются с помощью художественной культуры.

3) Художественная культура – это явление человеческой деятельности, порождающее чувственно воспринимаемые ценности. Ее особенности:

a. художественная культура через произведения искусства предоставляет человеку возможность принимать участие в формировании его духовной культуры;

b. в русле художественной культуры материальная культура превращается в духовную культуру и наоборот.

Таким образом, культура – напряженная сфера взаимодействия трех основных составляющих: материальная культура, духовная культура, художественная культура.

Человек – единственное живое существо, отличающееся духовностью. Духовная культура синтезирует сознательное и природное аффективное и культурное. Аффективные состояния имеют природную, искусственную основу.

Духовная культура включает 5 компонентов:

  1. обычаи;
  2. нормы;
  3. ценности;
  4. знания;
  5. смыслы.

1. Обычай – форма регулирования деятельности и отношений между людьми, которая воспринимается из прошлого, является общепринятой, воспроизводится время и в определенном месте. Обычаи не объясняются, с ними просто знакомят «Так надо».

Обычай ≠ привычка, которая связана с уникальным биографическим опытом и индивидуальным проявлением поведения.

Обычай ≠ обряд, который связан с формальным поведением, имеет символическое значение, лишен непосредственной целесообразности, укрепляет связи в родственных коллективах.

Обычай ≠ традиция, которая очень широкий круг культурных явлений.

2. Норма – форма регулирования деятельности и отношения между людьми, которая выражает представления о должном и желательном. Человек добровольно и сознательно принимает нормы и следует им. нормы не абсолютны, могут изменяться. Нормы бывают вариативные и обязательные (на производстве).

3. Ценность – форма регулирования деятельности и отношений между людьми, которая предполагает субъективный выбор потребности, цели, состояния, предмета. Ценности составляют основу нравственности.

Аксиология – наука, которая занимается изучением ценностей.

Таким образом, ценности – результат осмысления человеком собственного места в окружающем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.012 с.)