Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифология как объект культурологических исследованийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ХХ в. культурологи, сделав объектом своих исследований миф, попытались ответить на следующие вопросы: · почему для объяснения природы и общества человек стал использовать миф? · почему мифологическое сознание устойчиво? Эволюционисты: Бронислав Малиновский полагал, что миф не просто объяснение явлений, это мощная социальная сила и закон. В мифе определяется вера, мораль и мудрость. Символизм: Э. Кассирер развеял традиционное представление о мифе как сказке или ср-ве объединения сообщества людей. Он выделил самостоятельные феномены культуры: язык, миф, религия, искусство, наука, история. Они сложны, разгадать их мышление в случае целостного изучения деятельности человека. миф и религия труднее всего поддаются логическому осмыслению. Структурализм: К. Леви-Строс, изучив мифы отдельных этнических групп, провозгласил новую точку зрения на явления ДК. «Задача мифа – создать логическую модель для преодоления противоречий». Структуру мифа ученый сравнивал с естественным языком. Основные функции мифа – средство общения и средство мышления. Для объяснения мира и противоречий в нем в мифах разных народов используется один логический механизм. В его основе лежат бинарные оппозиции, т.е. «+» и «–«оценка сознанием всего сущего. Бинарные оппозиции вживаются во всевозможные элементы. 1) пространство: небо – земля, суша – море; 2) время: день – ночь, зима – лето, весна – осень; 3) общество: старший – младший, высший – низший; 4) число: чет – нечет; 5) жизнь: счастье – горе. Натурализм: Юнг К.Г. полагает, что миф, религия, художественное творчество фиксирует коллективное бессознательное. Мифы сотканы из Архетипов, и потому они вечны и господствуют над человеком. Таким образом, по мнению культурологов миф постигает мир как нечто целостное и организованное, как систему. Мифологическое сознание: особенности и причины устойчивости Размышления о характере мифологического сознания, одни культурологи называли его мистическим, другие – рациональным. Лосев А.Ф. указывает, что в границах мифологического сознания «ни в какой вещи человек не находит ничего устойчивого». Сознание - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать действительность в системе идеальных образов: чувств, мыслей, настроений, целей, идеалов. Мифологическое сознание содержало начала религиозного сознания, нравственного сознания, эстетического сознания и философского сознания. Оно закрепляло в образной форме системы ценностей каждой общности. Мифологическое сознание раскрывает мир человеческой культуры. Человек усваивает через миф смыслы культуры и вступает с ними в диалог, стремясь перевести на внутренний язык своего понимания их содержание. Причины устойчивости мифологического сознания = функции мифа. a. отбирает и тщательно перерабатывает традиции и знания людей; b. воспитание нравственности и этикета; c. основа для развития искусства; d. способствует сохранению веры; e. укрепляет авторитет власти. Типы мифов: 1) космогонические, 2) календарные, 3) этнологические, 4) эсхатологические, 5) этиологические, 6) о героях. Религия – интуитивная отрасль ДК, которая рассматривает человеческие ценности и основана на догматах. Религия как феномен культуры пытается ответить на вечные вопросы: - в чем смысл жизни? - почему существует мир? - что в мире является наиважнейшим и сакральным?
Религия формирует определенный тип сознания – религиозный, который характеризуется следующими особенностями: a. Религиозное сознание противостоит мифологическому сознанию, научному сознанию, художественному сознанию, обыденному сознанию. b. Религиозное сознание включает догмы, церковь, историю и право. c. Религиозное сознание имеет индивидуальный характер и присутствует в сознании членов общества в разном объеме. d. Религия доступна всем, и в качестве основной ценности она рассматривает опыт переживаний отдельного человека. это характерно для всех религий: первобытных сообществ, национальных, мировых. Три мировые религии I. Буддизм (6-5 вв. до н.э.) II. Христианство: - католичество - православие 3 – 4 в. н.э. - протестантизм – 15 в. н.э. III. Мусульманство (6-7 вв. н.э.) Любая религия формирует в человеке толерантность – терпимость в отношении к др. человеку, его взглядам и чувствам, религиозному вероисповеданию.
Религиозная символика Русский поэт А.Белый в работе «Смысл искусства» в нач. ХХ в. писал:«Религия есть связь переживаний. Переживания бывают единоличные и коллективные. Религия есть связь переживаний». Поэт отмечал, что процесс построения моделей переживания – это процесс символизации. Роль Символов в религии была исследована многими учеными- культурологами Богданов Александр Александрович (1873-1928) в работе «Теология» отмечает: «символы фиксируют» живую пластическую ткань психических образцов, аналогично тому, как скелет фиксирует пластическую ткань коллоидных белков нашего тела». В религиозном культе символическую роль играют следующие явления: А) свет (свечи, лампады, паникадила); Б) одежда священнослужителей; В) фетишизированные звуки (Сороки П.А.): заклинания, заговоры, молитвы; Г) магия имени (символическим обозначением имени И.Х. была Рыба, что означало мистическую тайну. Спас) Д) двуязычие религии: н-р, в православии – церковно-слав.язык и древнерусский язык, затем русский; в мусульманстве- арабский язык и татар. Е) символическое пространство архитектуры, котрое всегда символично. Ж) символическое пространство музыки – ритм. В древнегреческом искусстве особняком стоят явления иконописи и житийной литературы, которая также играют символическую роль. В заключении, любая религия и идеология складывается из разного рода символов, культивирует их и пытается ими защититься.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.009 с.) |