Мифология как объект культурологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифология как объект культурологических исследований



В ХХ в. культурологи, сделав объектом своих исследований миф, попытались ответить на следующие вопросы:

· почему для объяснения природы и общества человек стал использовать миф?

· почему мифологическое сознание устойчиво?

Эволюционисты: Бронислав Малиновский полагал, что миф не просто объяснение явлений, это мощная социальная сила и закон. В мифе определяется вера, мораль и мудрость.

Символизм: Э. Кассирер развеял традиционное представление о мифе как сказке или ср-ве объединения сообщества людей. Он выделил самостоятельные феномены культуры: язык, миф, религия, искусство, наука, история. Они сложны, разгадать их мышление в случае целостного изучения деятельности человека. миф и религия труднее всего поддаются логическому осмыслению.

Структурализм: К. Леви-Строс, изучив мифы отдельных этнических групп, провозгласил новую точку зрения на явления ДК. «Задача мифа – создать логическую модель для преодоления противоречий». Структуру мифа ученый сравнивал с естественным языком. Основные функции мифа – средство общения и средство мышления. Для объяснения мира и противоречий в нем в мифах разных народов используется один логический механизм. В его основе лежат бинарные оппозиции, т.е. «+» и «–«оценка сознанием всего сущего. Бинарные оппозиции вживаются во всевозможные элементы.

1) пространство: небо – земля, суша – море;

2) время: день – ночь, зима – лето, весна – осень;

3) общество: старший – младший, высший – низший;

4) число: чет – нечет;

5) жизнь: счастье – горе.

Натурализм: Юнг К.Г. полагает, что миф, религия, художественное творчество фиксирует коллективное бессознательное. Мифы сотканы из Архетипов, и потому они вечны и господствуют над человеком.

Таким образом, по мнению культурологов миф постигает мир как нечто целостное и организованное, как систему.

Мифологическое сознание: особенности и причины устойчивости

Размышления о характере мифологического сознания, одни культурологи называли его мистическим, другие – рациональным. Лосев А.Ф. указывает, что в границах мифологического сознания «ни в какой вещи человек не находит ничего устойчивого».

Сознание - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать действительность в системе идеальных образов: чувств, мыслей, настроений, целей, идеалов.

Мифологическое сознание содержало начала религиозного сознания, нравственного сознания, эстетического сознания и философского сознания. Оно закрепляло в образной форме системы ценностей каждой общности.

Мифологическое сознание раскрывает мир человеческой культуры. Человек усваивает через миф смыслы культуры и вступает с ними в диалог, стремясь перевести на внутренний язык своего понимания их содержание.

Причины устойчивости мифологического сознания = функции мифа.

a. отбирает и тщательно перерабатывает традиции и знания людей;

b. воспитание нравственности и этикета;

c. основа для развития искусства;

d. способствует сохранению веры;

e. укрепляет авторитет власти.

Типы мифов:

1) космогонические,

2) календарные,

3) этнологические,

4) эсхатологические,

5) этиологические,

6) о героях.

Религия – интуитивная отрасль ДК, которая рассматривает человеческие ценности и основана на догматах.

Религия как феномен культуры пытается ответить на вечные вопросы:

- в чем смысл жизни?

- почему существует мир?

- что в мире является наиважнейшим и сакральным?

 

 

Религия формирует определенный тип сознания – религиозный, который характеризуется следующими особенностями:

a. Религиозное сознание противостоит мифологическому сознанию, научному сознанию, художественному сознанию, обыденному сознанию.

b. Религиозное сознание включает догмы, церковь, историю и право.

c. Религиозное сознание имеет индивидуальный характер и присутствует в сознании членов общества в разном объеме.

d. Религия доступна всем, и в качестве основной ценности она рассматривает опыт переживаний отдельного человека. это характерно для всех религий: первобытных сообществ, национальных, мировых.

Три мировые религии

I. Буддизм (6-5 вв. до н.э.)

II. Христианство:

- католичество

- православие 3 – 4 в. н.э.

- протестантизм – 15 в. н.э.

III. Мусульманство (6-7 вв. н.э.)

Любая религия формирует в человеке толерантность – терпимость в отношении к др. человеку, его взглядам и чувствам, религиозному вероисповеданию.

 

 

Религиозная символика

Русский поэт А.Белый в работе «Смысл искусства» в нач. ХХ в. писал:«Религия есть связь переживаний. Переживания бывают единоличные и коллективные. Религия есть связь переживаний». Поэт отмечал, что процесс построения моделей переживания – это процесс символизации.

Роль Символов в религии была исследована многими учеными- культурологами

Богданов Александр Александрович (1873-1928) в работе «Теология» отмечает: «символы фиксируют» живую пластическую ткань психических образцов, аналогично тому, как скелет фиксирует пластическую ткань коллоидных белков нашего тела».

В религиозном культе символическую роль играют следующие явления:

А) свет (свечи, лампады, паникадила);

Б) одежда священнослужителей;

В) фетишизированные звуки (Сороки П.А.): заклинания, заговоры, молитвы;

Г) магия имени (символическим обозначением имени И.Х. была Рыба, что означало мистическую тайну. Спас)

Д) двуязычие религии: н-р, в православии – церковно-слав.язык и древнерусский язык, затем русский; в мусульманстве- арабский язык и татар.

Е) символическое пространство архитектуры, котрое всегда символично.

Ж) символическое пространство музыки – ритм.

В древнегреческом искусстве особняком стоят явления иконописи и житийной литературы, которая также играют символическую роль.

В заключении, любая религия и идеология складывается из разного рода символов, культивирует их и пытается ими защититься.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.011 с.)